Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 февраля 2020
Сахалин равняется на Крым

Сахалин равняется на Крым

В. Путин дал добро на строительство мегамоста, который свяжет материк и остров
Николай Головкин
26.07.2018
Сахалин равняется на Крым

Во время церемонии открытия Крымского моста В. Путин подчеркнул, что работа над «проектами подобного рода по всей стране» будет продолжена.

И вот, по информации пресс-службы Кремля, президент России поручил проработать вопрос строительства нового мегамоста, который свяжет Сахалин и материковую часть страны. Об этом президент заявил по итогам встречи с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко.

«Знаю, что вопрос о строительстве моста между Сахалином и материком давно обсуждается, десятилетиями, — отметил Владимир Путин. — И, как пишут ваши депутаты в письме, это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это было бы существенным фактором, закрепляющим население, людей — можно приехать, уехать в любое время года, в любую погоду, все понятно».

Президент России подчеркнул, что понимает важность этого вопроса для жителей Сахалина, а также перспективность подобного проекта для развития всего Дальнего Востока и Севера России.

Весной нынешнего года на Дальнем Востоке по заказу РЖД начались проектно-изыскательные работы, целью которых станет создание подробной документации и технического задания на строительство моста. Планируется, что через три года рабочие будут готовы к прокладке подходов к будущей переправе.

В июне началось проектирование железнодорожных путей для мегамоста на Сахалин. Транспортная магистраль должна пройти через Ульчский район Хабаровского края, где работают специалисты Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства.

Проект планируется реализовать частично на деньги регионального бюджета.

Ориентировочная стоимость всего инфраструктурного проекта оценивается в 540,3 миллиарда рублей. Из них 252,8 миллиарда будет потрачено на строительство шестикилометрового моста, который свяжет материк и остров. По оценкам РЖД, он обойдется в 3,5 раза дороже Крымского.

Таким образом, мега-проект, о котором в последнее время ходило так много противоречивых слухов, перешёл в стадию предварительной реализации.

Строительство моста, по словам губернатора Сахалина Олега Кожемяко, облегчит жизнь полумиллиону жителей Сахалина, имеет важное стратегическое значение как для Дальнего Востока, так и для всей России. Сегодня, когда государство набрало опыт при возведении Крымского моста, есть подходящие строительные организации, это необходимо сделать.

Власти Сахалина уверены, что мостовой переход значительно снизит стоимость поставляемых в регион продуктов, стройматериалов и других товаров. В то время как сейчас доставка материалов в цене строительства доходит до 30%. Из-за этого жизнь на Сахалине значительно дороже, чем у тех жителей Дальнего Востока, где есть прямое транспортное сообщение.

Ещё одна проблема — погода. Паромная переправа сильно зависит от метеоусловий. На стороне Хабаровского края порой скапливается до 300-400 вагонов, что срывает сроки поставок. Мост решит эту проблему. Кроме того, он позволит работать с транзитными грузами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.


***

Немного истории. Вопрос о том, является ли Сахалин островом или полуостровом, долго оставался нерешённым.

В 1805 году российское судно «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна исследовало большую часть побережья Сахалина, однако обойти его кругом не удалось.

Только в 1849 году экспедиция под командованием Г.И. Невельского поставила окончательную точку в этом вопросе, пройдя на военно-транспортном корабле «Байкал» между Сахалином и материком. Этот пролив впоследствии был назван в честь Невельского

После поражения России в Русско-японской войне Сахалин был разделён на две части – северную и южную (от 50-й параллели). Северная осталась под контролем России. Страна восходящего солнца владела южной половиной острова 40 лет.

8 августа 1945 года Советский Союз объявил Японии войну и победил, вернув себе южную часть Сахалина и все Курильские острова.

С 1947 года административным центром края является Южно-Сахалинск.

По форме Сахалин похож на рыбу. Это – крупнейший остров России, расположенный в северо-западной части Тихого океана, к востоку от России и к северу от Японии. Омывается Охотским и Японским морями.

