Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

25 мая 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
К десятилетию объединения РПЦ и РПЦЗ.
17.05

Беседа с известным кинорежиссером, народным артистом России.
15.05

Почему либералам так ненавистны святые для нас символы Победы.
11.05

Беседа с президентом Международного форума искусств «Золотой Витязь».
11.05

«Бессмертный полк» как символ возрождения России.
08.05

Заметки военного обозревателя о реформе российских Вооруженных сил.
05.05

Памяти нашего замечательного друга и автора.
05.05

К чему призывают оппозиционеры.
02.05

Бесплатная медицина, воплощенная советская мечта, похоже, навсегда канула в Лету.
28.04

Как чиновники решают «государственные проблемы» за счет бедных.
25.04

Правительство утвердило новый прожиточный минимум, понизив его на 200 рублей.
18.04

Беседа с доктором филологических наук, профессором.
12.04

В Твери состоялся траурный митинг, посвященный памяти жертв теракта в Санкт-Петербурге.
11.04

Как телеведущий Владимир Познер занялся пропагандой наркотиков.
07.04

Передача соцуслуг частному сектору в регионах идет уже полным ходом.
05.04


Общество

Русские в рассеянии

К десятилетию объединения РПЦ и РПЦЗ
Владислава Романова
17.05.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Русские в рассеянии

Две части одной Церкви после революции и Гражданской войны пребывали в разделении, большей частью, из-за политических разногласий. Их воссоединение стало зримым шагом по преодолению радикализма в сознании.

В год столетия революции отмечается и десятилетие подписания Акта о каноническом общении Русской православной церкви Московского Патриархата с Русской православной церковью за границей. 17 мая 2007 года Святейший Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Нью-Йоркский и Американский Лавр подписали этот исторический документ о восстановлении канонического единства и евхаристического общения.

История раскола насчитывала 80 лет. За это время обе части Церкви подвергали друг друга довольно жесткой и категоричной критике. РПЦЗ в России воспринималась как «карловацкий раскол». Московский Патриархат назывался эмигрантами «безблагодатным», «сергианским», целиком зависимым от коммунистических властей, «намеренных уничтожить Церковь и Россию».

Трагедия раскола Русской церкви возникла в результате революции и Гражданской войны в России. Белую армию окормляли священники и епископы, которым пришлось покинуть Родину вместе с уходившими военными и беженцами. Церковь разделила участь русского народа в рассеянии.

По прошествии многих десятилетий можно сказать, что именно она сохранила этот народ. Переселенцы, прибывая на новое место, в Латинскую Америку или Канаду, первым делом возводили всеми подручными способами храм – Святое место. Строили здание своей жизни на крепком основании – на Вере в Бога. Те, кто предпочитал оставаться без Бога, оказывался нежизнеспособен в иноземной и враждебной среде. Николай Бердяев в эмиграции даже написал брошюру «О самоубийстве» – как ответ религиозного философа на проблему роста самоубийств в среде русской эмиграции. Спаслись и выжили те, кто верили в Бога.

В 1920-е годы Россию вынужденно покинуло около 30 епископов. Русские священнослужители оказались в Константинополе, в Галлиполи – вместе с армией, на Лемносе – вместе с казачеством, в Бизерте – вместе с военным флотом, затем на Балканах, в Западной Европе, Северной и Южной Америках, в Австралии и Новой Зеландии. Русские священнослужители окормляли несколько миллионов русских – представителей аристократии, военных, ученых, деятелей искусств, простых беженцев всех сословий, которые оказались разбросанными по всему миру. Русское рассеяние в 1920-х годах – это 3-4 миллиона человек в Китае, Константинополе, Западной Европе, на Балканах. И более 8 миллионов русских оставшихся на бывших окраинах Российской империи – в отделившихся Польше, Литве, Эстонии, Латвии, Финляндии и на других территориях.

