Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
Сергей Михеев: «Молодые люди впитали в себя идеологию имитации»

Сергей Михеев: «Молодые люди впитали в себя идеологию имитации»

Известный российский публицист считает, что мы проигрываем наше подрастающее поколение
02.07.2013
Сергей Михеев: «Молодые люди впитали в себя идеологию имитации»

- Сергей Александрович, как обычно, любой разговор о нашей молодежи многие назовут «брюзжанием». Ну а попытка сравнивать то, что было в советские годы с тем, что у нас есть сейчас, так вообще может вызвать негодование. Давайте начнем с хорошего. По мнению экспертов, полного отторжения молодых от российской культуры не произошло, далеко не все представители этого поколения спят и видят получение гражданства западной страны. Наверно, можно даже говорить о росте патриотизма среди молодежи. Вы согласитесь с такой характеристикой?

- Вообще-то, в оценках нашей молодежи я настроен скептически. Если кому-то нравится именовать это «брюзжанием» - пожалуйста. Скажу так: да, полного отторжения молодежи от российской культуры действительно не произошло. Но, скорее, не благодаря нашим усилиям. Существует некая объективная данность: человек рождается в стране и является носителем ее языка, получает какое-никакое образование, основывающееся на российской культуре, так или иначе, он находится в среде, в чем-то на этой самой культуре базирующейся. Так что, хочет того человек или нет, он все равно является ее продуктом.

Согласен, уровень патриотизма среди молодежи по сравнению с концом девяностых годов или началом двухтысячных вырос. И связано это, в первую очередь, с государственной политикой.

Российская элита, развалившая Советский Союз, питала некие иллюзии по поводу интеграции в элиту мировую. Но жизнь показала, что никто ее никуда интегрировать не собирается, дело ограничилось символическими подачками «оттуда». В целом же представителям нашей элиты объяснили, что их номер шестнадцатый, пусть ждут вызова. А управлять миром – не их дело, и без нашей скороспелой элиты разберутся.

Думаю, наш антизападный разворот как раз и связан с тем, что российская элита поняла: ловить ей там нечего. Она разочаровалась в своих иллюзиях по поводу Запада и в своих иллюзиях о том, какие дивиденды ей сулит интеграция. Ей отказали, поскольку крайней своей задачей Запад ставит низведение России до роли ничего не значащей страны - с соответствующим местом для ее элиты.

Поэтому разочаровалась, в первую очередь, именно она. Конечно, часть людей в элите сохраняла патриотический настрой в том или ином виде всегда. Часть действительно протрезвела после перестроечного угара. Но в целом, на мой взгляд, диагноз именно таков – наша элита в целом просто не получила от Запада такого места, о котором грезилось когда-то. Мы выполнили все условия, сдали почти все, что могли и думали, что сохраним такое же влияние, какое было когда-то. Или, по крайней мере, нас уже оставят в покое. Но не тут-то было.

За этим пришло понимание того, что считаются только с сильными. А чтобы быть таковым, надо вспомнить, в том числе, и о патриотической пропаганде. Конечно, сегодня можно говорить о росте патриотизма по сравнению с нашим недавним прошлым, но вот качество его все же невысоко. Главным образом, это патриотизм «футбольно-пивного» толка, показной ура-патриотизм, сводящийся к выкрикам и свисту, скажу так. Молодежь, к великому сожалению, воспринимает патриотизм как некую разновидность шоу-бизнеса. То есть, по ее разумению, следует к месту и не к месту размахивать флагом, да громко скандировать речевки. Я вовсе не говорю, что все наши молодые люди понимают патриотизм именно таким образом. Но, увы, большинство. В этом не их вина – в этом их беда, потому что за последние двадцать лет молодые люди впитали в себя идеологию имитации. В том числе, это прямой результат действия западной массовой культуры, которая практически все превращает в шоу-бизнес – содержание заменяет формой.

