Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 ноября 2018
Творец «малахитовой» породы

Творец «малахитовой» породы

На таких, как Генеральный конструктор атомных подлодок Владимир Николаевич Пялов, и стоит Россия
Сергей Птичкин
19.03.2014
Творец «малахитовой» породы

Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. Выбор даты неслучаен, 19 марта - 6 марта по старому стилю - 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. А 28 февраля нынешнего года Генеральному конструктору атомных подводных крейсеров Владимиру Николаевичу Пялову исполнилось 80 лет. Практически всю свою жизнь он был «совершенно секретным специалистом», и в открытой прессе его фамилия впервые появилась не так давно.

Так что в работе над этим материалом мне помогли сотрудники пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации.

Между тем, Владимир Николаевич - уникальнейший человек, участвовавший в проектировании самой первой советской атомной подводной лодки и создавший самую современную в мире лодку четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Он - один из очень немногих настоящих генеральных конструкторов, которые продолжают работать по сей день.

Владимир Николаевич Пялов родился в городе Кош-Агач Горно-Алтайской автономной области. В двухлетнем возрасте с родителями переехал в Ленинград. Отец погиб на Западном фронте в самом начале Великой Отечественной. И всю блокаду маленький Володя пережил в Ленинграде. Выжил чудом.

Страна Советов восстанавливала свою промышленность, разрушенную войной, многие мальчишки хотели стать отважными моряками, летчиками, корабелами. А Владимир Пялов мечтал создавать оружие защиты.

И в 1959 году он поступает в Ленинградский кораблестроительный институт на факультет морского оружия. Получив специальность инженера-механика, выпускник «корабелки» направляется на работу в совершенно закрытое тогда СКБ-143.

Молодого специалиста сразу привлекли к созданию первой советской атомной подводной лодки. Это был проект 627А. Затем он участвует в строительстве первой АПЛ с энергоустановкой на жидкометаллическом теплоносителе проекта 645. Параллельно занимается проработкой концепции и системного подхода к проектированию АПЛ второго поколения и уникальной высокоскоростной комплексно-автоматизированной торпедной АПЛ проекта 705 – знаменитой «Альфы».

У молодого конструктора, как вспоминает сам Пялов, просто захватывало дух от того, что ему довелось непосредственно участвовать в создании первых отечественных атомных субмарин…

Впрочем, по словам его коллег, он никогда не был сухим технарем, которого ничего кроме работы не интересовало. Владимир Николаевич активно участвовал в шахматных турнирах, где неоднократно становился победителем, без него не обходился ни один популярный тогда КВН.

Конструкторы, совместно с учеными, работали в различных направлениях по достижению АПЛ больших глубин и скорости, снижению шумности и совершенствованию оружия. В этой связи одним из направлений - снижение сопротивления воды по отношению к корпусу лодки в подводном положении - стало использование полимеров и их влияние на характеристики шумности. В.Н. Пялов был одним из ведущих конструкторов уникальной дизель-электрической лодки проекта 1710, на которой должны были отрабатываться принципиально новые подходы в подводном судостроении. В частности, на этой субмарине были проверены и новые покрытия, и различные типы движителей. К сожалению, при дележе СССР уникальный подводный научно-испытательный корабль почему-то перешел к Украине, которой он был не нужен в принципе. И с годами лодка проекта 1710 просто разрушилась…

В 1973 году Владимир Николаевич становится заместителем главного конструктора. В этой должности он разрабатывал аванпроект – предварительный план - АПЛ проекта 693 с большой глубиной погружения и аналогичный проект АПЛ проекта 975 - истребителя ракетоносцев.

В это время он начинает интенсивно работать над концептуальными проблемами подводного кораблестроения: скрытность, скорость хода, глубина погружения, автоматизированные системы управления, вооружение, вопросы живучести и спасения личного состава.

В 1983 году он с группой единомышленников начинает проработки корабля IV поколения. А 1985 год стал знаменательным для В.Н. Пялова: его назначают главным конструктором проекта, и уже в следующем году он начинает активно работать над многоцелевым кораблем IV поколения «Ясень». В марте 1988 года был разработан технический проект, а с 1993 года началось строительство.

Подводный крейсер был заложен в Северодвинске и получил имя города, в котором строился. Это был первый боевой корабль, который начали создавать в новой России. Как его вообще удалось достроить в условиях тотального недофинансирования, честно сказать, непонятно. Для кораблестроителей в девяностые годы настали черные времена. В «Малахите», как теперь называется СКБ-143, зарплата конструкторов оказалась просто нищенской, прошло сокращение, и многие квалифицированные специалисты вынуждены были уволиться, искать заработки на стороне, чтобы прокормить семьи. В это время, в 1999 году, начальником и генеральным конструктором «Санкт-Петербургского бюро машиностроения «Малахит» назначается В.Н. Пялов. Именно он спас и уникальную конструкторскую школу, и само предприятие.

