Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 января 2021
Тоска по настоящему

Тоска по настоящему

Небывалый ажиотаж вызвала выставка картин художника Валентина Серова в Москве
Владимир Малышев
25.01.2016
Тоска по настоящему

Такого в истории художественных выставок еще не бывало. Не только в нашей стране, но и за рубежом. Люди, стремившиеся попасть в галерею, в ажиотаже, как это раньше бывало только на концертах поп-звезд, высадили входные двери галереи. А до этого часами стояли на трескучем морозе в очереди. Именно это – а иначе, как чудом такое не назовешь! – произошло в Москве, на Крымском валу, на выставке картин художника Валентина Серова.

Чтобы люди в очереди, которая стояла часами, не получили обморожения, пришлось даже прибегнуть к помощи МЧС. Были развернуты пункты для обогрева зрителей, а Российское военно-историческое общество выделило полевую кухню: стоявших в очереди поили горячим чаем и кофе.

Экспозиция была организована по случаю 150-летия со дня рождения художника. На трех этажах галереи было выставлено 250 его произведений, работы из 25 российских музеев, а также четырех зарубежных галерей и частных коллекций. Незадолго до закрытия большое количество посетителей, купивших билеты через интернет, отстояв очередь на морозе, в какой-то момент поняли, что не успеют попасть на выставку. Началась давка и штурм дверей, после инцидента охрана выставки была усилена, а продажу билетов через интернет прекратили.

О невероятном ажиотаже говорят и цифры, развернутую с осени экспозицию посетили около 450 тысяч человек.

Но настал день закрытия: по мнению музейщиков, иначе могли бы пострадать картины. В экспозиции было представлено около 150 графических плотен, для которых яркий свет опасен. Он разрушает пигмент краски, выцветает бумага, такие работы можно выставлять лишь на определенное время. К тому же, было необходимо начать демонтаж картин, так как 17 марта на Крымском валу открывается новая выставка.

Все сейчас пытаются объяснить этот интерес к творчеству художника. Одни говорят: причина в том, что Валентин Александрович Серов – один из лучших представителей русской национальной школы. Другие объясняют это заслугой галереи: экспозиция продумана и организована так, что зритель не просто видит картины, а погружается в мир образов художника.

Министр культуры Владимир Мединский заявил, что Россия – единственная страна, где мороз не отпугнет желающих попасть на выставку. Но в Третьяковке в последние годы проходили не менее масштабные выставки, и тоже не менее достойных художников, таких, как Левитан или Коровин. И – никакого особенного ажиотажа, что в день открытия, что в последний день. Хотя число посетителей выставки Левитана составило около 300 тысяч человек.

Сами музейщики объясняют ажиотаж вокруг нынешней выставки Серова ее уникальностью с точки зрения охвата творчества художника. Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит об этом так: «Я сама себе задаю вопрос, чем вызван такой ажиотаж? Говорю людям, что 50 полотен Серова после выставки можно будет увидеть в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, куда посетители особо и не ходят, скажу честно. Один из ответов – эта выставка с охватом творчества Серова от самых первых работ, таких, как «Девочка с персиками», и до «Похищения Европы».

Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова разделяет это мнение. «Ажиотаж вызван качеством выставки и ее объемом, – говорит она. – Важно, что Серов показан именно так, в таком объеме, я таких выставок никогда не видела. А что касается самой личности, то всегда, когда меня спрашивали, какого художника я считаю номером один в России, хотя я не люблю всякого рода нумерации, для меня – это Валентин Серов».

Но ведь, отправляясь на Крымский вал, люди еще не знали ни о масштабе, ни о качестве экспозиции.

Разгадка успеха выставки в том, что она совпала по времени с моментом, которое можно смело назвать катарсисом. Так древние греки называли «очищение души», имея в виду неожиданное прозрение человека для осознания важнейших истин.

