Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Метания Ангелы Меркель

Метания Ангелы Меркель

Как события в Греции повлияли на выборы в Германии
Светлана Погорельская, Бонн
12.05.2010
Метания Ангелы Меркель

 В Германии выборы в ландтаг земли Северный Рейн - Вестфалия называют «малыми федеральными выборами» - они в решающей степени влияют на работу центрального правительства и служат индикатором настроений избирателей. Выборы, прошедшие 9 мая в ФРГ, положили конец "черно-желтому" большинству - коалиции христианских демократов и либералов.

Несомненно, что в локальных выборах немалую роль играют вопросы местной политики. Однако на исход этих выборов решающее воздействие оказало поведение партий в делах федерального и международного масштаба. Твердую позицию Ангелы Меркель в вопросах помощи Греции в феврале-марте этого года (тогда она отказалась от безоговорочной помощи и потребовала осуществить ее исключительно в рамках договоров, соединив ее со штрафными санкциями) наблюдатели связывали с ее стремлением укрепить позиции ХДС у немецких избирателей. Опросы показывали, что 65% немцев не одобряли грядущие платежи Германии в пользу грекам. Принимая в конце марта пакет мер, определяющих помощь для Греции, ЕС исходил из того, что уже сам факт его существования успокоит финансовые рынки. Этот пакет сначала был истолкован в Германии как очевидная победа «народной педагогини» Ангелы Меркель. Всё в нем казалось правильным: он соответствовал букве Лиссабонского договора - помощь предоставлялась в форме билатеральных кредитов, не нарушая статью 125, сами кредиты не содержали элементов субсидий, да к тому же оставалась надежда, что Греция, объявившая о принятии масштабной программы экономии средств, сама сможет выйти из кризиса. В прессе упоминалось и о «тайной договоренности» между Меркель и Папандреу: греческий лидер обещал Меркель не просить Евросоюз о помощи до исхода выборов в земле Северный Рейн-Вестфалия. Однако обещание это он сдержать не смог: «солидарность», которую пообещал Евросоюз Греции, не успокоила финансовые рынки, а греческие программы экономии средств их не убедили – международные спекулянты напали на Грецию настолько активно, что о помощи ей пришлось просить уже 19 апреля.

Немецкое правительство попало в сложную ситуацию. Суммы, в которых нуждалась теперь Греция, намного превышали те, что обещал ей ЕС в его первом пакете.

Уже к концу апреля Меркель стояла под огнем критики оппозиционных партий – например, по мнению СДПГ, Меркель не следовало в феврале возражать против европейских планов спасения Греции, оттягивать решение, требовать штрафных санкций. Если бы-де она уже тогда согласилась выдать Греции бланко-чек, эту несчастную страну не заели бы финансовые спекулянты и суммы, которые придется теперь отстёгивать Германии для спасения средиземноморского партнера по валютному союзу, не оказались бы такими чудовищными.

Суммы действительно всё росли и росли, поскольку эксперты открывали у греков всё новые и новые дефициты, а международные рейтинговые агентства беспощадно выкладывали греческие проблемы на общее обозрение. Меркель металась, стараясь примирить долгосрочные интересы Европы и сиюминутные интересы своих избирателей. Объясняла, что в нынешней ситуации помочь Греции действительно необходимо, что это нужно для спасения еврозоны, что в случае банкротства этой страны рухнут и немецкие банки, которые опять, как это уже было в ходе финансового кризиса 2008 г. - придется спасать – а это обойдется дорого. Положение Меркель в эти дни было воистину незавидным. Уж очень трудный шпагат приходилось ей делать: еще в феврале она заявляла, что «хороший европеец – не тот, кто спешит на помощь, а кто, уважая европейские договоры и национальные законы, помогает так, чтобы не повредить стабильности еврозоны». Теперь же получалось, что ради спасения еврозоны придется, возможно, нарушить как европейские договоры (ст.125 договора о порядке работы ЕС), так и решение германского Конституционного суда. Создавалась интересная ситуация: «хорошим европейцем» мог быть только плохой европеец.

7 мая Бундестаг в экстренном порядке принял закон о предоставлении Греции кредитов.

В прениях Меркель пришлось выслушать немало замечаний от социал-демократов, замечаний, больше обусловленных интересами предвыборной борьбы. Выдать Греции в феврале бланко-чек значило бы создать прецедент для остальных «недобросовестных» стран.

Предвидеть атаку спекулянтов было невозможно, наказать их – сложно, ибо ничего нелегального они не делали. И, тем не менее, нападки оппозиции сыграли свою роль. Выборы в ландтаг проходили 9 мая – в тот же день в Брюсселе европейские стратеги в срочном порядке разрабатывали новый пакет стабилизации евро, спеша принять его до открытия бирж в понедельник. Если бы этот пакет был принят хотя бы днем раньше, результаты выборов для ХДС, возможно, были бы лучше. Брюсселю удалось извернуться, не нарушая Лиссабонского договора – в ход пошла статья 122, разрешающая странам сообщества помощь в экстренных случаях типа войн и природных катастроф. Атака международных спекулянтов была приравнена к таким экстренным случаям. Первый платеж гигантской суммы в 750 миллиардов долларов (из которой 250 миллиардов пришлось на долю МВФ) составляет 60 миллиардов и должен быть, по статье 122, выплачен из фонда экстренной помощи ЕС. Теперь, как заявила Меркель корреспондентам, можно и передохнуть – эти деньги уже есть, поэтому Бундестагу не нужно в очередном экстренном заседании принимать новый закон о помощи, можно не торопясь обсудить его во фракциях.

Однако результаты выборов в ландтаг Северного Рейна – Вестфалии обусловлены, разумеется, не только несчастливым для ХДС стечением обстоятельств. Комментаторы говорят о «квитанции за неудачный старт», которую избиратели выдали своему правительству.

В начале февраля, обсуждая первые 100 дней работы нового правительства, эксперты почти единогласно сочли эту работу неудовлетворительной.

Негативно оценивали и роль Гидо Вестервелле, министра иностранных дел, в интересах предвыборной борьбы ударившегося в вопросы внутренней политики. Будучи руководителем СвДП он имел на это право, однако спорные внутриполитические сентенции из уст министра иностранных дел оказали обратное ожидаемому воздействие. Вестервелле стал чуть ли не самым непопулярным политиком. За первые 100 дней правительству не удалось осуществить ни одной из намеченных в коалиционном договоре реформ. Потом началась греческая трагедия. Потом прошли выборы в ландтаг самой многочисленной федеральной земли – а с ними и шансы эти реформы осуществить. 10 мая Ангела Меркель заявила, что запланированного снижения налогов (главный пункт в программе СвДП) в ближайшие два года не будет. Консолидация бюджета значительно важнее. «Господин Вестервелле знает, что я сказала. Мы говорили с ним о том, как я вижу эту тему», – подчеркнула она. Для либералов, так амбициозно заявивших о себе при старте нового правительства, потеря большинства в Совете федерации может стать началом политического конца. Меры, предлагаемые ими, похоже, не найдут поддержки ни у социал-демократов, ни у Зеленых.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.