Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Бертран Бади: «Превратится ли Черное море в озеро Атлантики?»

Бертран Бади: «Превратится ли Черное море в озеро Атлантики?»

Интервью с профессором парижского Института политических исследований
26.03.2008
Бертран Бади: «Превратится ли Черное море в озеро Атлантики?»

Бертран Бади – социолог, автор работ "Культура политического" (1983), "Два государства: власть и общество на Западе и на земле ислама" (1986) и др. Большой интерес представляет его совместная с Пьером Бирнбаумом работа "Социология государства" (1970 г.). Накануне саммита стран НАТО в Бухаресте предлагаем вниманию читателя одно из интервью Б. Бади.

- Несмотря на отсутствие советской угрозы, актуально ли по-прежнему наличие такой организации, как НАТО?  

- Этот вопрос неизбежно возникает. НАТО, с момента его образования, является достаточно своеобразной и беспрецедентной формой долгосрочного союза, ориентированного на существование если не врага, то хотя бы какой-либо угрозы. И подпадает, таким образом, под концепцию биполярного мира. Такая форма союза предполагает также угрозу фронтального межгосударственного конфликта, сталкивающего интересы двух государственных коалиций. И, наконец, она вписывается в определенный геополитический контекст, классическим примером которого является четкое разделение двух миров, двух геополитических пространств, одно из которых формируется вокруг Атлантики и Запада, а другое – вокруг Восточной Европы.  

Сегодня ни одно из этих основных положений не соответствует действительности, более того, мы можем сказать, что продление такого союза способствует созданию некой искаженной картины мира, внося неясность и обманчивое представление по поводу самой угрозы, а также ведет к появлению у России тревоги, сопровождаемой подчас даже ощущением преследования, травли. Этим НАТО лишь усугубляет разобщенность внутри Европы, которую можно было бы преодолеть. Но, вместо этого мы рискуем получить новую линию фронта, которая в случае реализации прогноза переместилась бы скорее к Востоку. НАТО входит в опасное соперничество, как с ООН, так и с ОБСЕ. С другой стороны, очевидность такого соперничества приводит некоторых к мысли о концепции «глобального НАТО», способного вмешиваться в дела государств по всему миру, как это происходит сегодня в Афганистане, а завтра возможно в Судане и даже в Палестине. Такое стремление НАТО, совершенно очевидно, не вписывается в первоначальную концепцию альянса, теряет смысл и само название [Северо-Атлантический блок]. Все это приведет к дополнительным осложнениям мирового порядка и вызовет очень сильное раздражение Москвы.  

- Каким образом сегодня, после прекращения холодной войны, принимаются решения о вмешательстве сил ООН или НАТО? Какие функции закреплены за каждыми силами?  

- Изначально, в эпоху существования биполярного мира, обе эти организации четко различались. ООН отводилась роль выразителя воли мирового сообщества, НАТО – роль защитника стран блока. Это различие потеряло смысл, прежде всего, в связи с отсутствием у НАТО противоборствующей коалиции, вследствие упразднения Варшавского договора, а затем, во многом по инициативе США, в связи с изменением de jure самих функций ООН.  

С 90-х годов, когда постепенно начал вставать вопрос о вмешательстве в дела других государств и ответственности, связанной с их защитой, появилась идея о том, что данная функция может быть оставлена за некой коалицией добровольно участвующих в ней государств. НАТО, будучи практически единственным эффективно действующим тогда объединением, заявил о себе как о серьезном кандидате по выполнению данной функции. И Вашингтон, никогда не стремившийся к созданию подконтрольной ООН международной коалиции, предпочел кандидатуру уже находящегося под его контролем НАТО, обрисовав затем контуры этого альянса, куда вошли демократические государства, пользующиеся особым доверием США и особыми правами, нежели все остальные государства. Постепенно начала устанавливаться идея о своеобразной избирательной многосторонности [мирового порядка] с демократической доминантой, то есть доминантой если уж не проамериканской, то точно прозападной.  

Важной вехой стал 1999 год, когда Россия выразила протест по поводу вступления сил НАТО в Косово, что свело участие США и стран Западной Европы, входящих в НАТО, к роли жандарма, действия которого на территории этой населенной преимущественно албанцами провинции Югославии осуждало все мировое сообщество. В первый раз НАТО смог осуществить вмешательство в дела другого государства под предлогом своей ответственности за его защиту, заявляя о своем намерении заменить ООН и посеяв массу сомнений по поводу законности своих действий. Когда, несколько месяцев спустя, ООН приняла эту политическую эстафету военного присутствия, многие увидели в этом подтверждение законности вмешательства НАТО, а многие свыклись с мыслью, что отныне НАТО сможет действовать от имени всего международного сообщества. Последнее привело к еще большей неоднозначности. НАТО под эгидой ISAF вступило на территорию Афганистана, т.е. выступило вне зоны действия договора и вдобавок - в рамках одностороннего военного вмешательства со стороны США.  