Очищение от чего? От той скверны, которой под видом «современного искусства» нас потчевали после краха СССР современные либеральные культуртрегеры. Зрители устали от так называемого постмодернизма, всякого рода нелепых «перфомансов», когда на Литейном мосту в Санкт-Петербурге рисуют гигантский фаллос, или показывают в галерее кучу мусора или крышку от унитаза. А высоколобые дяди с умным видом эстетов уверяют, что вот это-де и есть «современное искусство».

Все это смертельно надоело, стало понятно: кроме скандалов, за этими акциями самопиара предприимчивых бездарностей ничего нет. А вот высокое классическое искусство, к которому принадлежит Серов – вечно.

Теперь очевидно: наше общество жаждет настоящего искусства, оно истосковалось по нему. Это, кстати, касается не только живописи, но и кино, и театра, и литературы. Когда ловких авторов детективов объявляют у нас преемниками Толстого, «властителями дум», увешивают их литературными премиями. Всем надоели театральные скандалы, когда актеры выходят на сцену голыми и т.д.

Старо, как мир. Вспомним про желтую кофту Маяковского, постановки Мейерхольда или демонстрации в голом виде под лозунгом «Долой стыд!» в первые годы после революции. Долгое время мы были загипнотизированы песнями либеральных сирен постмодернизма. И вдруг – катарсис, мы проснулись, сбрасывая морок, наваждение! Люди в нашей стране теперь хотят соприкоснуться с настоящим национальным искусством, увидеть на полотнах персонажей нашей великой истории и замечательные пейзажи России - таков урок невероятного успеха выставки Серова в Москве.

И вот – хорошая новость. Работу выставки продлили еще на неделю, экспертные советы хранителей и реставраторов, определявших состояние произведений, дали нам еще семь дней. Спасибо им! Мы будем ждать новых экспозиций – и станем чаще ходить в Третьяковку.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

