Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 января 2020
Трагическая русская метель

Трагическая русская метель

В Курске прошли XII Свиридовские чтения
Станислав Минаков
23.12.2016
Трагическая русская метель

Знаменитому уроженцу города Фатеж Курской области, композитору Георгию Васильевичу Свридову 16 декабря с.г. исполнился бы 101 год. В этот день в Курском музыкальном колледже, носящем, разумеется, имя великого композитора, открылась XII Международная студенческая научно-практическая конференция «Свиридовские чтения». Чтения прошли в канун 2017 года — столетия Русской Смуты 1917 года, и «магия чисел и соответствий» с этой датой и страшными событиями тех и последовавших лет не могла не коснуться как содержания некоторых докладов, так и кулуарных бесед.

Не однажды содержательно высказывался в контексте этой темы ведущий конференции, преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г. В. Свиридова, композитор Михаил Артемов.

Интересный доклад прочла доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Сокурова, напомнившая, в связи с творческим освоением Свиридовым произведений Блока, о двух статьях поэта — «Народ и интеллигенция» (ноябрь 1908, опубликована сначала под заглавием «Россия и интеллигенция») и «Интеллигенция и революция», датированной 9 января 1918 г., —звучащих и сегодня, к сожалению, чрезвычайно актуально.

Блок писал: «Иногда сомневаешься в этом, но, кажется, это действительно так, то есть действительно не только два понятия, но две реальности: народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч — с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном. …

Есть между двумя станами — между народом и интеллигенцией — некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. … та самая “недоступная черта” (пушкинское слово), которая определяет трагедию России.

… Понятны ли слова <Гоголя, о России> интеллигенту? Увы, они и теперь покажутся ему предсмертным бредом, вызовут все тот же истерический бранный крик, которым кричал на Гоголя Белинский, “отец русской интеллигенции”».

Читаешь эти слова Блока столетней давности, и словно смотришь в нынешнюю «интеллигентскую» реальность.

В свете (и тьме!) столетия Русской Смуты 1917-го года следует вспомнить работы Свиридова на стихи Блока, Есенина, Клюева, Пастернака, Маяковского — выдающихся русских поэтов того рубежного, страшного времени.

Мне доводилось слышать уникальную аудиозапись начала 1990-х, на которой сам Г. Свиридов исполняет под фортепиано свое сочинение «Тёмно в комнатах и душно» А. Блока. Племянник композитора, известный музыковед А. Белоненко настаивает, что ни Пушкин, ни Есенин, ни кто-либо другой не оказали на Свиридова-композитора столь большого духовного влияния, как Блок. Помним и о свиридовско-блоковской поэме «Петербург». Увы, остался незавершенным свиридовский замысел мистерии о России, тоже на стихи А. Блока. На слова Блока у Свиридова больше всего написано отдельных песен, циклов, поэм, кантат, ораторий (а также неоконченные «Двенадцать» и «Песни о России»).

Со школьной скамьи помним страшные, какие-то даже «маяковские» строки Блока из поэмы «Двенадцать», написанной в январе 1918 г., то есть через два месяца после октябрьского переворота и через год после февральской революции, падения монархии:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

    В кондовую,

    В избяную,

    В толстозадую!

Эх, эх, без креста!»

Тонко уловлена поэтом «музыка смуты», тема смерти. Остается только сожалеть, что великий Свиридов не завершил свою работу над «Двенадцатью».

«И не нужно все валить на Сталина, — написал Свиридов в дневнике в 1991 году. — Чудовищный, поистине библейский террор начался до его воцарения. И до него действовали библейские палачи, получившие целую, и притом великую, страну на поток и разграбление. Этот поток и разграбление продолжаются и до сего дня».

Свиридов высказывается о революционных событиях с невиданной мощью, так говорят только пророки: «Они посадили его, этот народ, на железную цепь, бесконечно унижая его, третируя, истребляя его святыни, его веру Православную, его культуру, а главное — сам этот народ, который служил своей безликой массой своим палачам и тиранам, кровью своею питая их чудовищную, беспощадную власть. Падение России — как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах».

