Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 октября 2021
Виталий Аверьянов: «Принцип единоначалия пронизывает всю человеческую историю»

Виталий Аверьянов: «Принцип единоначалия пронизывает всю человеческую историю»

Беседа корреспондента «Столетия» с известным философом, координатором общественного проекта «Екатеринбургская инициатива»
03.06.2008
Виталий Аверьянов: «Принцип единоначалия пронизывает всю человеческую историю»

Недавно, 18 и 19 мая, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России прошли крестные ходы, посвященные 140-летию со дня рождения последнего Российского Императора Николая II. В этом году будет отмечен и другой, трагический юбилей – 90-летие расстрела Царской семьи... Корреспондент «Столетия» встретился с координатором общественного проекта «Екатеринбургская инициатива», зампредом Фонда «Русский предприниматель» Виталием Аверьяновым.

- Виталий Владимирович, отношение к трагическим событиям, произошедшим в Екатеринбурге летом 1918 года, в нашем обществе далеко не однозначное. Часто раздаются голоса: а нужно ли ворошить прошлое? Не вызовет ли излишнее внимание к тем событиям ненужный взрыв страстей? Надо ли поднимать всё это из-под спуда?  

- В отношении любого вопроса существуют две основные позиции. Один человек стремится уйти, спрятаться от реальности в искусственном мире. Второй – смотрит на окружающий мир открытыми глазами, стремится его понять и объяснить. То, чем мы занимаемся, думаю, соответствует второй позиции.  

У истоков нашей программы стоят фонд «Русский предприниматель» (Екатеринбург) и Русская православная церковь в лице архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, которому Священным Синодом поручена организация июльских мероприятий, связанных с 90-летием убийства Царственных Мучеников.  

Как известно, образы Николая II и его эпохи долгие годы намеренно искажались. Для чего это делалось? «Весь мир насилья мы разрушим…» Для того, чтобы на этом расчищенном месте построить абсолютно новый мир. В лучшем смысле это был оторванный от реальности идеализм. В худшем – злонамеренность. Однако, искажения и ложные стереотипы были свойственны не только советской историографии, но и отчасти эмигрантским кругам, «февралистам», которые не могли смириться со своим историческим поражением, но не готовы были и признавать собственные фундаментальные ошибки.  

Человек, старающийся не опускаться на четвереньки, не сводить свое существование до потребительского уровня, заинтересован том, чтобы знать правду об истории своего народа. Отнюдь не для того, чтобы нагнетать страсти, а чтобы ощутить связь времён. Человек становится мудрее, когда прикасается к исторической правде. Это состояние очень важно для всех нас. Но особенно оно важно для политической элиты, которая должна оценивать вещи не только с так называемой практической точки зрения, но и с более высоких позиций. Только при таком «бинокулярном» зрении, сочетании прагматического и высокого подходов, политическая элита может выполнить своё предназначение как руководящий слой, осуществляющий историческую преемственность поколений.  

- Существует множество исторических оценок деятельности Николая II. Как бы Вы оценили последнего Царя и как исторического, и как государственного деятеля?  

- С одной стороны, я имею право высказывать о Николае II мнение частного лица. С другой стороны, как координатор «Екатеринбургской инициативы» я должен способствовать выработке некоего консенсуса. И эти две позиции не до конца совпадают.  

Здесь нужен взвешенный подход.  

Благодаря историческим исследованиям последних лет образ Николая II претерпел серьёзные изменения. Он приобрёл другие черты, чем в советское время. Но общественное сознание медленно расстается со стереотипами.  

Приведу один пример, о котором недавно услышал от Владыки Викентия в беседе с ним. Руководитель одного из наших исторических архивов изучила порядка 140 тысяч документов об эпохе Николая II. Она не была никак политически ангажирована, но после нескольких лет такой работы ее взгляд диаметрально изменился. Она осознала, какая это была динамичная эпоха, насыщенная событиями, какая мощная воля государственного руководителя была вложена в них.  

Наш обыватель пока судит о нашей истории весьма фрагментарно. Поэтому одна из задач «Екатеринбургской инициативы» – чтобы последние достижения исторической науки стали прочным достоянием общественного сознания.  

Теперь мое частное мнение о Николае II. Это монарх, который совершил человеческий подвиг. Я не о том, что он принёс в жертву свою Семью – эти страницы жития Царственных мучеников вообще очень трудны для понимания. Его подвиг, по крайней мере, состоял в том, что он долгое время, в сложной, взрывоопасной обстановке, сумел удерживать Россию от распада и хаоса путем взвешенных решений, не прибегая к методам авторитарного подавления, не прибегая к массовым репрессиям,. Ведь первые мощные удары по империи были нанесены еще за 12 лет до 1917 года. Но Николаю II и его «вертикали власти» удалось тогда не только успешно отразить эти удары, но и поднять экономику, придать новый импульс развитию России.  