Церковные структуры не растворились и не вошли в состав местных патриархатов, но сохранились обособленно для окормления русских людей в рассеянии.

Сохранение церковной структуры было предпринято по образцу организационного сохранения русской армии в 1920-е годы. Все надеялись вернуться в Россию после падения власти большевиков. Но армия, политические организации эмиграции со временем исчезли, осталась лишь Русская церковь, объединявшая эмигрантов.

Синод Русской зарубежной церкви изначально находился в Сербии. Сербский патриарх и Архиерейский собор Сербской церкви позволил функционировать русским церковным структурам на своей канонической территории. Из истории Церкви эмигрантами были найдены канонические обоснования временной возможности подобного положения. В 1921 году был создан Синод для управления церковными структурами в эмиграции. Он размещался с 1921 по 1946 годы в Сремских Карловцах, с 1946 по 1950 годы в Мюнхене, с 1950 года по настоящее время – в Нью-Йорке.

С точки зрения Московской Патриархии Синод РПЦЗ был раскольником, поскольку не подчинялся Патриарху Московскому. Сохранить единство после кончины Патриарха Тихона оказалось сложно. Слишком отличными были реалии жизни двух частей Церкви – в страждущей России и за границей. С одной стороны, ряд политических заявлений РПЦЗ создали угрозы для Церкви в России. А с другой стороны, Послание к пастырям и пастве митрополита Сергия (Старогородского) и временного Патриаршего Синода от 29 июля 1927 года (так называемой «Декларации митрополита Сергия») заставило Архиерейский Синод Зарубежной церкви принять в 1927 году решение о прерывании общения с митрополитом Сергием. Так начался 80-летний период раскола.

В РПЦЗ оказались видные архипастыри и духовные писатели: знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Платон (Рождественский), архиепископы Евлогий (Георгиевский), Анастасий (Грибановский), Серафим (Лукьянов), Елевферий (Богоявленский) и другие.

Наиболее известными святыми Русской церкви в рассеянии стали святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский, и архиепископ Богучарский Серафим (Соболев). Известными духовными писателями и подвижниками благочестия РПЦЗ были: архиепископ Аверкий (Таушев), епископ Митрофан (Зноско-Боровский), протоиерей Серафим Слободской, догматист протопресвитер Михаил Помазанский, историки профессор Н.Д. Тальберг, И.М. Концевич, канонист профессор С.В. Троицкий и другие.

Первоначально структура РПЦЗ была обширна, включала миссии в Иране, Китае, Японии, Корее, Северо-Американскую митрополию. Но постепенно Синод стал утрачивать над ними контроль.

Православная церковь Америки и ее епископат начали общение с Московским Патриархатом, что завершилось получением автокефалии от Московской церкви в 1970 году. В Западной Европе целая епархия во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) с приходами, храмами, новыми монастырями и учебными заведениями в 1930-м году перешла в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Потому знаменитая русская богословская школа, представлявшая духовное наследие Православия в Европе действовала под омофором Константинопольского патриархата.

Кроме того, в Европе и Америке непосредственно действовали представители Московского Патриархата. Были русские епископы, отстранившиеся от общественной и политической жизни и подвизавшиеся как аскеты. Например, богослов, аскет и подвижник, ревнитель чистоты Православия, в прошлом духовник Царской семьи, архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), который в последние месяцы своей жизни до 1940 года жил в затворе в пещере в небольшом французском городке Лимерэ.

Русские в эмиграции рассеялись по нескольким церковным структурам. Так, митрополит Вениамин (Федченков), создал в Париже храм во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – с надеждой, что эмигрантские церковные партии русских объединятся, так же как эти святители объединили своих почитателей, повелев им праздновать свою память в один день, засвидетельствовав Единство Церкви и их славы в ней.

Историки эмиграции делают акцент на том, что РПЦЗ не считала и не стремилась признавать себя автокефалией. В принятом в 1956 году Положении о Русской православной церкви за границей она определяется как «неразрывная часть поместной Российской православной церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти».

