Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 июля 2019
Всеобщая апатия

Всеобщая апатия

О признаках духовного разложения в российском обществе
Александр Афанасьев
25.04.2019
Всеобщая апатия

В начале 2019 года до меня дошло окольным путём, не напрямую, интервью епископа Тарского и Тюкалинского Савватия. Это Омская область, Сибирь. Себя владыка Савватий именует «деревенским» епископом, так как посвятил свою жизнь служению нуждающимся. То есть простым людям. Из общения с ними владыка вынес ряд горьких мыслей. По его наблюдению, сегодня пропала в людях решимость, разрушилась воля, человек заблудился, забыл истину, что он рождён для труда, а не для удовольствия.

Думаю, что любой честный человек согласится с подобной оценкой нашего времени и общей духовной ситуации в нашей стране. Лично я давно уже ощущаю царящую в нашем обществе полнейшую апатию, от которой у меня порой опускаются руки. Тем не менее я, подобно владыке Савватию, рассматриваю эту ненормальную, противоестественную ситуацию как дарованное России свыше великое испытание и как личностный долг каждого человека нести до конца свой собственный крест.

Слова владыки Савватия очень важны и ёмки – каждое на вес золота. А потому не хотелось бы сваливать их в общую кучу. Они требуют не только внимательного подхода к каждому из них, но и общего объединительного вывода. Начну с конца, а именно – с истины. То, что человек рождён для труда, а не для удовольствия, – это, разумеется, аксиома. Но, к сожалению, это аксиома «вчерашнего дня».

Беру эти два слова в кавычки, так как за неполные 30 лет благодаря диктатуре либерализма в России появилось почти два поколения людей новой формации. Тех, кому внушена в разум и вбита в подсознание совершенно другая аксиома, а именно, что человек рождается исключительно для собственного удовольствия.

«Пробуждение духом», о необходимости которого говорит владыка Савватий, возможно в отношении кого угодно, но только не этого потерянного поколения. Его уже не пробудишь. Более того, с каждым растраченным впустую днём, месяцем, годом и десятилетием будут возникать всё новые упущенные нами поколения, которые будут всё больше затруднять пробуждение одной-единственной души в тисках общей потребительской массы. Просто проповеди, словесного убеждения уже явно недостаточно. Необходимы борьба, яростное противодействие и, в конечном счёте, жёсткое принуждение к труду и ограничение сферы удовольствия.

Второй тезис владыки Савватия (опять же с конца) – человек заблудился. В отношении заблуждения у Владимира Даля существуют две глагольные формы – «заблуждаться» и «заблудить». Заблуждаться, по Далю, значит «ошибаться, погрешать, иметь ложное мнение или понятие». Слово же заблудить он трактует как «начать блудить, шалить, проказить». В первом случае речь идёт преимущественно о блуждании человека разумом, потере ориентации и движении наугад. Во втором – сбой происходит в духовном мире человека, означая потерю нравственных ориентиров.

Что касается нашего времени и, в особенности, сегодняшней России, то человек в нашей стране в современную эпоху заблудился в обоих смыслах слова – и умственно, и духовно. Умственно мы утратили смысл и конечную цель нашего существования. Либералы, выставляя перед нашим носом морковку идиллической свободы, водят нас не прямо, а по кругу. И мы идём, наступая непрерывно себе на пятки и натыкаясь на забытые нами собственные грабли. В духовном же плане, не имея ни смысла, ни цели, мы заполняем временнУю паузу разного рода развлечениями, всё больше впадая в блуд, дурные шалости и злобные проказы. Конец такого блуждания для любого здравомыслящего человека предельно ясен: всё завершится пушкинским «пиром во время чумы».

Следующий тезис владыки Савватия – разрушилась воля. Понятие воли в русском языке тоже имеет двойной смысл. С одной стороны, это устремлённость человеческого духа к определённой цели, страстный созидательный порыв души, жажда активной деятельности. С другой стороны, воля означает ничем не ограниченную свободу самоутверждения, причём свободу дурную, личностную, эгоистическую, определяемую словом своеволие.

Когда епископ Савватий говорит о «разрушении» воли, то он имеет в виду именно первую, богоугодную сторону воли, подразумевая одновременное торжество в человеке в современных условиях второго, дурного типа воли, воли кощунственной, разрушительной.

