Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 октября 2019
Страховка от бедности

Страховка от бедности

Чиновники задаются вопросом: не пора ли подумать о пособиях для малоимущих?
Юрий Алексеев
14.11.2016
Страховка от бедности

В трудную пору кризисов как никогда остро обнажаются нерешенные социальные проблемы.  То, что раньше старались не замечать, пряча за общие цифры отчетов, сегодня выходит на первый план. Власти вынуждены подстраховать хотя бы самых бедных и прописать социальные стандарты, позволяющие людям пережить трудные времена. 

Впервые о социальных стандартах заговорили за год до дефолта.  В апреле 1997 года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О государственных минимальных социальных стандартах». Его рассмотрели в первом чтении и … решили отклонить. Через два года написали другой законопроект «О социальных стандартах в Российской Федерации», и он тоже не прошел. 

В 2009 году Комитет Госдумы по делам семьи, детей и женщин и Комиссия Общественной палаты по социальной и демографической политике  занялись разработкой законопроекта «О социальных стандартах качества жизни семей с детьми». Законодатели условно  поделили российские семьи на семнадцать типов (в США таких типов 70!). Семьи могут быть полными и неполными, с одним ребенком и двумя, многодетные, молодые, с детьми-инвалидами, с нетрудоспособными родителями и т.д. Для каждого типа должны быть предусмотрены свои стандарты самообеспечения.

Кроме того, депутаты рассмотрели вопрос о введении в законодательство юридического термина «благополучная семья». Поначалу было предложено признать благополучной семью с двумя родителями, тремя и более детьми и надлежащим качеством их воспитания. Но при обсуждении документа выяснилось, что государство, как следовало из текста законопроекта,  не берет на себя обязательства по обеспечению необходимого стандарта жизни семей и отдельных категорий граждан, а лишь выступает в роли арбитра семейного благополучия. Выходит, что на этом основании бедную семью можно признать неблагополучной и лишить родительских прав?..

Как показало исследование, проведенное Независимым институтом социальной политики, семей, соответствующих  критериям благополучия, в России наберется всего-то около 3%.

В 117 тыс. обследованных домохозяйств основной вклад в российскую рождаемость вносят первые дети во вторых браках, причем 10% малышей появляется в самых бедных семьях.

На несколько лет о социальных стандартах забыли,  и теперь вдруг снова вспомнили. Из архива достали запылившийся от времени законопроект «О минимальных государственных социальных стандартах», внесенный на рассмотрение Госдумы депутатской группой «Народный депутат» еще в 2002 году. На его основе и хотят теперь прописать универсальные стандарты благополучия. Авторы чуть было не канувшего в лету законопроекта предлагали всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, доказать, что их доходы не позволяют им выжить, и таким образом получить право на помощь от государства.  

Пока документ, прошедший два чтения, пылился в Госдуме, из  Бюджетного кодекса Российской Федерации (с 1 января 2005 года) исключили само понятие «минимальных государственных стандартов», а муниципалитетам разрешили руководствоваться «принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой». Таким образом, государство сняло с себя всякую ответственность за обеспечение набора социальных гарантий, до которых должны были подтянуть отстающие регионы с помощью дотаций.

Оставив регионам возможность ориентироваться на прожиточный минимум и потребительскую корзину, депутаты Госдумы проголосовали фактически за  отмену многих регулярных гарантированных федеральных социальных пособий, в том числе на детей, рост платных услуг в детсадах и школах, перевод социальных обязательств государства в разряд услуг. Все это привело к тому, что минимальные пенсии перестали обеспечивать прожиточный минимум пенсионеров, а пособия инвалидам и многодетным не покрывали даже самых  неотложных нужд. Не говоря уже о существенных диспропорциях в уровне и качестве жизни граждан с точки зрения доходов, доступности образования, медицинской помощи, ситуации на рынке труда. Основную тяжесть социальных забот перекинули из центра в регионы. В кризис ситуация особенно обострилась. 

С одной стороны, в бюджете на 2017 – 2019 гг. расходы на социальную сферу вроде бы не сокращаются, а в некоторых случаях даже растут. Однако общая прибавка настолько мала, что не покрывает инфляции, а по сравнению со скакнувшим вверх долларом не дотягивает даже до докризисного уровня. Планируемые Минфином затраты на помощь бедным не только не повышают падающий уровень жизни миллионов россиян, но и лишают их надежды на лучшее. Мало того, что материнский капитал в ближайшие  четыре года не будут индексировать, так еще и запрошенный Минздравом бюджет на реализацию приоритетных проектов с 2017 по 2025 год в сфере здравоохранения хотят сократить в 52 раза (!), да вдобавок еще урезать общие расходы на здравоохранение почти на 33%…

А что делать, разъясняют журналистам в Минфине, если ничего не урезать, то уже к концу 2018 года свести дебет с кредитом, доходы и расходы, будет невозможно. Ведь цены на нефть не побалуют нас, как прежде. 

Уже в следующем году денег Резервного фонда будет не хватать и придется залезать в Фонд национального благосостояния (ФНБ), хотя изначально они зарезервированы для погашения возможного дефицита Пенсионного фонда России. Вот почему бюджет 2017–2019, по заявлению министра экономического развития  РФ Алексея Улюкаева, отличают жесткость и консерватизм, и сбалансировать его будет непросто.

Но вместо того, чтобы искать выход из ситуации, ослабить кредитную удавку, создать условия для развития производства, думать о создании 25 миллионов новых высокопроизводительных мест, как того требуют указы главы государства от 2012 года,  Минэкономразвития в своем долгосрочном прогнозе  предлагает ждать у моря погоды. Ждать, пока не изменится конъюнктура рынка и санкции не отменят. Тогда, надо полагать, и кризис рассосется, и всем будет хорошо. Но скажите на милость, как сегодня жить, где работать, растить детей простому люду, когда хотят остановить все, что  худо-бедно растет, строится, производится? Сокращение производства приведет к росту цен и налоговой нагрузке, урезанию зарплат и социальных выплат. Неужели все это позволит чиновникам утолить  бюджетный голод? 

Стоило немного поднять общероссийский прожиточный минимум пенсионера с 7161 рубля до 8803 рублей, как бюджетных денег на доплату бедным стало не хватать.

Как выяснилось, количество малоимущих пенсионеров в России уже в 2017 году превысит 4 млн и продолжит расти. К 2019 году на доплаты им бюджет будет тратить 117 млрд рублей – почти втрое больше, чем планировалось в 2016 году.

Похоже, государство, приподнимая планку выживаемости людей старшего поколения, не рассчитывало на то, что так много пожилых прозябают за чертой бедности.

Долговые обязательства регионов приближаются к критической черте – 2,5 трлн рублей. Вместе с тем Минфин в следующие три года предлагает резко сократить им объем дешевых бюджетных кредитов, заменив их на  дотации. Иными словами, вместо денег, которые надо возвращать государству, регионам предложат суммы, которые возвращать не нужно. 

Возможно, это и позволит оздоровить финансовую систему, но лишь отдельным регионам.  Муниципалитеты так и будут занимать деньги у банков под коммерческий процент, чтобы выкрутиться, поднять минимальные зарплаты и пенсии, и справиться с другими социальными выплатами.

Для сокращения бюджетного дефицита многие регионы сегодня вынуждены в массовом порядке переводить социальные выплаты на принципы нуждаемости. При этом бедная семья не может получить такое пособие, даже если среднедушевой доход на каждого члена семьи будет превосходить величину прожиточного минимума всего на пару рублей!

