Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 ноября 2017
«Рассвет» почти не виден

«Рассвет» почти не виден

Заметки публициста о сельской глубинке
Александр Калинин
07.06.2016
«Рассвет» почти не виден

Пока чиновники говорили о возможностях, открывшихся перед крестьянами в связи с запретом поставок сельхозпродуктов из Европы, об импортозамещении, в Сандовском районе Тверской области умирал очередной сельскохозяйственный кооператив с красивым названием «Рассвет»…

Его не банкротили, как остальные хозяйства, задавленные неподъемными банковскими кредитами или утянутые на дно долгами перед энергетиками и нефтяниками, не захватывали рейдеры, нет, к смерти он приговорил себя сам. Проще говоря, кооператив самораспустился. Такого в истории современного российского села, пожалуй, еще не было.

- Как жить, когда коров доим, а молоко выливаем в канаву? – объяснял причину этого коллективного самоубийства председатель «Рассвета» Евгений Смирнов. – Сбыть некуда, никому наше молоко не нужно.

Долгие годы хозяйство вела мать Евгения – Сусанна Александровна Смирнова, личность легендарная для этих мест. Тогда и хлеб растили, и лен, и картошку, и молоко сдавали, и мясо. Евгений служил у нее агрономом. После смерти матери он какое-то время держал кооператив на плаву, и вот теперь пустил его ко дну. Сам. Добровольно. Сознательно. Люди разошлись кто куда. Одни подались на биржу за пособием по безработице, другие – в иные края в поисках иного заработки. Сам Евгений какое-то время еще оставался на капитанском мостике: до того, как уйти в небытие, кооператив должен был рассчитаться с долгами по налогам. Умирать собрался, а налоги плати. И Евгений сдавал в металлолом изношенную технику.

В районе, экономическую основу которого когда-то составляли два десятка колхозов и совхозов, на плаву остался лишь один кооператив с не менее претенциозным названием «Победа». И то не благодаря инновациям и господдержке, а главным образом потому, что по его землям прошел нефтепровод, вот на эти нефтяные деньги да еще за счет того, что молоко от кооперативных коров хозяйству разрешили продавать за наличные деньги населению, колхоз и жил.

Отсюда, из российской глубинки, довольно странно слышать о наличии какой-то государственной программы по поддержке отечественного сельхозпроизводителя.

Хотя, если верить Президенту, с введением запрета на ввоз продовольствия из ряда стран для отечественного АПК появились дополнительные возможности, а государство выделяет на поддержку сельского хозяйства значительные бюджетные ресурсы, и необходимо лишь обеспечить оперативное доведение до конкретных производителей этих средств, в том числе до крестьянских фермерских хозяйств.

До нас, видимо, не доводят. Или доводят не оперативно.

Я проехал по Тверской области с юга на север, всюду разруха, остовы коровников, льнозаводов, хлебопекарен, многоквартирных домов и коттеджей напоминают не некогда обжитое благоустроенное пространство, а некую зону отчуждения, случившуюся после техногенной катастрофы. Наверное, думается, такая программа есть, да не про нашу честь. Наверное, разумнее помогать не нам, нищим и голым, а хлебородной Кубани или плодородному Алтаю, крупным молочным и мясным холдингам, управляемым из оффшоров. Там вложения дадут быструю отдачу.

А нам-то зачем?

Нас уже однажды предпочли Казахстану, когда в Кремле в середине прошлого века обсуждали, куда вкладывать деньги – в центральные нечерноземные или восточные целинные земли. Предпочли целинные. Они обещали быстрый хлеб. Вырос новый город – Целиноград. Там теперь выстроена столица суверенного Казахстана Астана, а к каждому аулу проложен асфальт, подведены вода и газ. Мы же по старинке воду берем из колодца, печи топим дровами, а по нужде ходим в дощатый «скворечник» во дворе.

Нет, мы, наверное, как и на Дальнем Востоке, тоже могли бы дать по гектару земли каждому оставшемуся здесь жителю. Ее вокруг – бери, не хочу. Но, во-первых, она уже в большинстве заросла лесом, и теперь там вместо зерна и картошки растут грибы. Во-вторых, даже заросшая лесом, она все равно чья-то собственность. А чья – землеустроители не говорят, вроде как это коммерческая тайна. Может, и сами не знают, потому что земля эта много раз продана и перепродана, заложена и перезаложена. А главное, кто ж возьмет в собственность этот заросший гектар и что он будет с ним делать, когда крепкие некогда колхозы разваливаются по причине отсутствия сбыта и доступных кредитов?

Первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Евгений Громыко на парламентских слушаниях в Госдуме заявил, что 237 миллиардов рублей, выделенных в этом году правительством на финансирование программ по поддержке сельского хозяйства, мало. Они позволят разве что обеспечить инерционный сценарий развития, выполнять обязательства только по текущим проектам. Какие уж тут инновации.

А капитаны агропрома утверждают, что даже эти скромные деньги в полной мере до производителя не дойдут. Потому, что по принципу субфинансирования их можно получить лишь вслед за областными деньгами, которых у областей нет. Это как у почтальона Печкина: перевод пришел, только я вам его не дам, потому что у вас своих денег в кармане нет, у вас финансы поют романсы. В результате по этой самой причине каждый год от 2 до 5 миллиардов таких выделенных, казалось бы, на поддержку отечественного сельхозпроизводителя денег возвращаются обратно в казну. Поддержка как бы декларирована, но ее на самом-то деле и нет.

Впрочем, даже у тех денег, которые все-таки доходят до отечественного производителя, нехорошая слава.

Потому что следом за ними, как правило, приходят многочисленные проверяющие, чтобы найти, где их не так использовали, и наказать за это неправильное использование. Поэтому многие фермеры, да и кооперативы с государством пытаются не связываться.

Доцент кафедры Управления и права Поволжского технологического университета Гузаль Царева называет те же причины, по которым, на ее взгляд, несмотря на призывы правительства, не развивается аграрный сектор России. Это удорожание импорта, рост ставок по кредитам, проблемы поставок из-за рубежа, нестабильный курс валюты и высокий уровень долгов. Льготное кредитование аграрного бизнеса ухудшилось по сравнению с предыдущими годами, как и условия выдачи кредитов, резко увеличились ставки по кредитам, а банки не соглашаются с реструктуризацией старых долгов. Это часто является переломным моментом в принятии решения продолжать или нет заниматься сельским хозяйством.

У производственников к банкам особые претензии. Банк, говорят они, часто распределяет деньги по принципу: я тебе деньги, ты мне откат 10 -15 процентов. Естественно, мелким фермерам это не потянуть. На откаты соглашаются крупные заемщики – агрохолдинги. И, как следствие, попадают в зависимость к банкам и заканчивают банкротством.

Это реалии нашего времени – времени импортозамещения.

Еще один пример таких реалий называет директор ЗАО «Совхоз им. Ленина» Павел Грудинин.

- Приходите вы в банк и говорите о своем желании производить молоко. Вам говорят — покажи бизнес-план. Понятно, что в нем должны отображаться себестоимость производимого продукта и продажная цена. Но как ты посчитаешь себестоимость, если никто в России не может сказать, сколько завтра будет стоить газ, электричество, какие будут налоги, сколько будут стоить комбикорма, сколько будет стоить оборудование? Ведь все эти показатели зависят либо от решения правительства, либо от курса доллара. Поэтому и сколько будет стоить молоко, никто сказать не сможет. Цены, тем временем, растут. За последнее время подорожали и мясо, и «молочка», и хлеб – то есть все то, что требуется постоянно каждому из нас.

В моем родном поселке торговля оживает лишь летом, когда на отдых в родительские дома приезжают богатенькие горожане. Зимой все замирает. Бабушка купит раз в три дня половинку батончика да пакетик молока, с пенсии позволит себе разве немного дешевой колбаски, вот и вся выручка. Да и у молодых заработки невелики, в среднем выходит по 8-10 тысяч рублей в месяц. Вот и ходят по рынку, считая в кошельке оставшиеся до получки копейки. Нищает население. Сетевые магазины еще как-то приспосабливаются к низкой покупательской способности населения, а маленькие частные лавочки, не только промтоварные, но и продовольственные, балансируют на грани закрытия. Это к вопросу о малом бизнесе.

