Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 сентября 2020
Удержи язык свой от зла…

Удержи язык свой от зла…

Неравнодушные заметки
Александр Калинин
15.09.2020
Удержи язык свой от зла…

Пропал человек. Поехал на велосипеде за ягодами в болото и домой не вернулся. Его искали и с земли, и с воздуха. Велосипед нашли. Его – нет. Человека звать Рудольф. Правда, при крещении ему дали иное имя – Роман, в православных святцах имени Рудольф не было. Я так и звал его – Роман...

Мы познакомились в церкви. Мужчин на службе – особенно в сельских храмах – всегда мало, и не заметить друг друга было нельзя. Потом он стал прислуживать батюшке в алтаре.

Но сдружились, когда обустраивали храм в новом временном здании бывшего детского сада. Прежний храм, расположенный в некогда жилом доме, предстояло отстраивать заново. Мы демонтировали в нем все, что могло пригодиться на новом месте, перевозили иконы, утварь. Но и на новом месте все приходилось делать заново. Особенно трудно давался алтарь. Царские врата помог установить мой одноклассник, знакомый со строительством, а все остальное делал настоятель храма отец Андрей, а мы с Романом ему помогали.

С тех пор оказывали друг другу всяческие знаки уважения.

Это был невысокий, чуть сутулый, тихий, немного грустный человек, добросовестно исполнявший свое послушание алтарника. И сейчас, когда он пропал в болоте – а с того времени прошло более месяца, все кажется, что он еще с нами, где-нибудь хлопочет в алтаре или в уголочке храма отдыхает на стульчике.

Очень его не хватает.

Первое время то и дело доходили слухи. Будто кто-то в ближайшей деревне слышал из болота крики о помощи. Потом– будто бы Рудольф-Роман вышел сам где-то на Вологодчине. Слухов было немало. Ни один из них не подтвердился.

Зачем же один-то поехал в свои 80 лет в такое опасное болото, справедливо недоумевали люди. Мог и утонуть, и с сердечным приступом упасть, заблудиться, наконец, растеряться, а ночи холодные, да ведь и зверья окрест много.

И вдруг:

– Вот ходил-ходил в церковь, а сам в болоте утонул…

А Роман, кстати, как раз накануне своего злополучного похода исповедался и причастился.

– Молился-молился Богу, а самого, наверное, звери съели…

– В Бога верил, а Бог-то его не вывел…

Злоязычие – страшный грех. Неслучайно говорят: грязно не то, что в рот, а то, что изо рта. Откуда это в нас? Недостаток воспитания? Общий упадок нравственности? Прежде ведь все-таки больше было сочувствия, соучастия, сопереживания. Куда все девалось?

Я впервые близко столкнулся со злоязычием, когда беда случилась с предыдущим настоятелем храма Казанской Божией Матери в Сандове отцом Федором Лещенюком, когда жизнь его оборвал нелепый ружейный выстрел. Как только ни злословили в Инете люди, никогда его не знавшие. И что он будто бы с мафией связался, и что, дескать, решил пораньше к Богу на свидание прийти, и что вообще это какой-то неправильный поп.

«Какие страшные времена настали, – прочитав такое, написал в комментарии иерей Ростислав (место служения его, к сожалению, не указано). – Если когда Христос спрашивал иудеев, приведших к Нему на суд блудницу: «кто из вас без греха первый брось в неё камень», то никто не посмел этого сделать. В нынешнее время подобный вопрос даже страшно задать, камни похватают практически все…».

Удержи язык свой от зла, призывает нас Давид-псалмопевец. Но у некоторых языки так чешутся, что невмоготу. Нетерпимость, злоба, неприятие чужого мнения, вообще неприятие чего бы то ни было так и лезут из всех щелей. Страшно заходить в Интернет. Страшно общаться. Потому что стало легко нарваться на грубость, бесцеремонность, прямое оскорбление, ответить на которое невозможно.

Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким и вас будут судить. С другими же поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Неужели эти евангельские заповеди никогда не коснутся ушей злоязычников?


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 43 найденных.
------
28.09.2020 16:24
Из писем игумена Никона (Воробьева) духовным чадам:

«Только не посылайте письма', написанного сгоряча. Сначала "подумайте", потом напишите, затем пусть денек или два полежит. Наверное, тогда напишите иначе. А если еще полежит, то и еще иначе напишите. Поменьше будет "крови и нервов", а больше духа».
Марина_ "------"
28.09.2020 10:18
------ 25.09.2020 17:55 25.09.2020 23:52.