Вторая мировая война изменила положение РПЦЗ. В эмигрантских кругах наблюдался патриотический подъем. В ответ на призыв патриарха Алексия I (Симанского) в 1945 году о возвращении к единству с Московским Патриархатом, РПЦЗ покинули и перешли в патриаршую церковь ряд видных епископов. Верность РПЦЗ в Китае сохранил и архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович), хотя он помогал собирать материальную помощь для Красной армии во время войны и публично признавал Патриарха Алексия I законным Патриархом.

В то же время, в 1948 году архиепископ Нестор (Анисимов), прибывший в Москву на торжества в честь 500-летия автокефалии Русской церкви, был арестован, осужден и пребывал в заключении до 1956 года. Одним из обвинений было – служение панихид по Царственным страстотерпцам и создание храма-часовни в Харбине в память убиенных государя Николая II и короля Александра Карагеоргиевича.

После разгрома Православной церкви в Китае во времена «Культурной революции» завершилось пребывание там русской эмиграции. Архиепископ Иоанн Шанхайский в 1949 году вместе со своей паствой чудом смог безопасно покинуть Китай и расселить свою русскую паству в США и в Австралии.

Тогда же в Европе СМЕРШ значительно ослабил эмигрантские политические структуры, часть их участников была уничтожена физически.

Это, конечно, не могло способствовать укреплению доверия между РПЦ и РПЦЗ. Не способствовало взаимному доверию и то, что часть эмигрантов приняла участие в войне на стороне Гитлера.

Тем не менее, и в годы войны и все 90 лет рассеяния Русская зарубежная церковь и ее подвижники молились о страждущей России. Одним из светлейших образов святости Русской церкви за границей, бесспорно, является святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский (1896 – 1966,  канонизирован РПЦЗ в 1994 году), который сегодня признан одним из величайших святых ХХ века. Такие святые как Иоанн Шанхайский молились о русском народе, о страждущей России и о ее будущем. С Россией и ее церковью были связаны упования и надежды всех духовных людей в эмиграции. Святитель Иоанн высказывался за будущее объединение Церкви при возникновении благоприятных политических условий.

Русское рассеяние послужило распространению православия по всему миру. К 2007 году в РПЦЗ было 8 епархий и 300 приходов в Западной Европе, в Северной и Южной Америках, в Австралии и Новой Зеландии. Западные страны были духовно украшены православными монастырями и храмами.

В России 1980-1990-х годов большим дефицитом была духовная литература. Джорданвилльский монастырь РПЦЗ рассылал посылки с книгами, изданными на русском языке.

По сию пору книги этого монастыря издаются по нормам дореволюционной орфографии с «ятями», «ерами» и «И десятеричными». В ту эпоху, сложную для Церкви были хорошо известны труды авторов из Русской зарубежной церкви. О жизни самой РПЦЗ русские люди узнавали из книг о святом архиепископе Иоанне Шанхайском и иеромонахе Серафиме (Роузе). В Россию из РПЦЗ присылались книги, шли частные пожертвования от русских и церковных организаций – из Америки, Канады, Австралии, Европы.

Накануне воссоединения Церкви 8 миллионов человек в епархиях Русской православной церкви поклонилось святыням Русской православной церкви заграницей – частицам мощей преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Иерусалима. В 2004 – 2005 годах святыня несколько месяцев путешествовала по России и СНГ и посетила 61 епархию Русской церкви.

По сию пору перед РПЦЗ стоят миссионерские задачи, которые стало легче решать с помощью Русской церкви.

По словам нынешнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала) наблюдается приток инославных в православие через приходы РПЦЗ, так как люди на Западе читают духовную литературу на английском, французском или других языках.