Собственно говоря, воля с христианских времён трактовалась как концентрированная устремлённость человеческого духа к Богу, Добру, Любви и Справедливости. То есть это понятие имело сугубо нравственный подтекст. Злая же воля всегда рассматривалась русскими людьми как проявление дьявольщины, человеконенавистничества. Ноу-хау российского либерализма заключалось в том, что он с помощью толерантности решил «разжижить» человеческую волю, распылить её, снять антагонистические противоречия между «крайностями» Добра и Зла. В либеральной трактовке добро и зло теряют свою полярность, приобретая некий набор специфических личностных черт, которые надо просто учитывать в общении, снисходя к человеческим «слабостям».

Всё бы ничего, если бы не одно НО. С разжижением и распылением воли «добрая» толерантность производит в духовном мире человека губительные метаморфозы. Владыка Савватий квалифицировал их как «пропажу решимости». Что это такое? Лишённый решимости человек превращается в раскольниковскую «тварь дрожащую», но не ту, которая трусит совершить преступление (таких сегодня – хоть пруд пруди!), а ту, которая вообще страшится дела, особенно добродетельного. Без благородной решимости мужчина в современном мире теряет мужественность, женщина – женственность, а человек как хомо сапиенс – присущую ему человечность.

По сути, речь идёт об утрате человеком собственной идентичности – личностной, социальной, национальной и общечеловеческой. В образном плане возникает невольная ассоциация с Григорием Грязновым и его арией в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». «Не узнаю теперь я сам себя, не узнаю Григория Грязнова. Куда ты удаль прежняя девалась?!... Отвага мне души не веселит… Не тот я стал теперь, всё миновало», – таковы откровения разгульного опричника Грязнова на пике его любовной драмы. Нам сегодня не до любви, тем более такого высокого накала. Но растеряли мы себя сегодня не менее основательно, хотя и по другой причине.

В утверждении духовной толерантности либералы сделали крен не столько на опорочивании самих принципов добра и справедливости, сколько на массированной атаке на «издержки» их утверждения. Для пущей убедительности они направили все стрелы критики в дореволюционной России на правление Ивана Грозного, а в советской истории – на сталинские «репрессии». Причём оба периода либеральные идеологи вырывают из контекста исторических реалий того времени как в собственной стране, так и в мире в целом. При этом они упорно уходят от анализа своих собственных деяний, которые в практическом плане для страны и народа оказываются намного более губительными.

Николай Римский-Корсаков, выстраивая либретто своей оперы на основе драмы Льва Мея, не избежал этой либеральной болезни. За что и был подвергнут жёсткой критике со стороны участников «Могучей кучки». Однако, будучи творческой личностью, он сосредоточил внимание не на личности Ивана Грозного, а на личной драме «второстепенных» героев и на трагедии страны, приближавшейся к великой Смуте. Личная трагедия Григория Грязнова помогает нам ныне оценить собственное состояние полной растерянности.

Что касается страны, то мы тоже сегодня шаг за шагом приближаемся к великой Драме, уготованной России либералами.

Титул «царской невесты» в образном плане тоже вполне применим к современной России. Россия выступает сегодня именно в роли «царской невесты», которую нынешнее либеральное «боярство» собирается выдать замуж, против её воли, за богатого и всевластного дядюшку Сэма. Но это «брак» не только «неравный», но и по своей сути фиктивный, так как Россия нужна дяде Сэму исключительно для её последующего «отравления» и расчленения на подмандатные территории.

Корень зла сегодня сосредоточен не в былых и давно прошедших деяниях Ивана Грозного и Иосифа Сталина, обусловленных конкретной исторической обстановкой и происками их многочисленных врагов, – скрытых и явных. Более того, корнем зла сегодня я не считаю даже Дональда Трампа и отстаиваемые им интересы США и воротил капиталистического мира. Вместо Трампа был бы в США кто-то другой, а капитализм насчитывает около 500 лет, и даже на Западе в разных странах он имеет свои особенности. Корень всех корней зла сегодня я вижу именно в либерализме, – в его необратимо ползучей, беспредельно лживой и ханжески фальшивой идеологии.