Да мне не за что Вас прощать - это же ведь обсуждение заметки, в которой поднята важная тема. На счёт запальчивости - думаю, что православным больше присуща горячность, но опять-таки, как правило там, где надо сказать, чтобы у читающих (кто в религиозных вопросах дилетант или неофит) не осталось превратного мнения по теме. Вот эта то горячность многими понимается как учительство, а это не так. А вообще, надо стараться тщательно подбирать слова и строить фразы, чтобы не попадать в двусмысленные положения. Но это понимание приходит со временем. И ещё важно - где должно сказать (и если есть что сказать, а не просто балаганить) - сказать, а где надо промолчать, то лучше промолчать. Святые отцы писали, что высшей добродетелью в последние времена будет рассудительность.
Марина_
28.09.2020 10:00
Николай П.Т. 26.09.2020 20:14

Спасибо! Да... Крест великая сила, но нести его иногда тяжеловато бывает из-за нетерпеливости и малодушия.
Николай П.Т.
27.09.2020 22:59
1. «Читая жития святых мучеников, мы видим у них то же дерзновение, что и у ветхозаветных пророков: Дух Святой дает им огонь ревности по Богу. Таковы были многие святые: от великомученика Георгия Победоносца и Максима Исповедника, споривших с царями, до новомучеников ХХ века, которые обличали безбожную власть и свидетельствовали об Истине ценой своей жизни.
Тот же Дух движет Церковью и сегодня. Поэтому церковные пастыри и благочестивые миряне иногда вынуждены не утешать, а обличать народ, и это пророческое слово обличения и предупреждения, которая время от времени изрекает Церковь, больно ранит людей мира сего. В этот момент многие начинают чувствовать, что Церковь не аморфный студень морализаторства, а столп и утверждение Истины, и от этого еще больше ненавидеть ее, ибо «обличение безумному – раны ему» (Притч. 9, 7). И в ответ на каждое такое свидетельство в ответ раздается дружный визг – примерно так визжала царица Евдоксия, когда слышала слова обличения святителя Иоанна Златоуста. Дескать, Церковь не может так говорить!!! Церковь должна всегда всех прощать и любить!»
«Если бы апостолы были толерантны к другим верам, то на них бы и закончилась история христианства. Если бы отцы Церкви были толерантны ко всем религиям и ересям своего времени, то их не за что было бы называть отцами. Если бы святые Кирилл и Мефодий были толерантны к Перуну и Стрибогу наряду со Христом, то и доныне в славянских горах и долинах курились бы старые языческие алтари. Ветхий Рим был толерантен ко всем верам своей империи - и сошел в могилу неотпетым своей верой, потому как относясь толерантно к чужим верам, он потерял свою. Начало толерантности к другим верам это начало утраты своей веры», - говорит святитель Николай Сербский.
Николай П.Т.
27.09.2020 22:57
2. Архиепископ Аверкий (Таушев)
Учением о христианской любви и милосердии, в нужных случаях, прикрываются теперь многие деятели «темных сил», стремящихся в действительности разрушить Церковь и уничтожить христианство. Их лживо лицемерной пропаганде мнимой христианской любви мы должны решительно противопоставить учение Св. Отцов, так наставляющих нас: «Живи в мире с врагами, но с врагами своими, а не врагами Божиими. Там же, где дело идет о явном нечестии, должно скорее идти на огнь и меч, нежели приобщаться лукавому квасу и прилагаться к зараженным» (Св. Григорий Богослов).
Вот почему необходимо твердо помнить, что далеко не всякое «милосердие» кажущееся на вид христианским милосердием, является действительно таковым, заслуживающим похвалы и подражания. Оно может быть и весьма лукавым, скрывающим за собою какие-то задние мысли и разсчеты, ничего общего с христианством не имеющие!
---------------------------------------------------
Вот что пишет об этом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995): «В последнее время стало модным представлять христианство в виде этакого расплывчатого и безформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано-де: «Любите врагов своих», «не противьтесь злому», — а посему христианин должен вреде бы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством.
Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, православной Церкви и нашего Отечества. Клеветой на христианство, искажениями церковного вероучения пытаются задержать процесс русского духовного возрождения, обретения народом своих исконных святынь, беззаветное служение которым на протяжении многих веков составляло цель и смысл бытия Руси.
Николай П.Т.
27.09.2020 22:54
3. В этом (первостепенной важности!) вопросе духовной жизни народа совершен подлог, дьявольски хитрая подтасовка понятий, губительное извращение евангельского учения. Да, христианство есть, несомненно, религия мира и любви, а не вражды и ненависти. Да, главнейшая заповедь христианства – это заповедь любви – любви к Богу как к средоточию всяческого добра и блага: милосердия и долготерпения, красоты, гармонии, справедливости. Но именно потому совершенно естественно, что все, идущее вразрез с этой заповедью, все, мешающее христианину исполнять ее, должно быть ему ненавистно. И это – единственно святая ненависть: ко злу, ко греху, к страстям человеческим, к сатанинскому беззаконию. Со всем этим христианин должен быть абсолютно непримирим. «Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими», — поучает нас великий столп Православия святой Иоанн Златоуст. «Не противься злому», — говорит Слово Божие, то есть: не ропщи, благодарно принимай все те личные скорби, болезни и искушения, которые будет угодно Господу послать тебе. Но такой призыв вовсе не означает потакания преступному равнодушию – равнодушию к судьбе Отчизны, терзаемой в тяжкий час злодеями и святотатцами. Мир со злом недопустим, а именно это имел в виду Спаситель, говоря: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф.10, 34). Этот духовный меч, который крепко держала в руках Церковь Русская в течение тысячи лет, и ныне безмерно страшен ее врагам – предтечам и слугам грядущего антихриста.
Николай П.Т.
27.09.2020 22:52
4. Церковь земная, по определению святых отцов, есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни – место брани и подвига. Любовь не должна быть безрассудна. Она – любя – не растворяется с теми, кого покрывает. Не может любовь принудить человека объединиться с погибельным заблуждением. Истинная любовь безпрестанно сражается, защищая тех, кто доверился ей, от зла, часто скрывающего свое истинное обличие под маской ложного благообразия. Мнимо-христианская «любовь» и ложно понимаемое «всепрощение» — мир со всеми подряд, без разбора, нужны только тем, кто сегодня с бешенной энергией и напористостью готовит всемирное «объединение» и «примирение» под сенью «нового мирового порядка» — политической ширмы, за которой скрывается дьявольский оскал жесточайшей антихристианской диктатуры…»

