Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Голгофа Альгирдаса Палецкиса

Голгофа Альгирдаса Палецкиса

Власти Литвы отвергли просьбу диссидента выпустить его из тюрьмы
Василий Ермаков
24.01.2020
Голгофа Альгирдаса Палецкиса

Палецкис, которого обвиняют в «шпионаже на Россию», находится в заключении уже больше года – и каждые три месяца срок заключения продлевается. До суда дело пока не дошло. Между тем здоровье Палецкиса крайне ухудшилось, и его друзья опасаются самого печального исхода. Однако в отношении Палецкиса официальный Вильнюс непреклонен – «шпион России» должен оставаться за решёткой.

В январе нового, 2020 года суд отклонил жалобу узника совести Альгирдаса Палецкиса, которому накануне продлили арест ещё на три месяца. Экс-председатель Социалистического фронта Литвы, находящийся в застенках с октября 2018-го, просил выпустить его на свободу под подписку о невыезде. «Заключение в тюрьме – это избыточная мера. Ранее, в октябре, арест Палецкиса был продлен на два месяца – и тут внезапно, без всяких новых обстоятельств, заявляют уже о трех дополнительных месяцах заключения. Такой нелогичный аргумент», – удивляется адвокат диссидента Альгис Петрулис. «Всякое может быть, но мы всегда оптимисты и думаем, что в этом мире каждый день что-то меняется. Может, и тут что-то будет меняться... Но пока, насчёт ареста… Как будто мы говорим на одном языке, а в ответ слышим совсем другое… Аргументов наших не слышат», – констатировал юрист.

Петрулис добавил, что риторика стороны обвинения за всё то время, что Палецкис находится под стражей, почти не изменилась. «Некоторые изменения есть, но формальные. А так в основном одно и то же. Никаких других фактов, кроме тех, которые были полтора года назад. Все те же, прежние обвинения, факты те же самые», – свидетельствует адвокат. Также юрист отметил, что, согласно литовскому законодательству, максимальный срок содержания под стражей составляет восемнадцать месяцев. «Однако есть ещё один пункт, который противоречит этому пункту. Там сказано, что срок задержания не может быть длиннее двух третей максимально грозящего срока. По обвинению ему грозит где-то пятнадцать лет. Две трети – десять лет. Значит, где-то десять лет его могут держать без суда», – резюмировал адвокат.

Прокурор Вилма Видугирене оповестила, что досудебное расследование в отношении Альгирдаса Палецкиса планируется завершить к весне этого года. По её словам, следствие затянулось по причине большого объёма материалов, которые анализируют следователи: буквально под лупой просматриваются все найденные в доме Палецкиса носители данных, тысячи электронных писем… В деле также назначены экспертизы – почерка, восстановления стёртых документов... Была запрошена информация о деятельности Палецкиса в зарубежных государствах. В декабре 2019-го прокурор попросила продлить арест Альгирдаса Палецкиса ещё на три месяца. «Мотив остаётся тем же – подозреваемый может сбежать и скрыться от следственных органов и суда», – подчеркнула Видугирене. Суд удовлетворил эту просьбу.

Данное судебное решение убило надежды, забрезжившие было в конце октября. Тогда суд вновь продлил арест диссидента – но уже не на три месяца, как во все предыдущие разы, а только на два. В связи с этим возникла некая иллюзия, что по истечении этих двух месяцев Палецкис выйдет на свободу. Тем более что узник находится в очень плохом физическом состоянии – отчего бы его и не выпустить после года досудебного заключения? Но нет, не выпустили.

В поддержку Палецкиса в Вильнюсе прошло несколько пикетов – немногочисленных, ибо люди опасаются  гонений за открытую симпатию к опальному оппозиционеру. Одним из пикетчиков оказался другой литовский диссидент Вячеслав Титов. Титова недавно лишили честно полученного им на выборах статуса депутата горсовета Клайпеды и наложили на него огромный штраф за то, что политик демонстративно отказался чтить послевоенных литовских «лесных братьев», которых он назвал убийцами мирного населения.

Выступая в ходе пикета, Вячеслав Титов заявил: «Подозрения в адрес Альгирдаса Палецкиса в шпионаже в пользу России для каждого здравомыслящего человека просто абсурдны. Палецкиса без предъявления обвинения держат в тюрьме уже почти двенадцать месяцев. Это, на мой взгляд, просто издевательство над настоящим патриотом Литвы».