Одна из существенных и духовно привлекательных черт РПЦЗ – внимание к духовной стороне православия, ревность о чистоте веры. В РПЦЗ дорожат монашеской традицией, на Западе и в Австралии эмигрантами основано 39 монашеских обителей и скитов.

В марте 2017 года почти одновременно проходили заседания Синода Русской православной церкви и Архиерейского собора РПЦЗ. Синод Московского Патриархата принял решение о внесении в святцы Русской Церкви имен святых Запада. Сделано это было в миссионерских целях для распространения Православия на Западе. Примерно в это же время Собор епископов РПЦЗ, непосредственно живущих на Западе, обратился к Русской церкви с совершенно иной миссионерской просьбой – отметить столетие революции захоронением ее вождя и гонителя христианства В.И. Ленина…

Эмиграция и церковное сообщество с самого начала своего пребывания за рубежом старались осмыслить катастрофу, произошедшую с Россией в 1917 году.

Это осмысление способствовало кристаллизации четких монархических и консервативных позиций РПЦЗ, которые сохраняются по сию пору. Русская зарубежная церковь давно канонизировала Царственных страстотерпцев, она не приемлет экуменизм, негативно воспринимает переход Поместных православных церквей на новый календарный стиль и стоит на позициях охранения чистоты православия. Последнее особо актуально в связи с миссионерской позицией РПЦЗ – через нее в Церковь входят многие бывшие католики и протестанты, которым особенно понятны исторические последствия уклонения от чистоты православного вероучения.

Сегодня Русская церковь заграницей стоит на твердых монархических позициях. Однако первоначально далеко не все русские в рассеянии были монархистами и поклонниками династии Романовых. В 1920-х годах русские власти в Харбине не хотели даже встречать и принимать останки алапаевских мучеников, князей Романовых. Сопровождавшему останки игумену Серафиму (Кузнецову) удалось доставить их в Пекин, где они были погребены на территории Русской духовной миссии, а мощи преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары перевезти в Иерусалим.

Укрепление монархических ориентиров РПЦЗ было связано с тем, что изначально возглавил сохраненные церковные структуры митрополит Антоний (Храповицкий), который был монархистом и православным консерватором. В то же время монархизм и консерватизм – это следствие глубокой духовной работы, глубокого размышления над судьбами страждущей России.

Святитель Феофан (Быстров) осмыслял страдание России как следствие «ненависти мира ко Христу». В своей проповеди он говорил: «не эта ли «ненависть мира»… разрушила единственное в своем роде христианское государство – Русское – и залила кровью обширные равнины земли Русской? И не мы ли, изгнанники рассеяния являемся жертвами этой ненависти мира к нашей Родине?...»

Все иерархи и Пастыри зарубежья обращались от лица верующих к Богу, взывая о прощении и принятии слез, проливаемых христианами в изгнании за грехи нетерпения, самоволия, предательства царя и богоотступничества.

Потому воссоединение с Русской православной церковью для РПЦЗ после падения гнета тоталитаризма было возможно только через решение вопроса о почитании Царской семьи и канонизации новомучеников и исповедников российских.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви в августе 2000 года прославил сонм Новомучеников и Исповедников Российских, в числе которых первыми были  Николай II и его святая Семья.

Собор одобрил богословский документ «Основы социальной концепции Русской православной церкви», где прояснялась позиция Московского Патриархата в отношении к государственной власти, в результате чего теряли почву обвинения в «сергианстве». Был также принят документ «Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию», в котором ясно излагается позиция Московского Патриархата по вопросу о межконфессиональном диалоге, поскольку РПЦЗ стоит на консервативных антиэкуменических позициях.

Сблизило представителей двух частей церкви и перенесение в Россию праха генерала А.И. Деникина, философа И.А. Ильина и останков императрицы Марии Федоровны в 2006 году из Дании в усыпальницу Романовых в Санкт-Петербурге.