Вторым ударом стала Первая мировая война. Россия пострадала в ней больше всех. 1917 год стал катастрофой. Причём в первую очередь катастрофой был февраль, а октябрь стал уже продолжением. Мы потеряли преемственность в развитии. Это отбросило нас лет на 100 назад. И потом при Сталине возникшее отставание пришлось наверстывать с огромными жертвами. Если бы удалось предотвратить революцию 1917 года, могло бы не быть и Второй мировой войны. Понимаю, что история, как любят говорить, не терпит сослагательного наклонения. Но в любом случае слом преемственности приводит к деградации общества, опусканию на много этажей вниз. Это моё убеждение.  

- Не обойти сейчас и вопрос о царских останках, вокруг которого часто возникают спекуляции. В последнее время появилось много известий в СМИ о находке в прошлом году останков царевича Алексея и одной из великих княжон. Некоторые представители государственной власти уже решительно высказались за признание этих останков подлинными. Но, как известно, есть позиция, в том числе в Русской православной церкви, отвергающая подлинность всех найденных останков. Какова ваша точка зрения на этот счёт?  

- Для «Екатеринбургской инициативы» вопрос о царских останках далеко не главный. Мы руководствуемся определением Архиерейского собора РПЦ 2000 года. Оно просто: «Когда местонахождение мощей известно, — воздавать им достодолжное почитание, когда неизвестно — оставить на Божие произволение».  

Однако вопрос об останках важен нашим оппонентам, которые хотят придать 90-летию элементы скандала. Как координатор «Екатеринбургской инициативы» я бы вообще хотел попросить всех общественных деятелей не привязывать к годовщине скорбных событий спор о подлинности останков. Вопрос о мощах должна решать Церковь. Вопрос об останках в криминальном ключе также не следует излишне муссировать. Мы должны сейчас дать нравственно-этическую оценку, восстановить связь времён. Но мы сознаём и опасаемся, что в ближайшие несколько месяцев тема останков может быть поднята определёнными силами, которые уже использовали её в 90-х годах для раскалывания общества.  

Наша позиция сегодня такова: у нас нет никакой информации, позволяющей говорить о подлинности новых останков. Но факт, что некоторые наши публичные персоны пытаются забежать вперёд и объявить, будто все останки найдены и все вопросы сняты, очень настораживает. Для нас такая категоричность неприемлема.  

- Вернемся к вопросу о монархии. Не секрет, что в современном российском обществе господствует убеждение, что монархия – вчерашний день нашей истории. Что возрождение монархии – невозможно и ненужно. Актуально ли восстановление монархии сегодня? Может ли идея монархии сплотить общество? Может ли она, в частности, как-то привлечь молодёжь? Вообще, есть ли у монархии политическое и идейное будущее в России? А если да, то в чём оно заключается?  

- Я смотрю на монархию с нескольких точек зрения. Но давайте вернёмся к тем двум позициям, которые были обозначены в начале нашей беседы. Люди, которые прячутся от действительности в обывательской скорлупе, хотят удовольствоваться банальными «демократическими» взглядами, стереотипами, которые транслируются в СМИ. Согласно этим стереотипам, все монархии в истории уходят со сцены и сменяются демократиями. Если смотреть правде в глаза, то мы увидим, что сроки существования монархии в истории цивилизации гораздо больше сроков существования других форм правления, которые считаются более передовыми, «прогрессивными». Монархия никуда не уходит, а периодически возвращается. В современном мире доминирует убеждение, будто в «светлое будущее» нас ведут либеральные политические режимы. Но с почти повсеместным установлением новых, «прогрессивных» политических режимов мир не стал лучше. Он стал сложнее. Зла в мире не стало меньше, не стало также меньше людских страданий и проблем. Переворота в человечестве не произошло.  

Поэтому можно утверждать - если в монархии как форме правления была универсальная ценность, то она не утрачена. Принцип единоначалия, на котором основана монархия, пронизывает всю человеческую историю и никуда не делся. При этом монархия – открытый принцип власти. Сейчас человечеством правят скрытые силы, не показывающие своего лица. Это финансовый олигархат, правящий через демократические институты. Это закрытые, тайные клубы, формирующие политическую повестку дня и подбирающие кадры для политических элит. Это, наконец, квазирелигиозные, оккультные течения.  

Монархии как автократии есть и в современном мире. Но они ушли в тень, и мы не знаем, кто теперь правит государствами, кому они служат. Прежние же монархии возглавлялись людьми, которые открыто провозглашали, что служат Богу и национальным традициям, и это было видно всему обществу. 

А кому сейчас служат люди, которые реально вершат судьбами государств? (Я не имею ввиду формальных глав государств, я имею ввиду теневые, закулисные структуры.)  

Поэтому я думаю, что тема монархии актуальна с разных точек зрения. Если её сумеют ввести в политический мейнстрим, общество почувствует прилив энтузиазма, ибо увидит, что больше нет «Великих инквизиторов», манипулирующих обществом, что политические карты открыты.  