Проблема легитимности  

Сегодня царит некоторая сумятица. С одной стороны, НАТО все чаще говорит об эффективности политики вмешательства. С другой стороны, такая практика все чаще подвергается сомнению как Россией, которая в свете последних событий на Балканах все более открыто ее критикует; так и многими наблюдателями, которые ставят под вопрос легитимность самого принципа силового вмешательства в дела другого государства и ответственности за его защиту. Чем дальше применение силы отстоит от принципов согласования и многосторонности в принятии решений, тем хуже оно воспринимается местным населением, как это видно, в частности, на примере Афганистана. Мы явно недооценили воинственность НАТО и то чувство настоящего нашествия Запада, которое вызывают его вмешательство на территориях, находящихся в состоянии войны или охваченных кризисом. По сути, НАТО никогда еще не удавалось достигнуть высот ООН в вопросах соблюдения нейтралитета и посредничества. Налицо проблема легитимности, точнее, ее отсутствия, а риски, связанные с использованием военной силы, наоборот только лишь усиливаются.  

- Не заполняет ли НАТО ту пустоту, которая существует сегодня в концепции развития военной мощи Европы? Не замедлит ли НАТО это развитие и создание действующей армии ЕС?  Не кажется ли вам, что НАТО, более или менее модернизированное, смогло бы стать средством военного воздействия ЕС в рамках европейской политики безопасности и обороны.  

- Вопрос действительно правомочный. НАТО стремится повлиять, в том числе, и на развитие ЕС. Прежде всего, здесь усматривается следование прежнему курсу и даже географическое совпадение. Расширение ЕС прошло практически параллельно с расширением НАТО. Вновь встает проблема Турции: ее вступление в ЕС усилило бы еще больше это совпадение. Кроме того, расширенный ЕС все больше испытывает трудности с созданием собственной системы обороны: дипломатический разрыв между старой и новой Европой делает невозможным быстрое создание общеевропейской системы обороны; Германия все меньше испытывает желания участвовать в финансировании этой системы, где она, скорее всего, будет отодвинута на второй план.  

По этим причинам поддержание НАТО, сопряженное с расширением ЕС компенсирует решение вопросов по обороне, которые Европа не в состоянии решить сама. Мы далеки сегодня от оптимизма 90-х, который испытывали после саммита в Сен-Мало (1998) и саммита в Кельне (1999). Торможения и простои слишком быстро расширяющегося ЕС находят, на первый взгляд, как будто бы случайно свое разрешение в возобновлении деятельности атлантического союза, который простирается до границ с Россией. Только ряд нейтральных государств (Австрия, Швеция) испытывают легкое смущение по этому поводу; ветер Атлантики, который подул сегодня как в Париже, так и в Лондоне, – а завтра, возможно, он долетит и до Рима – положил конец независимому сосуществованию стран Старого Света с того самого момента, как американцы вторглись в Ирак: возможно, именно это и является единственной выгодой, которую Вашингтон извлек из своей багдадской авантюры.  

Раздраженность Москвы  

- Не является ли НАТО некой страховочной мерой против угроз вето со стороны России в адрес ООН, как это было в случае войны в Косово?  

- Такая точка зрения действительно распространена. И, вероятно, именно здесь стратегическая недальновидность обнаружила себя в наибольшей степени. С исчезновением биполярного мира НАТО потерял основу своего существования или, по крайней мере, отпала необходимость его первоначальных функций. Возможно, следовало бы открыто их пересмотреть и четко заявить о новых функциях и новом стратегическом курсе перед лицом мирового сообщества. Вместо этого, все, что НАТО сумел предпринять, предстает, так или иначе, как действия, потенциально направленные против России.  

В любом случае именно так Москва вопринимает все инициативы Запада, именно с этой позиции интерпретируются последовательные вступления стран в НАТО, осуществленные за последнее время, и именно под таким углом рассматриваются все принимаемые этой организацией дипломатические и военные решения. Данное заблуждение заставляет также думать о том, что страны-члены НАТО недооценивают изменения, произошедшие в 90-е годы, и в какой-то мере искусственно поддерживают разделение, существовавшее в эпоху холодной войны, возврат к которой неминуем при сохранении старых методов и моделей в политике.  

- Не правда ли, вступление в НАТО представляется опасной игрой с Россией для стран, зависящих от нее, при том, что сами по себе они мало чем полезны и для альянса?  

- Эта тема как раз главная цель проведения предстоящего саммита в Бухаресте. Проблема расширения НАТО включает два основных момента: открыть НАТО для балканских государств, принадлежащих некогда бывшей Югославии, и вступление в блок трех государств-республик бывшего СССР (Украина, Молдавия, Грузия), что, помимо прочего, чудесным образом превратило бы Черное море в озеро Атлантики. Очевидно, что обе эти инициативы совершенно неприемлемы для Москвы: первая усилила бы влияние НАТО на ход балканского противостояния, которое далеко от развязки, и где Москва поддерживает противоборствующую сторону; вторая подчеркнуто оскорбительна для России и напоминает о своеобразном «санитарном кордоне», которым западные демократии хотели обозначить после первой мировой войны границы молодого советского государства.  

