Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 июля 2019
Виктор Филимонов: «Какой статус поселению дашь, такое развитие оно и получит»

Виктор Филимонов: «Какой статус поселению дашь, такое развитие оно и получит»

Беседа с доктором исторических наук, завкафедрой Калужского госуниверситета, экспертом по вопросам взаимоотношения города и деревни
15.03.2013
Виктор Филимонов: «Какой статус поселению дашь, такое развитие оно и получит»

- Виктор Яковлевич, на протяжении всей своей научной деятельности вы профессионально исследовали вопросы взаимоотношения российских городов и деревень. Ими вы занимались еще в советские времена. Как оцениваете ситуацию в этой сфере сегодня?

- Процессы, происходящие в городе и на селе, сегодня, на мой взгляд, по большей части, идут стихийно. Для России наиболее актуальна проблема сельского расселения, потому что огромные территории ее опустошаются. Процесс начался, конечно, не сегодня. В советские времена проводились целые кампании и по «агрогородам», и по разделению на «перспективные» и «неперспективные» поселения, что явилось грубым вмешательством в развитие села. Но процессы перемещения населения в те годы все-таки как-то регулировались, сдерживались, сейчас – всё в свободном неконтролируемом движении.

- Вы не только ученый, но и имеете опыт управленческой деятельности. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в этом направлении?

- С моей точки зрения, необходимо привлечение научной общественности для решения всех этих вопросов. Ведь сегодня, к сожалению, никто не изучает формы современных поселений. Должна быть проведена системная работа, учитывающая множество факторов, влияющих на перемещение населения, а значит и производительных сил.

Сегодня же все делается как-то не по уму. Под прикрытием закона о местном самоуправлении, скажем, проходит кампания по так называемой «оптимизации» расходов на содержание школ и социальных объектов. А ведь любая школа на селе, пусть она дорогостоящая в расчете на одного ученика по сравнению со школой в районном центре, но является своеобразным культурным центром всего поселения. Это центр притяжения для семей, где жителями обсуждаются все местные проблемы. Такая школа окупается самим фактом своего существования, что даёт основания для развития всего поселения. А если расформировывается школа, то через несколько лет и всё поселение умирает. Люди в этом случае понимают, что перспектив для их семей никаких нет. Нужно переезжать. Или доживать свой век, не думая о потомстве, о будущем.

- Причем сама идея местного самоуправления, о которой столько говорится, которая в нашем законодательстве прописана, казалось бы, должна отвечать традиционному укладу жизни в России. Но надо же было всё так извратить!

- Совершенно с вами согласен. Закон об общих принципах местного самоуправления под номером 131 вызывает множество нареканий.

Что это такое: более трёхсот муниципальных образований в одной Калужской области?! Ведь даже профессиональные управленцы запутались: где территория местного самоуправления, а где территория отдельного поселения, входящего в его состав? Я согласен с принципом, что муниципалитет должен быть компактным, желательно в «шаговой доступности» жителей друг от друга, но не до такой степени, что каждой деревеньке присваивать статус местного самоуправления. Ведь есть еще и финансовые вопросы, связанные с содержанием территорий. Но из каких доходов малые поселения должны формировать свои бюджеты? Денег-то у них попросту нет.

Органы местного самоуправления района часто конфликтуют с муниципалитетом города-районного центра. А города-районные центры в русской глубинке и есть в основном те «малые города», о которых мы ведем речь. Проблемы здесь создаются из-за дублирования функций между муниципальными образованиями.

Другая крайность, когда во многих областях России местное самоуправление осуществляется только в границах районов и областного центра, то есть достаточно большие поселения лишены возможности осуществления местного самоуправления. В этом случае теряется вообще смысл самоуправления, так как подавляется гражданская инициатива.

В России отсутствуют единые научно обоснованные подходы к осуществлению местного самоуправления. Отсюда и все беды.

- Плюс к этому - проблема полномочий. …

- Это вообще - механизм перекладывания ответственности.

Поговорите с руководством любой области насчет решения какого-либо вопроса на местах - вам скажут: «Это полномочия федеральные». Поговорите с муниципальными властями, услышите - «Это вопросы областные».

- А спросить у федеральных органов государственной власти?

- «Это на местах сами должны решать», – заявят.

Ведь при принятии и реализации закона о местном самоуправлении ещё в 93-м году никто не задавался вопросом, какие сообщества, и в каких границах способны самоуправляться? Просто силовым образом нарезали территории местного самоуправления. Сначала пытались проводить референдумы на эту тему, потом и от этого отказались, видя отсутствие живого интереса со стороны жителей.

