Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 ноября 2017
Русские в рассеянии

Русские в рассеянии

К десятилетию объединения РПЦ и РПЦЗ
Владислава Романова
17.05.2017
Русские в рассеянии

Две части одной Церкви после революции и Гражданской войны пребывали в разделении, большей частью, из-за политических разногласий. Их воссоединение стало зримым шагом по преодолению радикализма в сознании.

В год столетия революции отмечается и десятилетие подписания Акта о каноническом общении Русской православной церкви Московского Патриархата с Русской православной церковью за границей. 17 мая 2007 года Святейший Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Нью-Йоркский и Американский Лавр подписали этот исторический документ о восстановлении канонического единства и евхаристического общения.

История раскола насчитывала 80 лет. За это время обе части Церкви подвергали друг друга довольно жесткой и категоричной критике. РПЦЗ в России воспринималась как «карловацкий раскол». Московский Патриархат назывался эмигрантами «безблагодатным», «сергианским», целиком зависимым от коммунистических властей, «намеренных уничтожить Церковь и Россию».

Трагедия раскола Русской церкви возникла в результате революции и Гражданской войны в России. Белую армию окормляли священники и епископы, которым пришлось покинуть Родину вместе с уходившими военными и беженцами. Церковь разделила участь русского народа в рассеянии.

По прошествии многих десятилетий можно сказать, что именно она сохранила этот народ. Переселенцы, прибывая на новое место, в Латинскую Америку или Канаду, первым делом возводили всеми подручными способами храм – Святое место. Строили здание своей жизни на крепком основании – на Вере в Бога. Те, кто предпочитал оставаться без Бога, оказывался нежизнеспособен в иноземной и враждебной среде. Николай Бердяев в эмиграции даже написал брошюру «О самоубийстве» – как ответ религиозного философа на проблему роста самоубийств в среде русской эмиграции. Спаслись и выжили те, кто верили в Бога.

В 1920-е годы Россию вынужденно покинуло около 30 епископов. Русские священнослужители оказались в Константинополе, в Галлиполи – вместе с армией, на Лемносе – вместе с казачеством, в Бизерте – вместе с военным флотом, затем на Балканах, в Западной Европе, Северной и Южной Америках, в Австралии и Новой Зеландии. Русские священнослужители окормляли несколько миллионов русских – представителей аристократии, военных, ученых, деятелей искусств, простых беженцев всех сословий, которые оказались разбросанными по всему миру. Русское рассеяние в 1920-х годах – это 3-4 миллиона человек в Китае, Константинополе, Западной Европе, на Балканах. И более 8 миллионов русских оставшихся на бывших окраинах Российской империи – в отделившихся Польше, Литве, Эстонии, Латвии, Финляндии и на других территориях.

Церковные структуры не растворились и не вошли в состав местных патриархатов, но сохранились обособленно для окормления русских людей в рассеянии.

Сохранение церковной структуры было предпринято по образцу организационного сохранения русской армии в 1920-е годы. Все надеялись вернуться в Россию после падения власти большевиков. Но армия, политические организации эмиграции со временем исчезли, осталась лишь Русская церковь, объединявшая эмигрантов.

Синод Русской зарубежной церкви изначально находился в Сербии. Сербский патриарх и Архиерейский собор Сербской церкви позволил функционировать русским церковным структурам на своей канонической территории. Из истории Церкви эмигрантами были найдены канонические обоснования временной возможности подобного положения. В 1921 году был создан Синод для управления церковными структурами в эмиграции. Он размещался с 1921 по 1946 годы в Сремских Карловцах, с 1946 по 1950 годы в Мюнхене, с 1950 года по настоящее время – в Нью-Йорке.

С точки зрения Московской Патриархии Синод РПЦЗ был раскольником, поскольку не подчинялся Патриарху Московскому. Сохранить единство после кончины Патриарха Тихона оказалось сложно. Слишком отличными были реалии жизни двух частей Церкви – в страждущей России и за границей. С одной стороны, ряд политических заявлений РПЦЗ создали угрозы для Церкви в России. А с другой стороны, Послание к пастырям и пастве митрополита Сергия (Страгородского) и временного Патриаршего Синода от 29 июля 1927 года (так называемой Декларации митрополита Сергия) заставило Архиерейский Синод Зарубежной церкви принять в 1927 году решение о прерывании общения с митрополитом Сергием. Так начался 80-летний период раскола.

В РПЦЗ оказались видные архипастыри и духовные писатели: знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Платон (Рождественский), архиепископы Евлогий (Георгиевский), Анастасий (Грибановский), Серафим (Лукьянов), Елевферий (Богоявленский) и другие.

