Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 декабря 2019
Василий Лановой: «К “звездам” себя не отношу»

Василий Лановой: «К “звездам” себя не отношу»

16 января исполнилось 80 лет народному артисту СССР
Михаил Захарчук
16.01.2014
Василий Лановой: «К “звездам” себя не отношу»

С уверенностью можно сказать, что именно Василий Семёнович, создав образ легендарного офицера, генерала всего Советского Союза в фильме «Офицеры», тысячи, если не миллионы юношей заставил избрать профессию - Родину защищать.

Случайностей в искусстве не бывает: не случайно именно Лановой сыграл когда-то революционного романтика Павку Корчагина и просто романтика - Артура Грея, с потрясающей достоверностью воплотил на экране графа Вронского, императора Константина Багрянородного, кардинала Ришелье, офицеров милиции и бывшего лётчика Вадима Алтунина... Он собственной жизнью наполнял эти образы.

В своём родном академическом театре имени Е. Вахтангова Василий Семёнович трудится без малого шесть десятилетий! То есть, как сделали ему после Щукинского училища запись в трудовой книжке, так она больше не менялась. «А что кино? Александр Птушко для «Алых парусов» перебрал 104 актёра, прежде чем на мне остановился. Так ведь и откровенно признался: «Меня интересуют в вас только ваши внешние данные». «Понимаешь, - говорил мне Василий Семёнович, - кинематограф пользовал в основном лишь мою фактуру. И вообще любые съёмки только опустошают. Зато театр всегда окрыляет. Наш великий учитель Евгений Вахтангов не зря утверждал: театр должен уметь «делать лица». Играть надо всё – от трагедии до водевиля».

На собственно фактуре Ланового есть резон остановиться подробнее хотя бы потому, что примерно с начала шестидесятых и до середины восьмидесятых в Советском Союзе никто ему, в этом плане, не составил конкуренции. Помню, моя приятельница, пылкая и давняя почитательница таланта Ланового, призналась: «Вася Высочество (так его доныне называют все воздыхательницы) - самый красивый артист в стране, - «Симпатичный,- говорю ей с ехидцей, - а Сергей Столяров, Олег Стриженов?» - «Да никакого сравнения! – возмутилась дама. - У первого красота лубочная, у второго - революционная. А Васечка - просто красавец на все времена!».

Да, природа и отец с матерью с потрясающей щедростью наградили актёра ликом и статью – спина как струна и взор орлиный.

Василий Семёнович и в свои восемьдесят запросто взбежит по лестнице и без напряга наденет любой из своих сценических костюмов театральной молодости. А ведь есть же ещё и его чудный голос – уникального, неповторимого тембра!

Кто ещё так прочтет Пушкина, Маяковского, Шевченко, Шота Руставели, Мериме, как Лановой? Для этого, как минимум, нужно иметь его завораживающий голос; владеть отточенностью его дикции, присущей сейчас, увы, очень невеликому числу исполнителей; своеобразной, ни на кого не похожей манерой чтения, гармонично сочетающей высокий поэтический «штиль» и мягкий, умный юмор.

Это Василий Лановой озвучил документальную киноэпопею «Неизвестная война» (в русском варианте «Великая Отечественная»), подготовленную американцами, где дублировал ведущего - выдающегося актера Берта Ланкастера. И получил за это Ленинскую премию. Не знаю более случая, чтобы актёра отмечали столь высокой наградой не за созданные им роли, а именно, как мастера художественного слова.

...С Василием Семеновичем Лановым меня связывают 37 лет очень хорошие отношения. Дружескими назвать я их не решусь хотя бы потому, что однажды услышал от земляка: «Я уже нахожусь в таком возрасте, когда друзей не приобретают. Всё чаще думаешь о том, чтобы они не уходили». И, тем не менее, повторяю, Лановой всегда очень замечательно и внимательно ко мне относился: выступал по моей просьбе в «Красной звезде», приходил к нам на редакционные посиделки, никогда не отказывал мне в интервью (я написал о нём добрых два десятка материалов). Однажды в Доме актёра имени А. Яблочкиной я вёл его творческий вечер. Часто посещал его спектакли, бывал в его квартире на Суворовском, 17.

В наших беседах «не для печати», артист всегда выказывал подкупающую остроумность, веселость и откровенность, которой многие его коллеги избегали по причине боязни «как бы чего не вышло».

