Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 июля 2020
Полеты в рублях, милях и бэрах

Полеты в рублях, милях и бэрах

Самолеты летают на высотах, где уровень радиации в сотни раз больше, чем у поверхности земли
Сергей Михайлов
03.12.2010
Полеты в рублях, милях и бэрах

У многих авиакомпаний есть бонусные программы по привлечению пассажиров. Их суть: летайте больше, «набирайте мили», а за них вы сможете получить премию – бесплатный билет или более высокий класс обслуживания. Однако, как выясняется, спустя годы мили эти могут стать причиной раковых заболеваний или лейкемии.

Чтобы получить вожделенный бонус, нужно налетать не один десяток тысяч реальных миль, то есть провести в воздухе не один десяток часов. Если не летали в течение определенного срока, то ваш «счетчик» обнуляется. У одной из российских авиакомпаний есть подобная программа бонусов даже для детей от 2 до 12 лет.

Однако, недаром будущим мамам противопоказаны авиаполеты, а после 35 недель – категорически не рекомендованы. Поэтому иногда с удивлением читаешь радостные заметки о том, как женщина на девятом месяце беременности полетела в самолете, где и родила. Да и мужчинам, чей возраст называют репродуктивным, сле­дует ограничить дальние пере­леты до минимума. Так считают врачи. Но мы об этом не очень хорошо помним – даже если знаем.

Чем же отличается наземный транспорт от воздушного? Принципиальная разница в том, что современные пассажирские самолеты летают на высотах, где радиация в сотни раз больше, чем у поверхности земли. Так, на высоте 12 км уровень космического облучения достигает 500 микрорентген в час (мкР/час), тогда как у поверхности земли типичная доза - около 3 мкР/час. В период солнечных вспышек радиация на высотах полета многократно возрастает - на порядки. Хорошо, что вспышки случаются нечасто. Американские ученые провели исследование, чтобы определить, как влияет радиация верхних слоев атмосферы на летчиков и стюардесс. Доза, которую большинство обследованных получили во время полетов, превысила аналогичный показатель для работников американских АЭС. Такие дозы нельзя назвать опасными, однако, по мнению ученых, они повышают вероятность онкологических заболеваний. Кроме того, при обследовании выяснилось, что в хромосомном составе пилотов и стюардесс происходят изменения. Пока в США экипажи самолетов не относятся к работникам, связанным с радиацией, однако такие законы приняты в ряде европейских стран, где отслеживают уровень дозы, получаемой пилотами. Исследования также доказали, что у летчиков в три-четыре раза выше вероятность развития меланомы — одного из видов опухолей кожи.

Американские летчики считают, что их профессия должна считаться связанной с радиацией. Международная комиссия по радиологической защите рекомендовала рассматривать воздействие радиации на членов летного экипажа как профессиональное.

Уровень радиации заметно выше в полярных областях. Авиакомпания «Кэтэй пасифик» даже ввела ограничения на беспосадочные перелеты Гонконг-Нью-Йорк из-за того, что подобные рейсы увеличивают риск развития рака у экипажа. Количество рейсов для одного и того же экипажа уменьшено до двух в месяц, так как маршрут пролегает над Северным полюсом на высоте 8 тысяч метров, где уровень радиации достаточно высок, чтобы повредить клеточные ДНК.

Впервые в нашей стране на проблему радиационной безопасности при полетах обратили внима­ние в середине тридцатых, ког­да воздушный шар поднялся на высоту в 22 километра. Второй раз серьезно задуматься ученых заставила разработка в середине 60-х пассажирского самолета ТУ-144. Предполагалось, что он будет летать на 15-20-ки­лометровой высоте. Тогда же в бывшем СССР были приняты предельно допус­тимые нормы облучения для экипажей самолетов - 5 бэр в год. Напомню, что рентген и бэр - биологический эквивалент рентгена - считают примерно равными. То есть экипажи самолетов поп­росту приравняли к атомщикам. Сегодня по санитарным нормам эквивалентная доза космического облучения экипажей самолетов гражданской авиации в полетах не должна превышать 0,5 бэр в год. Доза, обусловленная естественным облучением в наземных условиях и получаемая при медицинском освидетельствовании и лечении, не учитывается.