- Снижение потребительского спроса – серьезная проблема для производителя, – говорит президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян. Ему вторит и гендиректор агрофирмы «Прогресс» Краснодарского края Александр Неженец:

- У нас есть свиноводческий бизнес, и мы видим, что цены на мясо перестали расти, есть даже тренд к снижению. Я связываю это с ограничением реальных располагаемых доходов. 

В сложившихся условиях часть сельхозпроизводителей, по его мнению, рискует просто уйти из бизнеса. По этой же причине – низкая покупательная способность населения - сократили поставки своей продукции в Россию даже те страны, которые не попали под эмбарго.

Расчеты, что наши производители будут производить дешевле, тоже не оправдались. Как производить дешевле, если у нас солярка дороже, чем в Америке, разрешение на строительство какой-нибудь фермы надо ждать три года, чиновнику надо дать взятку такую, что с ума сойдешь!

Все эти коррупционные, административные откаты закладываются в себестоимость, и ты не можешь дешево продать произведенное, иначе прогоришь. Так считает директор подмосковного совхоза имени Ленина» Павел Грудинин.

- С точки зрения правительства – у нас все хорошо, - говорит он. - Отрасль развивается, ежегодный прирост составляет 3 процента. У нас самый рекордный урожай зерна — больше 100 миллионов тонн. Свининой и мясом птицы сами себя обеспечиваем полностью. Есть проблемы с молоком, но они разрешимы. Неплохо и с овощами. 90 процентов картофеля и овощей производится на подворьях, личных подсобных или крестьянских фермерских хозяйствах, что, оказывается, тоже очень хорошо. Но по неофициальной оценке ситуации наше сельское хозяйстве находится в состоянии стагнации.

И разъясняет:

- Мы уменьшили покупку тракторов, сельхозмашин, комбайнов. Это значит, у крестьян нет уверенности в будущем. Уменьшив производство молока, стали меньше строить ферм, соответственно, меньше покупать стройматериалы и все остальное. Казалось бы, шанс нам дали, вы слышали об импортозамещении. Но одновременно с этим правительство в начале прошлого года объявило: процентная ставка по кредитам банка будет 26 процентов годовых. И этим отрезало большинство фермеров от кредитов. А если денег нет, сколько ни говори, что ты будешь интенсивно заниматься расширением производства, без инвестиций отдачи не получишь.

Но и это не все.

Президент говорит, надо снижать налоги, а правительство их повышает. Надо дать свободу бизнесу, а вносятся всякие законы и нормативные акты, которые говорят, что никакой свободы бизнеса у нас нет и в помине.

Растет административное давление на бизнес, особенно на сельское хозяйство. Ферму, например, приравняли к первому классу экологической опасности, к атомным станциям. Теперь мы будем платить большой экологический налог, сбор за вред окружающей среде. То же происходит с ветеринарной сертификацией.

Ну и о кадрах. По государственной программе развития сельского хозяйства молодой специалист на селе к 2020 году должен получать вполовину меньше от зарплаты такого же специалиста, занятого в промышленности. Кто же пойдет работать в сельское хозяйство, где госпрограммой ему заложена нищета?

А импортозамещение в какой-то мере все-таки ощущается и у нас. В рыночный день, а это среда, к нам привозят клубнику, черешню по 350 рублей за кило, помидоры грунтовые. Помидоры уже не турецкие, а краснодарские, клубника не египетская, а крымская, черешня не болгарская, а узбекская. Так по крайней мере написано на ценниках. Не знаю, может, и врут. Но мы берем. Понемножечку. Надо же детей и внуков побаловать.


