Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
С белой молнией на борту

С белой молнией на борту

Музей легендарного авиаполка «Нормандия – Неман» под угрозой закрытия
Александр Музафаров
24.12.2009
С белой молнией на борту

В интернете появилась информация о том, что расположенный во французском городе Лез Андели музей авиаполка «Нормандия-Неман» может прекратить существование из-за финансовых проблем.

История этой воинской части началась 25 ноября 1942 года с подписания соглашения между правительством СССР и Французским национальным освободительным комитетом «Сражающаяся Франция» о формировании в Советском Союзе французской авиационной эскадрильи. И такая эскадрилья была сформирована в Иваново 4 декабря того же года и по желанию личного состава получила имя «Нормандия».

Первоначально в составе части было 72 французских добровольца (14 летчиков и 58 механиков), первым ее командиром стал полковник Жозеф Пуликен. После необходимой подготовки и освоения советского истребителя Як-1 эскадрилья вошла в состав 303-й истребительной авиадивизии и с 5 апреля 1943 года приняла участие в боевых действиях.

Советское командование высоко оценивало французских пилотов. К тому времени, после огромных потерь 1941 года основу личного состава советской истребительной авиации составляли летчики, обученные в военное время, имевшие не больше 20–30 часов налета. Французы же имели не меньше 200 летных часов (с меньшим налетом в эскадрилью просто не брали) и опыт боевых действий. Еще до своего прибытия в СССР летчики «Нормандии» сбили в ходе Второй мировой войны 19 самолетов противника.

Их опыт и умение сразу же «оценило» и гитлеровское командование, издавшее специальный приказ, согласно которому военнослужащие «Нормандии» в случае пленения подлежали расстрелу на месте как дезертиры и партизаны.

Летом 1943 года, после прибытием пополнения, эскадрилья «Нормандия» была развернута в полноценный авиаполк, а французские технические авиаспециалисты заменены советскими. Таким образом, эта уникальная в своем роде воинская часть существовала одновременно и во французских вооруженных силах и в составе РККА.

За успешные действия в ходе кампании 1944 года полку было присвоено почетное наименование «Неманский».

В 1945 году на базе «Нормандии» планировалось создание авиационной дивизии «Франция», но после победы эти планы были отменены.

Всего за время войны летчики полка выполнили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов. Из 96 пилотов «Нормандии» 42 погибли смертью храбрых.

После войны истории французской и советской частей «Нормандия – Неман» разошлись. Французы с триумфом вернулись на родину, но уже в 1947-м, сменив советские Яки на американские «Аэрокобры», приняли участие во Вьетнамской войне, потом воевали в Алжире, а в 1999 году в составе сил НАТО бомбили Югославию.

В советских ВВС наследником «Нормандии» стал 18-й гвардейский истребительный авиаполк. Он был сформирован под Хабаровском в 1938 году. В 1941 г. в полном составе отправился на фронт и в июне 1942-го стал гвардейским. В конце того года. в состав полка была включена дополнительная (1"А") эскадрилья французских лётчиков "Нормандия".

Её самолёты отличались от других белой молнией на борту и эмблемой провинции Нормандия.

Позже, как уже говорилось, с увеличением числа французских лётчиков, в составе 303-й истребительной авиадивизии (иад) был образован отдельный (4-й) полк "Нормандия". А в 18-1 гиап по традиции самолёты 1-й эскадрильи (и только первой) стали нести на борту белую молнию. Кстати, в списки 1аэ 18 гиап был навечно зачислен Герой Советского Союза старший лейтенант Марсель Лефевр.

В конце войны 303 иад в полном составе убыла на Дальний Восток воевать с Японией. После войны Приморье стало местом постоянного базирования части. Лётчики 18-го гиап в 1951-1952 гг. принимали участие в боевых действиях в Корее. Четыре лётчика полка были тогда удостоены звания Героя Советского Союза.

С 1982 года полк не меняя матчасти (МиГ 21 СМ), стал истребительно-бомбардировочным (апиб). В мае 1989 лётчики переучились на МиГ-27К (1аэ) и МиГ-27Д (2,3 аэ). Самолёты 1 аэ также несли белую молнию на борту, кроме того, красный щит со львами - эмблему Нормандии.

В марте 1993 г полк начал переучивание на Су-25 и стал штурмовым (шап).

В июле 1994 г. полк посетила представительная делегация ВВС Франции. На встрече присутствовали более 60 лётчиков современного полка "Нормандия-Неман" и ветераны Второй мировой. В честь этого события состоялся впечатляющий праздник с парадом и воздушным шоу.

В феврале 1995 года 18-му гв. шап присвоено почётное наименование "Нормандия - Неман".

