Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Москва – Варшава: навстречу реальности

Москва – Варшава: навстречу реальности

Визит польского премьера в Россию – только начало диалога
Виктор Грибачев
11.02.2008
Москва – Варшава: навстречу реальности

Однодневный визит премьер-министра Польши Дональда Туска в Россию небывало широко начали комментировать еще за неделю до его приезда в Москву. Сами итоги переговоров, которые были абсолютно точно спрогнозированы заранее, получили куда меньшее освещение в газетах.

Польско-российские отношения в Варшаве многие предпочитают именовать «замороженными»: с декабря 2001-го глава польского правительства ни разу не побывал в Москве. Сегодня Польша, как уверяют, решила наконец-то взяться за «восточное направление» своей внешней политики. Потому что после развала Советского Союза Варшава твердо решила стать исключительно «западным демократическим государством». Подразумевая полную готовность признать Вашингтон своим инструктором по адаптации к «великим завоеваниям» американской политики.  

Дональд Туск еще до избрания на пост премьера обещал поменять политические приоритеты, то есть «вспомнить» о существовании России. Той самой, которую не так давно глава кабинета министров Ярослав Качиньский - в полном согласии со своим братом, президентом Лехом Качиньским – в упор не замечали, предлагая считать роль Польши в Европе «исключительной». Одна из причин победы партии Дональда Туска «Гражданская платформа» на парламентских выборах осенью прошлого года – обещание улучшить отношения с Москвой, правда, с надеждой на то, что Россия также пересмотрит свои оценки польской политики. Визит Д. Туска Москву – выполнение предвыборных обещаний и попытка подступиться к «завалам», оставленным предшественниками. Как он заявил, в российско-польских отношениях необходимо «делать в три раза больше, а не в три раза меньше, чтобы это привело к их улучшению». Поэтому «интенсивность польско-российских отношений, количество встреч на высоком уровне - все это предварительные, хорошие жесты с обеих сторон», представляющие «хорошее начало».  

В Москве «двери» для польских политиков, готовых реалистично оценивать ситуацию, а не приезжать со списком малопонятных претензий и переизбытком амбиций, были открыты всегда. Наш МИД перед визитом Дональда Туска об этом и напомнил.  

Уже было ясно: никакие наши дипломатические и пропагандистские попытки изменить решение Варшавы о размещении элементов американской противоракетной обороны на территории Польши желаемых результатов не дают.

Дональд Туск именует Варшаву «союзником» Вашингтона, возможный удел российско-польских отношений определяет размытым понятием «партнерство». Впрочем, Сергей Лавров недавно заявил, что Россия «не собирается оказывать никакого давления на Польшу и других участников переговоров о создании третьего позиционного района» американской ПРО в Европе. Сегодня складывается впечатление, что «давить» уже бессмысленно, польский коллега Лаврова недавно побывал в Вашингтоне и сообщил, что совместная польско-американская декларация по вопросу о размещении элементов ПРО может быть подписана уже в марте. Но Д. Туск пока демонстрирует свои дипломатические способности, а потому перед самым визитом объявляет: мнение его министра иностранных дел Радослава Сикорского насчет принципиальной договоренности о базе ПРО преждевременно, «по этому проекту еще нет окончательного решения» и предлагает ждать «финала».  

В Москве прекрасно понимают, как этот финал будет выглядеть в самое ближайшее время. Сказать, что он сложится в пользу Варшавы, конечно, можно.

Но тогда под этой пользой надо понимать: в случае возникновения конфликта между Соединенными Штатами и Россией мы должны будем уничтожить американские ракеты в Европе – ядерным ударом по этим базам.

Там, где они размещены. Поэтому каждый сам решает, велика ли польза от добровольного выбора статуса заложника политики Белого дома…  

Варшава просто демонстративно не хотела обсуждать с Москвой проблемы, которые она же сама создавала. Дабы акцентировать свою значимость в европейских делах, братья Качиньские еще осенью 2005-го возвели в ранг политических «мясной вопрос». Тогда Москва предупредила Варшаву о возможном введении запрета на ввоз мяса из Польши - если не будут устранены все нарушения, связанные с качеством экспортных продуктов: транзитом к нам поступала буйволятина из Юго-Восточной Азии. Пошумев о «давлении русских» на самом высоком уровне, Качиньские не отреагировали – и эмбарго вступило в силу. После чего Варшава перенесла свои претензии на более высокий уровень, блокировав переговоры Москвы и Евросоюза по заключению нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Политика ударила по экономике, поляки оценили тогда свои ежедневные потери из-за блокады экспорта продовольствия в Россию в два миллиона долларов.  

Поэтому на переговорах с Дональдом Туском Владимир Путин спокойно напомнил: «Хочу заверить Вас, что проблемы, которые возникли в наших отношениях в последние годы, не были продиктованы желанием как-то ущемить наших партнеров. Они были продиктованы стремлением защитить наши собственные экономические интересы, но никогда нами не политизировались». Обтекаемое мнение польского премьера можно считать сигналом к тому, что «мясной вопрос» все же будет решен в обозримом будущем: «Экономика – это излюбленная область для порядочных, хороших людей, особенно когда обе стороны относятся друг к другу с уважением и хотят что-то выиграть для себя». После чего Польша снимет вето на начало переговоров между Россией и ЕС о новом соглашении по партнерству и сотрудничеству. Д. Туск во время визита сообщил: поляки должны убедиться, что Москва действительно открыла доступ для польского мяса на свой рынок. Но, напомним, не для буйволятины, каким бы деликатесом она ни считалась в далеких и жарких странах.  

Третьим предметом бесед Д. Туска в Москве было предложение Варшавы заменить планы строительства балтийского газопровода «Северный поток» по дну Балтики - чаще именуемый иностранным именем «Норд стрим» - своим, как уверяют, более дешевым альтернативным сухопутным проектом. Предлагавшийся газопровод «Амбер» должен был из России пройти через территории Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Германии.  

Москва вежливо, но категорически идею «завернула». По территории Польши уже проходит нитка газопровода Ямал-Европа, который снабжает российским газом европейские страны. «Ниток» должно было быть две, но семь лет назад Варшава отказалась от проекта. Можно сколь угодно много говорить о дешевизне предлагаемого «Амбера» - но только с точки зрения финансовых затрат.

Для Москвы цену политического риска при строительстве газопровода по территории Прибалтики и Польши даже трудно сосчитать…

Все небогатые итоги визита Дональда Туска были просчитаны заранее. Сегодня российские оптимисты размышляют на тему «нового этапа сотрудничества», польские - аккуратно говорят о «возвращении к нормальности». И те, и другие, полагаю, помнят заявление президента Польши Леха Качиньского о политических проблемах для страны, которые создает внешняя политика премьера Дональда Туска: «Москва до сих пор пытается влиять на Польшу, тогда как страны Центральной Европы навсегда вышли из сферы влияния России».  

Он выступил с ним в январе, предваряя визит премьера. Значит, переговоры Дональда Туска в Москве были пока небольшим шагом Польши навстречу реальности.  

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.