Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 февраля 2020
Учительский дом – начало начал

Учительский дом – начало начал

Российские регионы апробируют свой, альтернативный проект реформы образования
Александр Калинин
14.11.2011
Учительский дом – начало начал

За 16 лет образовательных реформ в результате перехода на так называемое подушевое или нормативное финансирование в России закрылись 12 тысяч сельских школ. Пытаясь предотвратить развал системы образования, местные власти предлагают свои проекты. Один из них – «Учительский дом» - получает все большее развитие в российских регионах.

Для Татьяны Васильевны Макаровой из деревни Лукино Богородского района Нижегородской области школа стала домом. Не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле.

Некогда единое большое кирпичное здание деревенской школы ныне поделено на три части. В одном крыле вольно расположился семейный детский сад со спальной и игровой, столовой и пищеблоком. В нем обретаются десять воспитанников во главе с воспитательницей. Середина – в два этажа - отдана начальной школе со спортивным и компьютерным залами, классной комнатой. В школе шестеро ребятишек: двое первоклашек, один второклассник, и три третьеклассницы. Ну а другое крыло приспособлено под жилье директора-учителя: спальня, два зала, санузел, горячая и холодная вода. Нет, правда, пока ни душа, ни ванны. Все вместе это называется Лукинский «Учительский дом: начальная школа – детский сад». А Татьяна Васильевна его директор и одновременно учительница.

Нижегородская область, к слову сказать, не была первооткрывателем этой новой формы образовательного учреждения. Проект под названием «Учительский дом» родился в прошлом году в Пермском крае, а именно, в деревне Разино Кудымкарского района. Но и он взялся не из воздуха, а стал как бы современным аналогом некогда существовавших в дореволюционной России земских школ, сохранявшихся, кстати, в отдаленных деревнях и в советский период, где педагоги учили деревенских ребятишек прямо у себя на дому, выполняя одновременно роли директора, завуча, завхоза, уборщицы и повара. Разница разве что в том, что нынешние учительские дома оборудованы компьютерами, а иногда и интерактивными досками, подключены к Интернету, занятия там проводятся по новым стандартам. Единственное отличие от обычной школы - учитель-директор волен распоряжаться выделенным для школы бюджетом по своему усмотрению. Он может нанять сторожа, а может и сам выполнять эти обязанности, тем более, что он здесь и днюет, и ночует. Может взять на работу уборщицу, а может сам мыть полы и убирать прилегающую к зданию территорию.

А главное, «Учительский дом» позволял сохранить малокомплектную школу в небольших деревнях, а, по сути, и сами деревни. Этот-то проект, возродившийся в прошлом году в Пермском крае, и заинтересовал ряд регионов, в том числе и Нижегородскую область.

Так что же это такое «Учительский дом»: шаг назад или два шага вперед?

Мне повезло: в поезде моим соседом по купе оказался потомственный педагог Алексей Киселев. Он признался, что отец его, учитель с многолетним стажем, вынужден был уйти из школы, не согласившись с условиями ее реформирования. А именно, когда деньги идут за учеником, и этого ученика уже нельзя терять до самого выпуска, переводя его из класса в класс, даже если он откровенный разгильдяй, ставя ему незаслуженные отметки. При этом теряется стимул для школяра учиться хорошо, а у учителя недостает времени больше внимания уделить одаренным ребятам. К тому же и «душа»-то ребенка в разных регионах оценивалась по-разному. Олег Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, приводит такие данные о финансировании в расчёте на одного ученика: Якутия – 62 778 рублей, Московская область – 53 400, Карелия – 35 034, Новосибирская область – 25 125, Омская – 11 129, Амурская – 9 644 рублей. «Но разве виноват ребенок в том, что родился не под Москвой, а в Приморье?» - задается риторическим вопросом депутат.

Алексей же как раз и занимается реформированием. Даже более радикальным, нежели Министерство образования. Он возвращался в Нижний из Москвы, где участвовал в организации школы будущего в Центре новых технологий «Сколково».

- Опять какая-нибудь американская калька, слепо перенесенная на нашу почву? – проворчал я.