- Примерно такой круг вопросов затрагивала чуть более года назад директор ФИИП Наталия Алексеевна Нарочницкая в интервью «Русский код для инвестиций», опубликованном в журнале «Территория и планирование». Она говорила о малых городах России, об остаточном принципе финансирования городов России, о необходимости сохранении культурно-исторического генетического кода русского народа, о необходимости восстановления «родовых гнезд»…

- Я читал это интервью. Очень точные характеристики процессам и выводы даны в этом материале. И ещё меня поразило знание политиком и ученым специфических проблем малых городов и селений Калужской области. Ведь она упоминает и славный город Козельск, и Малоярославец, и многие иные поселения нашего края.

И ещё раз я в этом убедился в 2008 году, когда она приезжала к нам в Калугу на конференцию, посвященную Николаю Васильевичу Устрялову, видному деятелю сменовеховского движения и основателю идеологии национал-большевизма, патриоту России, долгое время прожившему в Калуге. Главная идея работ Устрялова, написанных в 1920-е годы, – великая Россия. Именно эту мысль развила Наталия Алексеевна в своем выступлении. Какие бы режимы ни сменяли друг друга, а Родина должна оставаться непревзойденной ценностью.

- В своем интервью Наталия Алексеевна говорила о необходимости развивать малые города, создавать между ними «паутинки экономических, социальных и культурных связей», о крестьянстве, как «консервативном хранителе национального самосознания».

Но о каком развитии можно говорить в условиях «оптимизации», перечеркивающей судьбу целых поселений? А ведь экономия средств на такой «оптимизации» - копейки в государственном масштабе. Вот комплекс трамплинов в Сочи - другое дело. Первоначальная цена в 1,2 миллиарда рублей увеличилась аж до 8 миллиардов! Кстати, если бы не разбирательства президента, то об этом бы никто и не узнал. Семь миллиардов рублей туда, семь миллиардов сюда – такая мелочь! А для решения вопросов местного сообществ денег нет...

- То же самое по арене стадиона «Зенит»: сначала речь шла о 8 миллиардах рублей на строительство, а сейчас о 43 миллиардах рублей. Увеличение в 5 раз!

И для чего всё это? На массовый футбол и развитие физической культуры такие масштабные стройки не влияют, да и в самом клубе «Зенит» серьезные проблемы.

Я понимаю, что ошибиться при проектировании можно на 5-10 процентов. Но в 5-10 раз! Здесь возникают очень серьезные вопросы.

А ситуация вокруг второй сцены Мариинского театра? Вы понимаете - это Санкт-Петербург, где всё гармонично. Вмешательство архитектурными излишествами здесь просто порочно. Нужно ли там вообще возводить современное здание? А деньги огромные – десятки миллиардов рублей!

Сейчас у нас в обществе на первом месте коммерция, «эффективный менеджмент». Вот это и есть его результаты.

А ведь как тех же украденных семи миллиардов не хватает нашим деревенькам!

Мы живем в самой большой по территории стране. Здесь особенно необходим государственный подход, максимальная поддержка аграрного сектора и деревни.

- А село в широком смысле ориентировано на малые города.

- Безусловно. Малые города - основа всему. Городская культура у нас всегда была совсем иной, нежели на Западе. У нас городская культура в западном понимании и не формировалась.

В 20-е годы у нас произошли преобразования сёл в города, а городов в сельские поселения, работали специальные комиссии. И очень продуктивно работали, они состояли из специалистов «старой» дореволюционной школы. Например, Перемышль Калужской области имел статус города. Комиссия стала разбираться, выяснилось, что в городе практически все занимаются сельским хозяйством и проведением ярмарок. И с 1925 года «город» стал «селом». Обратный пример - Иваново. Поступательное развитие промышленного села Иваново и Вознесенского посада в конце XIX века привело к объединению в город Иваново-Вознесенск, что позволило в 1918 году, несмотря на смену эпох, Иваново, тогда ещё Иваново-Вознесенску, стать губернским центром. Вот вам примеры. Именно правильно определенный статус влияет на дальнейшее развитие поселений, на размещение в них промышленных или сельскохозяйственных производств в них.

