Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Анатомия саботажа

Анатомия саботажа

Ситуация вокруг минского процесса в контексте парижских договорённостей
Виктор Пироженко
12.10.2015
Анатомия саботажа

Руководство республик Новороссии согласилось перенести выборы с 18.10 (ДНР) и с 1.11 (ЛНР) на 2016 год; предварительная дата – 21.02.2016 г. Тем самым, оно прямо выполнило рекомендации четвёрки по итогам парижских переговоров 2 октября, показало наличие политической воли к мирному урегулированию конфликта и искренность своих намерений. Но этого нельзя сказать о намерениях официального Киева.

Более того, интерпретация парижских договорённостей представителями киевской власти показывает вероятные направления саботажа Киевом уже новых, уточнённых в Париже вопросов «Комплекса мер...» (далее – КМ), принятых в Минске 12.02.2015 г.

На данный момент факты показывают, что срыв Киевом парижских договорённостей будет идти в направлении саботажа закрепления в конституции и специальном законе особых условий местного самоуправления (спецстатус) в донбасских республиках, по условиям проведения в них выборов и в отношении амнистии.

Четвёрка лидеров уточнила в Париже некоторые неопределённости КМ, на основе принципиальных положений самого же этого документа, так что для Киева после парижской встречи ничего принципиально не изменилось. Напротив, некоторые неопределённости КМ, дававшие ранее Киеву лазейки для произвольных трактовок своих обязанностей, устранены.

Так, в п.5 никак не определена дата или очерёдность принятия закона об амнистии и его ввод в действие относительно иных пунктов политического блока. В п.4 КМ не говорится, когда должны проводится местные выборы в республиках ни по календарным срокам, ни в привязке к остальным пунктам политической части КМ. Этот вопрос отдавался на усмотрение Киева и руководства республик, которые должны были в диалоге между собой решить данный вопрос. Официальный Киев пользовался этой неопределённостью, затягивая рассмотрение данного вопроса по существу. Более того, назначив местные выборы по всей Украине, Киев не только не назначил их в республиках, но и отменил в ряде мирных и контролируемых им районах Донецкой и Луганской областей.

В п.10 говорится о разоружении всех вооружённых групп в зоне конфликта, но сроки и дата не определены, также не определена очерёдность этого шага в ряду иных пунктов политического урегулирования.

Таким образом, Киев, произвольно трактуя пп. 4, 9, 10 КМ и игнорируя пп.5 и 11, необоснованно устанавливал такой порядок политического урегулирования: сначала должно идти разоружение всех воинских формирований (п.10) и установление одновременно с этим контроля Киева над украино-российской границей (п.9), затем выборы по украинским законам, затем – диалог с новым руководством по особому порядку местного самоуправления и закрепление в законе этого особого порядка.

Но п.9 однозначно говорит о том, что полное восстановление контроля Киева над границей – это самый последний пункт среди мер по политическому урегулированию, а не первый, как настаивают в Киеве.

До него должно состоятся «всеобъемлющее политическое урегулирование» – местные выборы и конституционная реформа с закреплением особого порядка местного самоуправления в республиках.

А п.11 чётко говорит об условиях и сроках конституционной реформы, т.е. закрепления за республиками особого порядка самоуправления – до конца 2015 года закрепить этот порядок в конституции и в специальном законе. В приложении к этому пункту перечисляются и основные положения особого порядка местного самоуправления.

Парижская встреча устранила названные выше разночтения по очерёдности выполнения политической части урегулирования, приведя толкования Киевом минского Комплекса мер в соответствие с принципиальными положениями документа, которые чётко сформулированы в пп. 5, 9 и 11.

Из-за срыва по вине Киева сроков прекращения огня и отвода вооружений на оговоренное в КМ расстояние от линии соприкосновения, который начался в полном объёме лишь месяц назад, в Париже договорились о сдвиге на 2016 год срока окончательного выполнения политической части минских соглашений.

Остальные пункты урегулирования конфликта и очерёдность важнейших из них остались без принципиальных изменений – закрепление в конституции и в специальном законе особого порядка местного самоуправления в республиках, принятие закона об особом порядке местных выборов, который и станет частью украинского законодательства, по которому пройдут эти выборы (Киев настаивал на использовании в республиках уже существующего на Украине закона о местных выборах, но в Париже здесь была внесена ясность: должен быть отдельный закон), принятие до выборов закона об амнистии и амнистирование всех участников событий в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, и только после этого – проведение местных выборов в республиках и ввод в действие со дня выборов особого статуса (особого порядка самоуправления) республик.