Титов написал письмо президенту Литвы Гитанасу Науседе с просьбой вмешаться в ситуацию. «Столь долгое следствие наводит на мысль о том, что нет доказательства его вины, а человека держат умышленно с целью запугивания. И это, на наш взгляд, является преступлением против Альгирдаса Палецкиса, против конституции Литовской Республики, здравого смысла и дискредитирует такие государственные институции как прокуратура и честный, беспристрастный, справедливый суд», – гласит послание Титова. Он считает, что в Литве сформировалась судебная номенклатура, имеющая безграничную и бесконтрольную власть над судьбами людей. «Она выносит политически мотивированные и необъективные приговоры, разрешает производить обыски у общественных и политических деятелей, унижающие их человеческое достоинство, держит в застенках заведомо невиновных людей. Ситуация усложняется тем, что судебная номенклатура контролирует сама себя – и у простого человека нет способов влияния на её решения. Он становится беззащитным перед этой системой, потому что неважно, кто будет адвокатом. Намного важней, кто будет судьёй, выносящим решение от имени Литовской Республики», – пишет Титов Науседе. Ответа он не дождался…

Вообще, власти предпочли мероприятия, проведённые сторонниками Палецкиса, проигнорировать. Более того, немногочисленность пикетчиков дала депутату Сейма Арвидасу Анушаускасу повод для злых издёвок. Он назвал людей, пришедших поддержать Палецкиса (а среди них, кстати, оказался и бывший мэр Каунаса Витаутас Шустаускас), «сторонниками политики Кремля». Анушаускас высказал убеждение, что во всей Литве таких людей наберётся не более полусотни человек – и все они, по его мнению, получают деньги от российского посольства. Кроме того, Анушаускас считает, что в Литве проживают ещё 10-15 тыс. «пассивных наблюдателей» из числа сторонников России – как уверен депутат, всё это дети членов советской партийной номенклатуры.

В октябре 2019-го появились новые фотографии Палецкиса – на которых видно, насколько он изможден.

«У него действительно большие проблемы со здоровьем. И, учитывая абсурдность и надуманность выдвинутого обвинения, немедленное освобождение Альгирдаса представляется единственным вариантом для нормальных людей», – засвидетельствовал правозащитник Сергей Середенко. Однако, литовское государство предпочитает гноить больного человека за решеткой.

При этом никаких подробностей по делу не сообщается, всё происходит тайно. Дабы как-то уменьшить недоумение общественности, литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис заявил, что у следствия «есть веские аргументы» – правда, сам лично он их, похоже, не знает. «У нас было достаточно много проигранных дел в Европейском суде по правам человека, когда одним из веских аргументов становился непропорциональный или слишком длительный срок задержания. Но я в данном случае не знаю объёма досудебного расследования. Это достаточно щепетильное расследование, связанное с нашей национальной безопасностью, и это сложное дело. Очевидно, что аргументы, которые выдвигают ведомства суду, который определяет сроки задержания, являются весомыми и важными», – сказал премьер в интервью радиостанции Ziniu radijas. Он добавил, что не хочет более развернуто комментировать вопрос ареста Палецкиса, поскольку это, мол, «может быть интерпретировано и использовано где-то ещё».

Политолог Александр Носович отмечает, что если этих аргументов, которые премьер-министр в точности не знает, так и не предъявят, то может получиться очень некрасивое для Литвы разбирательство в Европейском суде по правам человека. «Там спросят: как же так, Литва, Альгирдас Палецкис второй год сидит в тюрьме по обвинению в шпионаже в пользу России, а ни единого доказательства тому до сих пор не предъявлено. В чём же вина этого человека? В том, что бывший вице-мэр Вильнюса сказал "свои стреляли в своих" о событиях 13 января 1991 года?!», – вопрошает Носович.

Неприятности Палецкиса, увенчавшиеся в итоге его арестом, начались много лет назад – после того, как он в эфире литовского телевидения высказал мнение, что люди, погибшие в январе 1991 года у телебашни в Вильнюсе, были жертвами не советских солдат, а специально стрелявших в толпу с крыш провокаторов.

Обстоятельства «дела Палецкиса», как подчёркивает Носович, потрясают. «Арест оппозиционера месяц держали в тайне, в итоге обвинили его в том, что он готовил похищение литовских судей и хотел установить "прослушку" в кабинете президента Дали Грибаускайте. Никаких доказательств до сих пор не предъявлено, тем не менее суд продлил арест отрицающему "советскую оккупацию" диссиденту. За год пребывания в тюрьме "демократической" Литвы Альгирдас Палецкис стал напоминать узника Освенцима. При росте 188 сантиметров он весит 57 килограмм, и семья оппозиционера говорит, что из него хотят выбить признательные показания», – констатирует политолог.