* * *

Георгий Васильевич Свиридов предстал тем самым «русским человеком в его развитии», о коем грезил Гоголь два века назад.

По свидетельству известного певца Александра Ведерникова, не было такой беседы, в которой Свиридов не завел бы разговор о России.

«Одной из своих задач композитор считал создание “мифа о России”, — пишет в своем эссе «Георгий Свиридов: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться» молодой музыкант Анна Минакова (Харьков). — И она — его Россия — почти зримо живет в каждом произведении, будь то духовное песнопение, вокальный цикл или оркестровая миниатюра. Как “небесный град Иерусалим”, который, по словам современного рок-барда, “горит сквозь холод и лед, и вот он стоит вокруг нас и ждет нас”. Или как невидимый град Китеж. У Свиридова — не ностальгия по утраченной России, как у Рахманинова, и не былинные и сказочные картины, как у Бородина или Римского-Корсакова. У Свиридова — прямо здесь и сейчас существующая незримая Русь, богатая святыми подвижниками, удивительными духовными свершениями, легко звенящая, и в то же время монолитная, нерушимая, как скала. В свиридовских полотнах перед нами предстает та Россия, о которой многие пророки говорили, что в ней будет положено начало возрождения будущего мира после грядущих катастроф».

Следует помнить, что Свиридов неизменно сильно переживал русский слом 1917-го года и его последствий — трагических, разрушительных для русской деревни и всего нашего социума.

Композитор посвятил жизнь тому, чтобы Русь из “деревянной” и “отчалившей” стала вернувшейся, вновь звучащей, ожившей.

(Так называются его блистательные сочинения на стихи Есенина — маленькая кантата для хора и оркестра “Деревянная Русь” 1964 года и поэма 1983 года “Отчалившая Русь”). Он уникален как композитор, потому что в ХХ веке ему удалось сохранить в музыке гармоничность и передать ощущение красоты Божьего мира, света в Русском мiре. Большинство наших композиторов-гениев в поиске нового языка отражали не самые светлые стороны бытия, чем нередко, как кажется, затрудняли путь слушателя к поиску катарсиса и спасения. У Свиридова — отчетливо опирающийся на традицию, но все же не архаичный, а новый язык русской музыки. В советском контексте это был подвиг — выжить русским.

* * *

Курский музыкальный колледж проводит Свиридовские чтения в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012–2018 гг.» под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, комитета по культуре Курской области. В этом году темой конференции были «Пути развития музыкального искусства XXI века в системе мировоззрения Г. В. Свиридова».

Руководили заседаниями председатель оргкомитета конференции заслуженный работник культуры России, директор Курского музыкального колледжа Людмила Чунихина, научный руководитель конференции — журналист, музыковед, композитор Алексей Вульфов (Москва), а также Михаил Артемов.

В этом году на чтения собрались музыковеды-теоретики, аспиранты, студенты вузов и колледжей Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Белгорода, Брянска, Красноярска, Краснодара, Харькова, Артемовска Донецкой области.

Харьков представляли доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой интерпретологии Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского Людмила Шаповалова и кандидат искусствоведения, доцент Харьковской гуманитарно-педагогической академии, докторант ХНУИ Оксана Александрова; последняя передала в подарок оргкомитету конференции свою новую книгу о творчестве Г. В. Свиридова, вышедшую на украинском языке.

Мне привелось сделать на конференции свое сообщение: «Мети, мети, моя метель!» (Как я Свиридову «Романс» сочинил).

Кратко поделюсь своими соображениями и о всенародной пушкинской «Метели», каковой она предстает после осмысления ее Свиридовым. Если в прозе Пушкина — это «наше всё», то есть русская мысль о мире-метели оставалась в известном смысле прикровенной (так хранятся не поднятые из глубин, из-под спуда, мощи святых, невидимые, но несомненно просвящающие и просвещающие нас), хотя и, казалось бы, всеми прочитанной, то Свиридов допроявил и дооформил огромную мысль о вечной, трагической русской метели, возведя величественную, но и тонкую, музыкальную космическую сень на основе пушкинского полотна, на основе пушкинской мысли (пророчестве?) о России. И теперь именно в таком виде эта мысль предъявлена Господу...