Наиболее известными святыми Русской церкви в рассеянии стали святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский, и архиепископ Богучарский Серафим (Соболев). Известными духовными писателями и подвижниками благочестия РПЦЗ были: архиепископ Аверкий (Таушев), епископ Митрофан (Зноско-Боровский), протоиерей Серафим Слободской, догматист протопресвитер Михаил Помазанский, историки профессор Н.Д. Тальберг, И.М. Концевич, канонист профессор С.В. Троицкий и другие.

Первоначально структура РПЦЗ была обширна, включала миссии в Иране, Китае, Японии, Корее, Северо-Американскую митрополию. Но постепенно Синод стал утрачивать над ними контроль.

Православная церковь Америки и ее епископат начали общение с Московским Патриархатом, что завершилось получением автокефалии от Московской церкви в 1970 году. В Западной Европе целая епархия во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) с приходами, храмами, новыми монастырями и учебными заведениями в 1930-м году перешла в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Потому знаменитая русская богословская школа, представлявшая духовное наследие Православия в Европе действовала под омофором Константинопольского патриархата.

Кроме того, в Европе и Америке непосредственно действовали представители Московского Патриархата. Были русские епископы, отстранившиеся от общественной и политической жизни и подвизавшиеся как аскеты. Например, богослов, аскет и подвижник, ревнитель чистоты Православия, в прошлом духовник Царской семьи, архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), который в последние месяцы своей жизни до 1940 года жил в затворе в пещере в небольшом французском городке Лимерэ.

Русские в эмиграции рассеялись по нескольким церковным структурам. Так, митрополит Вениамин (Федченков), создал в Париже храм во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – с надеждой, что эмигрантские церковные партии русских объединятся, так же как эти святители объединили своих почитателей, повелев им праздновать свою память в один день, засвидетельствовав Единство Церкви и их славы в ней.

Историки эмиграции делают акцент на том, что РПЦЗ не считала и не стремилась признавать себя автокефалией. В принятом в 1956 году Положении о Русской православной церкви за границей она определяется как «неразрывная часть поместной Российской православной церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти».

Вторая мировая война изменила положение РПЦЗ. В эмигрантских кругах наблюдался патриотический подъем. В ответ на призыв патриарха Алексия I (Симанского) в 1945 году о возвращении к единству с Московским Патриархатом, РПЦЗ покинули и перешли в патриаршую церковь ряд видных епископов. Верность РПЦЗ в Китае сохранил и архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович), хотя он помогал собирать материальную помощь для Красной армии во время войны и публично признавал Патриарха Алексия I законным Патриархом.

В то же время, в 1948 году архиепископ Нестор (Анисимов), прибывший в Москву на торжества в честь 500-летия автокефалии Русской церкви, был арестован, осужден и пребывал в заключении до 1956 года. Одним из обвинений было – служение панихид по Царственным страстотерпцам и создание храма-часовни в Харбине в память убиенных государя Николая II и короля Александра Карагеоргиевича.

После разгрома Православной церкви в Китае во времена «Культурной революции» завершилось пребывание там русской эмиграции. Архиепископ Иоанн Шанхайский в 1949 году вместе со своей паствой чудом смог безопасно покинуть Китай и расселить свою русскую паству в США и в Австралии.

Тогда же в Европе СМЕРШ значительно ослабил эмигрантские политические структуры, часть их участников была уничтожена физически.

Это, конечно, не могло способствовать укреплению доверия между РПЦ и РПЦЗ. Не способствовало взаимному доверию и то, что часть эмигрантов приняла участие в войне на стороне Гитлера.

Тем не менее, и в годы войны и все 90 лет рассеяния Русская зарубежная церковь и ее подвижники молились о страждущей России. Одним из светлейших образов святости Русской церкви за границей, бесспорно, является святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский (1896 – 1966,  канонизирован РПЦЗ в 1994 году), который сегодня признан одним из величайших святых ХХ века. Такие святые как Иоанн Шанхайский молились о русском народе, о страждущей России и о ее будущем. С Россией и ее церковью были связаны упования и надежды всех духовных людей в эмиграции. Святитель Иоанн высказывался за будущее объединение Церкви при возникновении благоприятных политических условий.

Русское рассеяние послужило распространению православия по всему миру. К 2007 году в РПЦЗ было 8 епархий и 300 приходов в Западной Европе, в Северной и Южной Америках, в Австралии и Новой Зеландии. Западные страны были духовно украшены православными монастырями и храмами.

В России 1980-1990-х годов большим дефицитом была духовная литература. Джорданвилльский монастырь РПЦЗ рассылал посылки с книгами, изданными на русском языке.