Обратный пример. Вот у нас в Калужской области сейчас поселение Кремёнки звучит как муниципальное образование «городское поселение «Город Кремёнки». Какой же это город? Разве что пятиэтажные дома построили. Но это типичное сельское поселение.

Вот это смешение понятий, которое сейчас происходит, влияет и на судьбу людей. Ведь, если бы верно был определён статус Кремёнок как «сельское поселение», то логично было бы думать о занятости людей в сельском хозяйстве, о развитии сельскохозяйственных производств. А что сейчас происходит? Промышленности практически там никакой нет, сельского производства тоже, основная масса людей вынуждена искать работу в Москве и Московской области, в том же Серпухове. О каких «родовых гнездах» можно вести речь при таком положении дел?

Я изучал материалы переписи 2002 года. Процентов семьдесят сельских поселений составляют населенные пункты с числом жителей 5 – 7 человек. Это означает, что на сегодняшний день этих поселений, за редким исключением, уже не существует. Надо внимательно просмотреть итоги переписи 2010 года, материалы которой опубликованы совсем недавно. Я уверен, что тенденция к исчезновению поселений подтвердится.

Вот куда, на развитие малых городов и поселений, нужно направлять сегодня основной объем инвестиций! Приоритет должен быть отдан русской глубинке, а не поражающим воображение прожектам.

- Как вы относитесь к расширению Москвы вообще и в сторону Калужской области в частности?

- Огромные затраты с непредсказуемыми последствиями. Здесь нужен был тот же подход: сначала изучить все возможные варианты, последствия, а затем уже принимать решение. А у меня сложилось впечатление, что решение было принято чисто административным образом. Да просто обозначили границы будущей большой Москвы и все. Широкого обсуждения с научной общественностью не было. Что касается конкретно Калужской области, нужно сказать, что «большая Москва» поглотит в себе множество ее поселений, малых городов. В интересах это жителей этих поселений, общества в целом? Не думаю. Правильнее было бы направить огромнейшие государственные средства, которые планируется пустить на расширение мегаполиса, на поддержку малых городов и селений России. Я думаю, что хватило бы всем малым городам, учитывая масштаб расширения Москвы.

А ведь у нас федеральную политику в той или иной степени копируют на региональном уровне. У нас же привыкли подражать любым вышестоящим тенденциям: и хорошим, и ошибочным.

Вот в Калужской области финансовые и организационные усилия сконцентрированы на размещении промышленных агломераций, технопарков, вокруг Калуги и Обнинска. Многие у нас, кто в усмешку, а кто всерьез, называют Калугу новым Детройтом за размещённые здесь производства иномарок. Кстати, размещение новых производств иногда идёт в ущерб исторически сложившимся промышленным предприятиям Калужской области, флагманам советского периода.

В такой ситуации поддержка малых городов и сохранение сельских поселений производится по остаточному принципу. В результате густонаселенные территории становятся еще более заселенными, а территории с низкой плотностью населения пустеют. А, если пустеют территории, то рано или поздно возникает другая проблема - заселения пустых территорий… Только - кем?

- Мигрантами и иммигрантами.

- Совершенно верно. А отсюда и все вопросы культурного рода, которые постоянно обсуждаются в средствах массовой информации, где происходит подмена понятия основополагающей и скрепляющей государство роли русской культуры и русского народа. Так что процессы эти, я думаю, имеют не только объективный характер, связанный с низкой рождаемостью, но и субъективный, а именно – недостаточное внимание органов государственной власти к вопросам развития территорий и системе расселения.

Беседовал Виталий Филяев

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
nika
24.02.2015 22:36
Во-первых, я бывшая студентка Виктора Яковлевича. Рада увидеть его и еще раз окунуться в атмосферу студенческого времени.
Что касается гибели села - мое родное село, в котором проживало 3000 тыс. человек в 1967 году - сейчас насчитывает около ста человек. Была восьмилетняя школа. Закрыли! Ближайшая школа за 6 км.Конечно село прекратит свое существование. А это село было основано еще в 1661 году! "А вымерших" сел вокруг уже не счесть. Поля заброшены! Горько и больно смотреть на все это.
Фикс
29.05.2013 17:28
У меня есть фантастический план.
1) Создать 5-7 мегаполисов на базе городов-миллионников для проживания по 10-30 миллионов в каждом.
2) Финансовыми инструментами сделать проживание в мегаполисе приемлемым, а вне его - затруднительным.
3) Через некоторое время мегаполисы "всосут" все население с прилегающих территорий, что приведет к снятию проблемы малых поселений.
4) Согласно нормам западного права объявить незаселенную и невозделываемую землю вне мегаполисов отчуждаемой. Прецеденты времен колонизации есть). В дальнейшем эти территории могут быть предоставлены для использования международным сообществом.
5) В результате экономического кризиса, повышенной нагрузки на инфраструктуру, техногенных аварий на электро-тепло-газо сетях может сократится количество отапливаемых зимой домов и квартир.
6) В борьбе с за отапливаемое жильё, пищу и воду, а также против криминальных и этнических группировок, общая численность населения мегаполисов может снизится до неприемлемо низкой величины.
7) Для ремонта инфраструктуры и пополнения численного состава населения привлечь миграционные резервы.
8) Созвать конференцию по пересмотру статуса коренного населения.
Виталий Филяев
18.03.2013 21:03
Спасибо всем форумчанам за отклики.