В мае 2006 года в Сан-Франциско состоялся Четвертый всезарубежный собор, принявший историческое решение о воссоединении Русской церкви.

При содействии президента России В.В. Путина, Церковь объединилась в 2007 году 17 мая – на праздник Вознесения и за два дня до памятной даты – Дня рождения последнего императора-страстотерпца Николая Александровича Романова, родившегося 19 мая.

Русская православная церковь за границей сегодня является автономной церковью в составе Московского Патриархата, сохраняя за собой имущественную, судебную, законодательную и иную самостоятельность. В собственности РПЦЗ монастыри и участки в Иерусалиме и на Святой Земле, приобретенные до революции императорским православным Палестинским обществом и начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным).

Как не старались враги Русской православной церкви расколоть ее, им это не удалось. В 2007 году произошло великое событие – объединение частей Русской церкви – в России и за границей.


Романова Владислава Николаевна – Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус».

Фото протоиерея Петра Перекрестова


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».





Комментарии


Кантемиров
24.05.2017 16:08

Объединению РПЦ И РПЦЗ способствовал Президент России В.В.Путин. Господа аницерковники и либералы, получили свои сребряники, взяли веревки и пошли к ближайшему дереву!

Ушакова
24.05.2017 16:07

Друзья шумливые и противники объединения (опоздавшие на 10 лет)! А вы хоть одну книгу архиереев и богословов РПЦЗ прочли? Архиепископа Аверкия (Таушева) или Митрофана (Зноско-Боровского), например? Или "Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси" И.Концевича? Скорее всего нет, так как способны только из википедии цитаты набирать.  

ort- Кантемирову: Смиренно уповаю, что лгать далее будете менее, г-н власовец .....
24.05.2017 9:53

Кантемиров 23.05.2017 2:14
Вы кого предателями называете? Святителя Иоанна Шанхайского или святителя Серафима Болгарского?///
-----------------------------------

СЕРАФИМ БОЛГАРСКИЙ- В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21 — 26 октября 1943 года, которое проходило под покровительством властей Германии.

ТАК-ТО , г-н хороший !  Предателем Серафима Болгарского называли те самые из РПЦЗ, которых защищаете. А вовсе не мы, грешные.


РАЗУМ
23.05.2017 21:15

Вот и дождались обвинения многих в ереси г Кантемировым. Почему-то вспомнился мне Джордано Бруно. Его, правда, еще в 1600 году обвинили в ереси и сожгли на костре церковники. Возможно, и за его слова: "Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те,которые вовсе лишены ума, думают, что знают всё".Выступать против Православия и церкви глупо, но примириться с фашистскими прислужниками -  означает предать своих дедов и отцов, сохранивших и Святую Русь и жизнь православному человеку-труженику.

Военнообязанный - Кантемирову
23.05.2017 18:43

Дорогой друг! Все ваши попытки приравнять факты о деятельности РПЦЗ к, как вы пишете, //злословию на Русскую Православную Церковь// тщетны и смешны. Можете возразить? Естественно, нет. Кстати, дорогой друг, хочу вас поправить. Вы пишете //серебряники//.
Вы не знаете, что следует писать и говорить //тридцать сребреников//?

Хмурый
23.05.2017 2:37

ort- Кантемиров
22.05.2017 13:19

Разрешите добавить. Религия являлась и является сейчас основой кровопролитных войн. Та же бандеровщина и ее одно из проявлений - Волынская резня, основаны на религии. Приняли бы галичане в свое время католичество и не стали бы изгоями в Ржечи Посполитой.