------
27.09.2020 10:52
Из писем игумена Никона (Воробьева):

«Сколько раз я говорил Вам, чтобы Вы никого не учили. А Вы лезете не в свои дела, свысока не только поучаете, но и обличаете даже, да еще в повышенном тоне. А результат: сами смущаетесь и страдаете и других приводите в такое же состояние. Вот плоды Вашего делания».
«Все мы находимся в "злейшей прелести", по выражению преподобного Симеона Нового Богослова, т.е. во тьме, в заблуждении, в рабстве у дьявола. Только немногие бывают освобождены Господом от этого состояния. А Вы все всех учите. Перестаньте!»
«Мне настойчиво хочется сказать Вам: никогда не говорите плохого или иронически ни о ком».
«Особенно надо следить за собой, чтобы быть мягким, добрым в отношении ближних своих. "Наше спасение в ближнем", - говорит прп. Пимен Великий. Это значит, что если человек имеет правильное отношение к ближнему, т. е. исполняет святую заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя(Мф.22, 39), то через это обязательно будет в силах исполнять и все прочие заповеди, и главную из всех - заповедь любви к Богу. Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку».
Александр из Од
27.09.2020 7:51
Николаю П Т. Спасибо за поздравление с праздником Воздвижения. Кстати, для нас Крест - это инструмент спасения, а для атеистов это камень преткновения и предмет раздражения. До Пётра 1- го почти на каждом перекрёстке русских дорог стояли большие поклонные Кресты и все проходящие мимо крестились и кланялись. Царь приказал убрать эти Кресты и нечистой силе стало значительно легче гулять по всей Руси...
Николай П.Т.
26.09.2020 20:14
Уважаемые, Марина и Александр!
С праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!
---------------------------------------------------------------------------
Кресты испытаний. Преподобный Паисий Святогорец.
— Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях.
— Знаешь, кресты каждого из нас — это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам — людям — не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.
Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест — это лестница на Небо.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 43 найденных.

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».