Александра 16.03.2013 10:56. Думаю Вы не во всем здесь правы. Согласен, что не каждую ситуацию в жизни можно "классифицировать". Но в том-то и дело, что 131-ФЗ вместе с другими нормативными актами так запутали ситуацию, что классифицировать" что-либо вообще невозможно.
В других федеральных законах никакого "объяснения" нет. Более того, часто происходит противоречие какого-либо закона закону 131-му, двойное толкования одних и тех же норм.
Посмотрите статьи 14 - 17 закона 131, в которых говорится о полномочиях "муниципального района", "городского округа" и "поселений". Сплошное дублирование функций. По функциям готов с Вами поговорить подробнее, доказывая в связи с этим неразбериху при исполнении местных полномочий. Виктор Яковлевич об этом говорил, приводил примеры, но я не стал это включать в интервью, чтобы его не "утяжелять".
Между тем, многие вопросы городских округов и муниципальных районов по своей природе являются государственными. Но эти вопросы государство передало на местный уровень "в драку". Об этом и говорит В.Я. Филимонов.
Да и дело ли, чтобы в России, в каждом регионе были свои видения и законы по одному и тому же вопросу.
Только одно, на примере областей сопоставимых по размеру и численности населения с Калужской. В Калужской области - 310 муниципальных образований. Во Владимирской области - 127. Ивановская - 160. Калининградская - 100. Курская - 470. Ярославская - 100. Тульская область - 165 муниципалитетов. И так далее.
http://zakon.scli.ru/ru/analytics_statistics/report_forms/form_report_new/
(По Тульской области взял данные с официального сайта органов власти Тульской области)
Если посмотреть уровень ниже, а именно, сколько деревень, сел, хуторов и других населенных пунктов входят в состав каждого из муниципальных образований "сельское поселение", кто и как определяет эти поселения, кто и как "рисует" границы между этими населенными пунктами в регионах и муниципальных образованиях, то картина будет еще более разнящейся между отдельными субъектами Федерации. А ведь от этих вопросов зависит планирование развития территорий, демография и т.д.
Вопросами соотношения муниципального устройства и административно-территориального устройства вообще у нас в стране в органах власти никто не занимается.

Правнук Плюшкина. 18.03.2013 11:18
Согласен с Вами, что "Москва становится непригодной для житья. В ней можно учиться, делать карьеру, торговать, дела и делишки всякие проворачивать, но жить?...".
Филимонов об этом говорил. Но уже не по моей инициативе эти его слова были исключены из интервью.
Вот что говорил В.Я. Филимонов по этому поводу:
«Скажем, в городах-мегаполисах многие коренные горожане уже практически не проживают. По вечерам, после работы, а тем более на выходные, выстраиваются на дорогах целые колонны выезжающих из города. Кто живет в городе? Приезжие, мигранты. Сколько их, в каком реальном соотношении они находятся с коренными жителями города – никто точно не ответит.
Город, как культурный центр, всегда аккумулировал все достижения жителей прилегающих к нему территорий, а сегодняшний мегаполис при перемещении огромных людских масс утрачивает свою культурную составляющую».
Правнук Плюшкина
18.03.2013 11:18
Привет всем комментаторам!..
Виктор Филимонов:
"Что касается конкретно Калужской области, нужно сказать, что «большая Москва» поглотит в себе множество ее поселений, малых городов. В интересах это жителей этих поселений, общества в целом? Не думаю. Правильнее было бы направить огромнейшие государственные средства, которые планируется пустить на расширение мегаполиса, на поддержку малых городов и селений России. Я думаю, что хватило бы всем малым городам, учитывая масштаб расширения Москвы".
Не договорил уважаемый Виктор Яковлевич, что не мешало референдум провести о расширении Москвы, а то лопнет она, родимая, расширясь-то во все стороны...
Гражданская инициатива по этому вопросу полностью подавлена.... Приказали сверху - и всё - выполняй!..
И ещё добавлю: Москва стала непригодной для житья. В ней можно учиться, делать карьеру, торговать, дела и делишки всякие проворачивать, но жить?... Жить в Москве просто НЕЛЬЗЯ.... Для жизни она непригодна... Зелени всё меньше и меньше, а домов и заборов всё больше и больше....





