Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Каков Обама – такова и Псаки

Каков Обама – такова и Псаки

Любимица российской аудитории возвращается на работу в Белый дом
Андрей Федяшин
27.02.2015
Каков Обама – такова и Псаки

Барак Обама снова забрал представительницу госдепартамента США, неподражаемую забаву всего журналистского корпуса госдепа, Дженнифер Рене «Джен» Псаки к себе. С 1 апреля Джен официально заступает на пост директора отдела связей Белого дома и помощника президента. На следующей неделе она вроде должна закончить брифинги и переехать в Западное крыло Белого дома, чтобы начать принимать дела от предшественницы, Дженнифер Палмиери.

Между прочим, все эти перемены совсем не просто так. Это часть уже начавшегося предвыборного «исхода» ведущих помощников и советников из администрации 44-го президента США. Выборы в США пройдут в ноябре 2016 года, и президентская кампания уже потихоньку начинает захватывать умы всех, кто чувствует, что пора подумать о будущем без Барака Обамы. Дженнифер Палмиери пока не говорит, куда именно она уходит.

Но вот другой советник Обамы, Джон Подеста, который уже известил президента о том, что прощается с ним, объявил: он перемещается в избирательную кампанию жены бывшего президента, бывшего госсекретаря и сенатора Хиллари Клинтон.

Туда же тянутся и еще несколько человек.

Подеста был главой администрации Белого дома при Билле Клинтоне. Обама, между прочим, «нанимал» его чуть больше года назад, чтобы тот «отшлифовал» президентский имидж. Уж очень низко тогда упал рейтинг лауреата Нобелевской премии. При имени Подеста автоматически вспоминается крупнейший скандал клинтоновских времен – адюльтер 42-го президента США со стажеркой Белого дома Моникой Левински. Последняя в 1996 году так ярко ворвалась в жизнь Клинтона, что почти довела его до импичмента и развода с женой Хиллари. Спас «друга Билла» от невиданного позора как раз Джон Подеста, ветеран вашингтонской политики и самый искусный стратег демократов. Говорят, что если бы он не «обработал» сенаторов, то Клинтон вошел бы в вашингтонские анналы как первый «выброшенный» из Белого дома президент США.

Собственно, можно вполне сказать, что неподражаемая пресс-фея пресс-отдела дипломатического ведомства не столько уходит из госдепартамента, сколько возвращается в Белый дом. По большому счету, она с 2013 года работала в Foggy bottom – «Туманной низиной» в Вашингтоне называют госдеп, поскольку он расположился в некогда болотистой и вечно мокрой низменности близ Потомака – вроде как «взаймы». В свое время миниатюрная Джен была «разъездным пресс-секретарем» избирательной кампании «друга Барака» в 2008, а потом и в 2012 году. Она даже была замом директора отдела связей Белого дома. И, более того, еще в 2013 году рассматривалась как один из основных кандидатов на пост официального представителя Белого дома - когда эту должность собрался покидать Джей Карни. Но тогда предпочтение Обама отдал Джошу Эрнсту. Видимо, уже хорошо знал, что такое Псаки.

Любое перемещение чиновника такого ранга из госдепартамента в Белый дом вполне можно было бы рассматривать как повышение. Отдел по связям Белого дома - это департамент, через который президент общается со всеми партиями, общественными организациями, движениями, объединениями, лоббистскими конторами, газетами, журналами, телевидением, издательствами. Сюда приглашают для бесед и переговоров, дают «вектор направления» политики, напоминают, как и в какой степени можно «отклоняться от линии», в какую сторону идти, смотреть и дышать, а также куда идти, смотреть и дышать не рекомендуется. Этот отдел щупает пульс Америки, и именно здесь получают рекомендации все президентские спичрайтеры. В общем, это некоторая смесь Отдела пропаганды ЦК КПСС с Отделом печати - в американском варианте.

При всех прочих нормальных составляющих повышением такое перемещение и было бы. Но есть во всем происходящем некоторая загвоздка. Отдел занят, как официально определены его задачи, «продвижением повестки дня президента». Но повестка дня у президента, вступившего в «последнюю четверть» своего правления, собственно, уже исчерпана. В ноябре прошлого года республиканцы уже полностью «ампутировали» у Обамы конгресс: у них большинство и в сенате, и в палате представителей. Обама уже никаких своих законодательных инициатив провести через Капитолийский холм не может.

Никакой внутренней повестки дня у Обамы, собственно, и не осталось.

С внешней стороны – только борьбы с «Исламским государством». Созданным, между прочим, не без помощи самого Вашингтона.

Ну и, конечно же, вендетта «друга Барака» против Владимира Путина.