А Лановой – человек мужественный, смелый, чрезвычайно независимый в своих суждениях. И вместе с тем он мудрый публичный деятель, прекрасно отдающий себе отчёт в том, что значит для людей слово, им молвленное. Поэтому вы, читатель, никогда и нигде не встретите его праздного трёпа на публику, не увидите Ланового что-то рекламирующего. Даже в самые трудные лихие девяностые, когда Василию Семёновичу с женой Ириной Петровной Купченко приходилось еле выживать, да ещё обучать двух сыновей.

Да с Лановым просто интересно общаться! Наверное, и потому, что он с детства - завзятый книгочей. Даже представить трудно ситуацию, чтобы Василий Семёнович, играя, предположим, Джорджа Бернарда Шоу в «Милом лжеце», ограничился только лишь текстом пьесы американского посредственного журналиста Джерома Килти. Или чтобы ему, скажем, кто-то подбирал поэтические произведения для его собственных творческих вечеров. Кстати, в отечественном актёрском сообществе никто лучше Ланового не знает творчества Пушкина, равно как и других поэтов, чьи стихи он читает для публики.

- Василий Семёнович, вопрос почти риторический, и, тем не менее, вы не ощущаете себя со своим творческим багажом белой вороной среди современных теле- и театральных звёзд? - спросил я его.

- Среди них я себя никак не ощущаю, поскольку не отношу себя к ним. То, что ты называешь «звёздами» - на самом деле голый продукт современного шоу-бизнеса, который характеризуется пренебрежением к традициям отечественного искусства, к накопленному веками опыту, к постоянной и целенаправленной работе в профессии вообще и к самообразованию, самовоспитанию. Настоящего актёра может сделать только театральный вуз, та самая традиционная «школа», а отнюдь не частое мелькание в телебалаганах. Но, увы, сегодня во главу угла ставятся быстрые деньги и быстрая слава, а отнюдь не талант и трудолюбие. Сегодня на сцену или съёмочную площадку выходят не ради служения высоким идеалам (большинство из современных «звёзд» и слова-то такого – «идеалы» - не знают), а ради сиюминутного успеха, добытого любой ценой – обнажением телесным и нравственным, матом, кощунством, пошлостью, бесчестностью. Мы в молодости тоже не страдали заниженным самомнением. На первом курсе были абсолютно убеждены: можем сыграть всё, что угодно. И первая известность кружила, пьянила наши головы. Зато к четвёртому курсу начинали понимать, как мало ещё умеем. А с приходом в театр «головокружение от успехов» и вовсе проходило. Ну что ты хочешь, если я почти шесть лет выходил на сцену только в массовках и эпизодах, хотя в кино сыграл уже и Павку, и Грея.

Главное трагическое несчастье, которое принёс нам капитализм, - это, безусловно, уменьшение духовности. Польза, польза, польза! Деньги, деньги, деньги!

Руси это было несвойственно, она никогда не была меркантильна, а теперь невольно ловишь себя на мысли: раньше я бы сел и читал, а сегодня надо бежать на концерт, ещё на один. До перестройки такого не было: мы жили, словно в заповеднике. Будущее всегда представлялось нам, если и не светлым, то спокойным - точно. 140 рублей пенсии, - этого же с лихвой хватало! Старики ещё и откладывали себе на смерть. А сейчас страх перед завтрашним днём во сто крат усилился. И с увеличением потребительства духовность в геометрической прогрессии уменьшается. Не зря американские философы всерьёз говорят, что потребительство будет последним гвоздем, вбитым в гроб цивилизации.

…Все его родичи с отцовской и материнской сторон были крестьянами из села Стрымба, Кодымского района Одесской области. Они пахали землю, занимались животноводством. На всё село - всего три фамилии: Лановые, Якубенки, Дундуки.

