Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 декабря 2018
Ислам Каримов готовит себе преемника?

Ислам Каримов готовит себе преемника?

Президент Узбекистана объявил о беспрецедентных политических реформах
Сергей Соболев
24.11.2010
Ислам Каримов готовит себе преемника?

Президент Узбекистана Ислам Каримов объявил о проведении политических реформ, которые должны кардинально изменить систему высшей власти в стране. Главное из предложенных им новшеств заключается в том, что кандидатуру премьер-министра теперь должны определять победившие на парламентских выборах политические партии. По оценкам наблюдателей, эти совсем не характерные для Узбекистана шаги могут свидетельствовать о скорой смене главы государства.

О необходимости внесения поправок в конституцию президент Узбекистана заявил 12 ноября на совместном заседании обеих палат республиканского парламента (Олий Мажлиса). Суть этих поправок сводится к тому, что право выдвижения кандидатуры премьера получит политическая партия, набравшая больше всего голосов на выборах в нижнюю – Законодательную палату узбекского парламента, или, как вариант, группа партий, получивших равное количество депутатских мандатов. Президент в соответствии с новыми нормами должен рассмотреть кандидатуру премьер-министра и в десятидневный срок представить ее на рассмотрение Сената и Законодательной палаты, которые утверждают ее простым большинством голосов. Кроме того, парламент сможет выразить главе правительства вотум недоверия, набрав для этого две трети голосов депутатов обеих палат. В этом случае президент должен отправить все правительство в отставку.

Учитывая, что президент при этом потеряет право принимать решения, отнесенные к ведению правительства, то есть по всем вопросам хозяйственно-экономической политики, можно заключить, что Узбекистан планируется превратить в полупрезидентскую республику, где будет не один, а два сильных центра власти. Президент будет курировать главным образом внешнюю и оборонную политику, сохранив контроль над силовыми структурами, а глава кабинета министров – экономику и социальную сферу, которые и отнесены к его ведению конституцией.

Стоит отметить, что ни в одной азиатской республике СНГ эта модель организации власти до сих пор не работает.

Как правило, кандидатуру премьер-министра определяет президент, который формирует и основные направления внутренней и экономической политики. Правда, попытку создать парламентскую республику в этом году предприняла Киргизия, где месяц назад состоялись парламентские выборы, но ее опыт пока скорее отрицательный.

Еще одно предложенное И. Каримовым новшество касается замещения президента по состоянию здоровья. В том случае, если он не может выполнять свои функции, его обязанности и полномочия предлагается возложить на председателя Сената, после чего в течение трех месяцев должны быть проведены выборы нового главы государства. Прежнее положение конституции выглядело гораздо более запутанным. В соответствии с ним при недееспособности президента обе палаты парламента на чрезвычайном заседании в десятидневный срок должны выбрать временно исполняющего обязанности главы государства из депутатов или сенаторов, и затем провести выборы. В экстраординарной ситуации, подобной той, что сложилась к концу 1990-х гг. в России, прежняя норма был способна не только обострить борьбу за власть, но и дестабилизировать ситуацию.

Говоря о необходимости преобразований, президент подчеркнул, что «процесс демократизации приобрел бесповоротный и последовательный характер». Следуя стратегии постепенных, эволюционных реформ, Узбекистан, по его словам, смог не только избежать всех негативных последствий шоковой терапии и сохранить социальную стабильность, но и обеспечить устойчивый рост экономики. Созданная в результате экономическая база и позволила приступить к демократическим преобразованиям.

Необычность предложенных президентом реформ заключается в том, что Узбекистан до сих пор следовал прямо противоположным курсом, являясь одним из наиболее авторитарных государств региона. По степени авторитарности его, пожалуй, опережал лишь Туркменистан, где политический режим в период правления С. Ниязова приобрел не только крайне авторитарные, но и одиозные черты. Причем необходимость сильной президентской власти в Узбекистане обосновывалась теми же самыми экономическими аргументами – стремлением избежать последствий шоковой терапии, а также угрозой со стороны исламских радикалов, способных по примеру соседнего Таджикистана развязать гражданскую войну и ввергнуть республику в хаос. На этом фоне предложения о демократизации властной системы выглядят как гром среди ясного неба.

Ситуация интересна и тем, что большинство наблюдателей пока никак не прокомментировали предложенные И. Каримовым политические реформы, предпочитая, по-видимому, выждать дальнейшего развития событий.