Обама уже не раз выступал с личными выпадами и насмешками в адрес российского президента, называя его то «нерадивым учеником», то «скучным», то… Даже опускаться не хочется. На таком уровне это еще никогда не было признаком силы. Наоборот.

Обычно все такого рода ядовитые замечания «за глаза» в клубе сильных мира сего есть не что иное, как попытка расквитаться с кем-то за собственное бессилие или внешнеполитическую неадекватность. С такой же энергичностью старики обычно язвят в адрес молодых.

Кроме того, Джен уже известила руководителя администрации Обамы, что она беременна, и где-то в июне или в июле должна родить, так что ей уже обещали комфорт на новом месте и щадящий график. Дженнифер – которой 36 лет - надо отдать должное: она человек очень работящий, трудоголик, как, впрочем, большинство в администрации, но первый год после рождения ребенка это не совсем подходящее время для полной самоотдачи.

Как говорил один очень известный государственный деятель еще советских времен, если надо убрать человека с поста тихо и без скандалов, а сделать это проблематично, то лучше всего его сначала повысить в должности, а потом «свести на нет». Не в буквальном, конечно, смысле слова. Джен сначала уберут с телевизора.

При всей значимости ее нового поста, она уже не будет так рельефно и зримо присутствовать на телевидении и удивлять несуразицами союзников и противников США во всем мире.

Джен на новом месте будет заниматься, как сказано, и внешней политикой: Ираном, «ИГ», Украиной, Ближним Востоком и так далее. Хотя область внешнеполитических знаний у нее ощутимо ограничена той самой Press Guidance Book или просто Guidance Book – «Книгой рекомендаций для прессы». Это тот самый большой том, где собраны все заявления госдепа, где собраны рекомендации о том, как и на какие вопросы отвечать, как на них не отвечать, как срезать «острые углы», шлифовать неровности, в каких выражениях высмеивать оппонентов, какие выражения не употреблять в отношении друзей, союзников или врагов и все прочее. Нечто вроде катехизиса госдепа, от которого не следует отклоняться.

В принципе, наша пресса уже так ощутимо позлословила на предмет неуклюжих, нелепых, глупых, отчаянно глупых, смешных, примитивных высказываниях пресс-секретаря госдепартамента, что даже не хочется ее больше обижать. Особенно в этот непростой перинатальный период. Она ведь, в конце концов, не сама выдумывает все то, чем лавинно поражает мир. Каков хозяин – таковы и подчиненные. Если, скажем, президент Барак Обама может ошарашить весь мир во время предвыборной кампании 2008 года словами о том, что его дед «освобождал Аушвиц» – Освенцим освободила Красная Армия – а в 2014 году заявить в Брюсселе, что в Косово сначала был всеобщий референдум, а уж потом провинция получила независимость, то почему «немного поиграть с фактами» нельзя пресс-секретарям госдепартамента?

Беда только, что у госдепартамента времен Псаки словно есть некий «встречный план» несуразиц. Вот не хотелось ее ругать, все-таки скоро станет мамой, но никак не получается. В последнем брифинге госдепа от 25 февраля слышу вот это. Дословно:

Вопрос: «Украинцы говорят, что не могут отвести свои тяжелые вооружения, и это выглядит как нарушение минских соглашений. Вы считаете это нарушением минских соглашений?»

Псаки: «Надо всегда помнить о контексте. Ясно, что когда речь идет о выводе вооружений, отходе и деэскалации, в значительной мере это зависит от пророссийских сепаратистов. Они находятся в стране, которая не является их страной, а является суверенной страной».

Это Дженнифер о ком? О жителях Донецка и Луганска, которые живут «не в своей стране»? Ясно, что в госдепартаменте работают люди, которые редко падают, споткнувшись о правду. Если даже падают, то очень быстро поднимаются, словно ничего и не произошло. Но чтобы вот так откровенно лишать миллионы людей право жить на своей земле…

Вообще, если внимательно почитать все, что говорит о России и ее украинской политике госдепартамент, то недолго впасть в состояние психического расстройства. Впечатление такое, словно в Вашингтоне самым непостижимым образом ставят знак равенства между пожаром и пожарной командой. Вроде как вторые, пожарные всегда виноваты в первом - пожаре. Все, конечно, разожгла Россия.

Из всех последних заявлений Обамы, государственного секретаря Джона Керри - о поставках вооружений Киеву, о новых санкциях против Москвы в разгар выполнения минских соглашений – складывается странное, зловещее впечатление. Или, вернее, предчувствие.

Словно Белому дому для полного «торжества Минска» важнее всего, чтобы соглашения, не дай бог, не увенчались успехом.