акмур
31.01.2016 12:49
Подежурьте у минобра, чтобы посмотреть на могильщика образования.уникальная личность,войдет в историю развала России.
Борис Калачев
27.01.2016 23:13
Вере признательность за отсылку к работам художника Молчанова. Приятный живописец, что в который уже раз доказывает о не оскудении земли Русской талантами.
Николай
25.01.2016 21:34
Просто настает время и хочется увидеть "Девочку", а не некий квадрат, не декоративные (хотя и интересные) кляксы и линии и не кубических дам.
фаворский спб
25.01.2016 20:17
Посещал аналогичную выставку,  В.Серова в Петербурге год назад в Русском музее. Основу составили работы как раз из фондов самого музея. Некоторые из них были приобретены лично императором Александром Третьим. Лейтмотивом той выставки был "Серов не портретист,но живописец". Кстати,портретистом он себя никогда не считал, хотя психологические портреты в его исполнении -само совершенство. Будучи по своим убеждениям поклонником "Мира искусств" и импрессионистом, умел он как никто другой, запечатлеть на полотне мгновение и цвет ,которые так прекрасны. Кстати, та выставка, более скромного масштаба, запомнилась своей цельностью, камерностью и потрясающим подбором картин. Правда, великих очередей у корпуса Бенуа она не собрала и дверей в ГРМ, как это было в ГТГ, никто не выносил.Она вполне удовлетворила как эстетов , так и рядовых питерцев - ценителей русского искусства на стыке веков. На ней было действительно комфортно, во всех отношениях. Касательно Москвы, то для огромного торгового мегаполиса, большую роль сыграл элемент сенсационности самой выставки. (особенно после посещения её ВВП) А также присущее москвичам стремление не отстаться в стороне от самой сенсации и по возможности скорее к ней приобщиться. Отсюда чуть ли не костры у входа,полевые кухни и многое,что обычно наблюдается при приобщении к великим православным святыням,  которым в последнее время мы  довольно часто поклоняемся. Безусловно, что сам поход на выставку - есть побег от давящего на "простого московского муравья" самой глыбы из бетонных джунглей и роботизации человеческой сути в сторону утерянного прекрасного -как то, поэзии  царскосельских парков,очарование благородных черт современников художника - от русских императоров, великих князей, до мальчиков в матросской форме, к духовности и возвышенности над мирской суетой. В. Серов и его творчество и сейчас выглядит как зеркало нашего времени. Добавлю только,что "Его ,как первую любовь, России сердце не забудет."  
Борис Калачев
25.01.2016 16:59
В октябре прошедшего года, в будничный день, побывали на этой великолепной выставке. Пришли за полчаса до открытия, поэтому в очереди, уже к тому времени собравшейся, отстояли не более минут 15-20-ти. Посвятили экспозиции фактически весь день, благо организаторы, за что им дополнительная признательность, оборудовали неплохой буфет, где можно было перекусить. Несомненно, собрание вышло уникальное, так как воедино совместили, во-первых, разные художественные жанры, в которых трудился талантливый художник – масло, акварель, графика. Подобное не каждому мастеру по плечу, а Серов демонстрировал везде устойчивый профессионализм. Во-вторых, отличная подборка архивных документов, они рассказали немало интересного о самом живописце, его окружении и эпохе той поры. В-третьих, очень удачно вышло поэтажное размещение его работ. Есть в-четвёртых, и в-пятых. Этот комплекс позволил составить более полный образ о Валентине Александровиче, как крупной исторической личности. Для себя, например, уяснил, что Серов не разбрасывался творчеством налево и направо, но реализовал свой от природы данный и пóтом добытый потенциал прагматично, проще – за достойную оплату предоставляемого им качественного труда. И в этой связи занимательно было видеть индивидуальный подход художника к тому или иному заказному портрету. Те персонажи, которые Серову по тем или иным причинам импонировали, написаны тщательно, с любовью, другие же, вероятно, заказчика удовлетворяли, т.к. исполнялись авторитетным (отчасти придворным) художником, но в этих превосходно написанных портретах присутствовали порою очевидные недочёты, а то и откровенные издёвки, не стану углубляться в подробности. Традиционно восхитился наиболее любимым мною маслом Валентина Серова – картиной «Заросший пруд» («Сумерки»). И обратил внимание на то, что прежде ускользало, на два полотна, написанных в манере совершенно не серовской, одно из них – портрет Николая II. Мы остались от выставки в полном восхищении! Когда теперь, через сколько десятилетий случится такое же комплексное собрание информации об этом неординарном человеке? И всё же наибольшее эмоциональное впечатление в 2015 году мною вынесено с экспозиции, что прошла в ЦВЗ «МАНЕЖ», имею в виду «Православная Русь. Россия — моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе». Посетил трижды, невзирая на постоянные очереди! Очень хорошо, что эта выставка будет весною нынешнего года перенесена на ВДНХ, в павильон № 57, где уже размещены ажиотажные акции  «Православная Русь – к Дню народного единства»: «Рюриковичи» и «Романовы». Так что Валентин Серов завершается на Крымском валу, а духовно продолжается, как совершенно верно выразился автор «Тоски по настоящему», неожиданным прозрением «человека для осознания важнейших истин». И это – правильный путь развития нашей замечательной страны!
ВЕРА
25.01.2016 16:51
Вот вам ещё рассказ об одном художнике нашем современнике. Статья о творчестве Олега Молчанова.
Не поленитесь заглянуть.
http://golos.ruspole.info/node/6936

Хватит "восхищаться" черными квадратами малевичей.
Валерий
25.01.2016 15:01
Хотя у меня нет возможности посещать Москву ,я надеюсь и прошу ответственных
музейщиков учесть опыт выставки В. Серова,
продолжить работу по представлению
русского классического искусства.Россия
неисчерпаемо богата великими талантами .
Да очистится наше общество от скверны так
называемого "современного искусства "
Аминь !        
Серж
25.01.2016 14:44
Всё верно! "Люди в нашей стране теперь хотят соприкоснуться с настоящим национальным искусством, увидеть на полотнах персонажей нашей великой истории и" не только в искусстве, но и в политике, экономике... Далее - по списку.

Эксклюзив
14.01.2021
Наталия Нарочницкая
Выступление на Международных Рождественских образовательных чтениях в Калининграде.
Фоторепортаж
13.01.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве возродили производство ватных елочных игрушек.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».