По сию пору книги этого монастыря издаются по нормам дореволюционной орфографии с «ятями», «ерами» и «И десятеричными». В ту эпоху, сложную для Церкви были хорошо известны труды авторов из Русской зарубежной церкви. О жизни самой РПЦЗ русские люди узнавали из книг о святом архиепископе Иоанне Шанхайском и иеромонахе Серафиме (Роузе). В Россию из РПЦЗ присылались книги, шли частные пожертвования от русских и церковных организаций – из Америки, Канады, Австралии, Европы.

Накануне воссоединения Церкви 8 миллионов человек в епархиях Русской православной церкви поклонилось святыням Русской православной церкви заграницей – частицам мощей преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Иерусалима. В 2004 – 2005 годах святыня несколько месяцев путешествовала по России и СНГ и посетила 61 епархию Русской церкви.

По сию пору перед РПЦЗ стоят миссионерские задачи, которые стало легче решать с помощью Русской церкви.

По словам нынешнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала) наблюдается приток инославных в православие через приходы РПЦЗ, так как люди на Западе читают духовную литературу на английском, французском или других языках.

Одна из существенных и духовно привлекательных черт РПЦЗ – внимание к духовной стороне православия, ревность о чистоте веры. В РПЦЗ дорожат монашеской традицией, на Западе и в Австралии эмигрантами основано 39 монашеских обителей и скитов.

В марте 2017 года почти одновременно проходили заседания Синода Русской православной церкви и Архиерейского собора РПЦЗ. Синод Московского Патриархата принял решение о внесении в святцы Русской Церкви имен святых Запада. Сделано это было в миссионерских целях для распространения Православия на Западе. Примерно в это же время Собор епископов РПЦЗ, непосредственно живущих на Западе, обратился к Русской церкви с совершенно иной миссионерской просьбой – отметить столетие революции захоронением ее вождя и гонителя христианства В.И. Ленина…

Эмиграция и церковное сообщество с самого начала своего пребывания за рубежом старались осмыслить катастрофу, произошедшую с Россией в 1917 году.

Это осмысление способствовало кристаллизации четких монархических и консервативных позиций РПЦЗ, которые сохраняются по сию пору. Русская зарубежная церковь давно канонизировала Царственных страстотерпцев, она не приемлет экуменизм, негативно воспринимает переход Поместных православных церквей на новый календарный стиль и стоит на позициях охранения чистоты православия. Последнее особо актуально в связи с миссионерской позицией РПЦЗ – через нее в Церковь входят многие бывшие католики и протестанты, которым особенно понятны исторические последствия уклонения от чистоты православного вероучения.

Сегодня Русская церковь заграницей стоит на твердых монархических позициях. Однако первоначально далеко не все русские в рассеянии были монархистами и поклонниками династии Романовых. В 1920-х годах русские власти в Харбине не хотели даже встречать и принимать останки алапаевских мучеников, князей Романовых. Сопровождавшему останки игумену Серафиму (Кузнецову) удалось доставить их в Пекин, где они были погребены на территории Русской духовной миссии, а мощи преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары перевезти в Иерусалим.

Укрепление монархических ориентиров РПЦЗ было связано с тем, что изначально возглавил сохраненные церковные структуры митрополит Антоний (Храповицкий), который был монархистом и православным консерватором. В то же время монархизм и консерватизм – это следствие глубокой духовной работы, глубокого размышления над судьбами страждущей России.

Святитель Феофан (Быстров) осмыслял страдание России как следствие «ненависти мира ко Христу». В своей проповеди он говорил: «не эта ли «ненависть мира»… разрушила единственное в своем роде христианское государство – Русское – и залила кровью обширные равнины земли Русской? И не мы ли, изгнанники рассеяния являемся жертвами этой ненависти мира к нашей Родине?...»

Все иерархи и Пастыри зарубежья обращались от лица верующих к Богу, взывая о прощении и принятии слез, проливаемых христианами в изгнании за грехи нетерпения, самоволия, предательства царя и богоотступничества.

Потому воссоединение с Русской православной церковью для РПЦЗ после падения гнета тоталитаризма было возможно только через решение вопроса о почитании Царской семьи и канонизации новомучеников и исповедников российских.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви в августе 2000 года прославил сонм Новомучеников и Исповедников Российских, в числе которых первыми были  Николай II и его святая Семья.

Собор одобрил богословский документ «Основы социальной концепции Русской православной церкви», где прояснялась позиция Московского Патриархата в отношении к государственной власти, в результате чего теряли почву обвинения в «сергианстве». Был также принят документ «Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию», в котором ясно излагается позиция Московского Патриархата по вопросу о межконфессиональном диалоге, поскольку РПЦЗ стоит на консервативных антиэкуменических позициях.