Участников конференции каждый год размещают на ночлег в гостинице Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни, где есть возможность не только погулять по морозной обители, но и помолиться на вечерней службе, а также на утреннем Акафисте Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Знамение» Курской-Коренной, обретенной, как гласит предание здесь, у реки Тускарь, «8 сентября 1295 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожженного татарами Курска». Кто крепок духом и плотью, не только отведает воды из целительного источника, бьющего и теперь на месте того самого корня древа, в котором была обретена Чудотворная икона, но и окунется в тускарскую купель. Памятник батюшке Серафиму, коленопреклоненно молящемуся на камне, стоит на высоком берегу Тускари (точно такой же, тоже работы курянина В. Клыкова, стоит и в Саровском лесу), за алтарем Рождества-Богородичного собора обители, лицом к долине, где на горизонте видны курские села, в частности, усадьба Афанасия Фета в Воробьевке.

* * *

Помним, что большая посмертная книга Г. Свиридова «Музыка как судьба» вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 2002 г. и на полтора десятилетия стала фактически настольной у многих, ждавших ее.

В ней, дневниково охватывающей десятилетия, виден непростой внутренний путь художника, словно разгребавшего завалы безбожной русской жизни советского периода, который он потом стал называть геноцидом русского народа и православия. В своих записках Свиридов выступает как крупный русский мыслитель, бескомпромиссный публицист. Суждения его пронзительны, резки и глубоки, обусловлены сердечной думой, болью за Россию, русскую жизнь, русскую культуру. Читая Свиридова, вспоминаешь и «Окаянные дни» И. Бунина, и «Мысли о России» Ф. Степуна.

Однако появление книги не всех тогда обрадовало. Некоторые известные и очень влиятельные силы встретили ее в штыки. Причем, не только в России.

И вот — на выходе второе издание, измененное и дополненное ее составителем, автором предисловия и комментариев Александром Белоненко, по словам которого, к основному корпусу тетрадей прибавлены несколько новых не публиковавшихся текстов из тетрадей «Разных записей» начала 1960-х годов и 1984 г., включая эссе о Н. Клюеве.

Первый заместитель главного редактора издательства «Молодая гвардия» Мария Залесская (Москва) привезла в Курск на Свиридовские чтения несколько экземпляров новенькой, пахнущей типографской краской книги о знаменитой русской певице Надежде Плевицкой, только-только вышедшей в серии ЖЗЛ. Плевицкая (тоже, кстати, из «курских соловьев», как и Свиридов) в свое время писала: «Русская песня не знает рабства. Заставьте русскую душу излагать свои чувства по четвертям, тогда ей удержу нет. И нет такого музыканта, которой мог бы записать музыку русской души: нотной бумаги, нотных знаков не хватит». Что ж, столетие спустя можно утверждать: Свиридов и его младший соратник Гаврилин явились именно такими музыкантами, которым удалось казавшееся невозможным.


Фото автора


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 34 найденных.
ort- у меня никакого "отторжения" Свиридова нет. Наоборот- притяжение.
10.01.2017 13:02
О.А.
07.01.2017 9:59
Почему имя Свиридова у многих вызывает отторжение? Мне это непонятно. А зарубежом многие его музыку знают и любят больше нас, ценят!
Я думаю он во всём был честен,.../////
---------------------------

Вы бы хоть для начала потрудились научиться логично излагать мысли.

      Если вам что-то "непонятно", то приведите в качестве АРГУМЕНТА противоречие у оппонентов. У вас что же, основной аргумент- это мнение тех, кто "зарубежом"?  А  мнение тех, кто в России, что же- вторично ?

А если вы "думаете, что он во всём был честен"- НА ЗДОРОВЬИЧКО ! ДУМАТЬ НЕ ВРЕДНО.  НО надо прежде опровергнуть тех, кто на конкретном примере пишет о нечестности.  
О.А.
07.01.2017 9:59
Почему имя Свиридова у многих вызывает отторжение? Мне это непонятно. А зарубежом многие его музыку знают и любят больше нас, ценят!
Я думаю, он во всём был честен, по крайней мере с собой, никогда не кривил душой, даже когда высказывался категорично. Да, личность масштабная!
Политрук
04.01.2017 22:03
Как "травили" Марка Бернеса:

"17 сентября в газете "Правда" опубликовали статью "Искоренять пошлость в музыке" композитора Георгия Свиридова, который в тот момент был членом правления Союза композиторов.