- А что, американцы деловые ребята, быстро реагируют на все изменения. Появилась, допустим, у компьютеров функция исправления ошибок, ну и зачем теперь учить детей грамматике? То же и с правописанием. Зачем выводить галочки-кружочки, когда ребенок с малых лет работает с клавиатурой?

Здравствуйте, я ваша тетя! Это мы уже проходили. Зачем Митрофанушке география, если есть извозчик? Этак мы сделаем человека приложением к компьютеру, калькулятору, айфону. А случись технический сбой - он дурак дураком останется.

А вот у правительства Нижегородской области иная позиция. В региональном Министерстве образования по-прежнему считают правописание важным предметом, необходимым не столько для того, чтобы научить ребенка красиво писать, сколько для моторики, развития головного мозга. А ко всем нововведениям в образовании относятся с достаточной долей критичности.

- Здесь собрались люди, которые стараются сдержанно относиться ко всем новшествам, происходящим в образовании, - говорит начальник отдела дошкольного и общего образования, Заслуженный учитель России Виктор Шмелев. – Согласитесь, две системы наиболее консервативны в любом государстве – образование и здравоохранение. Когда начали вводить ЕГЭ и нормативное финансирование, мы не рвались в правофланговые. Ведь эксперимент в образовании – это всегда эксперимент над людьми.

Мы сразу поняли, что нормативное финансирование - это удар, прежде всего, по сельской школе, а у нас в области 56 процентов школ расположены в сельской местности. И приняли решение держаться до последнего, а в этот процесс не ввязываться.

Продержаться удалось всего несколько лет. Когда в 2008 году Москва поставила вопрос круто: или вы с нами, или мы без вас, Министр образования областного правительства Сергей Наумов, некогда работавший директором всесоюзного пионерского лагеря «Артек», на это сказал: «Процесс осуществлять, но поэтапно, иначе произойдет обвальное закрытие сельских школ». В 2009 году помимо тех денег, что давали «души» ребят, каждой школе добавляли из бюджета области дополнительно еще 75 процентов средств, в 2010-м – 50, в прошлом году – 25. Но за это время закупили школьный автотранспорт, оборудованный для перевозки детей и оснастили базовые школы всем необходимым - компьютерами, Интернетом, бесплатными учебниками, оборудовали химические, физические, биологические кабинеты, частично кабинеты русского языка и математики. В 2012 году начнется капитальный ремонт базовых школ. А когда возник проект «Учительский дом», он был воспринят, как реальная возможность сохранить малокомплектные сельские школы. Тогда же родилась и идея создания семейных детских садов.

Начали возведение «Учительского дома» с опроса глав муниципальных образований. Ибо только первое лицо понимает, насколько ему важна та или иная школа, исходя из плана социально-экономического развития района. Половина глав сказали «Учительскому дому» - да. В поданных заявках указали не только количество детей школьного возраста, но и график рождаемости за последние 5-7 лет, перспективу развития данного населенного пункта, наличие профессиональных кадров, а главное, состояние помещения, где будет организован учебный процесс. После проверки представителями санэпидемслужбы и госпожнадзора большая часть заявок отпала. Но и оставшиеся 12 адресов не могли удовлетворить областную комиссию: ну, не соответствовали предложенные условия ХХ1 веку! И не только потому, что не было новых программ, учебников, компьютеров и интерактивных досок.

Важно, чтобы учитель имел потенциал к самообразованию, потому как специфика его работы такова, что далеко не всегда его можно выдернуть из учебного процесса и подключить к институту повышения квалификации.

Проанализировав ситуацию, решили остановиться на двух разных вариантах. Это когда школа находится в частном доме учителя (деревня Овечий овраг Краснооктябрьского района), и когда жилье для учителя оборудуется в школе (деревня Лукино Богородского района). Остальным сказали: «Давайте мы сначала сформируем задачу для себя, а в марте 2012 года вернемся к вашим заявкам, и при вашем желании и возможностях будем расширять этот эксперимент».