Боюсь, что мы всё ещё серьёзно недооцениваем смертельную духовную болезнь, каковой является охватившая ныне мир эпидемия либерализма. В физическом мире людей её подобие можно обнаружить в «чахотке», или по научному – в туберкулёзе. В XIX веке он считался неизлечимым и «косил» миллионы людей, не считаясь ни с границами, ни с титулами, ни с материальным состоянием людей. Безжалостное течение этой болезни мастерски описано Львом Толстым в рассказе «Три смерти». Ещё не старая богатая барыня угасала буквально на глазах своих близких, медленно и неотвратимо пожираемая этой коварной болезнью.

Я не понаслышке знаком с этой болезнью. Несмотря на то, что советская медицина буквально ополчилась на это смертоносное явление, лечение туберкулёза достигалось только на его ранних стадиях. Мой отец, фронтовик Афанасьев Пётр Иванович, был комиссован в 1944 году именно по причине этой болезни. У него были поражены оба лёгких, и, по сути, он был выписан из госпиталя, чтобы умереть в кругу близких. Врачи от него попросту отказались. Тогда за дело взялась моя мать, Афанасьева Анна Николаевна, неграмотная женщина. Она лечила мужа народными средствами и истовыми молитвами. Лечила, лечила, – и, наконец, вылечила, буквально вытащив его с того света. И дала ему возможность пожить ещё 25 лет.

 Как историка меня в своё время поразил удивительный случай, тоже связанный с туберкулёзом и дивным спасением от него. Активный революционер, народоволец Николай Морозов (1854-1946), отсидевший в заключении непрерывно (!) 25 лет, в Шлиссельбургской каторжной тюрьме заболел туберкулёзом и должен был, как все в подобном случае, там же и скончаться. Но, будучи человеком недюжинной воли и разносторонних знаний, он решил не сдаваться и чисто волевыми усилиями поборол болезнь. Дожив до 92 лет, он в 1942 году, в 88 лет (!), успел добровольцем поучаствовать в боевых действиях Советской Армии на Волховском фронте, став самым пожилым участником Великой Отечественной войны.

Как известно, туберкулёз относится к заразным болезням, и его возбудителем является так называемая палочка Коха, передаваемая всевозможными способами от одного человека к другому.

Неолиберализм я тоже отношу к заразной болезни. Его сделали таковой спецслужбы США, превратив мечтательный европейский и интеллигентный российский гуманизм в мощное боевое оружие массового поражения.

К возбудителям либерализма как смертельной духовной болезни я отношу бациллу меркантилизма, которая была занесена в европейское общество в момент разложения феодализма и зарождения капитализма.

У понятия меркантильности есть две стороны. Одна – чисто функциональная: торговая, коммерческая. Это всего лишь специализация, один из видов человеческой деятельности в общественном разделении труда. Другая сторона меркантилизма менее безобидна. Она-то и превращает либерализм в одну из главных форм заразной духовной болезни человека и общества. Проявляется эта сторона в торгашестве, мелочной расчётливости, – внешне незаметной, но внутренне разрастающейся до Кощеевых размеров. Это уже не только специфические (чисто эгоистические) наклонности ума, но и определённое состояние души, обрастающей коростой чёрствости.

Для борьбы с туберкулёзом в медицине изобретён рентген, обнаруживающий болезнь на ранней стадии. В этих же целях применяются разного рода прививки, проводится вакцинирование населения. С духовной же болезнью меркантильного либерализма всё обстоит намного сложнее. Вместо рентгена в духовной сфере применимо только одно средство – человеческая совесть. Но она хрупка, ранима и почти беззащитна от натиска меркантильного общества. Бацилла меркантилизма направлена именно против «химеры совести». Для этой бациллы достаточно малейшего колебания совести, а дальше начинается цепная реакция. Именно об этом предупреждал наш народ, говоря «коготок увяз – всей птичке пропасть».

Спасая людей от духовного недуга, владыка Савватий организовал в своей епархии два скита, куда и направляет небезнадёжных больных. Это его посильный вклад в борьбу с моровой болезнью современности. Но весь российский народ в скиту не спрячешь. Это и физически невозможно, и для страны гибельно, ибо придёт враг и превратит все скиты в концентрационные лагеря. Американцы уже однажды продемонстрировали нечто подобное в отношении индейцев.