- Значит, то, что молодые пренебрежительно называют «старческим брюзжанием» в их адрес, в чем-то оправдано?

- Конечно. Мне прискорбно причислять себя к старикам, но ведь у людей старшего поколения больше опыта. То есть способности видеть вещи в комплексе, масштабнее. У молодежи этого нет, западная субкультура внедряет «культ молодости», которая хороша сама по себе, культ молодости ради молодости. Поэтому пропагандируется следующий подход к жизни: «Ты молодой – и уже это дает тебе преимущества во всем и везде!». Но эффективность – результат опыта. Нашу – и не только нашу – молодежь отрывают от корней, «отлучают» от старшего поколения – в том числе и для того, чтобы ей было легче манипулировать. Человек, которому внушили, что он все понимает и не нуждается в советах старших, попросту глупыш. Банальная история: ему навешали лапши на уши, а людей опытных он слушать не желает, потому что думает о себе слишком много. Поэтому так называемое «брюзжание» оправдано - не во всем, но во многом.

- А если попробовать сформулировать так: все то хорошее, что есть у нашей молодежи, сохраняется вопреки идеалам и стандартам, пропагандируемым и многими изданиями, и большинством телевизионных каналов. Получается, подрастающее поколение хочет быть российской молодежью, но его усиленно от этого отговаривают отечественные же средства массовой информации. В большинстве своем в головы вбивается личная выгода как единственный идеал. Ну и, конечно, идеализируется западный образ жизни. И долго наши дети смогут оказывать сопротивление этому массированному натиску?

- Не совсем так. Существуют разнонаправленные потоки. Первый разрушает национальную самоидентичность, а в глобальном масштабе - и государства как таковые. Это – пресловутый процесс глобализации. Он может проявляться по-разному, не всегда выглядит вестернизированным, хотя, конечно, в основном, западного производства. А есть процесс сопротивления и борьбы за самосохранение. К сожалению, процесс глобализации – в том числе и в российском обществе – мощнее.

Наши действия, направленные на благие дела, свой результат дают, только вот по суммарному эффекту значительно слабее результатов противоположного вектора. Ведь в течение десяти-пятнадцати лет о нашей молодежи просто никто и думать не хотел. Точнее, ею активно занимались как раз антинациональные силы самого разного толка. Сейчас, скажу так, мы начинаем «табанить», грести назад – но делать это очень сложно с тем поколением, которое за эти годы выросло. Разрушительное воздействие гораздо сильнее воздействия созидательного.

- Когда мы говорим, что молодежь – наше будущее, то подразумеваем не просто смену поколений, но, прежде всего, преемственность. Логичный вопрос: преемственность каких качеств? Тех, которые многие из нас усвоили в период «рынка»? Тогда получится, что это деньги, профессия, карьера, жизненные блага и удовольствия. Вам не кажется, что мы забыли формулировку «Раньше думай о Родине, а потом – о себе»?

- С преемственностью у нас большая проблема. Возникла она не с нашей молодежи, а с наших родителей и с нас самих. Какие качества мы приветствуем, а какие отвергаем? Традиционный русский – или российский – архетип все-таки основывался и продолжает основываться на качествах, иногда прямо противоположных современной матрице массовой культуры. То, на чем русские всегда вытягивали – терпение, трудолюбие, смекалка, коллективизм – так или иначе объявляются устаревшими, бессмысленными, неэффективными, а то и вредными. Коллективизм – значит, вы склонны к тоталитаризму. Готовы терпеть – значит, вы рабы, а не свободные люди, и так далее.