Все лето 2011 года в двух районах – Краснооктябрьском и Богородском – отрабатывалась нормативно-законодательная база нового типа образовательных учреждений. Все решения принимались и утверждались на земских собраниях. Важно было еще понять, почем оно будет обходиться бюджету области и районов.

- Большая часть бюджетов муниципалитетов по-прежнему тратится именно на образование, - с гордостью констатирует Виктор Шмелев, - за что мы очень благодарны нашим главам районов.

- На образование у нас уходит около 46, на здравоохранение – около 20 процентов бюджетных средств, - говорит глава администрации Богородского района Сергей Пушкарев. – За эти годы не закрыто ни одной школы, ни одной больницы, а населенных пунктов стало даже больше за счет строительства дачных поселков.

- А не проще ли было закрыть ее (я имею в виду Лукинскую школу, ставшую ныне «Учительским домом»), а средства направить на другие цели? – Задаю я провокационный вопрос.

- Да что вы, - удивляется Пушкарев, - ни у кого рука бы не поднялась. Мы, наоборот, ищем пути сохранения таких школ, потому что надеемся, что они будут наполняться в дальнейшем.

- За счет чего наполняться?

- За счет увеличения рождаемости. К нам много семей приезжает из других областей и даже стран. Мы реально участвуем в программе по переселению соотечественников. Да, деньги считать нужно, но не все деньгами меряется.

…Татьяна Васильевна Макарова еще не совсем разбирается со своим бюджетом, слишком мало времени прошло. Раньше от любой финансовой ошибки подстраховывала объединенная бухгалтерия. Теперь приходится самой всему учиться. Правда, учителя хорошие. И в первую очередь - начальник управления образования района Галина Красненкова.

- С семейным-то бюджетом управляюсь. И здесь справлюсь, - убеждена директор.

Семейный бюджет, кстати, нынче заметно вырос. В прошлом году Татьяна Васильевна тоже была директором, но не учительского дома, а начальной школы – муниципального образовательного учреждения.

Получала около 15 тысяч в месяц. Сейчас где-то в пределах 20-ти. Раньше с мужем и сыном жили в одной комнатке общежития. Теперь отдельная квартира. Все коммунальные услуги оплачивает районный бюджет. Перспектива на ближайшие пять лет есть: помимо 10 детсадовских в деревне еще 8 детишек от нуля до двух лет.

- Ну а если все же прервется этот «ручеек»? Тогда что – опять в общежитие?

- Нет, - вступает в разговор исполняющая обязанности начальника управления образования Богородского района Татьяна Семенова. – Если вдруг завтра реально детей не окажется и здание придется законсервировать, а учреждение ликвидировать, как юридическое лицо, то директору будет выдан сертификат на сумму, которой будет достаточно, чтобы купить жилье в райцентре.

Я спросил у Марины Широковой, молодой мамочки, у которой один ребенок ходит в школу, второй – в сад, что было бы, если б школу закрыли, и малышей стали возить автобусом за несколько километров в другое село?

- Не знаю. Наверное, мы бы уехали. Сняли квартиру в Богородске или Нижнем Новгороде, но детей от себя не отпустили. Да и многие также сделали бы.

Вот и думайте теперь, откуда Россия «прирастать будет»…


Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Странник
17.12.2011 0:14
Вот почитайте, кто и на чьи деньги реформирует нашу систему образования, и отпадут все вопросы почему реформа такова, как она есть, и к чему она ведет Россию.
http://www.dynacon.ru/content/articles/556/
http://rusich191.livejournal.com/
Прохожий
17.11.2011 4:14
Русские люди! Радейте о себе и ближних!
Стремоухов Г.Д.
14.11.2011 21:23
                                           Эксперимент
В рамках закона «О бюджетных организациях»

         Если «Провинция – фундамент государства» , то фундаментом самой  провинции является СЕЛЬСКАЯ  ШКОЛА.
         Следовательно, начинать «модернизацию» разбалансированной экономики надо не с «Курчатовского центра», в частности и высшего образования вообще, а со ШКОЛЫ села Нью-Васюки….

