Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Эрдоган надорвался?

Эрдоган надорвался?

Великодержавные амбиции Турции поставили ее экономику в тяжелое положение
Владимир Малышев
16.11.2020
Эрдоган надорвался?

Министр финансов и казначейства Турции Берат Албайрак, зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана, ушел в отставку. Это произошло после того, как курс турецкой лиры упал до рекордно низкого уровня по отношению к иностранным валютам. Случившееся расценивают, как попытку спасти ситуацию в связи с надвигающимся экономическим кризисом.

Экономику Турции ждут тяжелые дни, пишет газета Al Arabiya, выражая сомнения, что эти меры могут спасти ее от краха. В Турции распространение коронавируса сопровождается ростом уровня безработицы и резким падением курса турецкой лиры по отношению к доллару. Сначала курс турецкой лиры установил антирекорд по отношению к доллару — 8,52 лир за американскую валюту, а затем упал до 8,24 после отставки Албайрака. А вообще в текущем году курс турецкой лиры к доллару рухнул на 30%. По данным Национального статистического ведомства, в период с декабря прошлого года по февраль нынешнего безработица составляла рекордные за десятилетие 14,7%, а среди молодежи этот показатель и вовсе достиг почти 27%.

Во втором квартале ВВП страны обвалился на 11% по отношению к первому кварталу и почти на 10% — в годовом выражении, а турецкий экспорт во втором квартале рухнул сразу на 35,3%. В сентябре Центральный банк Турции поднял учетную ставку до 10,25%, что, скорее всего, положение дел уже не спасет. Инфляция разогналась до 12% и не собирается останавливаться.

Как сообщил один из крупнейших инвестиционных банков Goldman Sachs, Анкара потратила в этом году более 101 миллиарда долларов на валютные интервенции. Хотя Центральный банк Турции эти данные не обнародует, но Goldman Sachs считает, что только в августе он потратил на это не менее 11,8 млрд. Мировые рейтинговые агентства уже присвоили Турции «мусорный» рейтинг.

«Экономическая политика не была твердой и ориентированной на будущее», — полагает Эрдал Ялчин, профессор, специалист по международным экономическим отношениям, проживающий в Германии. По его словам, слишком много денег было потрачено на развитие инфраструктуры, вместе с тем долгие годы не удавалось достичь повышения производительности труда. Провал этой стратегии, считает Ялчин, особенно заметен в аграрном секторе: «Турция обладает идеальными климатическими условиями для продуктивного сельского хозяйства. Однако овощи и фрукты приходится импортировать, потому что в аграрный сектор инвестировали слишком мало».

В результате одна из главных проблем сегодняшней Турции — резкий рост цен на продукты питания. Девальвация лиры (евро и доллар стоят сейчас двое дороже, чем три года назад) — создает многим турецким предприятиям большие проблемы.

Для выполнения обязательств по кредитам, которые компании взяли у зарубежных инвесторов, в лирах нужно выплачивать все больше и больше. Однако выплаты по кредитам выросли еще и потому, что международные инвесторы стали более внимательны к рискам. Это связано с тем, что в самой Турции все меньше правовых гарантий, а на международной арене страна стала более проблемным партнером, полагает Ялчин.

Экономические обозреватели уверены, что нарастание экономических трудностей связано не только в связи пандемией короновируса — на борьбу с ней и поддержание экономики Турции пришлось потратить уже около 15 млрд долларов, — а являются следствием великодержавных амбиций ее президента Эрдогана.

Он пытается вести войны или наращивает свое военное присутствие сразу на нескольких фронтах. В Восточном Средиземноморье, где развернулась борьба за энергетические ресурсы, он бросил вызов Греции и Кипру, а также Франции и другим странам ЕС, которые осуждают его политику в регионе; в Ливии создал военные базы и поддерживает правительство в Триполи, в Сирии захватил территории на севере страны, поддерживает боевиков, воюет с курдами, вмешался в конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, а в своих речах открыто призывает к возрождению «тюркского мира» — прежней Османской империи. Однако, как отмечают, Турция явно не справляется с размахом амбиций своего лидера. Стране банально не хватает ресурсов для ведения войн на несколько фронтов сразу.