От материковой Азии отделён Татарским проливом (в самой узкой части — проливе Невельского — имеет ширину 7,3 километра и замерзает зимой).

Входит в состав Сахалинской области, занимая основную часть её территории. Кроме Сахалина в её состав входят также небольшие острова Монерон и Тюлений и весь Курильский архипелаг.


***

Ещё чуть более века назад Сахалин считался одним из самых мрачных уголков Российской империи, где по доброй воле никто не оказывался. Заключённых отправляли сюда в ссылку со всей России.

Столицей края тогда был Александровский пост, расположенный в центральной части Сахалина на берегу Татарского пролива. Этот город известен с 1862 года. В нём располагалось управление каторги.

…В 1890 году Антон Павлович Чехов, уже известный писатель, совершил путешествие через всю Россию на Сахалин — к месту содержания каторжан и ссыльных. Поездку сюда и возвращение на пароходе вокруг Азии в Одессу писатель задумал как единое путешествие на Восток. Но главной целью Чехова был Сахалин.

Родные, друзья и знакомые отговаривали писателя, но Чехов был непреклонен.

Так, его издатель и близкий друг Алексей Сергеевич Суворин считал поездку нелепой затеей и всячески пытался от неё отговорить: «Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен».

Чехов отвечал ему запальчиво: «…вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Не дальше как 25–30 лет назад наши же русские люди, исследуя Сахалин, совершали изумительные подвиги… а нам это не нужно, мы… только сидим в четырёх стенах и жалуемся на то, что Бог дурно создал человека».

И Суворин предоставил Чехову на эту поездку солидный кредит. Однако писатель ехал с «корреспондентским билетом» «Нового времени» всё же за свой счет, обещав Суворину посылать путевые очерки в счёт долга. Расходы же предстояли немалые. Один только билет на пароход Добровольного флота стоил около 500 рублей.

21 апреля 1890 года Чехов из Москвы с Ярославского вокзала отправился в путь. Дорога из Москвы на Сахалин заняла 81 день. Добирался писатель на поездах, пароходах, лодках, лошадях.

11 июля 1890 года пароход «Байкал» пересёк Татарский пролив и к вечеру подошёл к Александровскому посту на Сахалине.

«Приехал. Здоров. Телеграфируйте Сахалин. Чехов», – такую телеграмму прислал своим родным писатель, ступив на сахалинскую землю.

В первые дни пребывания на Сахалине Чехов нанёс визит начальнику острова генерал-майору В. О. Кононовичу. 19 июля присутствовал на площади поста Александровского, где встречали Приамурского генерал-губернатора барона А. Н. Корфа.

Программу себе Антон Павлович наметил плотную. Придумал форму, которая позволяла бы: 1) увидеть картину жизни острова в целом, 2) пообщаться практически с каждым, 3) заодно получить ценные статистические данные — перепись населения.

На такой вид контактов писателя с каторжанами ему дали добро. 30 июля начальником Сахалина было выдано Чехову удостоверение на посещение тюрем и поселений.

На заранее отпечатанных бланках, кроме ФИО, возраста, места рождения, были вопросы о годе прибытия, занятии, грамотности, семейном состоянии, болезнях.

Писатель встречался с каторжанами и поселенцами, узнавал их биографии и условия существования на острове. Иногда ответы на даже самые простые вопросы давали ему пищу для раздумий и выводов.

Вопреки строжайшему предписанию генерала Кононовича, Чехов встречался с политическими ссыльными и каторжными, которых в это время на Сахалине было около 40 человек.

Через два месяца после прибытия на Сахалин Чехов писал Суворину: «Я вставал каждый день в 5 часов утра… Я объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым… мною уже записано около десяти тысяч человек… Другими словами, на Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал бы со мной».

Во время пребывания на Сахалине Чехов побывал во всех тюрьмах, более чем в 3000 изб, посетил школы, лазареты, практически все населенные пункты, в которые можно было добраться.