Кантемиров
23.05.2017 2:28

Вот кто судьями и экспертами здесь выступает? Кто негативно высказывается об объединении РПЦ и РПЦЗ? Да тот, кому нужны всяческие расколы, кто не испытывает любви к Православной Церкви. Для этих людей, злословящих Русскую Православную Церковь Зарубежом, Россия - не Родина. Их адрес не дом, и не улица... Пытаясь бросать комья грязи в РПЦЗ, эти люди метят в Русскую Православную Церковь. А в результате они мажут сами себя.
Кстати, статью эти люди вероятно читали бегло,поверхностно, пропуская строчки. А то не писали бы чушь о том, что старые зарубежники не чтили Государя. Пример митрополита Нестора (Анисимова), который в 1920-е годы построил часовню в честь Царя Николая Александровича, остался незамеченным демогогизирующим здесь antonom.

Кантемиров
23.05.2017 2:14

Вот, может быть, кто-то почитает комментарии и подумает, что высказывающиеся тут антоны, разумы, дети арбата, просто неграмотные люди. Ну, действительно, пишут какую-то ересь про то, что Христос был простым человеком... Но беда еще и в том, что пишет это все один автор, который получает скромные серебряники, по тридцать единиц за один комментарий. Потом этот иудушка отчитывается перед теми же заказчиками, что подкармливают лешку навального.
Вот посмотрите, ведь ни единой глубокой мысли в высказываниях антонов, разумов, иудушек. Ни грамма богословских знаний. И одна и та же тема - РПЦЗ -предатели. Тридцать сребреников за каждый комментарий. Вы кого предателями называете? Святителя Иоанна Шанхайского или святителя Серафима Болгарского? Сейчас вы получаете свои сребряники, но расплата за это будет несравнимой.

ort- Кантемиров
22.05.2017 13:19

Кантемиров 21.05.2017 12:29
А ведь какое великое событие произошло десять лет назад! ///
---------------------------

Какое ? Подписан акт о каноническом общении.

Пожали руку предателям. А что дальше-то делать ?

В Германии митрополит Анастасий имел несколько встреч с генералом Власовым, благословил создание Русской освободительной армии (РОА). 18 ноября 1944 года он присутствовал в Берлине на торжественном собрании.... В связи с приближением советских войск митрополит Анастасий и сотрудники Синода при содействии генерала Власова выехали в Баварию.

Руководство и официальные издания РПЦЗ поддержали военные действия США во Вьетнаме, видя в ней борьбу с «безбожным коммунизмом».




Anton
22.05.2017 10:22

В СССР даже в церковной печати РПЦЗ называли не иначе как Карловацкой религиозно-политической группировкой. Дело в том что РПЦЗ не была единственным представителем православия за пределами России/СССР. Во многих странах мира остались православные приходы, потерявшие после революции 1917 года связь с Московским Патриархатом. Но они антисоветчиной не занимались, Гитлера не благословляли, на ЦРУ не работали. Та же Православная церковь в Америке (ПЦА) никакого отношения к РПЦЗ не имела, после 1945 начала сближение с РПЦ МП, которое завершилось автокефалией в 1970 году. В то время как РПЦЗ всегда была отделом по идеологии различных антисоветских организаций РОВС, НТС, КОНР, РОА, РОНА, РОК и др.
РПЦЗ - это всего лишь 400 приходов и примерно столько же священнослужителей. А на момент объединения  было 280 приходов. Да у РПЦ МП в дальнем зарубежье приходов вдвое больше. У ПЦА - 600 приходов только в США.  В чем был смысл смысл этого объединения? Может быть в непримиримой антисоветской позиции РПЦЗ?  

//с совершенно иной миссионерской просьбой – отметить столетие революции захоронением ее вождя и гонителя христианства В.И. Ленина… // - казалось бы причем тут миссионерство? Просто месть. Они проиграли Ленину в 1918-22 годах, потом проиграли последователям Ленина и ленинской партии в 1941-45 годах. И вот теперь хотят ему отомстить, поглумиться над трупом.

//Русская зарубежная церковь давно канонизировала Царственных страстотерпцев// - да не так уж и давно. Только в 1981 году. Когда умерли эмигранты первой волны, среди которых отношение к последнему царю было мягко говоря отрицательным, как у коммунистов к Горбачеву. Эти белоэмигранты, если бы увидели то, что сегодня пишут про Николая, просто засмеяли бы авторов. А 1981 году никого из них не осталось, а значит стало можно рассказывать любые сказки.