- Каждое лето из Москвы мы обязательно ездили к бабушкам с дедушками, - вспоминает Василий Семёнович. 20 июня 41-го года мама отправила нас, троих детей, с проводником: младшей сестре было четыре, мне - семь, старшей - десять лет. А сама она должна была приехать через пару недель - провести с нами отпуск. К осени мы бы вместе вернулись домой. 22 июня в четыре утра мы сошли с поезда на станции Абамеликово. Уже светало. И вдруг услышали гул, словно непрерывный гром, а потом увидели сотни самолетов. Эта армада летела бомбить Одессу. Люди взрослые - это я отчётливо помню! - мгновенно стали очень серьезными. Мы три километра от Абамеликово топали, и за всю дорогу никто не вымолвил слова. Так началась для меня война. Мамка не приехала ни через месяц, ни через год, ни через два, ни через три. Абсолютный обрыв: родители остались в Москве, мы - в селе. Они не знали, что с нами, а мы не представляли, что с ними. Отцовские дедушка с бабушкой вскоре один за другим померли, а вот со стороны матери остались в живых - к ним мы и переехали. Где-то к весне 43-го — в то время у нас румынские части стояли — я впервые от румын услышал слова «Сталинград» и «Гитлер капут». Правда, ничего по малолетству не понял. Но трудился как взрослый: пас колхозных коров (румыны не ликвидировали советских колхозов). Каждое утро я на лошади гнал стадо в поле, а вечером возвращался в село. Спустя годы, когда я ловко гарцевал верхом в ролях Павки Корчагина, графа Вронского, комэски Вараввы, меня часто спрашивали: «Где ты этому научился?». И я вспоминал добрым словом дедово напутствие: «Ось тобi кобилка, Василю. Як поїздиш на нiй голою сракою без сiдла, то й навчишся. А потiм колысь тобi це згодиться».

В начале войны у деда квартировал толстый немецкий майор. Он то и дело показывал фотографии своих троих детей и плакал. Как-то, расчувствовавшись, подарил мне немецкий пояс — дуже гарний такий пасок для семирiчного хлопчика.

Иду я, им перепоясанный по току, и вдруг рядом немецкая машина притормозила. «Ком хер, ком хер!»,- позвал солдат. Я подошел, а он показывает: дескать, отдай ремень. Я заупрямился: «Не-е, мне подарили». Он взял автомат и выпустил над моей головой веером семь очередей.

Я рухнул на землю от испуга, а он весело заржал. Долго потом я заикался, даже, пардон, мочился. После того, как мама забрала нас в Москву, меня достаточно быстро, года за полтора, вылечили. Это было похоже на волшебство. Врач спросила: «Агафья Ивановна, ваш сын украинские песни знает? Вот пусть с утра до вечера их и поёт». Я так и делал. Кстати, избавиться от украинского акцента было ничуть не легче. Пришлось бороться и с ним. И это было трудно, поскольку с мамой я розмовляв виключно рiдною мовою. К тому времени уже студент, я твердил ей: «Мам, мне это вредно». Педагоги тоже были мной недовольны, укоряя: «Вася, у вас очень сильные южные украиноиды». Я сейчас иногда смотрю свои старые ленты и эти интонации слышу: «Да что вы такое говорите? Та не-е, перестаньте! Та не может этого быть!». Они и в «Аттестате зрелости» есть, и в других фильмах...

Одессу освободили 10 апреля 1944 года, а через пару недель в село со своей дивизией вошел Ковпак. Я хорошо помнил, как наши отступали: поодиночке брели, раздробленными группками, напуганные, Бог знает как одетые. Ковпаковцы тоже были одеты кто во что горазд - в телогрейках, в немецкой форме, в каких-то рваных штанах, а то и с женскими юбками, намотанными на головах, хотя в конце апреля уже тепло, но было ясно, что это даже не дивизия, а партизанская армия. Два человека несли длинные противотанковые ружья — зрелище потрясающее! Через наше село они направлялись в Абамеликово, где стоял бронепоезд.

Впервые я увидел наших бойцов, когда набирал из копанки воду в гладущики (это такая глиняная посуда). Была весна, прутики ещё голые торчали. Смотрю, там, где вода стекает в болото, в кустах сидят люди. У одного слезло маскировочное покрывало и сверкнула звезда. Я обомлел! А солдат, заметив меня, палец к губам приложил: «Тс-с-с!». Я тут же рванул к деду: «Там нашi прийшли».- «Дэ?». — «Бiля копанки».

Что мне особенно запомнилось. Когда наши отступали, дед стоял у плетня и приговаривал: «Тю-ю... Хана москалям». А потом, когда Красная Армия устремилась на запад, он так же вслух удивлялся: «Тю-ю, ти диви... Хана нiмцям».

