Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 ноября 2020
Время расчеловечивания

Время расчеловечивания

О тенденциях, разрушающих русскую классику и народные архетипы
Ирина Ушакова
09.07.2020
Время расчеловечивания

Каждая страна и любой народ живут своими устоявшимися архетипами. Так, говоря об Англии, мы, скорее всего, вспомним Диккенса с его героями детских книг. Германия напомнит нам о поэзии Гёте и музыке Баха, Франция – это, конечно, герои-романтики Бальзака, Гюго, Дюма…

Многие поколения ещё совсем недавно были связаны одним и тем же пониманием определённых исторических событий, образами героев любимых литературных произведений.

Такого межпоколенческого разрыва, какой мы наблюдаем сегодня, наверное, не было ещё в истории. На вступительных экзаменах на творческое отделение одного из вузов юноша, отвечая на вопрос преподавателя, о чём написано в романе «Тихий Дон», не мог сказать ни слова. И когда преподаватель умоляет: «Ну, про что этот роман?» – вчерашний выпускник школы ответил: «Про реку». После экзамена преподаватель едет в такси, невзначай заговаривает с водителем, человеком средних лет, о литературе. И они говорят о «Герое нашего времени», шофёр с теплотой вспоминает свою школьную учительницу. И подобных историй – хоть отбавляй у любого преподавателя. Очевидно, что проблема здесь не индивидуальная, и это не случайность.

Можно, конечно, не верить в конспирологию и напрочь отвергать существование плана Алена Даллеса по разрушению России, но не видеть тенденциозный поток информации, питающий умы молодых людей – это надо быть слепым.

Есть официальные сайты, на которых выставлены стандартные тексты приличных сочинений, размещено объявление «напишем сочинение» и указана стоимость этой работы. Внешне всё законно: «вечером – стулья, утром – деньги».

Образцы сочинений, данных на этих сайтах, не особо отличаются друг от друга. Человек, мало-мальски интересующийся литературой, скорее всего, отметит такую странность: за несколько десятилетий, оказывается, никакие новые научные мысли не коснулись школьной классики. А ведь работа кафедр филологии и целых институтов всё это время велась и ведётся. Нельзя, к примеру, замолчать труды далеко не рядового учёного, доктора филологических наук Ивана Андреевича Есаулова, в последнее тридцатилетие исследовавшего классические произведения глубоко и масштабно, вне ракурса классовой и религиозной вражды, к которой и по сей день ещё порой сводится анализ творчества классиков.

Но создатели официальных сайтов школьных сочинений, понятно, идут в хвосте официальной программы и твердят зады, увы, не лучших установок советской филологии.

Возьмём фрагмент сочинения по «Грозе» А.Н. Островского: «…Одним из самых трогательных монологов является рассказ девушки о жизни до замужества, в котором она говорит, что жила, ни о чём не тужила, точно птица на воле. Теперь же её жизнь состоит из религии и домашней работы, на которых строятся патриархальные устои. Но, если разобраться, Катерина вынуждена жить в мире, построенном на принуждении и насилии…».

Так и пишите, дети, списывайте: «Теперь же её жизнь состоит из религии и домашней работы». Автор предлагаемого «образцового» сочинения никогда не станет вам объяснять, что такое «домашняя работа» и зачем нужна «религия». Тем более что в школах уже давно не учат девочек держать иголку с ниткой в руках.

Не будет лишним сказать и о том, что в 2019 году закрыт выходивший с 1914 года (!) журнал «Литература в школе», который был подспорьем учителя литературы, своими публикациями задавал тон учебному процессу и держал высокую планку этого важнейшего школьного предмета.

Этот журнал, мы все помним, всегда был у учителя на столе. А какое удовольствие было в старших кассах заказать его в библиотеке и почитать самим, потому что публикуемые в нём разборы произведений будили и возвышали мысль, порой были просто увлекательны! Почему это издание необходимо было в царской России, в советской? А теперь – нет.

Нам скажут, что теперь журнал «Литература в школе» перешёл в интернет-пространство. Увы, издание, имевшее столь практическую пользу, уже затерялось в этом виртуальном пространстве.

