Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Семейная революция?

Семейная революция?

По неофициальным данным, в России ежегодно около 500 детей появляются на свет с помощью суррогатных матерей
Валерий Панов
14.10.2013
Семейная революция?

Действительно, официально подобная статистика в нашей стране не ведется. И если бы некоторые российские поп-звезды вели себя скромнее, эта тема не приобрела бы столь громкое звучание. Сегодня СМИ переполнены сообщениями о радости молодых родителей –Аллы Пугачевой и Максима Галкина, которым суррогатная мать родила двойню. Не меньшего шума наделало рождение в Америке таким же образом для «короля» российской эстрады Филиппа Киркорова девочки и мальчика в 2011 и 2012 гг.

Но мало кто знает, что за последние шесть лет в России появилось около 50 детей, произведенных на свет суррогатными матерями для одиноких отцов. В большинстве своем российские папы-одиночки не делают на этом паблисити. Подавляющее большинство детей, рожденных им суррогатными мамами, живут, заметим, в Москве, вернее - в Подмосковье, в окружении нянь и бабушек, за трехметровыми заборами коттеджных поселков.

Но прежде Киркорова и Пугачевой этим путем пошел эстрадный певец Валерий Леонтьев. В ноябре 2010 г. у 60-летнего исполнителя родилась дочь, однако не выставляющий свою личную жизнь напоказ артист не афишировал и факт рождения ребенка. Известно только, что суррогатная мать – испанка. Дочь Леонтьев назвал Екатериной в честь своей матери и официально зарегистрировал в Москве.

А еще раньше певица Алена Апина обратилась за помощью к суррогатной матери после нескольких неудачных попыток сначала забеременеть, потом выносить ребенка. Отчаявшись, Апина и ее муж, продюсер Александр Иратов, решились на суррогатное материнство, и в 2001 г. на свет появилась их дочь Ксюша (певица так назвала девочку в честь принесшей ей известность песни о девочке Ксюше в «юбочке из плюша»). Суррогатной матерью стала мать двоих детей из провинции, находившаяся в трудном материальном положении.

В общем, столь популярное на Западе суррогатное материнство «набирает обороты» и в России. Судя по всему, и у нас начинается новая семейная революция.

По западным «лекалам», заметим, и не без вмешательства Запада. Впрочем, как и любая другая «российская» революция – от октябрьского переворота 1917 г. до октябрьского же переворота 1993 г.

Среди западных звезд шоу-бизнеса использование услуг суррогатной матери давно стало делом обыденным. Напомним только некоторые факты. Так, в феврале 2002 г. суррогатная мать родила третьего ребенка Майклу Джексону. Среди других мировых известностей, тоже воспользовавшихся помощью суррогатных матерей, - создатель киноэпопеи «Звездные войны» Джордж Лукас, а также Шэрон Стоун, еще одна голливудская дива Николь Кидман, исполнительница главной роди в сериале «Секс в большом городе» Сара Джессика Паркер, и даже один из лучших футболистов мира Криштиан Роналду. В Америке, подчеркнем, количество тех, кто прибегает к услугам сурматерей, составляет 10 тыс. в год (!).

Чрезвычайно популярно суррогатное материнство у звезд с «нетрадиционной сексуальной ориентацией». Знаменитый британский музыкант и гомосексуалист Элтон Джон вместе со своим «супругом», канадским дизайнером Дэвидом Фернишем, стали родителями уже двух детей, рожденных суррогатными матерями. А первая британская многодетная гей-пара - Тони и Барри Дрюитт-Барлоу из Данбери (Эссекс) создает центр суррогатного материнства, чтобы удовлетворять потребности однополых «браков». Дополнительный офис будет создан в Калифорнии. Согласно идее британских гомосексуалистов, таким именно образом, они помогут объединиться суррогатным матерям и донорам яйцеклеток из США и Европы. У них самих есть уже пятеро детей, которые были рождены при помощи суррогатного материнства.

В настоящий момент в России прибегать к суррогатному материнству могут пары, состоящие в зарегистрированном или фактическом браке, а также одинокие женщины. У одиноких мужчин нет права на услуги суррогатной матери. Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов хочет внести в закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних поправки, которые лишили бы однополые пары возможности пользоваться услугами суррогатных матерей.

«По большому счету, благодаря суррогатному материнству гомосексуалисты имеют возможность транслировать и прививать ребенку собственный образ жизни, ценности и взгляды на отношения и роли полов», — считает он.

Россия, кстати, не присоединилась к декларации ООН о прекращении «дискриминации» секс-меньшинств. Подписание документа состоялось недавно во время Генеральной ассамблеи ООН. К декларации присоединились представители Аргентины, Бразилии, Хорватии, Сальвадора, Франции, Израиля, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии и США. Госсекретарь США Джон Керри назвал декларацию «историческим документом».

«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность — национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в сатану», — сказал Владимир Путин на заседании «Валдайского клуба». А несколько позже и как бы в ответ на это высказывание российского президента некто Штефан Шолль, который, по его собственному признанию прожил в России 15 лет, написал, а «МК» широко растиражировал его слова: «Великая Россия отчаянно отбивается от развратной терпимости Запада. Православные и другие полупрофессиональные силачи под восторженные взгляды бойцов ОМОНа избивают участников митингов в защиту ЛГБТ… Но прожив в России 15 лет, я видел огромное множество семей, где все взрослые - одного пола. Никакие секс-меньшевики тут ни при чем: самые обычные мамы и бабушки без мужчин воспитывают потомство. Никакие «духовные скрепы» — ни Библия, ни Домострой — не предусматривают такого типа семьи. Но это ничего, ведь большинство российских граждан имеют смутное представление о своих (и любых других) нравственных основах. Зато, как все народы мира, охотно слушают, как свои начальники читают мораль соседям».

Немцу не пристало бы так писать, ведь на демографической ситуации в России до сих пор сказываются последствия гитлеровского нашествия на нашу страну. Характерно в этом смысле, что глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, комментируя поступок певицы Аллы Пугачевой и ее мужа Максима Галкина, чьих детей выносила суррогатная мать, так заявил агентству «Интерфакс-Религия»: «Я бы, конечно, это запретил. Мы видим, что дурной пример оказался заразителен».

По словам священника, суррогатное материнство — «это бунт против Бога».

Потом, отвечая на вопросы, в частности, на такой, почему репродуктивные технологии характеризуются им как «фашистские», сказал: «Вообще отношение к человеку как к машине, это есть отношение фашистское... Дело в том, что фашистская идеология допускала вот такое насильственное осеменение женщин солдатами для выращивания арийской нации. Использовались совершенно незнакомые люди, без создания семьи. Эта технология более изощренная с точки зрения техники, но принцип остался тот же. То есть такое отношение к женщине, и такое отношение к детям, и такое отношение к семье – это по духу близко к фашизму. Если кто-то обидится, я готов в суде это доказать, как дважды два. Это одна из претензий к фашизму наряду с опытами над людьми и так далее».

Пугачеву и Галкина осудил также депутат петербургского Законодательного собрания В. Милонов: «Я не поздравляю эту семью с тем, что они купили себе ребенка, что у них есть достаточно денег. Что они смогли использовать какую-то женщину в качестве, извините меня, «инкубатора», для того чтобы выносить себе ребенка. Это аморально для страны, где десятки тысяч сирот ожидают усыновления. Делать себе чистенького, гладенького ребенка, это что-то типа заказной модели «Ferrari», — отметил он. «Комсомолка» дозвонилась до автора:

- Почему так категорично рассуждаете?

- Личная жизнь Галкина и Пугачевой мне безразлична, - заявил политик. - Волнует ситуация вокруг суррогатного материнства в России в целом. Сегодня стало модным, когда состоятельные представители шоу-бизнеса пользуются услугами суррогатной матери. И Пугачева с Галкиным как лидеры общественного мнения своими поступками легализуют это опасное явление.

Позволю себе несколько подкорректировать это высказывание В. Милонова: дело не в легализации – в России суррогатное материнство не запрещено, дело – в его пропаганде. Впечатление такое, что сегодня все мы – политики, журналисты, представители разных церквей, но прежде – Пугачева и Галкин вкупе с задавшим тон Киркоровым, - вольно или невольно участвуем в кампании по широкой популяризации в России именно такого способа воспроизводства рода человеческого. Причем порой кажется, что некая невидимая рука извне направляет вспыхнувшую вроде бы совершенно случайно общественную дискуссию в нужное информационное русло.

Бесспорно, суррогатное материнство способствует уже идущему в мире процессу легализации гомосексуальных семей. Теперь у гомосексуалистов и прочих извращенцев появляется аргумент признания их сожительства как семьи, в силу того, что они могут с помощью ЭКО и суррогатного материнства иметь или «заказать» своих биологических детей.