РАЗУМ
21.05.2017 21:41

Что тут можно сказать г. Кантемирову? Каждому своё и всякому своё. Иерархам РПЦЗ там хорошо. А где хорошо, там и их родной  дом. А для таких, как я, Отечество - это и Россия и Святая Русь, где я живу и радуюсь этому. Можно быть терпимыми и человечными, но только не с теми духовными пастырями, которые были едины с фашистами и с их пособниками, погубившими миллионы людей, и не покаялись. Жизнь и история научила нас остерегаться двоих: сильного врага и коварного друга. Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает   это подло и преднамеренно. Христос, добровольно отказавшийся от всех привилегий сына Бога,  был простым человеком, и всегда  выступал на стороне  трудового народа против его угнетателей,  поработителей и убийц. И эти иерархи не имеют никакого права называть свои деяния Христовым делом.  

Кантемиров
21.05.2017 12:29

Вот эти комментарии от хмурого разума арбатского дитяти очень похожи на пустую болтовню. Почему так говорю? Потому что ни глубины мысли, ни конструктива, то есть какой-то созидательной основы в словах этих многоликих комментаторов нет. Пусть даже они обладают энциклопедическими знаниями. Но под этими знаниями нет прочной основы, нет камня веры, нет любви. Да и научности нет никакой. Песок. Желтый морской песок, который пересыпается из ладошки в ладошку.
А ведь какое великое событие произошло десять лет назад! Но чтобы осмыслить это, мало знать отдельные факты и сыпать ими, нужно обладать духовным зрением. Духовное событие требует духовного, сердечного взора.

Дитя Арбата++
20.05.2017 21:06

//Историки эмиграции делают акцент на том, что РПЦЗ не считала и не стремилась признавать себя автокефалией. В принятом в 1956 году Положении о Русской православной церкви за границей она определяется как «неразрывная часть поместной Российской православной церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти».//
Видно, следовало процитировать из статьи Владиславы Николаевны полностью абзац, что я ранее прокомментировал.

Военнообязанный - Жизнерадостной
20.05.2017 19:27


На своих сентябрьских заседаниях 2009 года Архиерейский Синод РПЦЗ заявил:
"Именование деяний генерала А.А.Власова предательством, есть, на наш взгляд, легкомысленное упрощение тогдашних событий".
Архиерейский Синод РПЦЗ уверен, что "генерал А.А.Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России".
"Тем не менее, на вопрос: "Был ли генерал А.А.Власов и его сподвижники - предателями России?", мы отвечаем - нет, нимало".


Лесник
20.05.2017 14:52

   Сведений отрицающих признание РПЦЗ г. Власова и Гитлера борцами против большевизма не имею. Считать это православной позицией категорически невозможно. Попирается суть Православия. Покаяния в этом РПЦЗ не было. С чем мы объединились?

Н.Н. - "доброму" анониму
20.05.2017 14:13

Да, побойтесь Бога, господин аноним! И не пытайтесь говорить о христианском всепрощенчестве применительно к людям, воспевавшим и восхвалявшим фашизм! У нас в России, чье "светлое будущее" иерархи РПЦЗ видели исключительно под игом фашизма, есть закон.
И этого не знаете? Игнорируете? Зря! Переложу своими словами: если кто-то попытается публично реабилитировать нацизм, его могут приговорить к лишению свободы на срок до трех лет, штрафу до 300 тысяч рублей или принудительным работам. За такие же преступления, совершенные с использованием своего служебного положения, с использованием средств массовой информации либо с искусственным созданием доказательств обвинения, предусматривается повышенная уголовная ответственность.