Свято место пусто не бывает. Его успешно заняли информационные каналы, откровенно враждебные русской культуре, русской цивилизации. Именно их – преобладающий процент. И именно они оказываются в поле зрения подрастающего поколения.

Если, к примеру, набрать в строке Яндекса: «Каштанка. Сюжет», вы попадёте на сайт «Реальные книги». И будете неприятно удивлены.

«…Собаке дали другую кличку. У “Тётки” раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее», – читаем мы на этом сайте. Как же так? Блестящее – это одно, а сытое – это, простите, совсем другое. И в один ряд, без запятой эти понятия не поставишь. Если только считать, что весь блеск этого самого будущего заключается в сытости. Но даже для собаки одна сытость – это не жизнь. (Вспомним тут и «Белый Бим, Чёрное ухо» Г. Троепольского, и «Бульку» Л. Толстого).

Вот в чём пытается убедить юное поколение безымянный автор текстов сайта «Реальные книги»: «В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. “Маленькие люди” постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их “хозяев”, но никак не пытаются изменить свою жизнь. “Рабы” выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны…».

Так это напрямую относится к идеологии Ельцин-центра, где вся русская и советская история до Ельцина представлена именно как беспросветное рабство и жалкое существование всего народа.

Дальше в этом, искусственно надуманном и абсурдном исследовании утверждается, что новый хозяин Каштанки, клоун – это образ прогрессивной интеллигенции, которая «предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь», но Каштанка, т.е., народ, всё равно возвращается «к побоям и голоду».

Это про что? За какой «прогрессивной интеллигенцией» народ не пошёл? За Герценом, Троцким? К каким «побоям и голоду» он вернулся? В ГУЛАГ, в разруху перестройки? Такие заключения неплохо бы разъяснить. Детям.

И под занавес: «Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые “хозяева” уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов».

После такого финала – только повеситься. А мы ещё удивляемся, почему в соцсетях, где «живут» наши дети-подростки, махровым цветом расцветает культура смерти.

Даже из школьного курса литературы мы помним, что почти все герои Чехова – это пусть трудное, но пробивание к свету. И приписывать эту утопию Антон Палычу, литератору, который творил добро – своими больницами, школами, поездкой к ссыльным на Сахалин – просто лгать детям.

Прочитав эту трактовку «Каштанки», я специально позвонила сначала человеку старшего поколения, затем – человеку средних лет. Просто спросила: вы помните «Каштанку»? Мы почти без слов поняли друг друга. Каштанка – это образ преданности, это – возвращение к другу.

Значит, текст этого сайта написан исключительно для подростков, с которыми мало разговаривают родители, бабушки и дедушки, для подростков, которые просто выпали из доброй домашней атмосферы того, чем люди живы.

У Чехова есть грустные вещи, но в том, что он пишет для детей – невероятная мажорность. Великие писатели помнили о маленьком читателе.

И сегодня отнять у детей светлое и любимое, оставить с ненавистью к истории своей страны, к своему народу, ко всему, что народ попросту любит – это диверсия. И она заведомо направлена на уничтожение в человеке творца, потому что человек с озлобленной, раненой душой не способен к созиданию.

«Каштанка», не раз экранизированная в советское, послевоенное, победное время – одно из любимых народом произведений. Значит, задача младореформаторов и откровенных врагов русской словесности состоит в том, чтобы разрушить архетипы русского народа.

О других литературных произведениях на сайте «Реальные книги» написано с похожими искажениями. Пушкин и Лермонтов, Чехов и Бунин научили этих законодателей моды (моды на суицид?) кое-как владеть пером. И теперь они могут лихо расправляться со своими учителями.