Однако все эти качества были нашими конкурентными преимуществами в мировой истории. Именно они позволили нам в свое время добиться успехов, которыми мы гордимся и по сей день. Нынешняя же матрица внушает парадигму сиюминутного удовольствия: бери сегодня все, что можешь взять, не думай о последствиях, не бойся ответственности. Мерилом всего, естественно, объявляются деньги и гламурный, выставляемый напоказ успех. Естественно, что ни о какой Родине в этой парадигме речи не идет. Какая разница, где она, эта родина? Она там, где ты преуспел и где тебе лучше живется. Так что Родину можно и менять. Это еще один из элементов процесса глобализации: людей уверяют, что их родина – планета Земля, а то и вся Вселенная. Наверное, планета тоже наша общая Родина в известном смысле. Теоретически. Но практически ведь всем понятно, что чаще всего речь идет просто о манипуляции сознанием и подтасовке смыслов. К примеру, американцы своим гражданам не внушают, что их Родина - планета Земля, и поэтому им можно послать куда подальше весь свой звездно-полосатый патриотизм. А вот гражданам других стран внушают.

- А у нас понимают это люди, которые ответственны за преемственность лучших наших качеств?

- Мне кажется, никто за это не отвечает. Мы преувеличиваем, и, по старой советской традиции, считаем, будто кто-то за что-то отвечает. Как это ни прискорбно, у нас это происходит следующим образом: существуют люди, осознанно или неосознанно работающие на процесс глобализации, а все остальные в основном занимаются латанием дыр. Стратегический подход к тому, какой должна быть нация, как она должна себя видеть в истории, долгое время отсутствовал. Сейчас начинаются робкие «подходы к снаряду», что называется: создается единый учебник истории, организуются патриотические шоу-программы, возрождается культ Победы. Все хорошо, но мы лишь в начале пути, ведь все, что я назвал, мы видим только последние несколько лет. Быстрехонько склеить черепки не получится. К тому же нет и единого мнения по поводу того, как именно склеивать. Плюс постоянная оглядка на внешнее мнение и на то, а насколько это все соответствует «модным трендам» и так далее.

При этом положительные результаты есть, нельзя сказать, что все погибло. Только вот, повторю, процесс разрушительный пока мощнее. Главное – мы забываем истину о том, что двум богам служить нельзя. А у нас получается так: матрица массовой культуры полностью деструктивна и она представлена мощнейшей медиа-машиной, работающей круглые сутки – от телевидения до интернета. А параллельно две-три государственные программы и кучка энтузиастов, как бы извиняясь, что они все еще живы, пытаются воспитывать у молодежи патриотизм и лучшие человеческие качества.

Ни два, ни полтора… Кто из молодых захочет – услышит, увидит и поймет. В нашей ситуации «свободного рынка» человек выбирает то, что он хочет.

Но, конечно, если успокоиться и решить, что каждый должен определиться со своим жизненным выбором сам, то победит процесс разрушительный. Мы в глубине души начинаем это понимать, и пытаемся вспомнить лучшее из нашего прошлого.

- Понятно, что молодежь по своим взглядам совершенно неоднородна. Приведу мнение ученых. Материально благополучная молодежь – чаще всего получившая деньги от родителей - тяготеет к либеральным ценностям. Молодые бизнесмены, зарабатывающие нелегким трудом, да и студенты условно относятся к категории патриотов. Но есть еще малообеспеченная молодежь, которой больше по душе идеи социалистические, к ним относят рабочих, жителей села. Вот так классифицируют подрастающее поколение. Понятное дело, очень богатых молодых у нас мало. Значит, подавляющее большинство сегодня сравнивает настоящее с прошлым и делает выводы?

- Нет, не соглашусь с этим упрощением, картина гораздо сложнее. Не стоит воспроизводить марксизм: бедные хорошие, потому что они бедные, а богатые плохие уже потому, что богатые. Давайте оставим в стороне «золотую молодежь», это отдельная категория. Хотя раньше, в Российской империи, да и в других государствах, многие дети аристократов воспитывались патриотами. Так было, да и сегодня, к примеру, британский принц Гарри служил в Афганистане. Не суть важно, как служил и что там делал, но все равно, рисковал жизнью. У нас же пытаются своих детей упрятать от военкомата. Поэтому о «золотой молодежи» даже не хочу говорить, она в большинстве своем аморальна, уверена в том, что есть быдло, и есть она. Так, к сожалению, и в советское время было.

В основной же массе молодых четкого деления нет. Увы, и в провинцию, и в среду совершенно бедных людей проникли и развиваются крайне разрушительные тенденции. Это – смесь иллюзий по поводу сладкой жизни с криминальными или полукриминальными понятиями. И стремление все свести к деньгам. Раньше говорили, что в городе все прогнило, а жители российской провинции сохранили лучшие свои качества, именно она – ум, честь и совесть страны. Сегодня, к сожалению, это не так. И самые малообеспеченные слои людей впитали эгоистическую примитивнейшую идеологию достижения успеха: где ты «поднял бабки», там и хорошо. И даже не очень важно, как именно ты их «поднял».

- То есть, уровень достатка не может определять политические взгляды?

- Можно по этому поводу грустить или радоваться, но так и есть. Люди самые разные, четкой стратификации на сегодняшний день я не наблюдаю. Судя по всему, молодежь даже не понимает, где ценности либеральные, а где консервативные. Для одних важнейшим остается отношение к собственной стране, для других главнейшим являются деньги и личный успех. При этом и само понятие успеха имеет массу вариантов. Это не зависит ни от места проживания, ни от достатка. Провинция демонстрирует огромное количество самых негативных примеров, а в больших городах мы встречаем патриотические организации молодежи.

Все смешалось в нашем доме. Провинция беднее городов, но все известные, наиболее сомнительные персонажи российской молодежной массовой культуры – родом оттуда. О них не скажешь: «Столичные штучки! Золотая молодежь, испорченная с детства!». Это - она, провинция, которая, не мытьем, так катаньем, готова грызть глотки окружающим, чтобы заработать деньги, «блеснуть» и сообщить домой, что скоро меня покажут по «ящику», я всего в жизни достиг. Понятно, что в малых городах нет работы, но именно еще и желание «зазвездиться» своим голым задом на столичных подмостках движет молодыми, покидающими родные места.

- Власть поняла, что молодежью «надо заниматься» после победы «оранжевых» на Украине. С той поры у нас появилось множество движений, это «Идущие вместе», «Наши», «Молодая гвардия» да и другие. Не только «взрослые», но и часть сверстников отнеслась к их возникновению критически. Старшие сказали, что дудеть и барабанить мало. Комсомол в советские годы ездил на ударные стройки – там, между прочим, и проявлялись будущие лидеры. Собственно, сами представители движения «Наши» пояснили: речь идет о системе «подготовки управленцев-профессионалов взамен существующей правящей элиты». А с каким опытом они хотят стать той самой элитой?

- Что касается движений, то это сфера абсолютно манипулятивная. Объединения были созданы властью для решения совершенно конкретных проблем, на фоне «цветных революций» в других государствах, движущей силой которых, главным образом, были люди молодые и среднего возраста. Для противопоставления «революционерам» и организовали российскую молодежь. Не исключаю, что кому-то из «отцов» данных движений это виделось более идеалистично. Но тогда и заниматься этим надо было немножко по-другому.

Насколько люди, которые входят в эти объединения, искренни в своих убеждениях, мне сказать трудно, я никогда «внутри» движений не был. В жизни трудно все разложить по полочкам. С одной стороны, работа с подрастающим поколением вестись должна, организации необходимы, молодежь тянется к ним. Ведь почему многие уходят в неформальные группировки, в радикализм или в бандиты? Да потому, что там они чувствуют поддержку, коллектив. В подростковом или юном возрасте человеку ориентироваться трудно. Он многого не понимает и многого боится, а страх компенсирует собственной агрессией. Ему нужны ответы на вопросы и желательно не слишком сложные. Он хочет опереться на кого-либо, получить поддержку и помощь. Если этого нет, то его подбирает улица. Так было, так есть и так будет.