И для французской, и для российской «Нормандий» 2009 год стал роковым.

3 июля 2009 года французская истребительная группа GC II/6 Normandie-Niémen была переведена в так называемый «спящий режим» - в связи с износом были сданы на слом истребители «Мираж» и вплоть до поступление на вооружение новых истребителей «Рафаль» знамя группы будет храниться на авиабазе в Реймсе.

11 ноября 2009 года на аэродроме Галенки (Приморский край) прошла церемония прощания со знаменем 18-го гвардейского штурмового авиаполка. В ходе проходящей в России военной реформы самолеты и летчики полка войдут в состав авиабазы Воздвиженка (около Уссурийска), которой, по заверениям Министерства обороны РФ, будет присвоено название «Нормандия - Неман».

Вслед за боевыми частями угроза расформирования нависла и над музеем легендарного полка. Он был создан в 1974 году в самом сердце провинции Нормандия городке Лез Андели. В том самом, в котором находится знаменитая крепость Шато-Гайар. Инициаторами создания музея выступили бывший переводчик полка Игорь Эйхенбаум и брат Героя Советского Союза Марселя Лефевра, погибшего в 1944 году. В музее хранятся архивы авиачасти времен Второй мировой войны, личные архивы некоторых ветеранов, таких как генерал Риссо, командиров «Нормандии Неман» Пьера Пуяда, Луи Дельфино, вещи погибшего под Орлом второго командира «Нормандии-Неман» Жана Тюляна. Здесь же находится подлинная доска со здания французской военной миссии в Москве, которая в 2003 г. была заменена на новую.

В 1992 г. в честь 50-летия авиаполка «Нормандия - Неман» перед музеем был установлен макет истребителя «Мираж», в то время символ существования «Нормандии-Неман», а в 2007 г. макет истребителя Як-3.

Музей имеет статус частного, поскольку принадлежит ассоциации ветеранов авиаполка, до сих пор финансировался на 2/3 за счет министерства обороны, и на 1/3 за счет городского бюджета.

Как пишет проживающий во Франции русский блогер Сергей Дыбов: «В наступающем году министерство обороны Франции прекращает финансирование всех частных музеев. Местные власти заявили, что в одиночку не смогут поддерживать музей.

В случае закрытия музея, музеи авиации в Ле Бурже и в Невере заявили о готовности принять экспонаты. Но члены ассоциации «Нормандии-Неман» выступили против переноса музея оттуда, где он был создан и находился в течение 35 лет. Они были вынуждены объявить о сборе пожертвований».

Во время войны в Советском Союзе помимо «Нормандии» было сформировано еще несколько национальных частей и соединений – Чехословацкий армейский корпус Людвига Свободы, две армии Войска Польского, румынская дивизия «Тудор Владимиреску» и т.д., но именно французский полк стал наиболее известным из них. Может быть, дело во французском шарме и обаянии (которое отмечают все, кто встречался с «нормандцами» во время войны), или в доблести, проявленной в боях – почти половина летчиков «Нормандии» пала смертью храбрых, или в том, что «Нормандия» была французской не только по названию (например, в чехословацкой бригаде Людвига Слободы 80% личного состава были карпатские русины), но так или иначе, именно «Нормандия - Неман» стала для нескольких поколений наших соотечественников символом боевого братства союзников в войне с фашизмом.

Особенно важна эта память для нас сейчас, когда в 70-ю годовщину начала Второй мировой войны в Европе активизировались те, кто пытается переписать историю того времени. Мы помним, как уверенно отреагировало на эти попытки и российское общество, и руководство страны.

Поэтому можно надеяться, что наше государство сможет найти средства и поддержать музей, посвященный памяти тех, кто сражался и погиб на нашей земле в грозные годы войны.

Этот музей очень нужен, и нужен именно во Франции как напоминание о том, кто и как воевал во Второй мировой. И не такие уж большие средства для этого нужны.

Помочь может не только российское государство, но и российское общество. Согласно результатам исследования, проведенного компанией MAR Consult, Франция является одной из трех стран, которую наиболее часто посещают наши соотечественники за рубежом. Только с января по сентябрь текущего года эту страну посетили 454 410 российских организованных туристов. Если бы каждый из них скинулся хотя бы по 1 евро – проблема финансирования музея «Нормандия – Неман» была бы решена.

Адрес Музея:

Mémorial Normandie-Niemen,

rue Raymond Phélip

B.P. 124

27701 LES ANDELYS

France

банковские реквизиты:

Crédit Agricole des Andelys:

IBAN: FR76 1830 6002 0153 7019 7600 002

ADRESSE SWIFT: AGRIFRPP883

Официальный сайт

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.