Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Россия под Державным Покровом

Россия под Державным Покровом

15 марта 2017 г. – 100 лет со дня обретения Державной иконы Божией Матери
Валерий Панов
15.03.2017
Россия под Державным Покровом

Образ Божией Матери «Державная» является не только одной из главных святынь современной России, но и одной из самых таинственных среди богородичных икон. Она чудесным образом была обретена 2 марта 1917 г. (15 марта по н.ст.) в селе Коломенское, что ныне входит в состав Москвы. На иконе Богородица держит на коленях Младенца Христа, в руках у Нее символы государственной власти – скипетр и держава. В этот же день император Николай II отрекся от престола. Эти два события стали грозным предзнаменованием грядущих испытаний, как для Русской православной церкви, так и всей нашей страны.

Предание об обретении иконы хорошо известно, тем не менее напомним эту историю, поскольку для России она имеет непреходящее значение.

Жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова 13 февраля 1917 г. увидела во сне, что от нее требуют отыскать в селе Коломенском икону и перед найденным образом молиться. Женщина усердно помолилась Богу, прося наставить ее на путь истинный и научить выполнить Его волю, а также избавить от козней диавола, если это от него она получила видение. И 26 февраля привиделся ей новый сон…

Тогда пошла Евдокия в Коломенское, нашла там церковь Вознесения и поведала настоятелю свои тревоги и сомнения. Батюшка выслушал ее, показал иконостас, но ни одна из икон не походила на ту, что женщина видела во сне. Решено было поискать в подсобных помещениях. И в подвале нашли почерневшую от времени икону.

Так была обретена заступница Русской земли – Державная икона Божией Матери. Позже было выяснено, что первоначально икона принадлежала кремлевскому женскому Вознесенскому монастырю. В 1812 г. при наступлении Наполеона она была спрятана в Коломенском, где и осталась забытой.

Великое чудо совершилось именно в тот день, когда в Пскове генералы предавали царя, попирая присягу, данную ими перед Крестом и Евангелием на верность ему до смерти, вынуждая его подписать письмо об отречении от престола. Царь поступил согласно Кресту и Евангелию: смиренно покорился воле Божией, принося себя в жертву, горячо молясь Богу, Царице Небесной.

На иконе Богородица восседает на царском троне с Богомладенцем, держа те знаки царской власти, которые беззаконно вырвали из рук царя.

Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную власть, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия?» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что «… и теперь в России Царство не от мира сего, теперь вместо Царя правит страной Матерь Божия».

Икону сразу стали почитать жители Коломенского и его окрестностей. В 1928 г. Державная икона была передана в Государственный исторический музей. В год празднования 1000-летия Крещения Руси, 15 апреля 1988 г. Державная икона Божией Матери была передана на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. Здесь святыня пребывала два года в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. В соответствии с постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам и по ходатайству Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II икону решено было перенести в Коломенское. В канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, 27 июля 1990 г., икону и доставили туда - в храм Казанской Божией Матери, построенный более 350 лет тому назад.

Второе обретение иконы в 1990 г. произошло также в переломное для нашей страны время. Это свидетельство того, что Богородица не оставила землю Русскую, что под Ее Покровом продолжает пребывать русский народ.

В том же 1990 г. на Волхонке, неподалеку от того места, где раньше стоял храм Христа Спасителя, был торжественно установлен гранитный камень с надписью: «Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте». Организаторами общественного движения за воссоздание Храма были протоиерей Георгий Докукин, писатели В.А. Солоухин, В.Г. Распутин, В.Н. Крупин, композитор Г.В. Свиридов, скульптор В.П. Мокроусов.

В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная» (автор проекта арх. А.Н. Оболенский), который должен был как бы предварить восстановление храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В храме-часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, молитвы за строителей и благотворителей. Величественный храм — главный кафедральный собор был восстановлен в кратчайшие сроки.

Кстати, когда впервые икона возглавила торжественное шествие, то потемневшее изображение просветлело прямо на глазах. Сегодня во многих храмах России появились списки Державной иконы Божией Матери и храмы, посвященные ее образу.

В 2007 г., в год празднования 90-летия обретения чудотворной Державной иконы Божией Матери, произошло величайшее событие — восстановление канонического единства в Русской православной церкви. Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Зарубежной церкви в США, Канаде, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции для участия в торжествах по случаю восстановления канонического единства.

А в преддверии 100–летия обретения Державной иконы Божией Матери в пресс–центре храма Христа Спасителя состоялась научно–практическая конференция «Россия под Державным Покровом».

Ее организаторами стали Международная общественная организация «Союз православных женщин», Женское православно–патриотическое общество, Научно–издательский центр «Наука и Слово» при поддержке газеты «Русь Державная».

Конференция собрала историков, культурологов, православных публицистов и общественных деятелей из 27 епархий Русской православной церкви, в том числе из Беларуси, Луганской народной республики, Молдавии, Литвы, Кыргызстана. Соведущим мероприятия был архиепископ Женевский и Западно-Европейский РПЦЗ Михаил. Большинство участников конференции сошлись на символическом и духовном значении обретения Державной иконы для России именно в тот момент, когда легитимная власть закончилась. И под Покровом Богородицы страна вступила на тернистый путь отступничества и последующего искупления...

Конференцию вела Галина Ананьина, сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин», председатель Женского православно–патриотического общества, автор изданий по истории обретения иконы Божией Матери «Державная», кандидат исторических наук. Она, в частности, отметила, что «икона Божией Матери «Державная» стала широко почитаться в среде белой эмиграции… В течение всего 2007 года, в честь 90-летия обретения образа, по территории России, Украины и Белоруссии проходил крестный ход «Под звездой Богородицы».

Архиепископ Женевский и Западно-Европейский РПЦЗ Михаил рассказал о встрече иконы в Швейцарии в 2007 г., когда придирчивые сотрудники местной таможни, увидев образ, настолько прониклись чувствами верующих, что не стали проверять документы и разрешили вынести святыню в облачении. Впоследствии чудотворный образ облетел разные концы света, крестный ход практически прошел по всей планете.

Протоиерей Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери поселка Кратово Раменского района Московской области представил доклад «Явление Державной иконы Божией Матери – главное событие 1917 года».

Он убежден, что именно явление чудотворного образа – важнейшее и решающее событие 1917 г., поскольку тогда сами Небеса заговорили с народом в тот момент, когда происходил радикальный слом вековых традиций национальной жизни. Как подчеркнул священник, под нажимом обстоятельств царь оставил трон, но Богоматерь не оставила Россию: взяв в собственные руки скипетр, Она под своим Покровом сохранила православную державу. Именно поэтому даже убийство царя в итоге не принесло победы дьяволу: Третий Рим сохранился. Советская власть безбожников была попущена, чтобы народ, отказавшийся от царя, увидел пагубность этого пути, навязанного под благим предлогом...

Преподаватель Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова, религиовед Ольга Тузова выступила с докладом об Удерживающем в контексте событий 1917 г. и явления Державной иконы Божией Матери. Она обратилась к посланию святого апостола Павла к христианам Фессалоник. По мнению докладчика, сама по себе царская власть есть Удерживающий, в то время как демократия по своей природе приводит к антихристу. Эта концепция тесно переплетена с идеологией «Москва – Третий Рим».

Профессор Московского педагогического государственного университета Николай Асонов согласился с утверждением, что все делается по воле Божией, включая события 1917 г. По его мнению, император поддерживал либеральный вектор модернизации страны и не опирался в своем правлении на черносотенцев, когда при нем фактически обозначилось противостояние «Великой России» П.А. Столыпина и «Святой Руси» Н.Е. Маркова 2-го. Ошибочным шагом, по мнению историка, было сближение с Францией и Англией, чья политика строилась сугубо на экономических интересах, когда христианско-династические Германия и Австрия были по всем показателям ближе Российской империи. Асонов находит признаки закономерности катастрофы в русской культуре Серебряного века, где обозначился, по его оценке, «чёрный рассвет» декаданса, где творческие люди культивируют любовь к себе, своё эго, в отличие от подлинно «золотого века» эпохи Николая Павловича. В итоге покров Богородицы частично свернулся и под видом свобод на Русскую землю пришла вседозволенность, несущая зло.

Ольга Гаврилова, председатель Общества во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги, в докладе «О том, как народ отрекся от своего царя» воздержалась от критики политической линии государя.

Она напомнила о клятве на Земском соборе 1613 г. и отступничестве через 300 лет, когда даже не простой народ, а прежде всего, русский барин предал Божьего Помазанника. Впоследствии трагедию Николая II разделили белые армии, вступившие в борьбу с большевиками.

Однако нельзя забывать, что сами лидеры Белого движения, по большей части, допустили их приход поддержкой Февральского переворота. За свои либерально-демократические устремления, более популярные в их среде, чем монархические взгляды, им потом пришлось дорого заплатить…

И здесь хотелось бы привести несколько фраз, ключевых, на мой взгляд, из Соборной клятвы 1613 г.: «Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, — Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руси Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами… И кто же пойдет против сего Соборного постановления — Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы». И когда император Николай II сделал в своем дневнике запись «Кругом измена, трусость и обман», то явно имел в виду всю Россию, а не только его ближайшее окружение.

До 70% семинаристов, напомнила Ольга Гаврилова, как ни удивительно, в решающий момент выразили поддержку революции, хотя Церковь должна быть опорой монарха всегда. Потом священство сполна познало тяготы гонений, что дает основания говорить об искуплении своего греха: мало какая церковь может дать пример такого огромного числа новомучеников.

Однако на святого Царя-страстотерпца злословят до сих пор, и этот народный грех тянется от современников 1917 г. к их неразумным потомкам, хотя еще отец Николай Гурьянов говорил: «Кто любит Россию и Царя – тот любит Бога».

Содержательными были выступления и других участников конференции. Главный вывод, который можно сделать из сказанного, думаю, заключается в том, что верующий народ, духовенство и Русская Церковь оказались сильнее своих гонителей. Храмы не опустели, вера сохранилась.

Протоиерей Николай Булгаков пишет: «Через столетие вопрос, далеко не решенный для нашего народа: почему стала возможной катастрофа 1917 года? Важнейший путь к разгадке тайны 1917 года – осмысление обретения Державной иконы Божией Матери. В этом явлении сами Небеса заговорили с нашим православным народом... В тот год в нашей православной стране был установлен порядок, полностью противоположный всем её вековым устоям. Прежде всего, новая власть ставила своей целью решительное искоренение веры в нашем народе – то есть той высшей ценности, которая всегда была у него. Недаром наш народ готов был жизнь свою положить за Веру, Царя и Отечество».

И разве это не так?


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.