К инструментарию этой масштабной зачистки умов относится и художественный фильм «Последний богатырь» (2017 г., режиссёр Дмитрий Дьяченко), где образы Кощея Бессмертного и Бабы Яги представлены как положительные, а богатырь Добрыня – злодей. Для чего такая глобальная подмена вековых архетипов, по которым мы, как по камертону, сверяем образы недавней и нынешней истории?.. До такой перетасовки не додумались даже авторы, сочинившие на заре прошлого века «Дыр бул щыл» и другой абсурд, и утверждавшие, что «Дыр бул щыл» лучше всего Пушкина.

Даже тогда, после революции 1917 года, разрыв между поколениями мог носить политический характер, но за свои национальные традиции и архетипы коренной народ в большинстве своём держался. Сегодня открылась непреодолимая бездна между детьми и родителями.

(Говорю о том, что мне знакомо, поскольку я несколько лет состояла в родительском комитете и занималась внешкольной культурной программой наших детей).

У людей, причастных к диверсии разрушения культурного пространства, прослеживается чудовищная последовательность в действиях. К этому зловещему плану захвата детских умов и душ относится и телесериал «Школа» (режиссёры Валерия Гай Германика, Руслан Маликов и Наталия Мещанинова), вышедший на «Первом канале» в 2010 г.

Надо отдать должное общественному деятелю, главе Союза «Христианское возрождение» В.Н. Осипову, не оставившему без внимания то, как шельмуют российскую школу. В.Н. Осипов обратился с открытым письмом к тогдашнему президенту Д. Медведеву: «Зло укоренилось во многих школах, и это зло поэтизирует и насаждает псевдорежиссёр Чаганава или Валерия Гай Германика, в прошлом работавшая оператором на студии “жёсткого порно”<…> Подростки в сериале “Школа” курят табак и наркотики, пьют пиво и водку, сквернословят, постоянно озабочены половыми отношениями, включая проституцию, воруют, готовятся к “профессии” бандита, говорят на сленге, словно отпетые воры в законе. <…> Подобные фильмы-провокации рекламируют безнравственный образ жизни и варварство как норму».

Именно так, как В.Н. Осипов, прошедший советские лагеря за свои христианские убеждения, надо реагировать на происходящее сегодня. Да, школьное воспитание разрушено, качество знаний снизилось, но это нельзя игнорировать. Школу надо спасать!

Как тут не вспомнить художественный фильм «Осенняя история» (реж. Инесса Селезнёва, 1979), снятый по повести М. Прилежаевой. В этой истории выведен образ учительницы литературы, которую не просто любили ученики, но её знал весь город. И когда она была уволена происками недоброжелательных коллег, ученики стали срывать уроки, смело, грамотно объясняя своё поведение. За учительницу вступились другие коллеги, областная газета разбиралась с сотрудниками РОНО… А так оно и было. И все мы помним, какой авторитет и в городе, и в селе имел учитель, особенно учитель литературы. Он попросту был носителем высоких стремлений, идеалов, заложенных в великой литературе. А в том, что совсем недавно мы были самой читающей страной, – заслуга и учителей тоже. Не для того ли так усердно и планомерно уничтожали количество и качество социогуманитарных предметов в школе, и конкретно литературы, чтобы сегодня открылось поле для экспериментов с разрушением архетипов, безграмотными трактовками художественных произведений?

Мы стали терять здоровое, объективное отношение к нашей литературе. Это на нас не похоже. Люди, которые бывали в Америке, утверждают, что ¾ американцев не знают своей классической литературы. Нас хотят сделать или уже сделали такими же.

Мировая война против классической литературы объявлена не шуточная! Поверьте. Популярный американский «журнал для мужчин» GQ, как недавно сообщалось в материале сайта «Столетие», опубликовал список из 21 книги, которые, по мнению редакции GQ, недостойны того, чтобы их читали. Среди таких книг Библия, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера и другие произведения, которые говорят о человеке и его сущности. То есть, некое не признанное никем сообщество, чтобы утвердиться и отличиться, пытается отстранить человечество от всего человеческого. Уничтожить почву, систему знаний. Это, надо полагать, обязательное условие для существования биологических существ в грядущей эпохе трансгуманизма и глобализации.

