Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

30 апреля 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Бесплатная медицина, воплощенная советская мечта, похоже, навсегда канула в Лету.
28.04

Как чиновники решают «государственные проблемы» за счет бедных.
25.04

Правительство утвердило новый прожиточный минимум, понизив его на 200 рублей.
18.04

Беседа с доктором филологических наук, профессором.
12.04

В Твери состоялся траурный митинг, посвященный памяти жертв теракта в Санкт-Петербурге.
11.04

Как телеведущий Владимир Познер занялся пропагандой наркотиков.
07.04

Передача соцуслуг частному сектору в регионах идет уже полным ходом.
05.04

Последствия террористической атаки могли быть еще более ужасными.
04.04

За что сегодня дают премию «Ника».
02.04

Как русская медицина отразила все противоречия нашего века.
02.04

Полноценного декрета о земле как не было, так и нет.
24.03

Идея принятия нового закона вызвала резкую критику.
22.03

Слово из Оптиной пустыни в Крестопоклонную неделю.
21.03

Беседа с академиком РАН, председателем Пермского научного центра Уральского отделения РАН, директором Института механики сплошных сред.
20.03

Заметки на полях одной необычной выставки.
17.03


Общество

Такая разная школа

Путь неудачных экспериментов в отечественном образовании
Николай Морозов
30.08.2006
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте

К тому, что первого сентября дети идут в школу, мы привыкли так же, как к смене времен года. Но в какие же разные, непохожие друг на друга школы приходилось ходить детям в разные десятилетия нашей истории.

Особенно экзотическими и непривычными показались бы людям из других эпох советские школы двадцатых – начала тридцатых годов прошлого века. Это была эпоха великого эксперимента во всем, в том числе и в образовании.

До революции девочки и мальчики занимались, как правило, раздельно. 31 мая 1918 года вышло постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения Луначарским. Долой деление людей на мужчин и женщин, а детей – на мальчиков и девочек. За всеобщее равенство, в том числе биологическое. Хватит женщине быть "детородной курицей". В общем, как утверждал красноармеец Сухов, "женщина – она тоже человек". Несмотря на некоторую экзотичность мотивировок, это нововведение в целом можно признать весьма разумным.

Бригадный подряд

""В двадцатые годы в советской школе была создана так называемая групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения "Дальтон-план", наши исследователи внесли в него ряд изменений, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт. На свет появился так называемый бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время "бригадир" отчитывался перед учителем за всё сделанное.

Разумеется, в такой "бригаде" кто-то наиболее подготовленный и трудолюбивый тянул всех остальных. Фактически был создан настоящий рай для тупиц и лентяев. Отличник всё сделает за него, а оценка – общая.

Другой напастью советской школы той эпохи была так называемая "педология". К концу 1920-х годов педология считалась "марксистской наукой о детях". Она монополизировала право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и занималась в основном психологией, анатомией и физиологией детского возраста. Практической основой педологии считались тесты, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся. Самое ужасное заключалось в том, что на основе этих тестов ребенка можно было в раннем возрасте признать умственно отсталым и обречь на "обучение" в соответствующей школе. Волновался, неудачно ответил на вопросы теста, зачастую совершенно идиотского – и учись дальше с медицинскими кретинами по соответствующей программе...

Борьба с алфавитом

""К счастью, "реформаторы" не успели осуществить задуманный ими перевод русского алфавита на латинскую основу. А ведь собирались вполне серьезно. Так, в 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. В протоколе заседания этой комиссии от 14 января 1930 года читаем: "Признать, что латинизацию русского алфавита следует понимать как переход русской письменности и печати на единый для всех народов СССР интернациональный алфавит на латинской основе, - первый этап к созданию всемирного интернационального алфавита. Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе – неизбежен".

…Вот как Александр Солженицын описывал нелегкую жизнь молодой учительницы начала тридцатых годов: "Шла читать инструктивные материалы Соцвоса, особенно статьи Осипа Мартыновича Бескина, и сердце падало: что художник в своём творчестве не может положиться на интуицию, а обязан своё восприятие контролировать сознанием класса. И: что так называемая "душевность" есть замусоленная русопятская формула, она и лежала на Руси в основе кабальной патриархальности… А тут – отменили и нынешние учебники: их признали неверными и не поспевающими за действительностью. Учебники стали печатать "рассыпные", то есть на современную тему и для использования только в это полугодие, а уже на следующий год они были устаревшие. Печатал в газете Горький статью "Гуманистам", разоблачал их и проклинал, — это тут же и включалось в очередной рассыпной учебник: "Вполне естественно, что рабоче-крестьянская власть бьёт своих врагов, как вошь".

Охватывал испуг, удушье, растерянность. Как это преподнести ребятам? и к чему?".

Разумеется, педагоги, которые занимались практической работой с детьми, не могли не конфликтовать с наставлявшими их руководящими "реформаторами". Об одном из таких персонажей, приехавшем к нему в колонию для трудновоспитуемых подростков, вспоминал знаменитый советский педагог Антон Макаренко.

