Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Между Калигулой и каннибалами

Между Калигулой и каннибалами

Зеленский пробивает новое дно правового нигилизма
Святослав Князев
06.11.2020
Между Калигулой и каннибалами

Украинский президент Владимир Зеленский готовится превзойти своих предшественников в деле растаптывания конституции и узурпации власти. Он решился на беззаконие, на которое не решались даже Порошенко с Турчиновым. А именно — на насильственный разгон Конституционного суда Украины.

Повод для срыва у Зеленского – достаточно серьезный. КСУ одним махом разрушил тщательно выстроенную Западом вертикаль тотального контроля над украинскими чиновниками: суд лишил ряда полномочий Национальное агентство по противодействию коррупции и изменил процедуру электронного декларирования доходов в стране.

Небольшое пояснение. После Майдана в Киеве был создан целый ряд правоохранительных органов и властных структур, «антикоррупционной» направленности, полностью подконтрольных западным государствам и предназначенных, по информации украинских СМИ, для перекачки информации за рубеж. Специальные бюро, прокуратура и суд, по сути, дублировали полномочия существовавших ранее в «незалежной» органов и не прославились никакими особыми достижениями на почве реальной борьбы с коррупцией. Зато их руководители фигурировали в целом ряде скандалов – от перекрестной «прослушки» с другими силовиками до подозрений в криминальных деяниях. «Антикоррупционные» органы ввели базу электронных деклараций, обнародовали их и напрямую сверяли с реестрами, содержащими имущественную информацию.

Таким образом украинские чиновники и силовики оказывались «на крючке» у иностранных структур. Причем это касалось как настоящих коррупционеров, так и людей, к коррупции не имеющих никакого отношения, но имеющих с ними родственные связи.

Дело в том, что, согласно продиктованным с Запада изменениям в украинское антикоррупционное законодательство, заполняющие декларации лица подлежали уголовной ответственности за «недостоверные» данные относительно не только своего личного имущества, но и имущества всех прописанных с ними людей. Основанием для возбуждения дела могли быть технические ошибки или попытки родственников что-то утаить друг от друга. Следует отметить, что все вышеперечисленные данные были доступны украинским правоохранительным органам и до Майдана. Но после 2014 года они стали прекрасными компрометирующими материалами для установления контроля над представителями «незалежных» властей.

«В стране, где благодаря покровительству из-за океана не сидит даже разоблаченный самими «соросятами» Свинарчук, вся система так называемых антикоррупционных органов служит исключительно одной цели: держать на крючке внешних управляющих весь политический и управленческий класс Украины», – приводит издание «Страна.UA» слова одного из авторов обращения в КСУ по поводу законности электронного декларирования, парламентария Олега Волошина.

«Когда еще вводилось электронное декларирование, сами параметры, по которым должны были декларировать имущество, не были однозначными. До сих пор НАПК дает разъяснения и поясняет некоторые нормы по декларированию. Те же требования о срочном внесении в электронную декларацию изменений имущественного состояния не были борьбой с коррупцией или ее предохранителем. Но давали право антикоррупционным органам делать план, создавая видимость борьбы с коррупцией», — цитирует «Страна.UA» адвоката Ростислава Кравца.

Конституционный суд, как уже говорилось выше, счел новые полномочия «антикоррупционных» органов не соответствующими основному закону. Для официального Киева это стало ударом ниже пояса. А ведь КСУ по своим полномочиям номинально стоит выше и президента, и Верховной рады.

Решение конституционных судей вызвало волну возмущения на Западе. Посольства западных держав публично заговорили о своей «встревоженности». «Мы поддерживаем украинский народ. Украина не должна возвращаться в прошлое», – заявили послы G7.

Финансируемые западными донорами некоммерческие организации в свою очередь заговорили о необходимости уволить судей КСУ, обещая украинским властям поддержку со стороны своих спонсоров.

«Гарантирую, что весь мир это поддержит. За исключением разве что Кремля. Скажу вам больше: если Зеленский это сделает, я буду первым, кто подставит ему плечо. Во всяком случае в этом», — написал в Фейсбуке глава правления «Центра противодействия коррупции» грантоед Виталий Шабунин.

По неофициальным каналам разговоры с Зеленским, очевидно, состоялись куда более жесткие, так как у украинского президента началась форменная истерика, «Остапа понесло». Украинский лидер подал в Верховную раду законопроект, содержащий два ключевых пункта: объявление решения КСУ «ничтожным» и прекращение полномочий Конституционного суда.

Проблема только в том, что увольнение КСУ Радой законодательно не предусмотрено. Это – еще более жесткое нарушение, чем свержение Януковича в 2014 году, когда украинский парламент под давлением радикалов грубо нарушил конституционную процедуру.

Теперь же Рада может попытаться разогнать орган, который ее же саму и контролирует. С правовой точки зрения с таким же успехом наемный работник может захотеть уволить своим приказом директора предприятия.

Впрочем, дело, конечно, не в Раде, а в Зеленском. Украинский президент действует так, словно он император с неограниченными абсолютистскими полномочиями. И когда ему попытались объяснить, что так делать нельзя, он просто пришел в бешенство.