«Отставка зятя президента свидетельствует о приближении тяжелых дней для турецкой экономики. Албайрак сбежал от ответственности после обострения экономического кризиса в стране», — заявил турецкий экономист Фарук Бильдерджи. А согласно сообщению Financial Times, президент Турции как раз планирует переложить ответственность на 42-летнего Албайрака за катастрофический курс турецкой экономики. 

«Турецкая лира падает, а цены и безработица растут, — пишет в свою очередь «Дойче Велле». — Власти страны пытаются бороться с кризисом, но пока без успеха. Президент Эрдоган теряет поддержку, что показали муниципальные выборы. Многие граждане Турции по-прежнему доверяют президенту Эрдогану и его правительству. Однако расположение к ним избирателей, кажется, понемногу исчезает. На муниципальных выборах правящая Партия справедливости и развития (ПСР) проиграла оппозиции в двух крупнейших городах страны — Стамбуле и Анкаре. Эксперты называют экономические проблемы главной причиной плохого результата ПСР на выборах», — отмечает «Дойче Велле».

Некоторые эксперты задаются вопросом, как же могло случиться, что Эрдоган, который часто контактирует с бизнесменами, не осознавал истинных масштабов кризиса, пишет греческая газета «Катимерини». Другие, однако, настаивают на том, что «привычка Эрдогана быть окруженным головорезами отрезала его от реальности». «Президент был проинформирован его зятем, а его плотный график не позволял ему искать информацию из других источников», — сказал высокопоставленный чиновник. На смену губернатору центрального банка Эрдогану пришел Наси Акбал, известный критик политики зятя президента, который первым представил Эрдогану реальную картину ситуации, отмечает «Катимерини».

Аналитики вместе с тем отмечают, что, хотя нынешний кризис является продуктом собственной политики Эрдогана, президент Турции показал, что у него по-прежнему сохранились острые политические рефлексы. 

«Эрдоган снова показал свой политический талант. Он понес политические издержки, связанные с удержанием Албайрака в министерстве финансов в течение двух лет. «Но когда он понял, что состояние экономики может навредить ему, он изменил курс», — заявил Чан Сельчуки, глава консалтинговой фирмы Istanbul Economics Research.

Но на фоне роста экономических трудностей проблемы на фронте внешней политики тоже продолжают нарастать. Особенно обострились отношения Эрдогана с Францией. После теракта, когда был обезглавлен школьный учитель, демонстрировавший провокационные карикатуры «Шарли Эбдо», и президент Франции Эммануэль Макрон объявил о решительной борьбе с терроризмом исламских радикалов, то турецкий лидер отреагировал вызывающе резко. «Что за проблема у человека по имени Макрон с исламом и с мусульманами? Ему требуется лечение психических расстройств», — заявил Эрдоган. В ответ Макрон раскритиковал турецкого коллегу за грубость и призвал его «изменить политический курс, опасный во всех отношениях», а Франция отозвала своего посла в Турции.

Такое вызывающее поведение Эрдогана, его игра военными мускулами и попытки вести войны сразу на нескольких фронтах — результат выбранного им курса превращения Турции в региональную сверхдержаву.

Выступая нынешней весной на встрече с руководящими кадрами своего политического движения — Партии справедливости и развития (ПСР), он заявил, что Турция после последствий коронавирусной пандемии станет одним из центров нового мирового порядка. Эрдоган также добавил, что в мире сложился кризис, которому не было равных со времен Второй мировой войны. По его словам, Турция должна начать думать о том, как использовать эту возможность.

«Впервые со времен Второй мировой войны Турция получила возможность оказаться в центре процесса передела мирового порядка. Мы должны оценить её и подготовиться интеллектуально и физически к её реализации. Нам также нужна строгая подготовка в соответствии с нашей политической повесткой дня и в соответствии с ожиданиями нашей нации», — заявил турецкий президент.

Однако, как известно, чтобы чего-то добиться, надо чтобы «наши желания совпадали с нашими возможностями». А то, что происходит сейчас с турецкой экономикой, красноречиво свидетельствует об обратном.

А именно, о том, что со своими великодержавными амбициями и претензиями «оказаться в центре передела мирового порядка» Эрдоган явно перегнул палку, а, может быть, и вообще надорвался.

Так что попытка перевести стрелки ответственности на своего зятя может помочь Эрдогану только в краткосрочной перспективе. А если он по-прежнему будет тешить свои великодержавные амбиции на международной арене, то экономические проблемы будут только нарастать.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.