Поэтому работать с молодыми нужно, создавать организации необходимо, но вот степень искренности и веры в предлагаемые ими идеи оценить трудно. Поскольку движения, о которых мы говорим, были разовыми проектами, направленными на решение тактических политтехнологических задач. На мой взгляд, в массовые организации они перерасти не смогли. Вирус бюрократии убивает благие начинания, подчиняя все разовым задачам. Сегодня эти движения перестали активно поддерживать, их и не видно и не слышно.

Полагаю, в движения входят искренние молодые люди, ведь искренность – это свойство молодости. Но где они? Их «рулевые» на виду, а «рядовые» чем занимаются? Все эти крупные движения вызывают скепсис, но я бы не стал огульно обвинять всех, входящих в них молодых людей в карьеризме. Наверняка они делают – или хотят делать – благие дела, но «флагманами молодежи» они так и не стали.

Готовят ли они элиту? Может, кто-то из них в перспективе и войдет в ее состав, все зависит от личного морального выбора каждого конкретного человека. Да, государственная работа важна, но, как показывает практика советского времени, и в комсомоле было множество подонков. Но было и огромное количество молодых, которые искренне верили во все, что они делали.

Есть среди наших молодых поколенческие волны. В свое время демократы говорили: «Когда же, наконец, встанет на крыло первое свободное поколение!». Так называемое «свободное поколение» вступило в жизнь: речь о людях, осознавших себя в девяностые годы. Но ничего хорошего они не демонстрируют. Может, надежда есть на следующую волну молодых? Тех, которые формировались последние десять лет, когда информационная и культурная среда начала меняться. Подрастут ребята, которым сегодня по десять-двенадцать лет, глядишь, у них будет с головой получше. Хотя общая, глобальная тенденция дает, скорее негативный прогноз – все равно надо бороться.

- Средняя зарплата по России составляет 26840 рублей – это данные Федеральной службы государственной статистики на январь нынешнего года. Прожить можно, но в восторг эти цифры молодых не приводят. В том смысле, что она не видит перспектив роста. Кто может сказать, какая ее часть не разочаровалась в нашем специфическом рынке, где двигай реформы – не двигай, а заработанных денег хватает лишь на элементарное существование?

- Ни государство, ни общество не могут определиться, каких реформ они желают. В наличии - раздрай в головах и диссонанс в развитии страны. Соответственно, молодежь тоже на перепутье. Совершенно очевидно, что модель зарегулированной, абсолютно плановой экономики ушла в прошлое. Но так же очевидно стало, что свободный либеральный рынок несет в себе столько издержек, перекосов и негатива, что с ним страна успешно развиваться тоже не способна.

Компромиссной модели у власти нет, отсутствует она у старшего поколения. Так откуда же взяться пониманию реформ у молодежи? Ей очень сложно определиться в нынешней ситуации, она становится жертвой отсутствия единого «взрослого» взгляда на развитие России. Мы сетуем на молодых – а ведь они живут не в безвоздушном пространстве, они – продукт своего времени. Своих родителей, потому что в первую очередь человек начинает формироваться в семье, и только потом вступают в действие институты социализации. Соответственно, если у отца и матери разруха в головах, чего ждать от ребенка? А когда он подрастет, то столкнется с мешаниной взглядов и мнений в обществе.

Я сочувствую молодым, которые выросли в атмосфере псевдомечты: они пребывают в заблуждении, будто жизнь может быть такой, как ее показывают в рекламном видеоклипе. Их столкновение с действительностью окажется куда больнее, чем у предыдущего поколения. В советское время всех готовили к тому, что жизнь – борьба и труд. Поколению, выросшему на телевизионной картинке сладкой жизни, не позавидуешь.

Нашей молодежи сегодня предстоит сделать нелегкий выбор: либо гедонистическая модель поведения и стремление как можно лучше «устроиться» в жизни, либо - учеба и работа. Но практика показывает, что выбор второго пути не всегда приносит желаемые плоды. Можно получить хорошие знания в вузе, а потом не найти себе достойного применения с адекватной зарплатой, и, в итоге, пойти чем-нибудь торговать.