... В Москве мои родители трудились на заводе чернорабочими. У отца Семёна Петровича было за плечами всего два класса церковно-приходской школы, мама грамоты не знала, расписывалась двумя начальными буквами нашей фамилии. То, что выпало на её долю - уму непостижимо. Через пять дней после начала войны – мама тогда разливала горючую смесь в противотанковые бутылки – на заводе случилась жуткая авария. Пострадали многие, но мама моя стала инвалидом первой группы. В тридцать один год. Она мужественно потом несла свой тяжкий крест, вырастила троих детей, дала им прекрасное образование, в люди вывела и никогда, ни при каких обстоятельствах не унывала. Вообще родители мои - образец врожденной внутренней этики, такта, скромности и доброты. Они были дружны между собой и строго уважительны к нам, детям. То, что я, к примеру, закончил среднюю школу с золотой медалью - целиком их заслуга. Оба они испытывали почти священный трепет перед образованностью, культурой. И нам эти качества передали.

Третьеклассником я пришёл в руководимую режиссером Сергеем Львовичем Штейном драматическую студию ЗИЛа. Наш руководитель приобщал своих питомцев не только к постижению театральной культуры. К слову сказать, в задачи этого коллектива вовсе не входило готовить пополнение московским театрам. Мы просто учились в школе эстетического воспитания: знакомились с классикой, постигали законы прекрасного. Уж потом, став взрослыми, многие из нас выбрали театр как призвание. Вот лишь некоторые выходцы из нашей студии: Татьяна Шмыга (театр оперетты), Вера Васильева (театр Сатиры), Владимир Земляникин («Современник»), Алексей Локтев и Валерий Носик (Малый театр), Татьяна Жукова (театр на Таганке) и ещё многие другие, о которых я не вспомнил. Там же в студии ЗИЛа начал режиссировать Игорь Таланкин, поставивший вместе со Штейном спектакль «Аттестат зрелости», в котором я сыграл Листовского. Замечу, что именно в этой роли я дебютировал в кино. Но до дебюта был еще Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, на котором наш спектакль получил первую премию. Все хором стали пророчить мне театральную карьеру, но я поступил на факультет журналистики. В школе хорошо писал сочинения, их часто представляли на различные олимпиады. Подумалось, что смогу работать в газете. Но уже через полгода сбежал в училище имени Щукина. Перед тем как принять окончательное решение, спросил Сергея Львовича: «Идти мне в театр или нет? - Ни в коем случае! - вскрикнул Штейн.- А я всё же пойду.- Тогда иди».

Есть в жизни некоторые моменты, когда мужчина должен принимать решение самостоятельно, кто бы что ему ни советовал.

Я так и на Тане Самойловой женился: ни у кого совета не спрашивал. Мы учились на одном курсе. Она познакомила меня со своими родителями. Однажды она попала в больницу, и я ей каждый день носил туда клубнику с нашего огорода. Мы поженились, когда нам было по двадцать. Жили на старой квартире отца Тани народного артиста СССР Евгения Самойлова, на Песчаной улице. Потом Таня забеременела двойней, как потом выяснилось, но рожать не могла из-за болезни. И в нашей семье начался разлад. Как сказал Маяковский: «Любовная лодка разбилась о быт». Вторая моя жена, Таня Зяблова, трагически погибла в 1971 году. А потом я встретил Аришу – самого дорогого мне человека, редчайшую индивидуальность, артистическую в том числе. После женитьбы на Ирине Купченко я стал, не скажу примерным (у супруги есть ко мне немало претензий), но очень приличным семьянином. Моя жизнь стоит не на трех - на четырех китах. Первый - работа. Она приносит мне радость и боль, но никогда - безразличие, разочарование в ней. Второй - семья, вернее её здоровье. И даже не столько физическое её здоровье (хотя мне легче было бы самому всегда болеть, чем переживать, когда болеют родные), как нравственное. То, что ещё называют семейным климатом, - общность интересов, понимание, сопереживание. Третий - климат в стране, в мире. И четвертый - друзья. «Киты» мои могут меняться местами, но в сумме их должно быть четыре. Своих сыновей я вполне сознательно отговорил идти в артисты. Невостребованный актер – ведь нет страшнее судьбы…

В конце прошлого года трагически ушёл из жизни младший сын Ланового – тридцатисемилетний Сергей. Утром, получив эту страшную весть, Василий Семёнович решил не отменять вечером свой спектакль. Он вышёл на сцену и, как всегда, блестяще сыграть в спектакле "Пристань". Выдающийся актёр современности и необыкновенный профессионал Лановой даже в этой ситуации не смог подвести публику и коллег, ведь он - связующая нить всего спектакля...