Инспектор был страшно недоволен увиденным: "У вас здесь организована, так сказать, некоторая конкуренция между воспитанниками: кто больше сделает – того хвалят, кто меньше – того порицают. Поле у вас пахали, и была такая конкуренция, не правда ли? Вы об этом умолчали, вероятно, случайно. Мне желательно было бы услышать от вас: известно ли вам, что мы считаем конкуренцию методом сугубо буржуазным, поскольку она заменяет прямое отношение к вещи отношением косвенным? Это – раз. Другой: вы выдаете воспитанникам карманные деньги, правда, к праздникам, и выдаете не всем поровну, а, так сказать, пропорционально заслугам. Не кажется ли вам, что вы заменяете внутреннюю стимулировку внешней и при этом сугубо материальной? Дальше: наказания, как вы выражаетесь. Вам должно быть известно, что наказание воспитывает раба, а нам нужна свободная личность, определяющая свои поступки не боязнью палки или другой меры воздействия, а внутренними стимулами и политическим самосознанием"...

Откровения педагога-теоретика вызвали соответствующую реакцию у педагога-практика. Макаренко пришлось принимать команду "трудных" даже по понятиям двадцатых годов великовозрастных хлопцев. Кое-кто из них успел поучаствовать в гражданской войне, были воспитанники с богатым бандитским прошлым.

#comm#В такой ситуации приходилось всерьез опасаться за молодых воспитательниц, разбираться с ограбленными "детишками" селянами, изымать у воспитанников "стволы". #/comm#

И вот, после того, как из малолетней банды удалось создать настоящий детско-юношеский коллектив, приучить колонистов к труду и учебе появляется педолог, глубоко возмущенный тем, что за хорошую работу ребенка хвалят, а за плохую ругают. По сумасшедшей логике Наркомпроса, делать этого ни в коем случае не следовало. Конкуренция, видишь ли, буржуазный метод...

Макаренко писал по этому поводу: "Я слушал и вспоминал рассказ Чехова, в котором описывается убийство при помощи пресс-папье; потом мне показалось, что убивать Чайкина (приезжий проверяющий, - Авт.) не нужно, а следует выпороть, только не розгой и не какой-либо царскорежимной нагайкой, а обыкновенным пояском, которым рабочий подвязывает штаны. Это было бы идеологически выдержанно".

Конец педологии был положен постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". Тестовая вакханалия закончилась. Педология была изгнана из школы и десятки тысяч "отсталых" детей смогли вернуться к нормальной учебе.

Ребенок, ты в ответе за все...

""Постепенно советская школа все больше стала напоминать дореволюционную гимназию, хотя открыто это и не признавалось. Мальчики – налево, девочки – направо

…Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе было введено в августе 1943 года и отменено в июле 1954 года. В постановлении, принятом по этому поводу, отмена совместного обучения мотивировалась тем, что такое обучение "создает некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися".

Кроме того, при совместном обучении "не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся..." В разгар войны ссылка на военное дело воспринималась очень серьезно. Вот как писатель Константин Симонов описал споры в одной из школ из-за введения раздельного обучения:

"Там у них началось с разговора, что вот разделили мальчиков и девочек, сделали раздельное обучение, и Николай Петрович (директор школы, инвалид войны, - Авт.) хвалил это и говорил, что, если б ещё до войны это сделали, лучше бы воевали, а тётя Аня (учительница, - Авт.) вскинулась – что мы не для того делали революцию, чтобы снова устраивать женские и мужские гимназии!

Директор-инвалид на это сказал: "У нее … женские и мужские гимназии из головы не выходят, а у меня из головы не выходят мои солдаты, которых, если бы мы, начиная со школы, по-другому к войне готовили – может быть, половина из них была бы живая, - вот чего у меня из головы не выходит! У нее ее гимназия, а у меня – это!"

Многим из тех, кто в 1943 году был школьником, предстояло заканчивать Великую Отечественную войну, и для них военизированное мужское воспитание означало лишние шансы на выживание.

Но после окончания войны недостатки раздельного обучения становились всё более очевидными.

#comm#В мужских школах культ силы, физического превосходства приобретал слишком уж мордобойный характер.#/comm#

А девочки воспринимались парнями как совершенно неведомые существа.

18 июля 1954 года, учитывая пожелания родителей, учителей, общественности, специальным постановлением Совета Министров СССР совместное обучение во всех школах было восстановлено. И школа стала приобретать привычный для нас облик.

И успехи советской системы образования в 1950-1960-е годы стали очевидными для всего мира. Американцы, после того как СССР опередил их и с запуском спутника и с полетом человека в космос, посчитали именно советское образование причиной своей неудачи.

P.S.

Президент США Джон Кеннеди, узнав о полете Гагарина, сказал: "Победило советское образование. Ребята, нам надо учить физику, иначе придется учить русский язык".

Специально для Столетия



Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Харьковский срез

Как живет сегодня старинный русский город, некогда первая столица УССР.

Двенадцать

В Литературном музее проходит выставка «Русские писатели как зеркало революции 1917 года».

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта