Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Взлет запрещаю?

Взлет запрещаю?

Осенью российские самолеты могут остаться на земле
Александр Бондарь
19.06.2008
Взлет запрещаю?

Сегодня, в разгар туристического сезона, самая больная тема у тех, кто улетает в отпуск – повышение цен на авиационный керосин в российских аэропортах. Его стоимость уже превысила мировой уровень, билеты на чартерные рейсы уже дорожают.

Наши реалии объяснить трудно. С мая биржевые сделки показывают снижение средней цены на керосин в Европе, 16 июня в лондонском Хитроу топливо стоило 33.869 тысячи рублей за тонну, на 6.3 процента дешевле, чем в Москве, в аэропорту Дубая – 33.205 тысячи рублей за тонну, на 8.1 процента дешевле. Последний раз московские цены на авиакеросин повысились 6 июня: до 36.143 тысячи рублей за тонну с 32.131 тысячи. То есть на 12.5 процента. Специалисты предсказывают: если цена авиакеросина не снизится, перевозчики могут закрыть дешевые тарифы и повысить стоимость грузовых перевозок – чтобы удержать пассажира.  

Новости не самые радостные. Но это – только полбеды. В начале осени российские самолеты могут остаться на земле, утверждают многие предприниматели, работающие в области гражданской авиации. Пятого сентября начнет работать новый технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Отрасль к этому не готова, уверены предприниматели, заправить баки самолетов будет нечем, авиакеросина нужного качества попросту не будет.

Причина проста. Разработчики нового технического регламента в части авиакеросина очень хотели, чтобы отечественное авиатопливо на мировом рынке стало конкурентоспособным. А что? Благой замысел, благое пожелание - продавать на мировом рынке не сырую нефть, а продукт ее переработки. В технический регламент были внесены требования к авиакеросину, взятые, что называется, «живьем» из спецификации на зарубежное топливо.  

О специфике и нынешних возможностях российской нефтепереработки, об особенностях отечественного авиационного двигателестроения, похоже, забыли. Мнения представителей нефтяных компаний, ведущих научных специалистов, экспертов, производителей оборудования, потребителей не учли. Итог: техрегламент, с его западными параметрами, скорее всего, надолго окажется невыполнимым для наших производителей. Только несколько российских НПЗ сегодня выпускают и продают за границу авиакеросин, соответствующий западным же техническим требованиям, но это капля в море. Остальные предприятия не могут пока производить новое топливо. По оценкам экспертов, нужны месяцы и месяцы для реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, поставок и монтажа западного оборудования, в частности, установок гидроочистки. Это обойдется каждому НПЗ в десятки миллионов долларов затрат, которые еще больше «утяжелят» цену российского авиационного топлива. Кроме того, мы будем зависеть от поставок западных же присадок, реагентов и так далее - в РФ они не выпускаются. Иными словами, сядем на своеобразную «иглу». Но это случится чуть позже. Сначала, когда заработает регламент, весьма вероятен дефицит на рынке авиатоплива. Керосина, соответствующего параметрам нового техрегламента, не хватит на всех, цены могут сойти с ума, рынок встанет.  

И что делать? Завозить в Россию керосин, изготовленный за рубежом из российской нефти?

 Тоже выход, несколько унизительный и дорогой, правда, но - выход. Можно бы продолжить параллельно летать и на обычном, сегодняшнем, керосине, пока НПЗ не наладят выпуск нового топлива. Но ни один заправщик, как только начнет работать новый регламент, не рискнет заправить самолет привычным российским керосином. Подобное в авиации запрещено под угрозой уголовной ответственности.  

И вот ведь что интересно: наше топливо в целом не хуже западного. У него несколько другие параметры, потому что оно приспособлено под российские моторы и наши климатические условия, но оно – не хуже. Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов заявил в связи с этим: «Много лет занимаюсь авиацией и имею основание сказать: наш керосин, тем более его высший сорт - качественный. За полвека сотни тысяч западных самолетов заправились в обратный путь из России нашим топливом, и… ничего не произошло и не происходит. Летали - и летают».  

По утверждению же гендиректора ООО «НПП «Центр химмотологических и экологических исследований» Николая Малько, наше авиатопливо по ряду параметров даже превосходит западное. «Иностранные авиаторы, по сути, хотели бы, чтобы мы изменили всего лишь один параметр – так называемую динамическую стойкость топлива, - подчеркнул Малько, - остальное их устраивает».  

Но вместо этого появился новый техрегламент. Понятно, что заправка иностранных самолетов в обратный путь из России нашим топливом – это одно. Продажа керосина за рубеж - другое, и потребители в этом случае, безусловно, вправе требовать, чтобы он соответствовал именно их стандартам.  

Но в результате мы, похоже, получим «вселенский переполох» для наших авиаторов. Можно, конечно, махнуть рукой и заявить, что надо присоединяться к «цивилизованному миру», соответствовать, так сказать, его параметрам, надо потерпеть, и рынок все «устаканит». Терпели, и не раз.

В итоге по ценам почти на все мы уже не только присоединились к цивилизованному миру, но и обогнали его. Куда дальше-то?

Для авиации «час икс» ожидается в сентябре. Но в техрегламенте речь ведь идет и о других видах топлива. То есть с проблемами, только чуть позже, могут столкнуться моряки и речники – потребители дизтоплива, потом – автомобилисты. Переоборудование одного НПЗ для выпуска топлива, отвечающего требованиям Евро-3 и Евро-4, требует около полумиллиарда долларов вложений. Улучшать качество солярки и бензина в России, безусловно, необходимо, но что-то не заметно, чтобы хоть кто-то реально подумал при этом о справедливом, не монополизированном, экономически обоснованном ценообразовании. Значит, впереди нас почти наверняка ждет новый, галопирующий, экономически неоправданный рост стоимости топлива в России. А ведь наш плохонький бензин из нашего же, не привозного, сырья стоит сегодня дороже, чем высококачественный бензин в Америке и Японии, сделанный там из нашей – привозной - нефти, и цена его, даже без нового техрегламента, все растет, растет, растет…  

По большому счету, бессмысленно удивляться явной нелепости ситуации. Для нас такие истории типичны до зевоты, случаев такого рода у нас, как ухабов на дороге. Наши пращуры, помнится, говаривали в том смысле, что, мол, велика и обильна земля наша, да порядку в ней нет. С тех пор и в наших пределах некоторые изменения произошли, но с порядком все, как прежде, все как-то так вот – никак. Конечно, для тех, кто, не исключено, останется в сентябре на земле у не взлетевших самолетов, это слабое утешение. Но другого пока нет.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.