Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 октября 2021
Италия: союз креста и полумесяца?

Италия: союз креста и полумесяца?

В итальянских школах вместе с распятием решили выставлять и символы других религий
Ирина Баранчеева, Рим
21.09.2021
Италия: союз креста и полумесяца?

Почти два десятилетия в Италии идет борьба между теми, кто хотел бы снять со стен итальянских школ распятие, и теми, кто этому противится. «Столетие» уже писало о том, что пришлось выдержать итальянскому обществу, чтобы сохранить христианский символ в своих школах, дойдя вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге, который вначале обязал Италию убрать распятие из государственных школ, а затем отменил собственное же решение.

Первыми, кто начал этот «анти-крестовый поход» была итало-финская супружеская пара из маленького городка Абано-Терме, которая через суд пыталась заставить руководство школы снять распятие, находившееся в классах их детей, утверждая, что это мешает им воспитывать их в духе свободы и отсутствия религиозных предрассудков.

Однако Верховный суд Италии отклонил их требование. Позже супруги обратились в суд по правам человека в Страсбурге, который в 2009 году удовлетворил их иск. Италия сразу же опротестовала его и, не в последнюю очередь, из-за активной реакции общества, причем как правых, так и левых сил. Два года спустя судьи из Страсбурга, как говорится, «дали задний ход», чтобы не осложнять и без того сложные отношения внутри ЕС.

А реакция общества тогда была действительно мощной, подтвердив слова одного политика левого толка, о том, что «Италия – светское государство, но страна глубоко католическая». Мэры и муниципальные советники многих городов в знак протеста начали закупать и рассылать новые распятия в школы, больницы, государственные учреждения и университеты. Выставили их владельцы многих баров, ресторанов и магазинов.

Директор Театра Беллини в сицилийском городе Катания хотел даже поместить крест на фасаде, а в Неаполе, известном своими «рождественскими яслями», группа горожан ратовала за то, чтобы выставить на главной площади крест и сцену рождения Спасителя.

На какое-то время «противников распятия» удалось усмирить, но борьба, как оказалось, отнюдь не закончилась, а лишь была отложена.

Следующий раунд судебных разбирательств из-за распятия в школах начался несколько лет назад благодаря иску одного преподавателя, который был настолько нетерпим к христианскому символу, что снимал его со стены каждый раз, когда начинал урок. Причем делалось это часто вопреки протесту школьников, учитель был неумолим — он заявлял, что распятие подавляет его свободу совести.

Директор школы, узнав об этом, вынес ему дисциплинарное взыскание с последующим вычетом из зарплаты. Распятие в итальянских школах находится не по воле отдельных лиц, а согласно закону, принятому в 1924 году, который до сих пор в силе, поскольку отменить его может только Парламент. Однако преподаватель, самовольно убиравший распятие, счел себя обиженной стороной и обратился в суд, требуя компенсации за моральный и материальный ущерб.

Несмотря на то, что итальянская школа сейчас переживает тяжелейший период, и учителей и учеников больше занимает безопасность во время пандемии и качество образования, которое ухудшается год от года, но решения Верховного суда по этому вопросу ждали, затаив дыхание.

И вот, наконец, судьи вынесли свой вердикт, который вызвал всеобщее недоумение: в данном конфликте, считают они, ни одна из сторон не была права.

Воинствующий преподаватель, потому, что распятие — это «пассивный символ», который ни коим образом не может влиять на чьи-либо взгляды; а директор школы потому, что не вступил в диалог со своим сотрудником, чтобы найти «приемлемое для всех сторон решение». В общем, на сей раз судьи попытались угодить «и вашим и нашим», а главное, создалось впечатление — они дали понять, что больше не хотят заниматься этим вопросом, предоставляя школьным коллективам право самим найти решение «взвешенное, умеренное, способное удовлетворить все стороны».

С одной стороны, читаем в решении суда, «присутствие распятия в школьных классах не создает разделения или противостояния, но является выражением коллективного сознания и символом тысячелетней христианской культуры Италии». С другой, утверждается, что хотя распятие больше не обязательно держать в классах, поскольку закон был принят во времена Итальянского королевства, которого давно уже нет, но это отнюдь не значит, что его необходимо снять. Поэтому отныне «коллективам школ предоставляется автономно решать — выставлять распятие в классах или нет, при уважении и соблюдении чувств и религиозных верований всех членов коллектива, выставляя, в случае необходимости, рядом с распятием и символы других религий» (!).

Пока неизвестно, удовлетворит ли такое решение Ватикан. Генеральный секретарь Итальянской епископской конференции Стефано Руссо был весьма осторожен в своих оценках, заметив, что необходимо внимательно изучить все документы.

Однако это, на первый взгляд, вполне «политкорректное» решение открывает путь опасным прецедентам. В прошлые годы с исками убрать распятие из школ или больниц в итальянские суды уже обращались мусульмане, но дело всегда заканчивалось отказом, и никому из них в голову не приходило вступать в полемику с законами приютившей их страны. В тот момент общество еще было в состоянии сказать: да, мы готовы принимать иммигрантов и дать возможность их детям учиться в итальянских школах, но никто не должен диктовать нам свои условия.

С того момента прошло более десяти лет, и ситуация изменилась. Ушли со сцены прежние политики, и можно сказать, что на сегодняшний день в Италии не осталось политических сил, которые могли бы достойно представлять интересы своих сограждан.

Более того, в последние десятилетия страна непрерывно наводнялась иммигрантами с Востока, из Азии и Африки, которыми при падении рождаемости среди коренного населения недальновидные политики пытались «заткнуть» демографическую дыру.

И вот результат: теперь как мусульмане, так и буддисты и даже язычники могут требовать от руководства школ, где учатся их дети, поместить рядом с распятием символ звезды и полумесяца или статуэтку Будды, а то и просто африканских идолов.

А впоследствии, возможно, кто-нибудь потребует исключить из школьной программы «Божественную комедию» Данте и многие другие произведения, поскольку они «оскорбляют чувства нехристиан».

Будет ли это способствовать «мирному сосуществованию» представителей разных религий в итальянском обществе — это еще очень большой вопрос! Как мудро заметил один итальянский публицист, настоящее религиозное братство было бы тогда, когда одновременно с каждой мечетью, открываемой на европейской территории, открывались бы и христианские храмы в странах Востока. Но этого нет, а есть одно последовательное наступление на традиционные ценности Европы, которое уже принесло свои пагубные плоды, и можно не сомневаться, что принесет и еще.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Николос
26.09.2021 15:00
"В итальянских школах вместе с распятием решили выставлять и символы других религий" - напрасно, напрасно. Что-то несправедливое в этом, поскольку я не слышал, чтобы в мусульманских, буддистских или иудаистских школах вывешивали символы христианские.
Василь
22.09.2021 4:18
Вспоминается "Собор парижской богоматери", интересно почему?..

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.