Закончу свой рассказ о Лановом тем, с чего начал.

В Москве на Фрунзенской набережной возле дома №3 Министерства обороны глава военного ведомства России генерал армии С.К. Шойгу открыл памятник героям фильма "Офицеры". Василий Семёнович там стоит в полный рост.

Есть какая-то глубокая и пронзительная символика в том, что этот замечательный творец при жизни увидел себя в бронзе, но при этом ни на грамм не забронзовел.  

2525640.jpg

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 56 найденных.
Ева
27.01.2014 1:46
Василий Лановой потрясающий Артист, которому свойственно тонкое понимание культуры и самого духа России. Умение воплощать образы и простых людей, и знатных, и героических, и романтических доказывает, что дан ему талант от самого Бога. И он этот талант не распылял на кутежи и женщин. В этом и проявляется  Сила характера, чистота души, самоуважение. Хотелось бы много прекрасных слов посвятить Василию Лановому, но я думаю он догадывается о народной любви к нему, к его героям. Никогда не подозревала, что Ирина Купченко и Василий Лановой союз. Действительно, редкость: творческие, интеллигентные, светлые люди. И вместе. Любви, счастья, радости вам!

Автору большое спасибо за добрую статью, пишите почаще! Мы ждем...
Владимир Крипченко
26.01.2014 21:37
Вернулся домой с госпиталя и первым делом - за комп.Интуитивно нажал на клавиши и увидел знакомую фамилию Михаил  Захарчук Далее Василий Лановой.Сейчас задумался...Какое слово подобрать,чтобы поблагодарить тебя.Прекрасно.Чудесно,Превосходно и т.д.Удалось тебе,на мой взгляд,не только открыть новые странички из жизни,действительно, Великого актера,но просто через его жизнь открыть частицу нашей истории.Возможно,детская память Василия,его не оранжевое детство и помогло раскрыться таланту.А "ОФИЦЕРЫ" это вообще шедевр!Спасибо,Миша,я и об уколах забыл,читаючи.
Вера ВИКТОРУ
25.01.2014 17:15
Я с уважением и восхищением отношусь к талантливым людям-творцам, коих рождает земля русская независимо от общественно-политического строя.
Виктор
24.01.2014 23:59
Вера.Вот такое созвездие великих актёров блистало в советское время.Многие вышли из низов.Поэтому Василий Семёнович с уважением относится к советскому периоду.
Татьяна Пороскова Вологодская область)
24.01.2014 17:35
Пока читала статью, сердце наполнялось теплом и светом. Мы шли по жизни бок о бок вместе с героями Василия Ланового: гордились, умирали, переживали.Это были прекрасные герои. Статья написана замечательно. До неё я знала Василия Ланового как актёра, автор показал формирование его личности, приблизил нас к нему. Искренне желаю, чтобы Ваш путь продолжался,чтобы рядом были любящие и понимающие сердца. Храни Вас Бог.
Вера ВИКТОРУ
24.01.2014 14:35
Виктор
17.01.2014 22:35

Вере.Не дождался от вас комментария.

Люблю И.Купченко. Восхищаюсь как актрисой и красивой женщиной, особенно в фильме "Обыкновенное чудо". Сочувствую горю родителей, потерявших сына.

P.S Как всегда к статьям Михаила Захарчука отметилась моя тёзка:
Вера
23.01.2014 11:19
От житомирянина
24.01.2014 7:41
При чём тут зависть? Вы о чём, уважаемая?
Юбилей Василия Ланового имени Михаила Захарчука. Вот что получилось.
Ответ Житомирянину и Справедливому
23.01.2014 11:37
Житомирянин - поменьше зависти, ок? Лично я случайный, как вы выразились, человек. Но именно этот автор не пропустил еще ни одного юбилея великих людей, за это ему спасибо. Фамилия запоминающаяся и пишет он легко и отлично, мы всей семьей его читаем и не только. И отзывы пишем многим.
А вы, чувствуется, как раз человек неслучайный, от того и завидуете) Пишите очерки, будем и вас комментировать и дай Бог, восхищаться!