Схожесть «либретто», по которым сейчас развивается все действие на Украине с «либретто», по которым действовал во время кавказской войны 2008 года Михаил Саакашвили, просто пугает. Впечатление такое, что Михаил Николозович, ныне советник президента Петра Порошенко по внешнеполитическим делам и закупкам оружия, приехал на Украину поупражняться в том, в чем не преуспел в свое время в Южной Осетии: в геноциде над несогласными.

То, что было в «мейнстриме» печати США и заявлениях госдепартамента в те недалекие времена, почти под копирку повторяется сегодня. Та же эмоциональная интенсивность, даже истеричность при почти полном отсутствии проверяемых фактов. Во всех руководствах по управлению/манипулированию общественным мнением подмена фактов эмоциями, морализаторством и искусственно возбужденным возмущением названа самым действенным методом. В материи, которая в последние годы называется социальной физикой и изучает законы существования и развития общества и общественного мнения, включая и методы воздействия, «управления» им есть понятие «пороговой динамики». В двух словах: это когда два противоположных постулата имеют почти равное право на существование, но при определенном усилии - своевременный вброс информации, дезинформации, действия, контрдействия - можно вызвать ассиметрию и «помочь» одному, «своему» подопечному тезису преодолеть порог и хлынуть в сознание реципиентов, уже готовых до этого принять любую точку зрения. Для противоположного мнения при этом не остается места.

Посмотрите, к примеру, на все обсуждения темы Украины в ООН, в европейских парламентах, в конгрессе США, ПАСЕ или где-либо еще. Все они производят тягостное впечатление полнейшей отстраненности от основной трагедии и существа темы, во всяком случае, со стороны постоянных представителей США и Запада.

Создается такое впечатление, что Донбасс и Луганск – как были до этого Южная Осетия и Абхазия – для всех, кроме России, это нечто вроде загона, населенного дикими, антидемократическими племенами, которые не стоят даже упоминания.

Речь идет только о спасении «революции» и молодой и хрупкой украинской «майданной демократии».

Слушая украинских представителей и их «внешнее управление», все уже давно должны были бы убедиться в том, что это не Киев направил войска на юго-восток, выжигает города Донбасса фосфорными боеприпасами, убивает детей кассетными бомбами, давит маленькие республики ДНР и ЛНР артиллерией «Град». А это Россия внезапно и коварно напала на хрупких и свободолюбивых наследников благородного Степана Бандеры. Причем сделала это в особо гнусной форме: мы им позволили провести зимнюю Олимпиаду в Сочи, а Кремль все равно, взял и набросился на младенчески незащищенный Киев.

Мне всегда казалось, что любое правительство, любой страны мира – вовсе не паинька. У каждого есть в шкафу свой скелет, и не один. Мы, Россия, в этом отношении далеко не образец добродетели. Но то, что творит ныне Киев Порошенко при помощи, увы, Вашингтона Обамы – это уже нечто из ряда вон выходящее. Это даже не политическая аморальность, которая в той или иной степени обязательно липнет к любому правительству, почти каждой страны мира. Надо иметь совершенно определенные качества, чтобы вот так, изо всех сил стараться, чтобы не выздороветь. И чтобы никто не выздоровел вокруг вас.

Никто точно не знает, кто заменит Джен Псаки на посту официального представителя госдепартамента. Чтобы прояснить этот вопрос, надо, наверное, будет подождать неделю или две. Хотя вот армянская община Франции – третья по численности после России и США в мире – уже по поводу новых кандидатов встревожилась. Журнал «Nouvelles d’Arménie» утверждает, что пост займет «общеизвестный отрицатель геноцида армян и бывший исполнительный редактор газеты «Лос-Анджелес таймс» Дуглас Франц, который потерял работу после того, как воспрепятствовал публикации статьи журналиста Марка Аракса о геноциде армян». Армяне приписывают Францу яркую протурецкость.

Американские газеты - из услужливо лояльных госдепартаменту – сейчас пишут, что Джен Псаки российские газеты превратили в «пугало», «страшилку», извращают смысл ее высказываний и прочее.

Видимо, не смотрят «посты» о Псаки, которые никак с политикой России, Путиным или Кремлем не связаны. А там все о том же – ужасающей некомпетентности и непрофессионализме. И пишут все американцы. Сотни некрасивых слов. Привести их характеристики не представляется возможным: не пройдет через модераторов.

Вот из последнего «крика» отчаявшейся республиканской, как видно, души. От некоего Уильяма Дугласа Ярнелла: «Чего-то я точно не понимаю. У меня мозговой потенциал наверняка вдвое больше, чем у типичного либерала, что на самом деле значит, что я не очень-то и сообразительный парень. Но как эти-то фактоненавистники умудряются занимать посты во власти, когда и понятия не имеют о том, что на самом деле реально происходит вокруг них?».

Это он о ком? О Джен Псаки? Или Бараке Обаме?

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.