— Пластинки широко пропагандировали несколько "подновлённую" пошлость вроде развязной песенки "Мой Вася" или некоторых слезливых романсов в исполнении киноактёра Марка Бернеса. Пластинки, "напетые" им, распространены миллионными тиражами, являя собою образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шёпотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций "воровской романтики" — от куплетов "Шаланды, полные кефали" до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма "Ночной патруль". В народе всегда считали запевалой того, кто обладает красивым голосом и истинной музыкальностью. Почему же к исполнению эстрадных песен у нас всё чаще привлекают безголосых актёров кино и драмы, возрождающих к тому же пошлую манеру ресторанного пения? — задавался вопросом в статье Свиридов.

Многие зрители и слушатели не обращали внимания на публикации, порочащие Бернеса, а некоторые даже писали письма его обидчикам. Например, Свиридов получил обращение из Одессы от инженерно-технических работников и служащих Черноморского морского пароходства, в котором заявлялось, что данная композитором "на редкость необъективная оценка творчества Марка Бернеса, одного из наших любимых артистов кино, показалась нам очень странной".

— "Любимый город может спать спокойно…" — слушая музыку и слова этой песенки, мы с законной и понятной гордостью вспоминаем наших славных лётчиков, оберегающих сон наших детей. "Тёмная ночь", "Полевая почта", "Далеко от дома" — разве вы забыли, как часто в этой песне находили отдых люди, утомленные тяжёлым многочасовым боем? А ведь их мы впервые услышали в далеко не пошлом исполнении Марка Бернеса. А как вы думаете, какая другая песенка дала бы больше для раскрытия характера парня, выросшего в Одессе на Пересыпи, юность которого прошла среди рыбаков и матросов Арбузной гавани, кроме песенки "Шаланды, полные кефали"? Все одесситы влюблены в моряка Костю и рыбачку Соню, — писали поклонники Бернеса.

Писатели, в том числе Самуил Маршак, тоже высказались в защиту Бернеса. Они направляли письма в прокуратуру, в Министерство культуры, в которых говорили о том, что приписываемое поведение не свойственно Бернесу, что на него клевещут. Но это мало помогло. 18 ноября коллегия Минкультуры выпустила текст "Держать в чистоте звание артиста", в котором Бернеса обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах.

— В погоне за "длинным рублём" при попустительстве концертных организаций Марк Бернес стал чрезмерно увлекаться эстрадными выступлениями, не заботясь о качестве репертуара и художественном уровне исполнения. В 1958 году он выступил в 127 концертах. Поступки Марка Бернеса, граничащие с хулиганством, низкое качество его концертного исполнения и крайняя ограниченность репертуара вызвали законное и справедливое осуждение общественности — только в редакцию "Комсомольской правды" поступило свыше 300 писем по этому поводу. Партийная организация Студии киноактёра, рассматривавшая вопрос о недостойном поведении Марка Бернеса, наложила на него строгое взыскание, — говорилось в постановлении коллегии Минкультуры.

В итоге Марк Бернес сдался и решил опубликовать письмо-раскаяние, в котором он признавал, что ему "давно следовало бы критически отнестись к моему исполнительскому творчеству". Его он отправил главному редактору "Комсомольской правды" Алексею Аджубею.

"Как исполнитель я был обязан пересмотреть весь цикл исполняемых мною песен, в котором, наряду с хорошими песнями, прозвучали и песни невысокого уровня. Я должен был вместе с поэтом и композитором создать новые вещи, созвучные времени. Я этого не сделал и в этом моя ошибка. Что касается моего общественного поведения, то возможно, что и были какие-то моменты, которые могли бы служить основанием для критики. Наш зритель взыскателен и строг. Он чутко реагирует на всё легковесное и не прощает актёру, который на него работает, ни малейшего проявления нескромности. Поэтому я хочу заверить читателей вашей газеты, моих зрителей-слушателей, которым я посвятил всю свою жизнь и мнение которых мне дороже всего, что ошибки будут исправлены и, как в лучших своих работах, я все свои силы и способности отдам моему любимому делу".