Но и при таком раскладе регионам не хватает денег не только  на доплату к пенсиям, но и на пособие на детей до 16 или 18 лет, которое преимущественно не превышает 500 рублей.·В Белгородской области, например,  оно и того меньше – всего 240 рублей, многодетным семьям – 360 рублей на каждого ребенка, а на детей-инвалидов – 4865 рублей. В Брянской области детский стандарт составляет 239 рублей, на детей-инвалидов – 359 рублей, одиноким матерям – 477 рублей. В Карелии выплаты на детей колеблются от 210 – до 345,8 рубля, многодетным положено 1300–1365 рублей на ребенка.·В Мурманской области начисляют по 438 рублей на каждого ребенка из многодетной малоимущей семьи. Разумеется, такие скромные суммы, которые кроме как подачками и не назовешь, не от хорошей жизни.

Авторы итогового доклада «Об основных направлениях государственной региональной политики» Совета Федерации, подготовленного  с участием органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации и экспертов, отмечают тяжелую ситуацию в большинстве регионов. Более половины налоговых поступлений в бюджет обеспечивают всего четыре региона – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Москва и Санкт-Петербург.

Развивать экономику на местах не выгодно потому, что  70% доходов идет в федеральный бюджет и 30 – в региональные.

В результате многие из переданных на места полномочий ничем не обеспечены: федеральные дотации проедаются, долги растут, на развитие средств не остается.

Мы имеем перекошенную экономику, в которой валовый региональный продукт на душу населения в регионах разнится в 41 (!) раз  (в Чечне 104 тыс. рублей, в Ненецком АО – 4,25 млн). Уровень доходов населения не везде доходит до заданной отметки прожиточного минимума.  Отмечая высокую дифференциацию регионов, авторы доклада предлагают ввести единый «стандарт благополучия» для достижения, как отмечается в документе, не выживаемости, а  «неснижаемого уровня качества жизни и обеспечения граждан гарантированными государством объемом, качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг».

На эти цели, надо полагать, и будут выделяться дотации. Все бы хорошо, только объем дотаций, которые может получить область, край или республика  по новым правилам, не может быть выше 20% от объема доходов консолидированного бюджета региона за предыдущий  год. Компенсировать недостающие средства чиновники Минфина предлагают из дополнительных источников: зачислять в региональные бюджеты часть средств от увеличения акцизов на топливо в региональные дорожные фонды и налога на прибыль. Сборы эти невелики, и больших денег  многим территориям с высокой долговой нагрузкой (а их на сегодня 33) не сулят. Регионы просто вынуждают вводить новые поборы и сборы. Только вот собирать их скоро будет не с кого. Ведь количество бедных растет так быстро, что и повышенная планка доходов не помогает сократить число нуждающихся в государственной поддержке.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Дед Январь
07.12.2016 16:56
Все миллиарды в оффшорах, а здесь - одни копейки...
Ольга
23.11.2016 11:45
Ну как же стыдно и омерзительно! В одной из самых  богатых стран мира так худо живут люди. Как же стыдно должно быть говорить об отсутствии денег, когда воруют уже не десятками тысяч, а миллионами и миллиардами! и зачастую это миллиарды иностранных денег! Просто позор. Для чего весь штат прокуратур, счетных палат, казначейств, контрольно-ревизионных управлений?!
Александр
22.11.2016 15:21
Не понимаю здесь многих коментаторов. Вы свим участие или не участием избрали власть , а теперь не довольны. Скажите спасибо, что  будут давать пособия. В стране нет денег.  А денег нет в стране, народ который плохо работает
21 век
19.11.2016 6:35
Обокрали народ и ему теперь предлагают пособие по бедности. Может народу проще отправить их на лесоповал, как 100 лет назад?
Ого-го
16.11.2016 18:57
Паразиты ,сидящие на шее народа и называющие себя чиновниками ,решили отстегнуть от своих щедрот нищему народу.А как же !  Народ возьмет вдруг вилы и сколупнет этих благотелей .Тут уж "жадничать" не приходится
Светлана*
16.11.2016 1:18
"Сокращение реальных зарплат приведет к снижению жизненного уровня россиян, но поможет повысить конкурентоспособность России и сбалансировать экономику страны», какие замечательные слова нынешнего зам. министра финансов России Алексея Моисеева произнесенные им в Лондоне http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10892&Itemid=39.
Другими словами, все что с нами происходит (наша всероссийская нищета) есть ОСОЗНАННАЯ политика власти, за счет снижения реально располагаемых нами доходов, она планирует повышать  конкурентоспособность России и сбалансировать экономику страны!!! Теперь понимаете, что люди, мы с вами, не нужны этой власти?
НЕ НУЖНЫ...в этом суть...хотя, они давно озвучили эту мысль...сколько нас должно остаться нас в Евразии еще не забыли? Все давно спланировано...просто проснуться надо народу...а он ничего не понимает...потому, как просто выживает...
ВЕРА
15.11.2016 22:30
"Расходы на социальную политику (соцзащиту населения) сократились в 16 регионах. В это же время в различных докладах чиновников плавают дутые цифры социального благополучия.
Беда России в том, что страна не может прокормить огромную армию чиновников, они барствуют за счет учителей, медиков, простого народа. Зарплата у всех уменьшается, а у этих верхолазов, растет.