Справедливый - а вы знакомы с автором лично? Нет? Так откуда же вы знаете, хороший парень или нет, более или менее? )А вот если бы вы прочитали его книгу "Встречная полоса. Эпоха. Люди. Суждения", вы бы узнали, СКОЛЬКИХ великих людей он знавал в своей жизни, сколько интервью дали ему те, кого мы с вами видим только в телевизоре. И ни одного очерка у Захарчука нет "случайного" и написанного с чьих то слов, он ЛИЧНО общался, а это дорогого стоит...

А автору за Ланового спасибо отдельное. Прекрасный актер и до сих пор любимый мужчина на телеэкране, красавец!
Вера
23.01.2014 11:19
"...Вообще родители мои - образец врожденной внутренней этики, такта, скромности и доброты...." Лановой так сказал про родителей, но не сказал, что и сына они такого же вырастили. скромный, потрясающий человек, замечательный актер. Мне 34 года и казалось, я могла бы выбрать себе в любимых актеров, так скажем, более молодых мужчин.  Но до сих пор я считаю самыми лучшими нашими актерами, в том числе и по внешним параметрам, Василия Ланового, Николая Рыбникова и Вячеслава Тихонова. Ну извиняюсь, не появилось в отечественном кинематографе более красивого мужчины, чем эта троица. Хоть убейте меня) А моя симпатия к Лановому во многом безгранична еще и от того, что просто обожаю его супругу - несравненную Ирину Купченко. Помню, как радовалась, впервые узнав об этом) Для меня это идеальный союз, к которому просто по определению не могла прилипнуть никакая грязь. Союз красивых, талантливых и очень благородных людей. В свете последних трагических событий как-то даже неловко желать им счастья и здоровья. Пожелаю терпения и мужественности. Для меня вы кумиры и это не изменится. И я всегда буду смотреть фильмы с вашим участием! Автору спасибо за материал!
Евгений Б.
22.01.2014 18:08
В очередной раз докладываю читателям «Столетия» о том, что лучший блог современной России, не заточенный на гламур, нормально освещающий нашу жизнь, принадлежащий военному обозревателю «Комсомольской правды» Виктору Баранцу, представил материал о выдающемся артисте современности Василии Лановом. Вот основные данные:
Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям
Прочитало: 4 за час / 243 за сутки / 2802 за неделю
Некоторые выдержки читательских обсуждений предлагаю.
*
Чубайс   обратиться по имени
Воскресенье, 19 Января 2014 г. 19:24 (ссылка)
Вот уж всё сошлось - и артист прекрасный и статья замечательная....Как глоток чистой воды....Спасибо....
Очень хорошая,душевная статья..
Статья о великом артисте написана талантливым журналистом. Полковник_Баранец, уговорите Михаила открыть свой блог .
Вам В.Н., СПАСИБО ЗА ПУБЛИКАЦИЮ .
Объясню, какая он звезда. Да, звезда, но только не здешняя, не от мира. Не скажу, что он бог, но скажу, что полубог, высокий Ангел, служитель Божий, имеющий свою звезду на небе - небесную колесницу - НЛО. Бог посылает таких на землю, чтобы подтянуть человечество от вырождения и выхолащивания, как наглядный живой пример, достойный научения и подражания. Да, он звезда, но не от мира.
Текст песни М.Ножкина "Как же так господа офицеры..."

Окровавлена совесть и честь, ошельмована вера
Всюду хаос да стон, да разгул, да тревога, да мрак
Как же так, как же так, как же так господа офицеры
Почему же в России такой, извините, бардак

Почему на себя мы всё меньше и меньше похожи
Почему так стремимся чужую личину надеть
Почему мы не братьев а недругов видим в прохожих
Почему так боимся друг другу в глаза поглядеть

Потому что когда-то так дружно рассудку не вняли
А поверили лживым пророкам, фальшивым речам
И заветы отцов, идеалы свои разменяли
Второпях растащили Отечество по мелочам

Потому что забыли и предали Господа-бога
Потому что готовы друг друга продать за пятак
Потому что ушли далеко от родного порога
И назад возвратиться не можем не можем никак