Про
17.03.2013 8:57
18846Профессор не знает, что та же Набиуллина, будучи министром экономики, заявляла, что развитие возможно только в мегаполисах! - Это их либералистическая модель заложена и выполняется на потребу конкурентам, т.е. врагам государства и народа российского.
Впрочем, не только российского, и не только постсоветского! - Для "золотого миллиарда" нужны слуги-рабы, да, а при нынешнем развитии, и в меньшем количестве, чем уже существует на планете.

Но, не каждый народ потерпит себя в такой роли. К тому же, имея опыт советского строя, более нравственного и справедливого, чем все остальные строи за всю историю человечества. В то время была понятная и востребованная обществом идея, главная цель. Старшее поколение, пережившее ВОВ, потери близких, свои страдания и лишения, более всего боялось - новой войны.

А, война продолжалась, только в другом виде. Капитализм на данном этапе победил, но, не с тем итогом, который нужен его командирам. И, они на этом не остановились, и не остановятся, потому, что у них другая цель, и они - не насытятся никогда.
Владимир
17.03.2013 0:37
Перечитал •Русский код для инвестиций Нарочницкой. Все верно сказано, как и Филимоновым. Только ничего со времен ее интервью не изменилось, только усугубилось.
Согласен с Ириной - кричать надо о селе и малых городах. И с Сенатором согласен - это геноцид. Умышленный или по дури, другой вопрос.
Желаю Нарочницкой успехов и сплотить людей, которые "кричать" об этом будут.
Senator
16.03.2013 19:18
Коля.

140 000 000 россиян по 500 долларов с каждого, обворовали те, кто за народ, утвердил закон  о статье в бюджете, по сжиганию денег на зимнюю сочинскую олипмиаду в тропиках.
Это похлеще чем измена Родине.
Это геноцид населения.
Сергей
16.03.2013 12:22
Лесник как всегда - в точку. "хотение как-то в одну сторону клониться - разрушение основ русской жизни". А потому что воровать можно от крупных объектов, а от развития села и малом городов - не своруешь.
И где еще русский дух жив? В провинции. Её и давят потихоньку-неспеша.
Недавно в Москве побывал впервые за последние 4 года. Потрясло. Даже по сравнению с этими 4-мя годами - изменения разительные. Метро в вечернее время после восьми вечера - совершенно не русское. Мигранты и иностранцы всех мастей - что то тусуются, пристают, толкаются. Милиция спокойно смотрит. Просто противно смотреть. Обязать бы депутатов и членов правительства раз в неделю ездить в метро. Может б. что-нибудь да поняли бы.
Александра
16.03.2013 10:56
В Законе о местном самоуправлении определены полномочия поселений, сельских и городских, а также городов. Но не каждую ситуацию в жизни можно сразу быстро классифицировать, в федеральных законах все объяснения есть, осталось на других уровнях принять правовые акты, которые часто отсутствуют
Славянин
16.03.2013 10:17
Филимонов: "Так что процессы эти, я думаю, имеют не только объективный характер, связанный с низкой рождаемостью, но и субъективный, а именно – недостаточное внимание органов государственной власти к вопросам развития территорий и системе расселения."
Интересно, а какую задачу, кроме распила бюджета и приватизации в пользу себя любимых, наши органы государственной власти решают успешно? На мой взгляд, эти органы смело можно назвать ликвидационной комиссией РФ. А в компетенцию такой комиссии развитие чего либо полезного не входит...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
14.07.2019
Валерий Бурт
75 лет назад по Москве провели гигантскую колонну немецких завоевателей.
Фоторепортаж
15.07.2019
Алексей Тимофеев, Валерий Виноградов
В Вологде открыт памятник летчику-асу Великой Отечественной Александру Клубову.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».