В сентябре 2019-го узник направил письмо депутату Евросоюза от Латвии Татьяне Жданок – а она выложила текст послания на своей странице в Facebooк. «Здравствуйте, Татьяна! Хотел бы, чтобы вы и дальше доносили правду о моем деле. А она проста: это месть за то, что я интересовался делом 13 января (1991 г.) и дальше им интересуюсь. И за моё общение с русскими. Всё. Если 13 января – табу, то пусть это объявят прямо. Если русские – прокаженные, пусть тоже это объявят. Но я по профессии журналист и имею право проводить расследования любых тем. Встречаться со всеми, кому есть что сказать», – пишет политзаключенный. По словам Палецкиса, его обвинители планируют прикрыться «государственной тайной» и провести суд за закрытыми дверями, тайно. «Ибо на открытом суде всё бы всем стало ясно. На таких "основаниях", как в моем случае, становится возможным осудить на 7-10 лет любого, кто им не понравился, как "шпиона"», – отмечает заключенный.

С аргументами у литовских властей, действительно, туговато – и сейчас они, судя по всему, пытаются наковырять хоть что-то.

Сначала представители прокуратуры говорили, что якобы Палецкис тайно собирал информацию о работниках литовских судов, которые вели дело против бывших советских военнослужащих, находившихся в январе 1991-го у вильнюсской телебашни. Но потом объявили, что Палецкис мог быть связан с гражданином России Николаем Филипченко, которого задержали в 2015 году, когда он через Литву ехал из Калининградской области в Белоруссию. Филипченко в Литве назвали сотрудником ФСБ, с 2011 года якобы вербовавшим жителей Литвы для шпионажа в пользу России. Николай Филипченко обвинения в свой адрес отрицал, но его приговорили к десяти годам лишения свободы. В ноябре 2019-го официальный Вильнюс обменял Филипченко и ещё одного россиянина Сергея Моисеенко на задержанных в РФ литовских граждан Евгения Матайтиса и Аристидаса Тамошайтиса, осужденных в 2016 году за шпионаж. Но тут явно концы с концами не сходятся. Если Палецкис, досудебное следствие по делу которого в самом разгаре, действительно сотрудничал с Филипченко, то почему последнего так легко выпустили?!

Политолог Алексей Ильяшевич высказывает мнение, что так просто Палецкиса не освободят. Властям непременно надо довести дело до обвинительного приговора. «Внешний вид обвиняемого свидетельствует о том, что наказание за свои оппозиционные взгляды, которые недопустимо исповедовать в "демократической" и "европейской" Литве, он уже понес. К тому же чем дольше Палецкиса держат под стражей, тем активнее его дело обсуждают за рубежом. Так какие цели преследует суд, удовлетворяя очередной запрос генеральной прокуратуры? Мотивация может быть только одна - довести процесс до обвинительного приговора. Подождать, пока государственные обвинители нароют хоть что-нибудь, отдалённо напоминающее доказательства вины подсудимого. Хотя бы одного Палецкиса, если целую "шпионскую группу" генпрокуратура не потянула…», – предполагает эксперт.

Но на самом деле, арест и заключение Альгирдаса Палецкиса служит гораздо более широким целям, чем заткнуть рот одному оппозиционеру. Власти Литвы пытаются использовать ситуацию с Палецкисом для установления более плотного контроля над населением.

Для этого людей пугают «внутренним врагом» – дескать, в Литве много «нелояльных» жителей, которые лелеют коварные планы и регулярно сносятся с Кремлем. За ними нужен глаз да глаз. Поэтому президент Литвы Гитанас Науседа внес на рассмотрение парламента законопроект, радикально расширяющий права Департамента государственной безопасности – спецслужбу хотят наделить правом изучать личные данные граждан, производить аресты, отслеживать движение денег по счетам и вести профилактические беседы с «политическими неблагонадежными» жителями без решения суда.

Пока что этот законопроект отложили до весны, но скоро к нему вернутся. Например, сотрудники ДГБ смогут вызвать гражданина на превентивную беседу и при желании произвести административный арест – в том случае, если получат «данные о том, что человек может быть связан с деятельностью, которая может повышать риск или представлять угрозу для национальной безопасности или государственных интересов Литвы». Под такую формулировку можно подогнать самый широкий спектр разных действий – в том числе критические комментарии в социальных сетях. Ну а дело Палецкиса понадобится для обоснования нового закона. Мол, если кругом враги и «шпионы Москвы», то пришло время закручивать гайки.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..