В администрации президента получают теперь в среднем 208,6 тыс. рублей в месяц, в аппарате правительства - 181,8 тысячи рублей, в Конституционном суде РФ - 172,8 тысячи рублей и так далее.

Наши кабинетные барчуки почти не общаются с простым народом, пролетают мимо на иномарках. В Воронеже местных чиновников обслуживает 107 иномарок. В 2015 году бюджет города потратил на содержание этого автопарка около 100 миллионов рублей. Дотошные люди подсчитали, что местным чиновникам в 7 раз дешевле ездить на такси.

Недавно состоялась встреча активистов ОНФ с президентом. Этот фронт составил рейтинг расточительности чиновников. Губернатор Шанцев занял одно из первых мест, он слетал за 10 млн. рублей чартерным рейсом из Нижнего Новгорода в Японию. «И это за бюджетные деньги?» — удивился Путин.

Только и остается добавить: «Да, Владимир Владимирович, за бюджетные, и делает это не один Шанцев»
Чего стоит только вертолет губернатора Шанцева, обслуживание и ремонт которого в год обходится региону в 53 млн. рублей. Тем временем нижегородские чиновники хотят сэкономить 40,6 млн. рублей на школьниках, лишив многих бесплатных обедов." - А.Сперанский

Поэтому на пособия самым бедным у государства денег нет, но вы держитесь!

хром
14.11.2016 17:40
Заставить работать как положено весь чиновничий аппарат разве не пробовали! Или никто не хочет! Если не справляется товарищ,разве не найдется ему замена! Про кадровый резерв уже молчок,только свои везде лезут и назначаются и что странно,все назначения идут строго по вертикали.Может по наследственности передаются должности,а мы и не духом!особую злость вызывают именно такие статейки,все все знают,приводят правильные цифирки с процентовкой,значит не просто изучают проблему.Так и давайте свои выводы тем кого переизбрали,в ОП РФ,в СФ РФ,в СП РФ и что-то не видно работы ОНФ,а так рьяно начинали!
Анатолий Поляков
14.11.2016 16:58
" Власти вынуждены подстраховать хотя бы самых бедных и прописать социальные стандарты, позволяющие людям пережить трудные времена. "

С четким контролем жизни ВЛАСТИ по этим стандартам (не выше).
Сергей
14.11.2016 13:43
...богатые богатеют бедные беднеют... диалектический материализм "никто не отменял"... (очередному колчаку вот табличку повесили - к чему бы это? "к дождю" не иначе ;-)  )...

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
23.10.2019
Подготовила Мария Максимова
В Новой Третьяковке проходит масштабная выставка великого живописца.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».