Побойтесь Бога, аноним! Не боитесь? Тогда убоитесь российского законодательства. В нем нет - и никогда не будет! - всепрощенчества к оправдывающим фашизм! Таким, как вы и вам подобные! Не хотите считаться с законами? Идите, и расскажите о том, что нужно простить апологетов фашизма и "примириться" с ними моим соотечестенникам, которые 9 мая участвуют в шествии Бессмертного полка! И правосудие народное над вами состоится. Плакать никто не станет.

РАЗУМУ, Н.Н. и иже с ними
20.05.2017 12:56

Побойтесь Бога, господа! Речь идёт о великом событии - ЕДИНЕНИИ, а стало быть ПРИМИРЕНИИ! Какие же мы православные, если жить будем лишь с оглядкой на расхождения, где тогда наше христианское всепрощенчество и способность слышать ближнего своего, понимать (не значит оправдывать) мотивы его, пусть и не всегда благовидных,скорополительных поступков,продиктованных прежними обидами и обстоятельствами, которые только время порой может остудить.
И слава Богу, что нашлись те, кто сумели подняться над прошлым и найти силы, чтобы двигаться вперёд на благо всему христианскому миру.  

Хмурому от жизнерадостной
20.05.2017 0:46

///РПЦЗ не считает Власова предателем//

Это не так. Вы ошибаетесь.

Н.Н. - Кантемирову
19.05.2017 21:48

Хорошо бы, г-н Кантемиров, прежде чем пытаться обвинить "дитя Арбата" в невежестве, немного расширить свой собственный кругозор. Поскольку сами вы намеренно пребываете в полном неведении о взглядах РПЦЗ, одним - а их множество! - фактов - обрисую вам картину.
Итак:
Митрополи́т Анаста́сий (в миру Алекса́ндр Алексе́евич Гриба́новский; 6 [18] августа 1873, село Братки, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния — 9 [22] мая 1965, Нью-Йорк) — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй, после митрополита Антония (Храповицкого), председатель Архиерейского Синода РПЦЗ.

И чем же вам, г-н Кантемиров, близок этот священнослужитель? А, понял! Вас вдохновило на брань в адрес "арбатского"
пасхальное послание Митрополита Анастасия, датированное 1942 годом.  
Вот лишь несколько фраз из него (источников полно, не надо только вам закрывать глаза на них):
"... Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы... И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду уже запела... "Христос Воскресе!"..."
Плохо, на "двойку" знаете вы историю РПЦЗ. От того и приходите в восторг. Учите "матчасть", учите! Или разделяете радость митрополита? А? Что, Святая Русь, о которой вы глаголете, по вашему, это Русь под фашистами?!!

РАЗУМ
19.05.2017 20:48

Не стану говорить, о том, почему глубоко религиозный народ России в 1917 году поддержал советскую власть, которую сам создал, и пошел за большевиками ее отстаивать в гражданской войне, спровоцированной во многом церковными иерархами, поддержавшими белое движение и интервенцию. Примириться с наследниками первоиерарха русской зарубежной  православной церкви митрополита Антония (Храповицкого) - это означает тоже стать предателем своего Отечества. Этот Антоний благословлял всякое оружие против советской народной власти, которую называл сатанинской и в 20-е и 30-е годы, когда славил Гитлера. Его мнение озвучил архиепископ Серафим Берлинский в 1941 году:"Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть... Христолюбивый вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали.... Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте... Настал последний и решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!" Но Бог вновь стал на сторону трудового народа.И мириться с врагами Отечества и становиться с ними заодно было абсурдно, если вспомнить, какими жертвами была освящена победа нашего народа.  

Комментарии 1 - 20 из 24
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Русские в рассеянии

К десятилетию объединения РПЦ и РПЦЗ.

А снимки остались…

Сморгонь – город-герой Первой мировой войны.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Аналитический портал о Балтийском регионе Всемирный Русский Народный Собор Научное Общество Кавказоведов Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта