Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 октября 2021
Пришла Троица - держись, береза!

Пришла Троица - держись, береза!

Православные отмечают один из главных церковных праздников
Александр Калинин
16.06.2008
Пришла Троица  - держись, береза!

Пожалуй, нет такого праздника, кроме Пасхи и Рождества, который праздновался бы на Руси так широко, как Троица. И нет такой недели, кроме Святочной и Масляной, где бы христианские обычаи так тесно не переплелись с языческими.

Кладбище в моем родном селе небольшое. Но как половодье превращает ручей в бурлящую реку, так и родительская суббота - традиционный день поминовения умерших накануне Троицы - преобразует тихий погост в огромное народное собрание.  

Судьба раскидала моих земляков по городам и весям, оторвала от корней, от родительского дома: да и домов-то, почитай, уже нет. Иные деревни - что беззубый рот у стогодовалой старухи: одна-две избы торчат на взгорье среди полей, а вокруг либо развалины, либо пустырь, заросший крапивой и чертополохом. Кажется, здесь никто никогда и не жил. Лишь металлическое кольцо на матице брошенного дома говорит о том, что не только жили, а и детей рожали, качали их в зыбке. Где теперь те дети, которых вырастила моя деревня? Жизнь их наполнена иными заботами, иными знакомствами.  

Однако к Троице всяк старается приехать на родные могилки.

Вырвут бурьян, поправят покосившуюся оградку, разложат на могильном холмике нехитрую снедь... Упокой, Господи, души усопших раб твоих. Не успели закусить, а уж кто-то подходит, здоровкается. Ба, да это же Вовка Волнухин, мы с ним какое-то время даже за одной партой сидели. Ну, не узнать! Он тащит к своим. Там обнаруживаются другие знакомые. Так постепенно день памяти умерших превращается в день воспоминания живущих. И нет в том ничего зазорного, если те воспоминания не тонут в дикой беспробудной пьянке, не заканчиваются где-нибудь в канаве или под кустом, если за радостью встреч все же не забывается, ради чего ты пришел сюда в этот летний погожий день, а память об умерших не опошляется разухабистой хмельной песней.  

Вообще-то Троица, именуемая иначе Пятидесятницей, должна бы по сути напоминать нам о сошествии на Апостолов Духа Святого. Это случилось на пятидесятый день по Воскресении Христовом и на десятый после Его Вознесения. Был третий час дня по еврейскому счету, то есть по-нашему - девятый час утра.

Внезапно какой-то необычный шум как бы от несущегося сильного ветра наполнил дом, где находились ученики Христа. И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из них.

 Тогда случилось еще одно чудо. Простые рыбаки и сборщики налогов, которые еще совсем недавно в страхе бежали из Гефсимании, где был, словно разбойник, схвачен их Учитель, вдруг преобразились и, преисполненные Духа Святого, начали проповедовать новое вероучение - Евангелие. Так благовествует нам святое писание. Впрочем, если уж углубляться в историю, то Пятидесятница первоначально была вообще древнееврейским праздником, который установили в память о даровании богоизбранному народу закона при горе Синае.

 Праздновался он в 50-й день после ветхозаветной Пасхи и приходился на жатву и собирание плодов, которые и приносили в жертву в храме при огромном стечении народа.  

Увы, за многие десятилетия богоборчества все это заметно поистерлось из народной памяти. Близится Троица – значит, надо наводить порядок на кладбище. Пришла Троица – пора заготавливать банные березовые веники на зиму. Символом праздника на Руси стала береза. Действительно, у нас ни ягод, ни плодов в это время еще нет, поэтому и храмы украшаются ветками березы. Пришла Троица – держись, береза!  

Суббота накануне Троицы считается одним из самых главных поминальных дней в году, а в течение недели особо выделяются два дня: понедельник - Духов день, и четверг - Навский день, в который тоже поминают умерших, но который идет от языческих верований славян.

Вообще в троицких обрядах очень много от языческих - купальских и семицких. По деревне носят куклу, одетую в женское платье, которую называют русалкой. Потом эту «русалку» сожгут на костре. Опять же не обходится без березы – завивают ее или заламывают. Еще купаются в реке. Девушки плетут венки. Вечером жгут костры и прыгают через огонь. И если теперь этот обряд не более, чем развлечение, этакое романтическое наполнение летнего вечера, то в прежние времена он вполне мог стать и чьей-то личной трагедией. Девушка, которая не сумела или побоялась перепрыгнуть через костер, считалась ведьмой, а с ведьмами, как известно, в старину не церемонились.  

Нынче почитаются в основном три дня - родительская суббота, Троица и Духов день. Работать в эти дни полагают за грех.  

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.