          Высшая школа – это венец ЭВОЛЮЦИОННОГО развития общества. Наша высшая школа – это порочный плод. недозрелых политических «хотелок» почти столетней истории.                                                                          
«Стратегическая» программа по возрождению Провинции «переселением соотечественников»  в которой заложено,  «……требуется учитель музыки…иностранного языка….информатики…….врвч-педиатр……( в глубинке Дальне - Восточной тайги)…..зарплата – 5000 р. предоставляется неблагоустроенное жилье…….»  ни какой критике не поддается.
          Желательные условия……..Большое село….школа 8-11 класов……детсад……..медпункт…сельский     Клуб  …..  Сельское Муницмпальное образование……огрызки                                                        селообразующего   предприятия…..Не пригород……20-30 км от                                                  райцентра.
           Создается  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ  ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНОЕ, НАУЧНО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЕ….    предприятие, фирма, учреждение       СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ     «Школа» вечерняя школа, заочная школа, школа дистанционного обучения, консультационный пункт……
          Участники :       Государство -  имущество школы……..финансы на школу…. доля государства в других структурах…………  -  пай государства.    Государство из средств Бюджетного Инвестиционного Фонда образует под эксперимент «фонд прямого инвестирования»
                         Муниципальное Образование  – земля. леса, реки, озера…….пай              МО      
                          Юридические лица  -структура в любой форме…….
                           Учителя, родители  …… жители села, района, области…………. спонсоры…..меценаты…ассоциированные пайщики ….обязательными и      дополнительными паями
          Созданный кооператив  - учреждает- организует - создает – кредитно- сберегательного кооператива в статусе юрлица. страхового кооперативов в статусе юридического лица, с ведением бухгалтерского учета центральной  бухгалтерией…….состав, статус и география участников кооператива   не ограничивается.  Лизинговый кооператив создается как отдел кредитного кооператива…..Лучше если «Росагролизинг» войдет в кооператив как ассоциированный пайщик……
          Участие государства в кредитно-сберегательном кооперативе определяется Законом «О сельскохозяйственной потребительской кооперации, - 1995г. Положением о «Россельхозбанке». И неисполненным «Россельхозбанком»  условий  положения Национального проекта «Развития АПК».
Кооператив создавший паевой фонд  больше -300000 рб. «Россельхозбанк» входит в состав кооператива ассоциированным пайщиком и увеличивает паевой фонд кооператива в – ПЯТЬ раз.
         Кооператив создает (как филиал школы) -  кооперативный детсад,  без права юрлица ,на полном внутрихозяйственном расчете с субсчетом в ЦБ. Частный детсад, семейный детсад
Участники детсада  - работники детсада,…….родители. дедушки, бабушки……спонсоры…..меценаты… обязательными и дополнительными паями……...государство нацпроектами поддержки демографии…….
Кооперативом- создаются производства….структура которых ,. ограничивается только желанием и возможностями кооператива.  
                          Условия эксперимента
          Разрешить участие чиновников всех ветвей власти в структурах создаваемых в рамках эксперимента.
          Продукция произведенная структурами. Вошедшими в экспериент, поставляется бюджетным организациям, и направляется в счет выкупа доли государства. За имущество предоставленное государством в аренду с правом выкупа.
          В каждом конкретном случае они могут корректироваться.
Другого пути, сохранить ПРОВИНЦИЮ как фундамент государства, я не вижу, их просто не существует в пироде.
Идея Стремоухова Г.Д.

Эксперты:ПЧП может стать эффективным инструментом привлечения бизнеса к  развитию социальных объектов