Те же, кто все-таки рискнул высказать свою точку зрения, предположили, что главной целью этих преобразования является вовсе не демократизация, а постепенная передача полномочий преемнику И. Каримова, личность которого, однако, пока не ясна. В определенной мере поэтапный процесс смены главы государства может напоминать события в Туркмении, где после смерти С. Ниязова в декабре 2006 г. нынешний президент Г. Бердымухаммедов сначала был назначен советом безопасности исполняющим обязанности президента, затем избран председателем Народного Совета, располагавшего на тот момент широкими властными полномочиями, и уже потом, в феврале 2007 г. был выбран президентом. Разница заключается в том, что преемником И. Каримова может сразу стать премьер-министр.

Вопрос о том, кто станет возможным преемником Ислама Каримова, активно обсуждается с начала 2000-х гг. Интерес к нему то обостряется, то вновь затухает по мере появления новых слухов о состоянии здоровья президента. Последний такой всплеск наблюдался летом нынешнего года, однако после появления И. Каримова на публике к началу осени он затих. Последние предложения по политическим реформам уже породили новую волну слухов, которая, как и предыдущие, может оказаться не вполне верной.

Борьба за пост президента в Узбекистане тесно связана с тем, интересы какого клана он будет представлять. В отличие от Киргизии и Казахстана, которые являются посткочевыми обществами, кланы в Узбекистане имеют не родоплеменную, а территориальную основу, то есть являются, по сути, земляческими объединениями. По различным аналитическим оценкам в республике существует несколько таких кланов: ферганский, ташкентский, самаркандский, джизакский, сурхандарьинскй, хорезмский, каркалпакский и др., но наиболее сильными из них являются первые три. Президент И. Каримов формально принадлежит к самаркандскому клану, но, как правило, он предпочитает занимать надклановую позицию, не выражая своих предпочтений.

Расстановка «клановых» сил в узбекской политике сегодня выглядит следующим образом. Наиболее видным представителем самаркандского клана является премьер-министр Шавкат Мирзияев, бывший глава администрации (хоким) Джизакской и Самаркандской областей, и депутат парламента от Джизакской области, возглавляющий правительство с февраля 2003 г. Ташкентский клан представляет первый заместитель премьера и министр финансов Рустам Азимов, который курирует финансово-экономическую сферу. Ферганский клан не имеет во властных эшелонах выраженных позиций, предпочитая вступать в союзы с другими кланами. Позиции ташкентского клана сегодня кажутся слабее, чем самаркандского. Впрочем, они могут резко усилиться, если на их сторону встанет один из наиболее могущественных людей республики, руководитель Службы национальной безопасности генерал-полковник Рустам Иноятов. Однако с его «клановой» принадлежностью пока не все ясно. По одним оценкам он является «ташкентцем», по другим – предпочитает «позиционировать» себя как надкланового политика. При этом СНБ располагает одним из наиболее мощных силовых ресурсов в стране, и от его позиции в случае смены главы государства многое будет зависеть.

Одно время с Р. Иноятовым соперничал глава узбекистанского МВД З. Алматов. Однако после подавления вооруженного мятежа в Андижане он был отстранен от должности, потеряв свое влияние. По сведениям информационного агентства «Регнум», после отставки З. Алматова Р. Иноятов хотел поставить на его место начальника Ташкентского городского ГУВД генерал-майора Гайрата Кадырова. Однако президент И. Каримов опасался, что все силовые структуры республики окажутся под единоличным контролем Р. Иноятова. Как следствие, главой МВД был назначен представитель самаркандского клана Баходир Матлюбов, а Г. Кадыров стал его первым заместителем.

В условиях крайней закрытости Узбекистана оценивать шансы различных претендентов на пост президента довольно сложно. По ряду аналитических оценок - им станет Шавкат Мирзяев, сумевший добиться расположения И. Каримова и доказать ему свою верность.