Понятно, что мы не запретим иностранным журналам развлекать свою аудиторию подобными фокусами с очень серьёзными вещами, не запретим мы работу фондов, спонсирующих антирусские и антикультурные интернет-сайты. Но…

Нас пока всё ещё объединяет великая литература. Давайте мы, литературное сообщество, все, кто считает себя людьми русской культуры, не будем молчать и предпримем хоть какие-то попытки, чтобы оградить наших детей от распада, чтобы защитить то, что дорого и любимо народом!


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 59 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
13.10.2020 19:32
После просмотра худ.фильма "Стрельцов" (2020, 28-летнего реж. И.Учителя-внука)... Конечно, я отдаю отчёт, что продукт был сделан для аудитории, жующей попкорн во время сеанса. Для аудитории, запрограммированной на клиповое восприятие ВСЕГО (событий, персонажей, биографий, сцен, шок-ситуаций), которая, как чёрт от ладана, отмахивается от какой-либо "духовки" (психологизма, рефлексии и пр.). Производить подобный видеопродукт, работать в таком направлении развлекающего энтертейнмента сподручно профи "ново-русского формата", соответствующего указанной попкорн-аудитории: т.е. для которых Пушкин-Гоголь-Толстой-Достоевский тоже из "доисторического материализма". Не буду спорить (... Ну, наштамповали мы уже миллионы подобных зрителей-"грамотных потребителей"?!... И это ваши внуки!). Буду стремиться понять феномен. (Но, - оговорюсь! - категорически не буду прощать).
... Теперь о клиповом мышлении новой генерации кинематографистов. Хотели сделать современную "сказку о суперфутболисте" (А это довольно непростая задача сделать "сказку о былинном народном герое" из недавнего прошлого!), - а получилась беспомощная фанатская "кричалка". Причём продукт не только произведённый ДЛЯ "попкорн-аудитории", но и "генномодифицированный" - от новой генерации "творцов", не воспринимающих классику (от продюсеров-"организаторов денег" /и только!/, - до режиссёров из производящей клипы "конюшни", которые тоже, как и их аудитория, зевают от Толстого и Достоевского, которые с кругозором "киношоферов", не имеющие достойной выучки и дарования, - НЫНЕ обслуга продюсеров и "кинозвёздочек")... И изменить ситуацию пятью указами сверху не удастся. ... Мы уже 30-50 лет "сеем и лелеем" "НЕразумное, НЕдоброе и НЕвечное".
Ростислав
03.10.2020 19:52
Нужна Идеология как выражение высшей Цели..Причем я уверен , любой индивид поймет значение Идеи..Нужно вернуть свои стандарты ..Да они из СССР но они надежны ..Электронные фильтры для Компьютеров ,вполне реальное средство от виртуальных инфекций ..Часть информации необходимо фильтровать , как ранее выражались специалисты..Иногда она просто бесполезная..И наконец Оборудование школ и учебных заведений..Школа и ВУЗЫ ,Творческие мастерские ,Кружки , Музеи и Библиотеки - необходимое условие ..Иначе не сложатся достаточные..У нас были нарушены и основные и достаточные..Что бывает нечасто , потребует своего решения ..Сегодня это изменения части Информационного Закона, принятие вспомогательных актов и документов ..Надо уточнить и реестр информации, создавая защищенные от посягательств - базы данных..А гражданин получит хороший подарок , на совершеннолетие..Это будет к примеру персональный ключ доступа к сокровищам Культурного .Исторического и Научного Наследия..
Татьяна
17.09.2020 10:05
А чего вы хотели-то? Думали, что поругаем сейчас "бездуховного" советского человека, поплещем это "быдло" в помоях" и voilа: родится новый высокодуховный россиянин? - Так не бывает.
Дмитрий из Подмосковья
11.09.2020 10:31
Ну, почему же "редакции GQ" и им подобные это - "наше всё" в формировании интересов людей? Так же, как и уважаемый автор статьи, по поводу вырождения культуры народа переживали во все времена: и при смене царской власти на императорскую, и при смене монархии на власть временного правительства, а затем на власть Советов. И даже в пирамидах некие египтологи много лет назад уже узрели иероглифическое сожаление древних о том, что мир катится в бездну из-за катастрофического падения нравов, что осталось не более... сорока-пятидесяти лет. Жива пока, как ни странно, человеческая цивилизация! И культура (с потерями разумеется, в виде Александрийской библиотеки например) живёт в народе, как её, бедную ни притесняют, ни угнетают, ни насилуют. Конечно всемирная сеть (возможность вседозволенности в получении информации) стала серьёзным испытанием на пути общечеловеческих принципов сосуществования. Но разве лучше было, когда каждую печатную машинку Советская власть держала на персональном контроле и в учреждениях их даже опечатывали на выходные и праздники? То, что кукловоды будут использовать возможности сети в своих корыстных интересах, это не откровение. Но такова действительность: все СМИ - чья-то агитка! Даже Библия и Коран - не исключение, что уж говорить про всякую шушару, вроде редакций мужских/женских журналов...
филолог
08.09.2020 9:33