Владимир Николаевич привел в систему работу по финансированию заказов, структурировал работу планового подразделения и бухгалтерии. И уже в 2001 году, впервые за минувшие десять лет, постепенно начинает повышаться зарплата сотрудников бюро. За короткое время ему удалось стабилизировать финансовое положение «Малахита», буквально вдохнуть вторую жизнь в школу проектирования скоростных, малошумных комплексно автоматизированных АПЛ и подводных технических средств.

В 2000 году под его руководством спускается на воду опытное глубоководное техническое средство «Русь» проекта 16810. В 2001 году подписывается приемный акт и сдается завершающая в серии III поколения многоцелевая подводная лодка «Гепард».

Владимир Николаевич сделал многое для того, чтобы «Малахит» и предприятия-смежники получили финансирование. И все-таки главным делом было строительство «Северодвинска». Пялов смог решить почти невыполнимую задачу: создать новую кооперацию более тысячи российских предприятий, способных осуществить единый заказ – построить общими усилиями субмарину четвертого поколения. Раньше над такими проектами работал весь промышленный потенциал СССР.

Владимир Николаевич на деле показал: Россия способна строить даже такие уникальные корабли как «Ясень», своими силами.

Сейчас в строительстве находятся лодки проекта 885М, которые, уподобляясь авиационной терминологии, можно относить к лодкам поколения 4+. А коллектив «Малахита» уже работает над боевыми субмаринами пятого поколения и другими подводными аппаратами, способными выполнять различные задачи во всех районах Мирового океана.

Субмарины проекта «Ясень» имеют самые чуткие «уши» среди всех отечественных, а возможно, и зарубежных АПЛ. При этом сама лодка обладает большой акустической скрытностью, и противнику обнаружить ее не так-то просто. Корпус покрыт защитным материалом нового поколения, который затрудняет ее обнаружение даже при активной локации чужими сонарами, а также снижает видимость лодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Лодки проекта 885, пожалуй, единственные в мире, которые одинаково комфортно и уверенно чувствуют себя и в жарких тропических и в ледяных водах мирового океана. Эта субмарина прекрасно «видит» в ледяном крошеве арктической зоны, где гидрология – одна из сложнейших в мире.

Лодки проекта 885 способны самостоятельно найти и уничтожить любой вражеский корабль – надводный и подводный. Они имеют самую современную защиту, включающую антиторпеды и собственный комплекс ПВО. Отличительная их особенность в том, что ракетное вооружение позволяет наносить удары по корабельным ударным группировкам, а также по наземным объектам не только в прибрежной зоне, но и в глубине территории противника. Фактически, это настоящий многоцелевой тяжелый подводный крейсер, оснащенный всеми видами оружия, кроме стратегического.

Успешное завершение строительства головного корабля проекта «Ясень» можно в чем-то сравнить с победой России в зимней Олимпиаде, в которую в первые дни никто не верил. Вначале поотстав, наша сборная вдруг рванула вперед.

Так вот, проект 885, по всем объективным и субъективным причинам не должен был состояться. Но – состоялся. Новая российская подводная лодка оказалась самой современной и самой мощной среди всех многоцелевых ударных атомных субмарин в мире.

Как и было задумано Генеральным конструктором.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Дмитрий Изборский
19.03.2014 20:22
"Не стоИт деревня без праведника"
var
19.03.2014 17:07
Ещё одна жертва эмпирически наблюдаемой рыночной цензуры.

Спасибо Творцу.
Спасибо Столетию (ибо Знание ценно не столько под слоем архивной пыли, сколько в жизни).
Служивый
19.03.2014 16:13
Дай Бог здоровья Владимиру Николаевичу Пялову, и новых конструкторских свершений ему! Спасибо "Столетию", что вспомнили про этого удивительного человека. Будут у нас "Ясени", и никакие санкции нам не страшны. Слава России! Слава ее замечательным подводникам! С праздником братья по оружию!!!

Эксклюзив
12.11.2018
Беседа с известным философом, исследователем русской духовной традиции.
Фоторепортаж
02.11.2018
Подготовила Мария Максимова
В Музее современной истории России открылась выставка «Энергия созидания: 100 лет комсомолу».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».