- Итак, монархия предстаёт более прозрачным и позитивным образом власти. Но как Россия может подойти к восстановлению монархии, а также – может ли монархия помочь решить проблемы нашей страны?  

- Пройдя через смуту 90-х годов, Россия многое сделала для укрепления единоличной модели власти. Происходит объективный процесс наращивания потенциала авторитарности. Возрождение этого феномена в России идет вразрез со многими мировыми процессами.  

Но, насколько я понимаю, Ваш вопрос касается в первую очередь возможности восстановления традиционной династической монархии.  

На мой взгляд, сейчас наше общество явно не готово к восстановлению традиционной монархии. Это видно по многим признакам, но, в частности, по тому, что наше общество спокойно и инертно воспринимает демократическую риторику, связанную с республиканской формой правления, парламентской или президентской властью. Но это же одновременно наводит на мысль, что так же легко наш социум мог бы воспринять неомонархическую риторику. Конечно же, при определённых условиях. Каких?  

Для этого, в первую очередь, нужен сдвиг в сфере культуры и информации. Возможен ли он? Если смотреть на тему практически, секретом успеха смогло бы стать формирование качественно новой политической элиты. Путь к восстановлению монархии лежит через восстановление аристократического начала. Без выстраивания здорового правящего слоя возможна только псевдо-монархия, «свадебный генерал», вернее «театральный» самодержец. А вся затея с «реставрацией монархии» выродится в спектакль. А если нет, то нет.  

Необходим мощный общественный консенсус вокруг идеи монархии. Тогда возрождение монархии будет достигнуто не через новую повестку дня СМИ, не через промывание мозгов, а тем, что такая идея будет вдохновлять и воодушевлять новую политическую элиту.  

- В сегодняшней беседе неоднократно прозвучал проект «Екатеринбургская инициатива», координатором которого вы являетесь. Не могли бы Вы подробнее рассказать о мероприятиях в рамках проекта и о его целях?  

- Сама «Екатеринбургская инициатива» берёт начало из прошлого года, когда руководство фонда «Русский Предприниматель» (Екатеринбург) в лице Сергея Писарева выдвинуло идею о необходимости достойно отметить 90-летие трагических уральских событий. Было принято решение о проведении в Екатеринбурге в середине июля Соборной встречи Всемирного Русского Народного Собора. Теперь Фонд, Собор и Екатеринбургская епархия РПЦ осуществляют эту программу.  

Наши мероприятия уже не только планируются, но и осуществляются. Работает сайт «Екатеринбургской инициативы» http://www.ei.pravaya.ru/, проведен ряд конференций и круглых столов. Готовятся к выходу историко-публицистический фильм под рабочим названием: «Николай II: сорванный триумф», ряд монографий и сборников. 18 мая, в канун годовщины со дня рождения Николая II по Бульварному кольцу Москвы прошёл крестный ход. В Екатеринбурге в тот же день прошла международная конференция на тему «Император Николай II в историческом и духовном контексте ХХ – начала ХХI веков». Конференции аналогичного содержания пройдут в ближайшие недели в Москве: одна – в мэрии, другая в Даниловом монастыре.  

Кульминацией «Екатеринбургской инициативы» станут мероприятия в Екатеринбурге в так называемые Царские дни в июле. В их рамках пройдут различные культурные акции. В Екатеринбург придут крестные ходы из разных городов России. 15 июля в Екатеринбурге состоится Соборная встреча. Мы надеемся, что на Царские дни в столице Урала соберутся многие деятели науки и культуры России, представители государственной власти, а также члены монархических домов Европы.  

Мы хотим представить на Царских днях обновлённую нравственную оценку событий 90-летней давности, под которыми мы понимаем не только цареубийство, но и начало Гражданской войны, поскольку эти события взаимосвязаны.  

Одним из основных замыслов «Екатеринбургской инициативы» является общегражданский акт об оценке исторических ошибок 1917-1918 гг. Мы долго думали, как можно сформулировать этот акт, чтобы его подписали государственные, политические, общественные, культурные и церковные деятели. 90-летие – хороший повод для символического прекращения холодной гражданской войны, до сих пор тлеющей в общественном сознании. Но большой вопрос, насколько наше общество готово к такому акту. Оценка событий 1917-1918 гг. может сейчас не утихомирить, а спровоцировать общественные несогласия. Важно разработать формулировки, которые могут способствовать нравственному исцелению общества. Если это не удастся сделать в этом году – не страшно. Важно – такой процесс начать.  

  

Беседу вел Ярослав Бутаков  

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

священник сергий фейзулин
27.05.2011 16:52
всегда с огромным интересом слежу за публицистическими комментариями виталия владимировича.его ясные и реалистические оценки современной исторической конъюнктуры безупречны на мой  взгляд и не страдают не завышенными ожиданиями в плане разрешения наших исторических обстоятельств с позиций динамического консерватизма ни утратой оптимистической перспективы вопреки внешне обескураживающей логике и анализу современной российской \и не только\ действительности.

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.