«Странное поведение судей Конституционного суда в считанные часы поставило страну на грань катастрофы. Или страна снова будет втянута в кровавый хаос, или государство снова как система прозрачных правил и договоренностей прекратит свое существование. Или мы, наконец, станем действительно мощной политической силой и скажем свое слово – «нет». Нет лжи… Время требует от нас правильных эмоций и смелости ... Сегодня надо показать свое единство, показать, что мы партия, которая умеет драться за себя, за свое имя, за свою политику. Неужели вы не видите, что другие партии, которые еще вчера должны были уйти в небытие, стоят в стороне и смеются. Может, докажем, что мы намного сильнее?», – заявил Зеленский в своем обращении к парламентской фракции «Слуга Народа».

Дальше его понесло еще сильнее.

«Это даже не просьба. Никаких просьб, когда уничтожают ценности. Проживем и без просьб… История не судит победителей. И если я решу, что путь разрешения кризиса возможен только через предложенный закон - надо обязательно поддержать. Если мы найдем другой, менее конфликтный путь – будет другое решение. Но пока могу сказать только одно: последнее решение Конституционного суда, эти скандальные фундаментальные законы – прямой и быстрый путь к кровопролитию. И если тот хаос, который творит Конституционный суд за деньги, мы не остановим, тогда получим противостояние на улицах. И, кстати, этот ответ общества будет жестким, но справедливым. Готовы ли мы поставить на кон гибель страны? А если нет, то вместе берем на себя ответственность и вместе восстанавливаем справедливость и законность», – продолжил он. 

Когда угроз уличного насилия оказалось недостаточно, Зеленский пошел еще дальше.

«Я не верю, что судьи пойдут против общественности... Это будет уже дело не наше, а дело соответствующих органов», – заявил он в ток-шоу «Свободе слова» на телеканале ICTV.

Свое агрессивное отношение к КСУ Зеленский объяснил тем, что из-за решения Конституционного суда он может лишиться возможности неконтролируемо делать внешние заимствования.

«Мы получили сигнал от МВФ: никакого сотрудничества не может быть, никакой миссии не будет. А что значит не будет миссии?.. Нам нужна помощь от наших партнеров. Такие же сигналы мы получили от Всемирного банка и «Большой семерки»», – уточнил он.

Но дальше – больше.

Зеленский возмущенно объявил, что за закон в принципе держаться не нужно – мол, по закону, например, свергнуть Януковича не получилось бы. И уточнил, что, по его мнению, глава Конституционного суда в данной ситуации уступит – ведь «у него же есть семья»…

Надо сказать, что до такого не опускались даже лидеры самых аморальных людоедских режимов вроде гитлеровского. Других примеров, когда глава государства неприкрыто угрожал бы расправиться с семьей судьи, чтобы заставить того принять неправосудное решение, прямо нарушающее конституцию, в современной мировой практике пожалуй вообще не найти. В племенах каннибалов, скрывающихся в укромных уголках планеты, наверное, и то проявляют больше уважения к своим неписаным законам. Если у поведения Зеленского и есть параллели, то разве что в легендах о самодурстве Калигулы. Разгон неугодного Конституционного суда – это поступок примерно того же уровня, что и мифические попытки сделать коня сенатором.

Венецианская комиссия и Группа государств против коррупции поспешили осудить идеи Зеленского. Однако украинского президента это нисколько не смутило. К западным структурам он относится очень выборочно.

Судя по всему, его трогают всего две вещи. Первая – это возможность получать кредиты, которые после «прогона» через проекты вроде пресловутой «Большой стройки» оседают в карманах Зе-команды. А вторая (гипотетическая) – это гарантии безопасности от западных теневых игроков. Ведь не зря же бывший комик объявил войну конституции собственной страны вскоре после странной встречи тет-а-тет с руководством британских спецслужб.

Первые угрозы Зеленского в адрес руководства КСУ уже начали воплощаться в жизнь. Давно позабытый всеми «Автомайдан» неожиданно возродился и собрался домой к теще председателя Конституционного суда Александра Тупицкого. В соцсетях разгоняются наскоро сделанные ролики о том, что у родственников главы КСУ есть дом и квартира в Киеве… При этом никого не смущает то, что на фоне окружения самого Зеленского Тупицкий и его семья – просто нищие. Как и то, что о пресловутом доме почему-то никто не вспоминал в прошлом году, когда судьи КСУ согласились признать конституционными неоднозначные досрочные выборы Рады, проведенные в интересах президентской партии «Слуга Народа».

Нужно отдать должное украинским конституционным судьям. Несмотря на чудовищный прессинг, они не только не стали отзывать свое решение, но и приняли в свое рассмотрение еще более болезненное для Зеленского и его окружения дело – о соответствии конституции закона о свободной продаже земли.

И если КСУ признает этот закон неконституционным, значительная часть «западных партнеров» от него сразу отвернутся…

Момент для политических войн Зеленский выбрал не самый лучший. Его партия «Слуга Народа» с треском провалилась на местных выборах, собрав в масштабах страны всего около 19% голосов и уступив на Западе и в Киеве «Европейской Солидарности» Петра Порошенко, а на Юго-Востоке – региональным проектам градоначальников и «Оппозиционной платформе – За жизнь».

Война с Конституционным судом способна окончательно подорвать легитимность действующей власти и вывести центробежные тенденции на новый уровень.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..