Поскольку до выборов следует принять все соответствующие законы и провести определённую организационную работу, сами местные выборы в ДНР/ЛНР пройдут уже в 2016 г. Ориентировочно, как уже отмечалось, руководство республик пока предложило 21.02.2016 г.

Сразу после парижской встречи в Киеве стали фактически отказываться от обязательств, взятых Порошенко. Вместо выполнения согласованных с Порошенко договорённостей киевские власти занялись новыми произвольными трактовками, на этот раз уже парижских соглашений.

Так, выступая 7 октября в ВР, глава МИД Климкин, используя выдуманный предлог о наличии в неконтролируемых Киевом районах некой иностранной боевой техники и войск, сообщил о невозможности проведения там выборов. Более того, он прямо исказил суть договорённостей в Париже, когда сообщил, что «мы договаривались в Париже об отмене этих выборов. Игра с переносом, я уже не буду комментировать даты, это конечно, грязная игра». Что бы ни говорил Климкин, но есть прямая речь Олланда по итогам парижской встречи, которая показывает, что все политические вопросы так или иначе вращались вокруг условий и даты проведения выборов в республиках и необходимости их перенесения (не отмены) на более поздний срок.

Искажениями сути парижских договорённостей и положений КМ занялся и глава фракции БПП Луценко,  сообщив 7 октября, что «выборы, теоретически, могут состояться в случае вывода оккупационных войск и сложения оружия сепаратистами, а также принятия Радой (изменений) в Конституцию и (специального) закона приблизительно в апреле месяце». По Луценко, условия выборов такие: присутствие украинских средств массовой информации, регистрация ЦИК исключительно украинских партий, формирование этими партиями состава избирательных комиссий, голосование внутренних переселенцев по месту их нынешнего проживания.

Очевидно, что никаких оснований, ни политических, ни правовых, ни моральных выдвигать подобные условия у киевских властей нет. В принципе, эти условия могли бы быть приняты, но только при возвращении ситуации на Украине в состояние на 21.11.2013 года, что было бы полностью справедливо. Поскольку это в принципе невозможно, то в принципе невозможно и то, о чём говорит Луценко.

Киев снова хочет, грубо нарушая пп.9 и 11 КМ и парижские договорённости, добиться сначала разоружения республик и фактической их капитуляции, а затем провести выборы в удобном для себя формате.

После этого в реальности дело до особого порядка самоуправления дончан не дойдёт, так как все местные патриотические силы будут уничтожены вместе с активистами, либо репрессированы, а население — из тех, кто ещё останется – запугано.

Из сказанного Климкиным и Луценко также следует, что режим не планирует принимать закон о местных выборах в республиках, о чём договорено в Париже, не планирует предоставлять им особый порядок самоуправления ни после выборов, ни, тем более, в процессе подготовки к ним. Также пока нет свидетельств, что режим готовит законопроекты – 1) об особом порядке местного самоуправления, ссылка на который внесена в конституцию, 2) о внесении в конституцию нормы об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в виде нормы прямого действия; 3) об амнистии и – 4) о местных выборах на неконтролируемых им территориях. Необходимость принятия этих четырёх законов прямо следует из договорённостей в Париже. Без них политическое урегулирование гражданской войны на Донбассе невозможно.

Климкин же задал и настроения среди депутатов ВР, создавая условия для провала голосования за названные законопроекты, если Порошенко под давлением тройки (Олланд, Меркель, Путин) всё же вынесет их на обсуждение. Так, глава парламентской фракции «Самопомощь» Олег Березюк после встречи фракции с Климкиным заявил 7 октября, что «никаких выборов на Донбассе быть не должно... Мы поняли, что голосовать, и даже рассматривать закон о выборах на этих территориях, которые сегодня оккупированы, нельзя и преступно».

Очевидно, что киевский режим и после 2 октября не прекратил поиски возможностей срыва минских, а сейчас, уже и парижских соглашений в пользу военного подавления донбасских республик.

А анализ военной активности режима, в том числе и в плане закупок летальных вооружений, возможность чего приблизилась после выделения 8 октября Конгрессом США 300 млн долларов на вооружение киевского режима, показывает, что для этого создаются необходимые материальные предпосылки.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.