Но Аджубей отказался публиковать обращение Бернеса. Не отреагировал он и на повторную просьбу артиста. Отчаявшийся Бернес написал письмо замминистра культуры Владимиру Сурину, в котором пытался в очередной раз доказать, что, поработав в искусстве 30 лет, он "всегда и всюду во всей своей работе, как актёр кино и театра, свято соблюдал честь советского искусства и никогда, нигде не получал упрёка в недисциплинированности и недостойном поведении". Но Сурин не ответил.

3 марта 1959 года Бернес написал напрямую министру культуры Екатерине Фурцевой, которую просил о помощи. Обращение он начал словами: "Я коммунист, актёр, десятки лет работавший активно и отдавший всего себя советскому искусству, вот уже около полугода нахожусь в положении человека, общественно изолированного, зачумлённого — иначе не скажешь. Вот почему я и решаюсь обратиться в ЦК КПСС, к вам за помощью".

"Всё это сократило мою жизнь на несколько лет. Как всякий человек, я имею недостатки, быть может, совершал ошибки. Мне необходимо понять истинные причины моего творческого и морального уничтожения. Находиться в таком состоянии невыносимо тяжело. Я честно рассказал вам обо всём, что может вместить короткое письмо. Моя просьба состоит в том, чтобы мне была дана возможность трудиться в меру моих сил на пользу родному искусству"

Видимо, письмо Фурцевой сыграло свою роль в этой истории — с 1960 года голос Бернеса вновь зазвучал на радио и телевидении. Он записал заглавную песню для радиопередачи "С добрым утром", написанную композитором Оскаром Фельцманом на стихи Ольги Фадеевой, а также исполнил в "Лужниках" песню "Враги сожгли родную хату", ставшую одним из символов Великой Отечественной войны, а для Бернеса — окончания его травли."



Ольга Завьялова
Политрук
04.01.2017 2:00
Итак, "пламенный русский патриот" и "борец с безбожной властью" Свиридов от этой самой власти имел и не гнушался:
"Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1975 года, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства, и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 декабря 1995 года) — за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство[11]
Четыре ордена Ленина (16 декабря 1965 года; 2 июля 1971 года; 18 декабря 1975 года; 13 декабря 1985 года)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Народный артист СССР (1970 год)
Народный артист РСФСР (1953 год)
Ленинская премия (1960 год) — за „Патетическую ораторию“ на слова В. В. Маяковского
Сталинская премия первой степени за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм) (26 июня 1946 года) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели[12]
Государственная премия СССР 1968 года в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) (5 ноября 1968 года) — за „Курские песни“ для хора и оркестра»[13]
Государственная премия СССР 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры (31 октября 1980 года) — за концерт для хора «Пушкинский венок»[14]"
C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов.

Маша Миронова
04.01.2017 0:10
Прочитала, фундаментально.
ort
30.12.2016 12:29
Светлана Назарова (29.12.2016 22:57
музыка Свиридова вне политики!

-----------------------------------

МА-ЛА-Ц-Ц-А ! +100 !  Вот это бы и поставить в заглавие статьи.
Светлана Назарова (г. Чебоксары mabasveta@mail.ru)
29.12.2016 22:57
музыка Свиридова вне политики! Она для всех, и заставляет еще сильнее любить жизнь...

Романс «Метель»            
на музыку  Георгия Свиридова

В душе моей грустит метель, -
Мотив печальный сей
          – мой спутник верный:
Тех юных дней, всех светлых дней мне
В Судьбе не повторить уже, наверно.
Тех юных дней, всех светлых дней мне
В Судьбе не повторить уж никогда!?

В душе моей звенит метель.
И грусть мою она стихом сметает.
Романс для Вас рождён сейчас мной, -
На крыльях юных он пускай летает.
Романс для Вас рождён сейчас мой, -
На крыльях юных он пускай летит.

Ну, а когда моя звезда
Угаснет,…  и  меня не будет с Вами,
Порыв души - мои слова вновь
Грядущею весной взойдут цветами.
Моя душа, мои слова вновь
Грядущею весной пускай взойдут.