Может ли детский сад быть успешным бизнес-проектом и выгодно ли отечественному предпринимателю развивать социальные виды бизнеса? На эти и другие вопросы попытались ответить участники "круглого стола", посвященного проблемам законодательного обеспечения публично-частного партнерства (ПЧП) как эффективного инструмента развития и модернизации объектов социального назначения.
По мнению экспертов, в развитых экономиках 75-80% всех проектов, реализуемых на принципах публично-частного партнерства, как совокупности форм взаимодействия муниципальной власти и частных предприятий, приходится на объекты социально-культурного и жилищно-коммунального назначения. По словам консультанта Немецкого общества по техническому сотрудничеству Федерального министерства финансов Германии Вальтера Штока, сегодня в Германии наиболее привлекательными для реализации проектов публично-частных партнерств являются школы, детские сады, учреждения культуры и спорта, административные здания властно-распорядительных органов, а также объекты дорожной инфраструктуры и транспорта.
Несмотря на то, что в России развитие института публично-частного партнерства также включено в экономическую политику государства, как на федеральном, так и на региональном уровне, последнее не оказывает заметного влияния на процесс формирования и совершенствования законодательной базы, а практика успешной реализации публично-частных проектов носит фрагментарный характер.
Сегодня, в условиях растущих дефицитов региональных и местных бюджетов, именно публично-частные партнерства могут стать эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств в проекты по модернизации социальной инфраструктуры.
"Почему именно публично-частное партнерство? - задается вопросом руководитель проекта "Детские сады - детям", депутат Государственной Думы - член Комитета по собственности Екатерина Семенова. - Потому что партнером бизнеса является не только государство, но и муниципалитеты, и общественные институты. В настоящее время, когда президент поставил задачу модернизации российской экономики, развитие института ПЧП, на мой взгляд, является одной из актуальных тем в современной экономической жизни. Через ПЧП можно решить, как общую задачу ускоренной модернизации экономики в целом, так и более локальные, в частности, проблему сохранения, развития и модернизации детских садов и дошкольных учреждений".
При реализации проектов на условиях ПЧП, государство привлекает и частный бизнес для реализации своих собственных задач, которое оно не может решить одномоментно в рамках имеющихся бюджетных ограничений
оригинал•

Автономное плюс казенное
Правительство предлагает создать новый тип бюджетных учреждений

Тамара Шкель
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5099 (20) от 2 февраля 2010 г.
Версия для печати / сохранить материал



Нынешняя рабочая неделя у депутатов Госдумы пройдет в регионах. Народным избранникам предстоит проверить, как их законодательное слово отзывается в народе.
Прежде всего думцы надеются услышать от своих избирателей замечания и предложения по поводу принятого на прошлой неделе в первом чтении законопроекта "Об обороте лекарственных средств".
Между тем в думском портфеле есть еще один важный законопроект, который трудно будет рассматривать, не посоветовавшись с регионами. Поскольку он касается бюджетных учреждений - и федеральных, региональных, и муниципальных. Правительство вновь предлагает усовершенствовать их правовое положение, чтобы система заработала более эффективно, не ввергая госказну в большие траты.
В пояснительной записке к документу, который сейчас активно обсуждается и в верхней, и в нижней палатах российского парламента, отмечается, что существующая в стране система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует "в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг". Они получают бюджетные деньги независимо от того, сколько и какого качества услуги оказывают. При этом общее количество учреждений, входящих в эту систему, весьма велико - на федеральном уровне по состоянию на 1 апреля 2009 года насчитывалось 25 287 учреждений, на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года - 302 660 учреждений.
Правительство уже попыталась стимулировать большую самостоятельность, в том числе и финансовую, в деятельности бюджетных учреждений, выступив с законодательной инициативой о создании автономных учреждений. Однако более чем за два года, прошедших с момента вступления в силу соответсвующего закона, на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения.
Поэтому правительство на этот раз решило обойтись без принципиальных преобразорваний, а просто создав условия и стимулы для того, чтобы бюджетные учреждения, способные функционировать на основе рыночных принципов, могли это делать с пользой для себя и для тех, кто получает их услуги. Предлагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания, предоставить право бюджетным учреждениям заниматься деятельностью, приносящей доходы, с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения.
В то же время создается новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с законопроектом с 1 января 2011 года большая часть бюджетных учреждений, сохранив название, по статусу будет приравнена к автономным. Но в отличие от автономных на них будет распространяться закон о госзакупках. Меньшая часть бюджетных учреждений будет переведена в статус казенных.
Комментарии читателей:



Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».