- Недавно Владимир Путин напомнил, что в Европе и США безработица составляет 25-26 процентов, а среди молодежи 40-60 процентов. А из данных Росстата, опубликованных в ноябре прошлого года, следует, что доля молодежи до 25 лет составляет среди наших безработных 30,7 процента - при общем уровне безработицы в 5,3 процента. К тому же, по мнению экспертов, молодежь значительно реже регистрируется на бирже труда, чем люди другого возраста.

- Здесь есть парадокс. Вроде бы молодость это преимущество, однако реально бизнесу нужнее всего люди, имеющие опыт работы, не слишком молодые, но и не слишком старые. Но с другой стороны, реальность изменилась и значительное количество людей в нашей стране, включая молодежь, формально нигде не работая, на самом деле имеют некие источники доходов. То есть, статистика здесь не может дать абсолютно адекватной картины происходящего.

В целом я за возрождение государственной системы социализации – образование, профессиональная подготовка, трудоустройство. Отличие от советских времен должно состоять в том, что действовать эта система должна для тех, кто хочет.

Проблема здесь опять же в отсутствии оптимальной экономической модели развития. Скажем, возродили мы систему распределения. А куда распределять, если многие вузы продолжают готовить специалистов для практически исчезнувших отраслей экономики? То есть, рабочих мест просто нет.

- Ясно одно: если власть ограничится лишь созданием упомянутых объединений, то с молодежью примется очень активно работать оппозиция. Лозунги примерно ясны: «Только настоящая демократическая власть сделает вас миллионерами!». Понимание этого есть?

- Молодежь всегда стремится к действию. Не предложат ей позитивного варианта участия в жизни страны – она выберет негативный. В этом смысле молодежь в любом государстве во все времена являлась питательной средой для любой оппозиции. Для тех, кто говорит простые вещи: «У тебя не складывается жизнь, потому что власть плоха! Переизберем, поменяем, разрушим с твоей помощью – и заживешь ты прекрасно!».

Молодежь предпочитает простые ответы на сложные вопросы. Так что она – благодатная среда для работы оппозиции, собственно, правые и левые настроения в нашей молодежи достаточно популярны. Не только у нас, но и на Западе эти взгляды распространены в субкультурной протестной среде молодежи. Протест становится чуть ли не смыслом жизни. А сможет ли взрослое поколение, создавшее нынешнюю жизнь, предложить молодежи конструктивную альтернативу оппозиции? Вот главный вопрос – при том, что многие запросы молодых заведомо завышены. Так что здесь больше зависит от старших.

Но опять мы сталкиваемся с двойственностью: с одной стороны, мы говорим молодым, что их требования невыполнимы, а мечты иллюзорны. Надо учиться, работать, строить, растить детей. Но, с другой – все средства массовой информации эти иллюзии поддерживают и культивируют. Вся субкультурная матрица убеждает: существует некий идеальный мир, где можно сладко жить и почти не напрягаться, к созданию которого надо стремиться. Человек, по своей слабости, склонен к тому, чтобы верить в сказки, нежели в то, что заставляет его учиться и работать. Проще говоря, современная молодежь страдает собственными болезнями, а с другой – страдает от тех недугов, которые старшие поколения внедрило в нашу жизнь. Создало ситуацию, в которой крайне сложно сделать свой выбор.

Я все-таки надеюсь, что здоровая часть молодых, понимающих, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, станет формировать будущее страны. Остальные – добровольно выпадут в маргиналы и останутся жить иллюзиями. Их жаль, так как разрушение грез будет болезненным. Правда, я не исключаю, что недовольство этих маргиналов кто-то попытается переключить на разрушение. Возможно, для этого и готовится масса недовольных. Ведь на самом деле, никто, кроме нас самих, нашу Родину беречь не будет.

Беседу вел Виктор Грибачев 

Специально для Столетия


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..