- Какова может быть возможная реакция и крайние меры, предпринятые Москвой, в случае эскалации напряженности в Абхазии и Южной Осетии, если Грузия не откажется от намерений вступления в НАТО? Может ли Россия признать эти территории?  

- Такие гипотезы уже высказывались, когда было объявлено о провозглашении независимости Косово. Москва менее чем когда-либо заинтересована в поиске решения по реинтеграции этих территорий в состав Грузии, но что особенно настораживает, так это возобновление отношений России с Востоком, где наблюдается ее непрерывное сближение с бывшим соперником - Китаем, а также возобновление активности ШОС, куда, кстати сказать, входит и Иран в качестве наблюдателя. Не следует недооценивать размах деятельности российской дипломатии на юге и юго-востоке ее рубежей. Здесь существуют особого рода дипломатические ходы, на которые НАТО никак не может повлиять, но что, в конечном счете, может серьезно осложнить операцию по продвижению НАТО к берегам Черного моря. Киев тогда можно было бы обменять на Тегеран: но такого рода сделка является слишком неравной.  

В поисках новых ориентиров  

- Войдет ли энергетическая безопасность членов НАТО в круг ее первостепенных задач (газовое снабжение, проблемы между Москвой и странами-транспортерами)?  

- Очевидно, это уже имеет место. По разным соображениям. Кандидатуры на вступление в НАТО Украины и Грузии неизменно ассоциируются с их стремлением усилить свои позиции в диалоге с Москвой. Что касается Западной, и особенно Центральной Европы, то они все более склоняются в пользу такой позиции и выстраивают свою оборонительную стратегию, где, кстати, в наибольшей мере проявляется их недоверие по отношению к российскому гиганту, под чутким руководством Германии, обладающей здесь большим, нежели остальные страны, дипломатическим потенциалом.  

- Возможно ли переориентировать НАТО на борьбу с новой угрозой: терроризмом?  

- Вряд ли это возможно. В любом случае, я так не думаю. Сразу после терактов 11 сентября США усилили договор НАТО положением, по которому они могли требовать безоговорочного содействия всех своих партнеров в разрешении вопросов, связанных с терроризмом. Так что терроризм как новая форма насилия признавался США главной угрозой. Однако терроризм – это особая форма угрозы, с которой когда-либо сталкивались военные союзы и НАТО. Терроризм не знает ни определенной территории, ни государственного устройства. У него нет армии, и он не ведет сражений на полях. Неочерченность границ делает его малоуязвимым для традиционного военного воздействия. Неудачи США в Ираке привели их к выработке новой концепции. Совсем недавно министр обороны США Роберт Гейтс сказал, до какой степени отныне политические и военные вопросы тесно переплетаются; но сюда же нужно было добавить и социальные вопросы. Подобная «демилитаризация» врага и угрозы неизбежно должны повлечь и полный пересмотр методов воздействия на нее: и последнее заявление американского министра ознаменовало только лишь первый этап такого пересмотра, требующего если не полного упразднения НАТО, то, по крайней мере, его коренного преобразования.  

- Возможно ли, чтобы НАТО когда-нибудь перешел полностью под контроль ООН?  

- Конечно, подобного рода заявления имеют почву, особенно в Западной Европе, где многие страны демонстрируют свою пронатовскую позицию наряду с их заявлениями о поддержке идеи многополярности. Но эту идею не воспринимают всерьез в США, где мнения разделяются скорее между желанием поставить НАТО выше ООН во имя сохранения главенства и даже господства США, а также желанием просто видеть в НАТО передовое демократическое крыло в рамках общей концепции многополярности ООН. Но никто и не думает в действительности, что НАТО может быть «инструментом», действующим в открытую. В любом случае, помимо той принципиальной враждебности, типичной для США, никто об этом и не помышляет. Если ООН желает на деле воплощения идеи многополярности, она должна будет в срок создать армию, чему Вашингтон активно противится, и что стоило в свое время Буторосу Гали ухода с его поста, с подачи Мадлен Олбрайт, когда он только озвучил эту гипотезу в своем «мирном докладе».  

Действительную угрозу представляет как раз обратное: настороженность некоторых государств, и в первую очередь США, по поводу самой идеи многополярности, сводящейся в их понимании к избирательной многополярности, где только «достойные», то есть демократические государства имеют право голоса. Это означало бы смерть проекта многополярного мира и политики универсализма. Пока мы не дошли до этой критической отметки, так как Ирак с Афганистаном показали нам несостоятельность такой ограниченной многосторонности, которая еще и дорого обходится. Но определенная двусмысленность по данному вопросу по-прежнему существует и именно в ней кроются причины всех будущих проблем.  

Перевод О.С. Вейнгарт  

 

 

По материалам Le Monde


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.