Понимаю, что плюю против ветра и никого из любителей "все плохо" не образумлю.

Если вы безнадежно отстали от детей и "непреодолимая бездна" не только в вашем воображении - ну, кто кому доктор? Не будьте ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ИДЕОЛОГИИ, создавайте что-то хотя бы в масштабах отдельно взятой квартиры.
Юлианна Грей.
06.09.2020 21:31
Это Расчеловечение ??? Как это остановить??? Да, ни как. В Инстаграм посмотрите, что там, это ужас. Жесть. Но, люди смотрят, лайкают. Как, это назвать, не знаю.?????
москвич
06.09.2020 14:56
Похоже на проект, действующий ныне.

"...Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами. Высшие способности не могут не быть деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза. Шекспир побивается каменьями, вот Шигалевщина! Рабы должны быть равны: Без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство,

Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного только недостает, послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве...".
Ф.М.Достоевский / "Бесы".
Марк
03.09.2020 21:26
Почему мы слышим о том, что модернизм - это гениально? Почему вершина изобразительного искусства - это "Черный квадрат" Малевича? Только потому, что теперь художником может быть каждый. Почему лучшие книги 20 века - это "Голый завтрак" Берроуза и "Лолита" Набокова? Потому, что теперь уже нет ни запретных тем, ни сюжета, ни понятия "литературный мусор". Хорошо, допустим, выдавил автор-(пациент психотерапевта или нарколога) из своей души гной на бумагу. Бывает. И. конечно, он всегда найдет и читателей, и почитателей. Но почему это превозносится, как откровения нового века, революция мировосприятия, к которой любой современный человек должен быть сопричастен абы не прослыть лохом и лузером? Свободе творчества - да, но так мы дойдем до того, что вершиной искусства будем признавать порнографию. Хотя бы потому, что - о да! - там ведь все счастливы. А это уже прямое вырождение, поскольку образование подтягивается к принятым в обществе образцам. А, значит, неминуем процесс насилия над чистотой и массового совращения. А "кто совратит одного из малых сих" - что там дальше про жернов и море, а ?
Stas
01.09.2020 23:28
Хорошо, что прочитал, спасибо автору, что он переживает за воспитание и культуру, которую несут книги. Даже не когда не думал, что "Каштанка"-это политическое произведение,бедные дети, я всегда считал, что это про обретенье "собачьего счастья" Каштанкой, которая так и не стала Теткой, взаимную любовь между людьми и братьями нашими меньшими.
С.М.
30.08.2020 10:19
В.Крылов
20.08.2020 14:41Опасаюсь, что здесь не найдётся тех, кто аплодировал и ревел.
Куда они только подевались?

Вопрос. Куда спрятались 20 млн. коммунистов + их семьи и родственники? Почему не вышли на защиту интересов своей партии, которая есть ум, честь и совесть эпохи?
Неужели нужно было валить РИ для того, чтобы потом, в 90-е, отдать в руки своих потомков отчужденное у народа воровским обманным путем, которое выводится в виде млрд. из РФ?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 59 найденных.

Эксклюзив
25.11.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».