Русский народ всегда шёл навстречу беде, мобилизуя на борьбу с внешним и внутренним врагом все свои наличные физические и духовные силы. Спасение в миру от моровой болезни алчущего меркантилизма есть. Оно во все времена заключалось в триедином факторе: в крепкой вере в Бога, в народном и общечеловеческом здравом смысле и в страстной воле к жизни. Апатия тем и страшна для отдельного человека и всего российского общества, что она символизирует не только разложение человеческого духа, но и знаменует его крайнюю степень – степень отказа от жизни и равнодушного принятия смерти.

Поражённое недугом алчности, российское общество, несомненно, сегодня больно. Но оно далеко не безнадёжно. В отдельных его частях ещё крепка вера в Бога, в других – есть опора на народный здравый смысл, в третьих – разгорается воля к жизни.

Все эти разрозненные части российского общества надо соединить воедино, слить их в монолитный духовный сплав и организовать мощный отпор невидимой, неслышимой, ползучей смертельной напасти.

Идеологи либерализма в качестве своего главного козыря используют неколебимую приверженность Свободе. Свободе с большой буквы, возведённой в некий Абсолют, который в их трактовке гораздо выше Бога, вмещающего в себя не только Свободу, но в равной мере и Необходимость. Чтя Свободу, либералы в то же время посадили под замок меркантилизма Совесть. Это вчера они твердили о «свободе совести». Сегодня они уже всё свели к утверждению меркантильной Толерантности, сделав Совесть её узницей. Никакое духовное возрождение российского общества невозможно без освобождения из заточения его Коллективной Совести.




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 42 найденных.
Виктор Петрушов
10.05.2019 11:27
Как говорится в одной известной басне: «Страшнее кошки зверя нет». Автор настойчиво пытается навязать читателю мысль о том, что и либерализм, и неолиберализм – это зло, от которого наша страна в настоящее время в пропасть скатывается. Да полно, батенька! Эти явления на российской почве уже сколько веков не дают ожидаемых врагами России всходов – при всех их стараниях появляется в основном лишь пустоцвет. У нашей нации, видимо, ещё со времён орды хорошая прививка, так что не заразимся. Мой земляк епископ Савватей, разумеется, жути на своих прихожан нагнал изрядно. Ну, на то он и пастырь Божий, чтобы предупреждать мир об опасности. Вот и гражданам с коммунистическими взглядами его высказывания тоже понравились. Удивительное единение!
А почему нельзя использовать любые либеральные побрякушки в своих целях? В экономике без либеральных реформ нашему государству не обойтись. Все плюсы от таких реформ пойдут в актив власти, а весь негатив спишется на Чубайса. В социалке за последнюю сотню лет такой бардак образовался, что без либеральной метлы этот мусор не убрать. Негатив, опять же, если не на Чубайса, то на Медведева можно спихнуть. И в образовании, и в медицине, и в ЖКХ та же картинка – плюсы в копилку власти, а минусы – на нерадивых чиновников или тех же «либерастов». Так что, граждане, не бейте сильно либералов – они очень полезные существа.

ort - Юрий Петрович
08.05.2019 13:32
Сергей
07.05.2019 21:48
Юрий Петрович
06.05.2019 21:10
Про концентрационные лагеря с населением в 7000 000 русских не знаете?///
---------------------

Москва в 30 годы насчитывала ок 3 миллионов, тут аж 7 ?
Пояснил бы г-н "Сергей" , как это удавалось такие лагеря создавать и запросто тасовать миллионы "в те времена далёкие, теперь почти былинные" ? И при том довольно примитивном уровне развития транспорта, в сотнях и тысячах километрах от дорог и портов ?

При описании побегов из лагерей вдруг оказывается, что ОБРАТНО оттуда попасть практически никак нельзя, кроме как через тайгу и тундру, а ТУДА - как нечего делать . Хоть семь миллионов...... Например, от порта Ванино до Магадана в те времена ходил один пароход на сто мест, раз в две недели.