Г. В. Свиридов о «Всенощной» С. Рахманинова
29.12.2016 0:19
В самом деле, демоническое «богоборчество» Скрябинского «Прометея», парижское «язычество» Стравинского с его культом человеческих жертвоприношений («Весна Священная»), балетное дикарство («Скифская сюита») Прокофьева - все это было ново, ярко, красочно, пикантно, так будоражило сознанием «избранности», щекотало нервы проповедью абсолютной свободы человеческой личности: свободы от социальных обязанностей, свободы от религии, от долга, свободы от совести...

Всему этому буйству оркестровых красок, звуковой фантазии, разрушению гармонии и лада, пряности балетных пантомим, отказу от «нудной» христианской морали, Рахманинов противопоставил свою «Всенощную», написанную всего лишь для хора, без сопровождения: строгие старинные напевы и стройную классическую гармонию, храмовую музыку, уходящую своими корнями в глубины эллинской культуры, обретшей новую жизнь в горячо любимой им России, судьба которой его так тревожила.
Из Свиридовских дневников
29.12.2016 0:09
Оперный стиль французского театра несколько пестроват и не столь, м. б., целен. Иное дело — Русская опера. Это — монолит. Без всякого преувеличения мы можем сказать, что здесь Россия сказала одно из своих самых заветных, сокровенных слов в мировой культуре, в жизни мирового духа. Рахманинов — наследник культуры Русской оперы, наследник «Китежа» и продолжатель этой линии [в Русском искусстве], самой глубокой и значительной в русском музыкальном искусстве. Русская опера XIX-го века — это горная гряда, горный кряж, великие вершины которого и по сей день остаются недоступными, а отходя в даль времени от нас, делаются все более и более недосягаемыми. «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис», «Хованщина» и «Китеж» — этот ряд принадлежит к величайшим созданиям мирового искусства, я бы сказал, мирового духа. Тут же, рядом с этим грандиозным и глубоко самобытным эпосом, стоят изумительные образцы романтической оперы: «Русалка», «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», «Черевички», «Царская Невеста», «Золотой Петушок», «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», лирико-драматической (как «Пиковая Дама» или «Онегин»), сказочной, комической, исторической... Что за богатство, что за красота и разнообразие!

Это — миф о России, возвышенный, величественный и трагический миф. Вот против чего ведется война. Вот что оплевывается, замалчивается, пачкается. Россия предстает в этом мифе как народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования. Вот против чего ведется борьба, вот что ненавидят эти духовно злобные, хорошо обученные творческие скопцы. Не надо быть специально культурным человеком, чтобы понять разницу между «Борисом Годуновым», «Хованщиной» и «Игроком» или «Катериной Измайловой». В конце концов: «Там, где для понимания произведения искусства требуется специальное образование, там кончается искусство». Так сказал один талантливый «левый» критик предреволюционных лет (Н. Пунин).

Ксения Супоницкая
28.12.2016 21:57
Спасибо за прекрасный отзыв о нашей конференции и, конечно, о творчестве величайшего Мастера!
По сути, не используя ультрасовременных техник, не выходя за рамки тональности на консонантной основе, автор "Патетической оратории" создал явление уникальное, названное в статье "новым языком русской музыки". С точки зрения индивидуального стиля - невероятно! Особенно в контексте эпохи (имею в виду, в частности, творчество композиторов-шестидесятников).
Продолжателем и учеником Свиридова справедливо можно считать Гаврилина, ушедшего из жизни в самом конце ХХ столетия. Одну из своих статей о нём А.Н. Сохор озаглавил "Певец добрых чувств". Неоднократно Гаврилина и Свиридова (и в музыковедческих трудах, и в популярных очерках) называли певцами земли русской. Актуальным остается вопрос: есть ли у русской земли новые певцы, и если есть - о чем они нынче поют...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 34 найденных.

Эксклюзив
26.01.2020
Велислава Дырева
«Америка победила Гитлера, Россия только помогала…»?
Фоторепортаж
28.01.2020
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее проходит выставка, посвященная свадебным церемониям.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».