Сблизило представителей двух частей церкви и перенесение в Россию праха генерала А.И. Деникина, философа И.А. Ильина и останков императрицы Марии Федоровны в 2006 году из Дании в усыпальницу Романовых в Санкт-Петербурге.

В мае 2006 года в Сан-Франциско состоялся Четвертый всезарубежный собор, принявший историческое решение о воссоединении Русской церкви.

При содействии президента России В.В. Путина, Церковь объединилась в 2007 году 17 мая – на праздник Вознесения и за два дня до памятной даты – Дня рождения последнего императора-страстотерпца Николая Александровича Романова, родившегося 19 мая.

Русская православная церковь за границей сегодня является автономной церковью в составе Московского Патриархата, сохраняя за собой имущественную, судебную, законодательную и иную самостоятельность. В собственности РПЦЗ монастыри и участки в Иерусалиме и на Святой Земле, приобретенные до революции императорским православным Палестинским обществом и начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным).

Как не старались враги Русской православной церкви расколоть ее, им это не удалось. В 2007 году произошло великое событие – объединение частей Русской церкви – в России и за границей.


Романова Владислава Николаевна – Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус».

Фото протоиерея Петра Перекрестова


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 37 найденных.
Дитя Арбата++
01.06.2017 21:25
Моё первоначальное замечание было вызвано симпатией к словам Положения 1956-го года о самоуправлении на "соборных началах" и антипатией к "безбожной власти", переставшей быть народной. Говоря "Церковь", мы ведь постоянно подразумеваем "демократию". Социал-демократическое движение, начавшееся в России с демократии, постепенно закончилось отходом от её основных принципов.
ort
31.05.2017 10:29
Кантемиров  27.05.2017 13:29
дискутировать можно, когда дискуссия направлена на получение добрых интеллектуальных и духовных плодов. ...  спорить, надо было или не надо объдиняться двум частям единой церкви, безсмысленно, глупо....Это все равно, что доказывать, мол, не надо было реке Волге впадать в Каспийское море...
--------------------------------------------------------------------------------

Писать против ветра- глупо. Но Церковь Божия- НЕ ТАМ, где ветер и не там, где начальственный произвол.

Ибо сообщество верующих, а не обряд- и есть настоящая Церковь. НА ПРАКТИКЕ ВИДИМ, где есть действительное единство, а где его нет. Его нельзя ни отменить ни назначить никакими распоряжениями.  
Если из дискуссии вы увидели, что нет единства- значит его нет. Куда бы Волга ни впадала. Хоть на Луну.
РАЗУМ
27.05.2017 18:53
Ну, раз Путин сказал (а он изрекает для нас грешных только абсолютные истины в последней инстанции), то дискуссию в самом деле пора прекращать, даже если ссылки на такой авторитет обычно в научном мире и не считаются аргументами в доказательствах.
Сергей
27.05.2017 16:34
Тузик
25.05.2017 21:23

Сергею.
Ваша объективность просто восхитительна. Кстати, не подскажете, с какой временной точки отсчитывать технологический уровень

В чем вас не упрекнешь, так это в нахраписто наглой полемике.  
Один из моих предков был подводников до террора в 17-ом. Значит, прогресс.  
Кстати, что же большевички не отреклись от такого наследия, как Андреевский флаг?
Мои дед и отец - офицеры-подводники ВМФ. Служили Отечеству.

А вам, Тузик, поменьше бы злобы и ненависти к прошлому. Достижения прошлого - страна  огромная, которую большевики раздробили, города, музеи…  -  все это проклятое наследие того времени, от которого у вас  скрежет зубной. Надо гордиться наследием прошлого. А не героями гражданской войны.  Кем сформирован образ России и народа до 17-го года? Зачем нужен был госпереворот? Людей уничтожали без вступившего в законную силу решения суда. Красные – белые…  Большевики преступники. Ими вы гордитесь?
Ибо перед Богом – преступник не только тот, кто совершает беззаконие, но и тот, кто говорит: «Я не вижу в этом беззакония». (Откр.20:12).
Кантемиров
27.05.2017 13:29
Друзья с Арбата и военнообязанные интеллигенты, дискутировать можно, когда дискуссия направлена на получение добрых интеллектуальных и духовных плодов. Но в данном случае спорить, надо было или не надо объдиняться двум частям единой церкви, безсмысленно, глупо. Это все равно, что доказывать, мол, не надо было реке Волге впадать в Каспийское море...
Военнобязанный, в заключение
27.05.2017 10:50
Чтобы уж поставить точку в этой бессмысленной – в части "аргументации" г-на Кантемирова – «дискуссии». (В кавычках, потому что г-н Кантемиров не дискутирует. Лишь клеит ярлыки читателям, с ним несогласными).
Во-первых, спасибо, г-н Кантемиров, за комплимент, мол, я тонкий и интеллигентный человек. Сменили гнев на милость, низкий вам поклон. Насчет тонкости не знаю, интеллигентность присутствует, что отмечают мои друзья и моя семья. Судя по всему - извините... -вам удобнее общаться с людьми, которые «дискутируют» подобно вам, на уровне «дурак – сам дурак», вот и конструктивно поговорили. Но не все же такие, что, раньше людей, более-менее образованных не встречали? Или они от вас шарахались? Жаль.
Не вижу никакого смысла в дальнейшей переписке с  вами, причины вам понятны, уверен: дискутировать вы не способны в принципе. Вы предлагаете мне почитать выступление нашего президента? Да я его сразу прочел.
И что вы, г-н Кантемиров, хотите сказать по прочтении выступления президента, которого я уважаю и ценю? Что В.Путин поблагодарил РПЦЗ за коллаборационизм во времена Второй мировой войны? Выразил свою благодарность иерархам РПЦЗ,  обелявшим предателя Родины, генерала Власова? Где вы это прочли, г-н Кантемиров?!! О чем вы???
Поскольку вы сознательно ушли от предмета дискуссии, ниже прилагаю для вас методичку, краткие правила ведения спора или диспута.
1) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий. Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Определив предмет, участники спора должны точно указать, по каким именно пунктам они не согласны с данной мыслью;
2) умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Чтобы не потерять предмет спора, не дать увести себя в сторону от обсуждаемой проблемы, полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированным и компетентным;
3) уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем.
Вы категорически не обладаете ни одним из названных качеств. Рекомендую заучить методичку, а потом ответить читателям, как же вы относитесь к КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМУ  РПЦЗ во время Великой Отечественной, напутствию иерархов РПЦЗ Гитлеру разгромить Советский Союз.
Вы способны ответить хоть на один из этих вопросов? Надежды на это у меня нет. И больше вступать с вами в "дискуссию" я не собираюсь. У меня есть, чем заняться - вопреки вашим некорректным предположениям о моем безделье.
Учите методичку.
Кантемиров
27.05.2017 1:27
Автору статьи, действительно, большое спасибо. Об этом, дитя Арбата, Вам и следовало бы написать в самом начале. А то что Вы называете дискуссией, в реальности является большей частью демагогическими выпадами в адрес РПЦЗ. Никакой дискуссии здесь не было. Сплошные претензии и подковырки. Кто написал здесь доброе слово в связи со столь радостным событием?
Дитя Арбата++
26.05.2017 18:37
Должен заметить, что Кантемирову, очевидно, сложно формулировать доводы по теме РПЦЗ, так как меня и Хмурого он зачем-то соединил в один персонаж - "хмурое дитя арбата", которому и высказал нечто накипевшее, мне так и оставшееся непонятным. А когда  в ответ на мою цитату появился другой объединённый персонаж - "хмурый разум арбатского дитяти", я что-то понял, хотя мне пока нечего сказать, кроме спасибо Владиславе Николаевне за статью, заслуженно возбудившую интерес комментаторов. На мой взгляд, никого из них нельзя упрекнуть в пустой говорильне, когда решение сложного вопроса находится на стадии обмена мнениями.
Кантемиров
26.05.2017 14:35
Военнообязанный, какой Вы тонкий, интеллигентный человек. Как приятно с Вами общаться. Только заняться Вам, похоже, нечем. Не думаю, что В.В.Путин менее православный или менее начитанный, чем Вы. Однако именно Президент России сильно содействовал объединению РПЦ и РПЦЗ. И сейчас он благодарит иерархов РПЦЗ за то, что они делают для русского народа за рубежом. http://www.pravoslavie.ru/103825.html
Тузик
25.05.2017 21:23
Сергею.
Ваша объективность просто восхитительна. Кстати, не подскажете, с какой временной точки отсчитывать технологический уровень, от которого мы были отброшены "на несколько десятилетий"? Видимо, 1913г.? Ведь большевики только и делали, что разрушали наследие РИ, следовательно, 70 лет советской власти - впустую потраченное время. А вообще, советую перечитывать написанное, чтобы не было похоже на бред. Или это Ваш способ мышления?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 37 найденных.

Фоторепортаж
11.14.2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.