Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 октября 2021
«Пятерка» — двигатель прогресса

«Пятерка» — двигатель прогресса

Между образовательным уровнем и уровнем развития экономики найдена прямая связь
Елена Трофименкова
16.05.2008
«Пятерка» — двигатель прогресса

Экономисты Стэнфордского и Мюнхенского университетов Эрик Ханушек и Лудгер Воесманн в статье, опубликованной в журнале «Эдьюкейшн некст», сопоставили объемы ВВП 50 стран с результатами тестов на знания, проведенными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты оказались неожиданными.

Раз в три года ОЭСР проводит авторитетнейшее исследование — тестируется уровень знаний 15-летних школьников по математике и естественным наукам. Тесты проходят 4.500 — 10.000 человек из разных стран мира. Ответы, как правило, требуют аналитических способностей. К примеру, предлагается выбрать самый эффективный регион для установки ветровой электростанции, сравнив графики средней скорости ветра за год.  

Ханушек и Воесманн взяли данные ОЭСР за 1964—2000 годы. Исследователи считают: взаимосвязь ВВП и знаний школьников во многом определяется открытостью экономики.

 Так, у стран с закрытой экономикой рост ВВП в среднем составляет 0.9 процента, с открытой — 2.5. Причем многое зависит здесь от продолжительности учебы в школе, каждый дополнительный год дает ежегодную прибавку к ВВП в 0.37 процента. Отдача тем выше, чем сильнее акцент на математику и естественные науки. 

Уровень знаний ОЭСР оценивает по собственной шкале. Высший балл в ней — 1.000 пунктов. Впрочем, добиться такого результата не удается практически никому. В 2006-ом по результатам тестов максимум получила Финляндия — 563. Достижения США никогда не превышали 500 пунктов - в 2006-ом — 487. Россия, увы, набрала еще меньше — 479. (В 1990-е годы — 500).  

Раньше не было понимания, что образование влияет на экономику, посетовал не так давно министр образования Андрей Фурсенко. Правда, в 1970-е во всевозможных документах было принято обсуждать влияние качественного образования на производительность труда. Цифры при этом назывались примерно такие: начальное повышает ее на 50 процентов, среднее — на 110, высшее — на 315. Однако, по понятным причинам, вопросов в данном случае возникает неизмеримо больше, чем ответов.  

Сегодня важность «образовательной составляющей» обществом по-прежнему недооценивается, считают авторы доклада «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?», представленного недавно Общественной палатой президенту, Госдуме и правительству. По их оценкам, около 30—40 процентов ВВП формируется за счет интеллектуальных продуктов.  

Между тем, если сейчас не начать инвестировать в образование, через десять лет планы по созданию инновационной экономики реализованы не будут, и Россия просто не выдержит международной конкуренции.

Продолжение нынешних тенденций в ближайшие пять лет приведет к тому, что страна будет привлекать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, что сегодня происходит, например, в сфере высшего менеджмента. Через 10 лет может рухнуть нерушимая, казалось бы, система РАН, и Россия перестанет проводить собственные инновационные исследования.  

Впрочем, мрачность прогноза уравновешивается его обнадеживающим ядром. Авторы доклада исходят из того, что российское образование имеет хорошие исходные для развития. Согласно опросам социологов, 88 процентов семей считают: их дети должны получить высшее образование. Предпочтение людям с вузовским дипломом отдают и работодатели.  

Готовившая доклад группа экспертов подсчитала: для рывка в систему образования придется дополнительно вкладывать 0.7—1 процент ВВП. В течение ближайших трех-четырех лет эти вполне посильные для бюджета деньги должны идти на поддержку исследований в вузах, на формирование общедоступных электронных образовательных ресурсов, на оплату труда учителей.  

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.