пос. Сандово Тверской области.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 160 найденных.
Виктор
22.07.2016 21:59
Вера //Разница в уровне жизни партийно-хозяйственной советской верхушки на местном уровне и народом простым была заложена в 10-15 раз.//---------У директоров заводов,эта разница была и меньше. В нашем многоквартирном   доме вместе проживали директор предприятия и его рабочие и ИТР.А сейчас новоявленная элита живёт в элитных домах,элитных посёлках с многочисленной охраной. Полный отрыв от народа.В России разрыв в доходах бедных и богатых в 50 раз! Этого нет нигде в Европе! Вы о таком капитализме мечтали,Вера?        //В стране негласно не поощрялись самостоятельные путешествия, только к родственникам//-----Я вам о возможности пенсионеров летать на самолётах,а вы мне о блате в гостиницах. Сейчас и к родственникам пенсионер не сможет прилететь! Или вы об этом тоже не знаете?   О блате в гостиницах правда.  И не только в гостиницах. В середине 1970-х., я в течении полгода ждал вызов на лечение ,в один из медицинских НИИ в Москве. Когда я туда приехал,то тоже удивился,непропорционально большому кол-ву пациентов из Закавказья, находящихся там на лечении. Они и не скрывали,что они не ждали месяцами,что бы попасть сюда. И намекали,что для этого нужно было кое-кого подмаслить. Ну а сейчас Москву в народе называют Москвабадом. Но те были времена, когда повсеместно ослаблялась дисциплина и правопорядок. Ну а Москва в этом отношении давала фору всем. Но лечение моё было бесплатное и успешное. Сколько стоило бы мне это лечение сейчас?
Владимир Иванович
22.07.2016 0:57
Виктор
21.07.2016 17:25""

Разница в уровне жизни партийно-хозяйственной советской верхушки на местном уровне и народом простым была заложена в 10-15 раз. к примеру, при коллективизации из отобранного имущества местные активисты получали четверть "по закону". На деле и половину, и того больше. Когда вести о таком мародёрстве на местах стали доходить до ЦК, Вы думаете таковых наказали? Как бы не так. Пожурили. "Особо отличившихся" перекинули на другие места.
Вы хотите сказать, что у партхозактива не было своих блатскладов с дефицитом? Тогда Вы либо в большом наиве, либо придуряетесь. Прошу прощения. Пример из жизни. Сибирский шахтовый город. 120 тыс. населения. Снабжение прекрасное. Но самое лучшее партейцам наверху, директорам шахт, магазинов, предприятий и прочим особо приближенным к власти. Это касалось всего - мебели, промтоваров, продовольствия. Вы когда-нибудь видели "Волгу" выезжающую с продбазы. А я видел. Передние колёса зависали в воздухе, потому что в багажнике набито дефицита под завязку! А вы тут рассказываете мне сказки об уровне зарплат. У инженеров и директоров были особые премии по результатам работы за квартал и год. Многие ли рабовия видели эти суммы? Мне пришлось пару раз увидеть по случаю. И я очень был поражён щедростью советской власти по отношению к проводникам её идей.

Совковый чиновник имел возможность получить лучшую квартиру, отоварится дефицитом при пустых полках в магазинах, пристроить своих деток в хорошее место, съездить с семьёй отдохнуть без особого напряга для семейного бюджета. Их наказывали за хищения? И много ли таких было при всеобщем хищении в особо крупных размерах?!
Петр Петрович
22.07.2016 0:27
\\\ То есть П.П. согласен с Белинским, что народ глуп и надо его насильно тянуть к светлому будущему\\\