Несколько приёмов больных в каторжных лазаретах Чехов провёл как доктор, о чём также писал Суворину: «В настоящее время на Сахалине имеется три врачебных пункта по числу округов: в Александровске, Рыковском и Корсаковском. Немного погодя я принимаю амбулаторных больных. Ни таза, ни шариков ваты, ни зондов, ни порядочных ножниц, ни даже воды в достаточном количестве. Местные больничные порядки отстали от цивилизации по крайней мере лет на 200».

В письме Суворину Чехов подытожил: «Сахалин — это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен вольный и подневольный… Жалею, что я не сентиментален, а то я сказал бы, что в места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки ездят в Мекку, а моряки и тюрьмоведы должны глядеть на Сахалин, как военные на Севастополь».

Антон Павлович пробыл на острове три месяца и два дня (он всегда настаивал на этой точной формулировке!) и ещё восемь месяцев добирался через Суэц и Одессу.

28 июля 1893 года Чехов пишет Суворину: «Я долго писал и долго чувствовал, что иду не по той дороге, пока, наконец, не уловил фальши. Фальшь была именно в том, что я как будто кого-то хочу своим «Сахалином» научить… Но как только я стал изображать, каким чудаком я чувствовал себя на Сахалине и какие там свиньи, то мне стало легко и работа моя закипела…».

Закончив книгу, писатель признался Суворину: «Я рад, что в моём беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жёсткий арестантский халат».

«Остров Сахалин» Чехова стал зеркалом правды. Взглянув в него, Россия ужаснулась. Министерство юстиции и Главное тюремное управление отправили на Сахалин своих представителей — всё подтвердилось. Тогда были проведены реформы, касающиеся жизни ссыльных и каторжных: отменены телесные наказания, организованы детские приюты, а в конце концов последовала отмена пожизненных ссылки и каторги.

После своего путешествия Антон Павлович писал, что всё теперь в его жизни и творчестве «просахалинено».


***

Сегодня бывшая каторга стала курортом. Сюда приезжает всё больше и больше туристов из разных регионов России и других стран.

«Сахалин — вторые Сочи, солнце греет, но не очень» – любимая поговорка сахалинцев. Лето здесь — не жаркое. Зимы —снежные, но не холодные. И в этот сезон сюда тоже стремятся путешественники, особенно любители горнолыжного спорта.

Сахалин манит к себе путешественников своей уникальной историей, особой, не виданной более нигде в нашей стране, природой, разнообразием ландшафтов, рыбалкой, множеством самых разных маршрутов.

Добраться сюда можно двумя способами: на самолёте и водным путём. Девятичасовой перелёт туристов не смущает. Можно отправиться сюда и на паромах из Хабаровского края. Они ежедневные и круглогодичные. Причаливают в городе Холмске.


***

Один из нынешних брендов Сахалина — созданная в далёком 1965 году, любимая и ныне советская песня композитора Яна Френкеля на стихи Михаила Танича «Ну что тебе сказать про Сахалин?».

Ну что тебе сказать про Сахалин?

На острове нормальная погода.

Прибой мою тельняшку просолил

И я живу у самого восхода.

А почта с пересадками летит с материка

До самой дальней гавани Союза,

Где я бросаю камушки с крутого бережка

Далёкого пролива Лаперуза <…>.

История создания этой песни такова. В мае—июне 1965 года Михаил Танич и Ян Френкель побывали на Сахалине по путёвке ЦК ВЛКСМ в составе большой группы, в которую входили композиторы, поэты и артисты, а также космонавт Павел Попович. Поездка была приурочена к 40-летию комсомольской организации Сахалинской области.

«Трудно было ничего не написать после посещения края моряков и пограничников, рыбаков и строителей, — так вспоминал Михаил Танич об этой поездке. — У меня появились стихи «Ну что тебе сказать про Сахалин?», и точно, без изменений, они были переложены на музыку».

… И плывёт в будущее остров-рыба. И кто-то беззаботно бросает «камушки с крутого бережка далёкого пролива Лаперуза…».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Светлана*
31.07.2018 4:20
"Сахалин манит к себе путешественников своей уникальной историей, особой, не виданной более нигде в нашей стране, природой, разнообразием ландшафтов, рыбалкой, множеством самых разных маршрутов".
Россия в принципе уникальна. Дело в том, что куда приходит цивилизация, а с мостом она придет, и от "не виданной более нигде в нашей стране, природой (здесь я не соглашусь, еще осталась Камчатка пока ее еще не совсем угробили, но все идет к тому), разнообразием ландшафтов, рыбалкой, множеством самых разных маршрутов" не останется и следа....
виталий
30.07.2018 18:49
Каждый видит то, что способен увидеть..."какая-то горка" это гора Митридат, я бы сказала возвышенность, в древности на этом месте когда-то был Пантикапей, могли бы детям об этом рассказать...Памятник ВИЛ очень хорошо, а есть еще памятник Аджимушкайские каменоломни, памятник русскому Духу, жаль Вечный Огонь не горит ныне... Храм святого Иоанна Предтечи VI в. считается самым древним в Крыму...царский курган...да много чего...
"Проехал через этот Керченский,везде проверки,летают беспилотники.Ж/ветка стоит,никто не строит,говорят местные,как по мосту проехал ВВП,перестали строить!"
Так вы ж проехали!!! По мосту!!! И железная дорога будет! Построят! Пусть летают беспилотники, пусть будут проверки...вы забыли, что рядом война? Диверсантов полно...Нельзя так...Как-то все вообще забыли и о том, что у нас после ВОвойны везде были руины...и нам за 50 лет нужно было пробежать отрезок равный 100 годам...чтоб нас не уничтожили...и наши люди сделали,но надорвались, а сейчас все ездят по заграницам и оплевывают нашу страну, сервис вам не тот, смотреть вам нечего, не так и не то чешут и массажируют....не понимаете вы....одно дело с землянок вылезать, а так жил даже наш знаменитый Калашников после войны, люди в Крыму укрывались одеялами из соломы, ели жмых. Да, бедненько у нас может быть...но зато мы живы. Мои тоже проехали по мосту до Керчи,были всего 4 часа там, но глаз у них добрый и павшим поклонились...
виталий
30.07.2018 18:49
На прошлой недели вернулся оттуда! Полдня искал для детей общественный туалет,дело было в Керчи! Показали памятник ВИЛ и какую-то горку,все! Проехал через этот Керченский,везде проверки,летают беспилотники.Ж/ветка стоит,никто не строит,говорят местные,как по мосту проехал ВВП,перестали строить! Крым- вообще тягостное впечатление, такие деньги идут,а может и не идут.....
Викт.
30.07.2018 16:48
Сахалинцам, наверно, виднее, нужен ли мост. Но это, пожалуй, не прожект. В Китае есть мост длиной 188 км: https://www.youtube.com/watch?v=EEOPkXVka3w
bokra57
30.07.2018 15:43
Только что с Сахалина, 2й день как. Никто из моих друзей там не рад этому мосту. Откаты при строительстве моста и нашествие браконьеров всех видов ждут. Удешевления жизни--нет. Лучше бы пенсиями и ЖКХ, налогами и экологией озаботились! Выскребли леса на горе Большевик так, что скоро оползня снесут всё! Экологи не дали своего разрешения на это уродство, так наплевали на экологов и строят дальше дороги! Они конечно нужны, но люди едут на природу любоваться, на лыжах и т.п. кататься, а не бегать по выскобленным горам! Я в ужасе... Нет рабочих мест, народ активно уезжает, зато пришлые бойко торгуют браконьерскими морепродуктами. А что делать местным, если нет работы, зато можно продать чилимов, икру, трубач и симу? За счёт нелегального вылова и с/х товаров в сезон как-то выживают... Правители не местные, приезжают на 3-4 года, чтобы сделать карьеру, заработать нехилую пенсию и свалить. С Хорошавиным, кстати, все не так однозначно, многие считают его жертвой подковерных игр...
Савва
30.07.2018 10:49
Комментарии сахалинцев подтверждают только, что в стране кризис с приоритетами развития и процедурой принятия важных решений. А то, что он давно - прямое следствие монополизации власти.
Пора бы
28.07.2018 23:53
МНОГИЕ ВО ВСЁМ ПРАВЫ! Как и водится в Росс. империи-СССР-РФ, началась конкуренция между регионами и чиновниками, кто кого "переплюнет" в мегапроектах. где можно с лихвой своровать и "откатить" властям разных уровней. Транспорт, напомню, - это связующее звено в экономике и социальной сфере. Надо комплексно их ПОДНИМАТЬ (в т.ч. и в Крыму) , ибо транспорт нужно чем-то загружать, и не один год?! Но последнее десятилетиями никого не волнует: лишь бы "откусить" побольше, и повыпендриваться перед регионами РФ и зарубежьем, а после - хоть трава не расти.
Власть же давно впала в дилетантство в связи с такими прожектами. Оно и понятно: дополнительный доход конкретным лицам, фирмам, банкам?...
Как не вспомнить грибоедовского Чацкого: "Служить бы ДЕЛУ, а не лицам" или "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Лет 200 с гаком прошло, а что изменилось???
Хотя бы БЕЛКОМУР и Заполярный Транссиб построили бы, давно и куда более нужные экономике и внешней торговле РФ. Ведь уже лет 60 совещаются и обещают построить " .Но видимо это менее доходно для многих...
ОБ ЭТИХ вопросах надо профессионально говорить, а не лить показной (заказной?..) елей на столь же показные, но высокодоходные не для всех прожекты. Тем более что у Столетия всегда был и, надеюсь, остаётся объективный, профессиональный подход к таким вопросам.О чем свидетельствуют такие известные публикации, как, напр., по Заполярному Транссибу, БЕЛКОМУРу, железным дорогам-портам Крыма, приостановке Сталинских проектов в конце марта-53 и т.п.
бомж
28.07.2018 11:34
У нас в основном порты работают на вывоз!Новороссийский никак не поделят! Одних закрыли,так там еще родственник Фани рулит!Вентспилс- стоит практически,возьмите в аренду у шпротников,в обмен на транзит,просто посчитать нужно,дешевле будет.И последнее,вынести вопрос об уничтожении рыбы,практически 50 % идет на изготовление рыбьего жира,с ума все посходили от этих Омегов различных!Совсем забыл,ранее нам запрещали строить АЭС,а сейчас киндер- сюрприз аж на 100 миллиардов собрался строить эти самые АЭС у черно.....,Значит им можно.Кстати,под наше кредитование,вот так нужно работать милые мои!
бомж
28.07.2018 11:27
По цифровым выкладкам различных ведомств,которые с уверенностью можно отнести к счетоводам на 28.07.2018 доля безработного люда от 20- 25 лет,более 52 %,от 50- 59 около 47 %.Поэтому наши кастрюлеголовые и выдумывают и четко отчитываются перед МВФ! Дад рекомендации ВОЗ и сразу цены на сигареты не снижаются который год.А с водкой,каждый год то снижают,то повышают.Основной доход- отдали частникам! Бензин не снижается и не будет снижаться! Потому-что подписали бумажки несколько лет назад,по переходу бензина на экто 4 и 5,движки аналогично под него шарашат,тем более весь одноразовый "импорт" производится у нас!Про порты- прямо в елочку!
наблюдатель
28.07.2018 10:07
Главное не само строительство .а складывание денег в карман неких строителей.Мостомания накрыла власть.
Colpy
28.07.2018 3:41
Я живу на острове 30 лет и говорю, что не нужен нам мост! Сделайте нормальные порты (хотя бы какими они были в СССР!), постройте современные паромы, это лучший вариант, а остаток отдайте сахалинцам! Мы сами разберемся, куда их направить!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
14.02.2020
Игорь Друзь
Национальный молитвенный завтрак в Вашингтоне стал бенефисом антироссийских сил.
Фоторепортаж
07.02.2020
Подготовила Мария Максимова
В Гостином дворе представлено более 500 снимков природы из 83-х регионов страны.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».