Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Пришла Троица - держись, береза!

Пришла Троица - держись, береза!

Православные отмечают один из главных церковных праздников
Александр Калинин
16.06.2008
Пришла Троица  - держись, береза!

Пожалуй, нет такого праздника, кроме Пасхи и Рождества, который праздновался бы на Руси так широко, как Троица. И нет такой недели, кроме Святочной и Масляной, где бы христианские обычаи так тесно не переплелись с языческими.

Кладбище в моем родном селе небольшое. Но как половодье превращает ручей в бурлящую реку, так и родительская суббота - традиционный день поминовения умерших накануне Троицы - преобразует тихий погост в огромное народное собрание.  

Судьба раскидала моих земляков по городам и весям, оторвала от корней, от родительского дома: да и домов-то, почитай, уже нет. Иные деревни - что беззубый рот у стогодовалой старухи: одна-две избы торчат на взгорье среди полей, а вокруг либо развалины, либо пустырь, заросший крапивой и чертополохом. Кажется, здесь никто никогда и не жил. Лишь металлическое кольцо на матице брошенного дома говорит о том, что не только жили, а и детей рожали, качали их в зыбке. Где теперь те дети, которых вырастила моя деревня? Жизнь их наполнена иными заботами, иными знакомствами.  

Однако к Троице всяк старается приехать на родные могилки.

Вырвут бурьян, поправят покосившуюся оградку, разложат на могильном холмике нехитрую снедь... Упокой, Господи, души усопших раб твоих. Не успели закусить, а уж кто-то подходит, здоровкается. Ба, да это же Вовка Волнухин, мы с ним какое-то время даже за одной партой сидели. Ну, не узнать! Он тащит к своим. Там обнаруживаются другие знакомые. Так постепенно день памяти умерших превращается в день воспоминания живущих. И нет в том ничего зазорного, если те воспоминания не тонут в дикой беспробудной пьянке, не заканчиваются где-нибудь в канаве или под кустом, если за радостью встреч все же не забывается, ради чего ты пришел сюда в этот летний погожий день, а память об умерших не опошляется разухабистой хмельной песней.  

Вообще-то Троица, именуемая иначе Пятидесятницей, должна бы по сути напоминать нам о сошествии на Апостолов Духа Святого. Это случилось на пятидесятый день по Воскресении Христовом и на десятый после Его Вознесения. Был третий час дня по еврейскому счету, то есть по-нашему - девятый час утра.

Внезапно какой-то необычный шум как бы от несущегося сильного ветра наполнил дом, где находились ученики Христа. И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из них.

 Тогда случилось еще одно чудо. Простые рыбаки и сборщики налогов, которые еще совсем недавно в страхе бежали из Гефсимании, где был, словно разбойник, схвачен их Учитель, вдруг преобразились и, преисполненные Духа Святого, начали проповедовать новое вероучение - Евангелие. Так благовествует нам святое писание. Впрочем, если уж углубляться в историю, то Пятидесятница первоначально была вообще древнееврейским праздником, который установили в память о даровании богоизбранному народу закона при горе Синае.

 Праздновался он в 50-й день после ветхозаветной Пасхи и приходился на жатву и собирание плодов, которые и приносили в жертву в храме при огромном стечении народа.  

Увы, за многие десятилетия богоборчества все это заметно поистерлось из народной памяти. Близится Троица – значит, надо наводить порядок на кладбище. Пришла Троица – пора заготавливать банные березовые веники на зиму. Символом праздника на Руси стала береза. Действительно, у нас ни ягод, ни плодов в это время еще нет, поэтому и храмы украшаются ветками березы. Пришла Троица – держись, береза!  

Суббота накануне Троицы считается одним из самых главных поминальных дней в году, а в течение недели особо выделяются два дня: понедельник - Духов день, и четверг - Навский день, в который тоже поминают умерших, но который идет от языческих верований славян.

Вообще в троицких обрядах очень много от языческих - купальских и семицких. По деревне носят куклу, одетую в женское платье, которую называют русалкой. Потом эту «русалку» сожгут на костре. Опять же не обходится без березы – завивают ее или заламывают. Еще купаются в реке. Девушки плетут венки. Вечером жгут костры и прыгают через огонь. И если теперь этот обряд не более, чем развлечение, этакое романтическое наполнение летнего вечера, то в прежние времена он вполне мог стать и чьей-то личной трагедией. Девушка, которая не сумела или побоялась перепрыгнуть через костер, считалась ведьмой, а с ведьмами, как известно, в старину не церемонились.  

Нынче почитаются в основном три дня - родительская суббота, Троица и Духов день. Работать в эти дни полагают за грех.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..