Карл Маркс написал в Манифесте коммунистической партии, что капитализм выдернул деревенских жителей из идиотизма деревенской жизни. Социализм сделал то же самое, только ещё быстрее и резче. Советский деревенский паренек стал первым в мире космонавтом. Фамилию назвать или сами догадаетесь?
Белинский был прав, особенно, если учесть, что Россия в его время была страной сугубо аграрной, т.е. одна большАя деревня.
Наташа
21.07.2016 23:40
Вот такие, как В.И. и пудрят мозги нашей молодёжи.Мультик помните про Киевского князя Владимира, Алёшу Поповича и других богатырей? Владимир Иванович напомнил мне этого князя фразой о "чёрном люде".
Вера ВИКТОРУ
21.07.2016 20:46
Разрыв между мин.зарплатой 70 руб и зарплатой директора был 1 к 10, но у директора ещё была куча возможностей, которых были лишены простые люди.
По поводу возможностей летать куда хочешь приведу один характерный пример, произошедший на моих глазах. Я оформляла своё пребывание в гостинице "Россия", подошел Герой Советского Союза и попросил поселить его с другом в гостинице. И как вы думаете поступила администрация? Они сказали ему, что с женой они бы его поселили, а с другом, если он не герой они не могут и отправили его искать место в другой гостинице. Но когда я поднялась на этаж я была удивлена  огромным числом кавказцев, снующих по коридору. Вы думаете это были все Герои Сов.Союза?
В стране негласно не поощрялись самостоятельные путешествия, только к родственникам,либо дикарями в частный сектор, а в гостиницы только организованным группам туристов и командированным и конечно по звонкам и на лапу.
Такие вот дела!
Виктор
21.07.2016 17:25
Владимир Иванович.//Вы что на полном серьёзе думаете, что после 1917 г. было общество социальной справедливости//-------Не только думаем,мы в нём жили. Какой разрыв в зарплате между инженером(рабочим)  и его директором был тогда, и  между рабочими и менеджерами госкомпаний сейчас ?  Я уж не говорю о частных кампаниях. Любой пенсионер(пенсионерка) могла в СССР позволить себе летать по стране на самолёте,а сейчас это возможно ?                //У власти стояла партийная верхушка. И никогда они нам "чёрному люду" равны не были.//
-------Т.е. вы хотите сказать,что завод принадлежал его директору Ивану Ивановичу,а шахты- министру угольной промышленности Сергею Михайловичу? Вы это можете впаривать кому-нибудь из молодёжи.Какие дома имели те совковые чиновники,и какие дворцы имеют россиянские сейчас? По заслугам ли? Были в СССР хищения,но  были и строгие наказания. За хищения в особо крупных размерах светила вышка.И её применяли. А сейчас? Привет вам от Сердюкова с Васильевой.
ВЕРА
21.07.2016 15:27
То есть П.П. согласен с Белинским, что народ глуп и надо его насильно тянуть к светлому будущему, вот и накинули на народ удавку и потянули, но то ли надорвались, то ли дорогу к коммунизму не нашли, но в результате затащили в неофеодальное болото, в котором судя по-всему и увязнем.

П.П., что ж это за система такая, что всё плодились и плодились враги и чем больше их уничтожали, тем больше их становилось?

ВИКТОР, это Капитан Марриэт.

\\-Так это писали все столбы русской литературы.\\
Порой и столпов русской л-ры мы знали однобоко только нужные советской власти произведения да и то с купюрами.
Петр Петрович - Владимир Иванович
21.07.2016 12:43
\\\ Вы что на полном серьёзе думаете, что после 1917 г. было общество социальной справедливости? А недра, земля и заводы были "народными"?\\\

Да, думаем. Землю колхозам дали в бессрочное пользование БЕСПЛАТНО. Почти столько же земли, сколько было у колхозов, было в частном владении под огороды, пашни и сады, и тоже бесплатно. Заводы и фабрики трудились на благо всей страны, а не на кучку жуликов. Профсоюзам принадлежало огромное количество, как их до войны называли "Дворцов отдыха". Вчера как раз фильм документальный был по ТВ. Передовики производства поправляли здоровье на курортах в шикарных апартаментах. Отдых оплачивался государством.
А бесплатные всеобщие образование, здравоохранение, пенсии это разве не завоевание советской системы?
Система стала рушиться с уходом Сталина и с приходом к власти недобитых эсеров и троцкистов. Почти 40 лет понадобилось предателям во власти, чтобы довести СССР до той степени неприятия обществом, что от него просто отвернулся весь народ. Но отвернулся от хрущёвско-брежневского СССР, чтобы воссоздать его в ином обличии "с человеческим лицом". Но и тут предатели подсуетились, коварно и нагло убили СССР, заодно убив ключевые фигуры страны, которые могли воспрепятствовать разрушению СССР. Самый настоящий заговор, руководимый из-за океана.
Владимир Иванович
21.07.2016 4:24
Виктор
19.07.2016 18:36""

Вы что на полном серьёзе думаете, что после 1917 г. было общество социальной справедливости? А недра, земля и заводы были "народными"? Окститесь.  Народу ничего не принадлежало в принципе. У власти стояла партийная верхушка. И никогда они нам "чёрному люду" равны не были.
Виктор
20.07.2016 22:04
Вера.  //В 19-м веке шел целенаправленный отбор и пропаганда той литературы, которая отрицательно оценивала российскую действительность,//--------Так это писали все столбы русской литературы. Вы знаете каких -либо других? И назовите,пожалуйста, этого английского писателя.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 160 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.