Потому что так долго врагам ослабляли подпругу
Растеряли друзей, а взамен никого не нашли
Потому что когда-то не встали горой друг за друга
А напротив, когда-то горой друг на друга пошли

Потому что за страшный развал нашей милой России
За жестокие муки, за боль, что стерпела она
До сих пор ни с кого, ни с кого до сих пор не спросили
Не назвали народу преступные их имена

Вот и ходим-блуждаем в кошмарных душевных потёмках
Как чужие идём по родимой своей стороне
По великой и вечной дороге от предков к потомкам
Вместо тройки заветной летим на троянском коне

А в глазах опустевших как в зеркале души пустые
Я такого без слёз ни принять ни понять не могу
Где ж вы, слава и доблесть и честь незабвенной России
На каком рубеже задремали, на чьём берегу

Господа офицеры, да что ж вас не слышно не видно
Онемели, ослепли, оглохли вы что ль навсегда
Безразличие ваше к Отечеству ох как обидно
Ведь Россия была офицерствой горда и тверда

Господа офицеры, пора из окопов подняться
И себя обрести и застенки души разломать
И раздоры забыть, и грядушим проникнуться, братцы
И собравшись в едино, Россию с колен подымать
Отвечу Ножкину немножко, почему и как же так. Писать не трудно, если есть некий дар сочинительства. Гораздо трудней доискаться до причин и показать их смысл, их масштабную и драматичную подоплеку. Без этого получилось хорошо, красиво, но не убедительно, в риторическом духе. Какие могут быть вопросы к офицерам? Никаких, ровным счетом. Когда гигантская страна в одночасье рухнула, зарубив под корень и раздавив все институты силы и власти, то это было похоже на конец света или на Ноев потоп. Спасался каждый, как мог, и ни думать, ни гадать больше было не о чем. По той же причине нельзя предъявлять претензий ни к КП, ни к Горбачеву - катастрофа назревала совершенно скрытно и разразилась неожиданно и непредотвратимо.

Так и есть - ошельмована вера,
И Господь, что един, ненароком забыт,
И в сердцах оскудевших, подстать изуверам
Лишь богам намалеванным доступ открыт.

Я Един! - мой Господь восклицает,
Но в ответ ему хор голосов пропитых:
Нет, Вас Трое, а нам одного не хватает -
Мы лобзаем иконы, где царствуешь Ты.

Бог всердцах раскурочил Россию,
И учил, и карал этот глупый народ,
Что едва опроставшись, разбит и бессилен
Поднимаясь, кряхтя вновь плетется вперед.

Никогда ты навязчивым не был,
Мой народ. Где же он, где же твой поводырь?
Мой народ, ты так редко взираешь на небо,
Что наукой просмотрено даже до дыр.

Говорят, что же вы, офицеры?
Говорят, только Божию мудрость забыв.
И плетется Россия потемками веры.
И Америка в страхе штампует гробы.
Горбачеву нельзя предъявлять претензий? Ну-ну.
Я здесь писал уже о Женевской встрече Гобачева и Рейгана, не буду повторяться. Да, работает магия, одно из свойств мира Божественного. Человек подвержен непреодолимому влиянию как светлых, так и темных сил. Не во власти человека направлять стопы свои. Это не означает, что во всем абсолютно, но когда надо, с нами делают, что хотят. Атеисты живут лишь в одном затемненном закоулке мира, который огромен, прекрасен и чудодейственный.
Вы говорите ну-ну, а я говорю да-да. Но только один из нас пророк.
Настоящей звезде, вывеска "звезда " не нужна. Василий Семёнович Лановой не нуждается в таких вывесках. Он - самодостаточный источник света в нашей культуре.

Автору статьи в очередной раз спасибо. Как всегда - класс!
Слова песни замечательные, как для мира земного. Виден талант и вдохновение, высокая духовность и высокая гражданская позиция. Захотелось написать в ответ, но нужно бриться и идти на Привоз. Посмотрим.
Кто хочет убедиться в верности моего представления для читателей «Столетия», жми сюда:
http://www.liveinternet.ru/users/2125404/post308808935/
Евгений Б.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 56 найденных.

Эксклюзив
06.12.2019
Валерий Мацевич
Будут ли страны Прибалтики проситься обратно в российскую «оккупацию»?
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».