В этом случае основные властные позиции в республике займет самаркандский клан, а интересы «ташкентцев» серьезно пострадают. К чему может привести обострение противостояния региональных элит хорошо показывает пример Таджикистана 1990-х гг. и послереволюционной Киргизии, где под вопросом оказалось само сохранение национальной государственности и выживание населения. Тем не менее, шансы на мирную передачу власти оцениваются наблюдателями весьма скептически. По мнению Т. Юлдашева, например, «независимо от того, кто станет президентом после Каримова, в стране начнется кровопролитная борьба за власть. Это связано с тем, что сегодня вся власть держится только на одном человеке», после ухода которого любой его преемник будет стараться поменять всю его команду. Поскольку же позиции целого ряда влиятельных лиц окажутся под угрозой, они будут предпринимать все усилия для того, чтобы сохранить свои экономические активы, должности и личную безопасность.

Шансы на то, что передача власти в Узбекистане произойдет по туркменскому варианту, снижаются и ввиду того, что вся постсоветская история республики была крайне нестабильной. Об этом говорит простое перечисление «кризисных» событий. В феврале 1999 г. от взрывов в Ташкенте погибли несколько десятков и были ранены несколько сотен человек. В 1999 и 2000 г. с территории Таджикистана и Киргизии в Узбекистан вторгались вооруженные отряды Исламского движения Узбекистана. Весной 2004 г. по Узбекистану прокатилась волна терактов и вооруженных нападений, жертвами которых стали около пятидесяти человек. В мае 2005 г. произошел вооруженный мятеж в Андижане, число убитых в ходе которого оценивается властями в 169 чел., а оппозицией – в 745 чел. Целая серия терактов и вооруженный нападений наблюдалась в Узбекистане весной-летом 2009 г. Очевидно, что ничего подобного в Туркменистане после распада СССР не происходило, а значит, социальные, клановые и конфессиональные противоречия в Узбекистане выражены гораздо сильнее. Следовательно, опасность дестабилизации обстановки при «сбоях» в процессе смены главы государства существенно возрастает.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
Озбекча
04.09.2016 9:30
Ставлю на Юлдашева!
Hasan
28.07.2012 18:52
Мой дедушка был на второй мировой войне,и 9 мая Президент Ислом Каримов наградил всех ветеранов по пол палке сухой колбасы и дал по килограмму гречке!Разве это спроведливо???Наши деды воевали за наше благополучное будущее,а в итоге,пол палки колбасы и 1кг гречки!Владимир Путин передал для наших ветеранов по 300$ в итоге до ветеранов дошло по 100$.Наш народ   боится нашу власть и нет свободы слова!Очень обидно!
Ветер
04.05.2012 13:28
Они ненавидят Мирзияева потомучто он по нации Таджик родившийся в Ура-Тюбе Таджикистан а в 60-е годы переезжает в Джизах. Отец Мирзияева был Хоким Города Самарканда и Джизаха. В этом случае Таджики все равно побеждают и это будет всегда.
Бобуршох
20.01.2012 20:30
Узбекистон моя родина..
Аманов
10.01.2012 6:13
я чтота не понел ! По чему все недоотценавают Ш.Мирзяйева ? Вы вабшета знаети какой он человек ? Обяснити почему вы ненавидити его ? Вы вабшета знаети каких важных дел он зделал ? Вы его ненавидите по таму что он Джизакский ?
Danik
26.09.2011 17:37
Не забывайте, что в следующем году в России Президентом станет ВВ.Путин. Российские компании вложили в Узбекистан миллиарды долларов. Делайте выводы.
Angella
21.06.2011 23:26
О Аллах!!! Только не Мирзяев! Только не этот! Не могу поверить, что наш Президент так недальновиден....Ислам-ака... дай Бог ВАМ Мудрости не привести к всласти лизоблюда!!!
goritov
01.06.2011 13:23
Ш. Мирзяев здесь не катируется! Полный провал!
буся
29.12.2010 22:29
да вовремя получается смотались из узбекис тана.жаль людей.паны дерутся у холопов чубы летят.так по моему не дай бог и будет
гражданин
26.11.2010 2:44
Несколько ремарок к статье. 1. Судить о стране - не побывав там, сложно (реакция, скорее всего узбеков – именно об этом). 2. Очевидно, что России проще говорить с одним "центром власти" , а не договариваться с двумя и более (как это имело место, например, в Украине). 3. Наилучшее для Узбекистана, да и для России (как показали последние годы), а главное, привычнее - преемник, со всеми отсюда вытекающими.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
09.12.2018
Игорь Друзь
О вредных иллюзиях некоторых российских публицистов и экспертов.
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».