Кстати говоря, немногим более месяца тому назад в Ереване завершились консультации по проблемам межрелигиозного диалога, проводимые при Совете Европы.Представитель Московского патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) в своем выступлении особо подчеркнул, что религиозная свобода затрагивает также убеждения в области антропологии: «Любая религия и любое мировоззрение имеет собственное понимание природы человека: что такое жизнь и смерть (эвтаназия и аборты), что такое семья (суррогатное материнство, искусственное оплодотворение, усыновление детей однополыми парами), что такое пол (толкование транссексуальности). К сожалению, современные международные и национальные институты имеют тенденцию воспринимать и законодательно закреплять представления о человеке, основанные на представлениях, поддерживаемых только одной, меньшей, частью общества. Намеренно или ненамеренно, но это ведет к дискриминации тех, кто имеет другие взгляды на антропологию».

Да, 15-18% супружеских пар России не могут зачать и родить собственных детей. Вместе с тем, каждая женщина имеет право на счастье быть матерью. Таков главный тезис сторонников суррогатного материнства. Однако стоит задуматься и над тем, что на самом деле стоит за «услугой», когда одна женщина рожает зачатого в пробирке ребенка для другой? Почему Церковь однозначно осуждает такой способ продолжения человеческого рода. Мне кажется, весьма обстоятельный ответ дает на многие вопросы завкафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова профессор Ирина Силуянова.

Суррогатное материнство и ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), размышляет она, все чаще становятся средством и своеобразным «пространством» для многочисленных вариантов экспериментирования над природой человека. В частности, речь идет о проектах создания умственно и физически совершенного человека, с помощью генной инженерии, связанной с манипуляциями с человеческим эмбрионом. Сегодня в России набирает силу так называемое российское трансгуманистическое движение, исповедующее идеологию – трансгуманизм.

По словам ученого, трансгуманисты призывают к созданию «нового человека» и выходу на новый виток эволюции человечества с помощью генной инженерии. Эта идеология имеет прямой антихристианский характер.

Настоящая мать вряд ли допустит эксперименты над своим ребенком, а для суррогатной матери это допустимо. Суррогатная мать добровольно, по предварительному договору, отказывается от рожденного ребенка, практически продает его. Она предоставляет в «аренду» свое тело, тем самым разрушая великую «физику» любви, на которой построена вся «метафизика» человеческих отношений. В основе нравственности и культуры человеческих отношений лежит именно жертвенная материнская любовь, как некий «геном» нравственности, отвечающий за сохранность человечности в человеческом обществе. Сам факт существования суррогатного материнства ведет к усилению процесса выхолащивания базовых, нравственных для человеческой культуры ценностей. Академик Левон Бадалян когда-то назвал суррогатное материнство – биологической проституцией. Сегодня оно становится «подлинным лицом» общества потребления с его принципом «все на продажу», подчеркнула Ирина Силуянова.

От себя добавлю, что легализация гомосексуализма в некоторых странах, правовое признание т.н. однополых браков плюс суррогатное материнство уже открыли дорогу к созданию совершенно нового вида человека, я бы даже сказал, к созданию людей «третьего» пола.

Именно потому отношение к суррогатному материнству в разных странах неоднозначно: от полного разрешения до уголовного преследования. Законодательства большинства развитых стран ограничивают суррогатное материнство.

В некоторых из них оно запрещено полностью, в других – частично. В Германии, например, врач, осуществивший пересадку оплодотворенной яйцеклетки, должен понести уголовное наказание, а предполагаемые родители и суррогатная мать ограничатся только предупреждением со стороны властей.

Суррогатное материнство запрещено законом во Франции, Норвегии и Швеции. В Канаде официально признано, что такое материнство не только не наносит вреда детям, но и является «единственным способом утверждения ценности семейной жизни» для бездетных пар. Однако при этом запрещаются коммерческие соглашения между будущими родителями и суррогатной матерью, а суды не принимают к рассмотрению иски по этой проблеме. Также разрешено использование суррогатного материнства только на некоммерческой основе в Австралии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах. ВИзраилесоглашение о суррогатном материнстве должно получить одобрение специального комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей.

Суррогатное материнство полностью разрешено в большинстве штатов Америки. В стране создана огромная электронная база суррогатных матерей, донорских яйцеклеток доноров спермы. Использование суррогатных мам в программах лечения бесплодия, и в том числе на коммерческой основе, разрешено законом в Южно-Африканской Республике и, обратите внимание, в Российской Федерации, Грузии, Украине, где большинство граждан считает себя православными верующими.