Да-с, так вот читаешь комменты и видишь, что "первая беда России" как была раньше, так и есть "наше всё" - и особенно в наше время телевидения , интернета и смартфонов. Техника ей только помогает шириться и расти. ПАРАДОКС - честное слово !
Сергей
07.05.2019 21:48
Юрий Петрович
06.05.2019 21:10

Ваши сладкоречивые марксистские речи написаны при свете дня? А под покровом ночи чем занимаетесь? Про бесплатное вспоминаете? Большевистскую деятельность разводите. Лживый марксистский революционер Троцкий тоже строил "справедливость" (по-своему и для своих), а в шахматы играл с буржуем Ротшильдом в Вене. Шиффом был отправлен в Россию (и на его деньги) строить социализм с бесплатным местом на погосте. Про концентрационные лагеря с населением в 7000 000 русских не знаете? Под управлением М.Бермана? Тюрьмами заведовал некий Апетер. Разве не млн. людей прозябали в рабских лагерях ГУЛАГа, голодные и больные, в голоде и холоде, чтобы эта банда, несшая "светлое и справедливое", жила в роскоши и жрала сладко, развращаясь и клевеща друг на друга ради корыта и милости усатого грузина, отца всех угнетенных и болезных?
Владимир Владимирович
07.05.2019 14:15
Юрий Петрович, почему же только читателей?
Владимир Иванович
07.05.2019 11:42
Юрий Петрович
06.05.2019 21:10""
Речь не об "антисоветизме", а преступлениях. Но таким как Вы пустить в распыл сотни, тысячи, миллионы.. раз плюнуть.
Юрий Петрович
06.05.2019 21:10
Редкостный образец, именуемый в логике как подмена тезиса. выдал "на гора" Владимир Иванович. Действительно - ему про Фому, а он - про Ерёму...
Нужно поблагодарить автора статьи , ставшей ещё одной лакмусовой бумажкой для проявления антисоветизма в сознании читателей "Столетия"!
Сергей
06.05.2019 18:52
Всегда найдутся "адвокаты дьявола", которые кинутся по этому случаю утверждать, что "построенное партией есть концентрат всеобщего оптимизма и развитого социализма. У них вечное поступательное движение революции в головах. Они сожалеют о потерянном времени, а другие о своих предках, которых уничтожили. Отняв их время, душу, культуру, историю.
Владимир Иванович
06.05.2019 3:09
Юрий Петрович
05.05.2019 17:36""
Если Вы о себе, то в точку.
Почему большевики сделали упор на образование? Да потому, что через учебные заведения шло воспитание таких же душой обмороженных атеистов с большевистским душком.
Право на медицинскую помощь было заложено во времена Николая Второго. Большевики ничего нового не привнесли. Если только того, что медицина для парт/админ/хоз номенклатуры была более качественной, чем для "чёрного народа".
Права на жилище? Это когда тебя с семьёй могли выкинуть из твоего жилища? Кто-нибудь из репрессированных получил от власти компенсацию? Те, кто пострадал от коллективизации, этнических чисток, арестов по надуманным обвинениям и прочие....
Если принудительный труд в массовом порядке есть "право", то сказать больше нечего.
Юрий Петрович
05.05.2019 17:36
Трудновато всё-таки соколиному глазу увидеть, что были права на образование, на медицинскую помощь, на жилище (кроме права на труд)... Как говорится: " Ему - про Фому, а он - про Ерёму, ему - про дело, а он - про козу белу..."
Владимир Иванович
04.05.2019 3:57
Юрий Петрович
01.05.2019 9:29""
Государь Николай Второй без насилия строил Великую державу. Это при нём закладывались демократические основы общества, которые похерили большевики с разгоном Учредительного Собрания и расстрелом в январе 1918 года мирной демонстрации в его защиту. А после демократия по-большевистски, называется "МАССОВЫЙ ТЕРРОР" в отношении населения. Дедушка Ленин придумал...
А теперь о хапугах. Кто они? Да ведь в первую очередь выходцы из КПСС, этого "ума, чести, совести" той благостной эпохи. Когда крестьяне работали за трудодни-палочки, нищенствовали, а после получили пенсии в 8 рублёв. Тут вам и "право на труд", и "достойная пенсия", и выше некуда "заработная плата" и прочие успешности "развитого социализма". Хоть бы постеснялись писать бредятину. Только в 1970-80-х люди начали мало-мало жить. Но музыка недолго играла.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 42 найденных.

Эксклюзив
14.07.2019
Валерий Бурт
75 лет назад по Москве провели гигантскую колонну немецких завоевателей.
Фоторепортаж
15.07.2019
Алексей Тимофеев, Валерий Виноградов
В Вологде открыт памятник летчику-асу Великой Отечественной Александру Клубову.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».