В мусульманских странах шариатом тоже разрешено применение метода искусственного оплодотворения, но только при строгом выполнении некоторых условий. И допускается использование методики ЭКО, только если врачи признают невозможность зачатия по болезни. Условия, которые необходимо соблюдать следующие: искусственное оплодотворение возможно только при использовании непосредственно яйцеклетки жены и спермы мужа; вынашивать ребенка должна только биологическая мать. В любом другом случае шариат запрещает применять метод ЭКО, даже если суррогатной матерью будет не просто чужая женщина, а вторая или третья жена. Запрещено и использование спермы мужчины-донора.

В исламе запрещено усыновление и неверность супругов, так как необходимо сохранение рода конкретного человека. В связи с этим ислам и запрещает ЭКО, если не выполнялись требуемые условия. Если же было нарушено одно из условий, то такое оплодотворение относят к измене и ребенка записывают только на имя матери и в дальнейшем ребенок не сможет, согласно шариату, называть отцом человека, от которого он родился. Для такого ребенка не существует наследства по отцовской линии. Если же донором спермы является чужой мужчина, а затем яйцеклетку пересаживают суррогатной матери, то такой ребенок официально не будет иметь ни отца, ни мать.

Что вы думаете по поводу суррогатного материнства? Как вы относитесь к критике священнослужителей суррогатного материнства? С такими вопросами «Regions.ru» обратились к представителям верхней и нижней палат парламента. И вот какие, в частности, были получены ответы.

Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике (фракция «Единой России): «В целом к такому явлению, как суррогатное материнство, я отношусь отрицательно. Мы не должны лишний раз о нем говорить, чтобы не было лишней рекламы, пропаганды, чтобы у людей не складывалось впечатление, что это вполне нормально, естественно, что это норма».

Олег Куликов, зампред комитета ГД по охране здоровья (фракция КПРФ): «Считаю, что такие излишне резкие и категоричные высказывания представителей РПЦ по поводу суррогатного материнства – это определенное вмешательство в личную жизнь людей… Насколько мне известно, католическая Церковь суррогатное материнство анафеме не предавала. Думаю, и нашей православной Церкви нужно стараться в чем-то перестраиваться, двигаться в ногу со временем, смотреть на процессы развития технологий больше с позитивной стороны.

Если же говорить конкретно о ситуации с Пугачевой и Галкиным, то на их месте я бы не стал выносить такой глубоко интимный момент своей личной жизни на широкую публику. Безусловно, на многих вся эта история, да еще с учетом возраста Аллы Борисовны, подействовала шокирующе, в особенности на представителей РПЦ. Отсюда и такой резкий отклик со стороны священнослужителей. Есть вещи, которые нельзя предавать широкой огласке, и тем более на них спекулировать».

Екатерина Лахова, зампред комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций: «Однозначную оценку суррогатному материнству невозможно дать в принципе. Я могу понять позицию православной Церкви, поскольку сама отношусь к суррогатному материнству плохо. Лично для меня это страшно, когда женщина становится «инкубатором» для чужого ребенка. Как можно выносить ребенка и после рождения отдать его, чтобы больше никогда не увидеть? Мне даже представить такое сложно… И в Европе, и в Америке суррогатное материнство распространяется сегодня довольно активно. Да и у нас, к сожалению, количество бесплодных пар не уменьшается, достаточно высок процент не только женского, но и мужского бесплодия. Не случайно и в нашем Семейном кодексе суррогатное материнство упомянуто, хотя подробно и не прописано».

Елена Афанасьева, зампред комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов (фракция ЛДПР): «У каждого должно быть право иметь детей, и этого права никого лишать нельзя. А суррогатное материнство – это та возможность, которая существует для пар, физически не способных естественным путем зачать и родить ребенка… Пока еще нет четких ответов, что будет в дальнейшем происходить с детьми, которые появляются от суррогатных матерей, и с их потомством… Что касается мнения представителей РПЦ, оно тоже имеет право на существование. Совсем не учитывать его нельзя. Все наиболее сложные и спорные жизненные моменты мы должны стараться рассматривать с критической точки зрения. Не зря же существует мудрость, что истина рождается в споре. Я, правда, не думаю, что институт суррогатного материнства следует рассматривать в контексте его использования гомосексуальными парами. Сфера борьбы с гей-пропагандой не должна пересекаться с интересами традиционных супружеских пар, желающих иметь детей».

Создается все-таки впечатление, что политики либо чего-то недоговаривают, либо чего-то недопонимают. А общество, можно сказать, пребывает в некотором недоумении… 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.