Для гражданского населения - тех, кто пользуется услугами авиакомпаний и не работает на АЭС или предприятиях ядерно­го цикла, установили аналогичную норму: 0,5 бэр в год. Считается, что при такой годовой дозе равномерное облучение в течение 70 лет не вызывает изменений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами диагностики. Значит, летчики получат двойную дозу: 0,5 бэр в воздухе и 0,5 бэр на земле.

А дальше статистика такая: 10 бэр в год - не наблюдается каких-либо заметных изменений в тканях и органах; 75 бэр - незначительные изменения в крови; 100 бэр - нижний предел начала лучевой болезни; 300-500 бэр в год - тяжелая степень лучевой болезни, погибает половина облученных.

Конечно, даже самый мобильный человек, постоянно перемещающийся по миру на самолетах, к этим показателям может приблизиться только теоретически. Но фокус в том, что все эти цифры - пока загадка даже для специалистов. Когда говорят о рентгенах, то о них судят по степени ионизации газа в счетчике. А оно может быть вызвано различными видами излучения, каждое из которых по-своему действует на живой организм: глаза, печень, кожу, сердце. И каждый организм, к тому же, индивидуален: одному достаточно малой дозы, чтобы запустить болезнь, другому – много больше.

Закономерен вопрос: а как же космонавты? Ведь на трехстах с лишним километрах, где они летают, радиация больше. У них тоже есть нормы. В станции предусмотрена защита от радиации. Нельзя сказать, что задача полностью решена, но поиск идет. Например, во время 24-й экспедиции на МКС был установлены защитные экраны на иллюминатор и стенки каюты. На манекенах, сделанных из материалов, близких по составу с человеческим телом, датчики фиксируют дозу радиации, которую поглощает тот или иной орган во время длительного полета.

Вернемся к самолетам.

Условия авиаполета – это не самая благоприятная среда обитания. Кроме радиации, это еще и недостаток кислорода, избыток углекислого газа, пересушенный воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, постоянная смена часовых поясов, колебания давления.

Происходят изменения в работе сердечно-сосудистой системы, уменьшается общая масса циркулирующей крови, изменяется минеральный обмен, возникает нарушение слуха…

Нет, конечно, летать мы будем – деваться некуда, я не предлагаю пересаживаться на телегу. Просто «активные» авиапассажиры будут знать: мы платим за все. И не только деньгами…

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Ольга
09.12.2010 10:00
Полностью согласна с Alex
Alex
08.12.2010 7:12

   Жить-то вообще вредно. А как говорили основатели единственно верного и правильного учения, жизнь -- это есть процесс умирания.
  Летают пилоты, следят за своим здоровьем -- и живут долго. И долго летают. Бомберы-стратеги вообще летают на больших высотах, выше, чем пассажирские самолеты, и ничего. А дело в том, что не так страшна эта радиация, как ее здесь малюет автор. Тем более, что обшивка поглощает большую ее часть. Страшнее выбросы, газы, взвеси, которые мы вдыхаем в городах, где ПДК зашкаливает.
  Хорошо еще, что в Москве закрылись заводы, а при коммуноидах что творилось! Жуть. Вблизи одного завода, где было литейное производство, а там и жилые дома рядом, как не пройдешь, бывало, зимой, так весь снег серо-черный. Дома были такого же цвета. А ведь люди всем этим безобразием дышали! А какую воду пьют на местах? Это ж кошмар какой-то. Дегенеративная страна. А те, кто поставлен над нами, тем наплевать на здоровье населения. О тиграх зато заботятся. Вот и рождаются больные нездоровые люди. В какой-то мере это можно назвать геноцидом.
Вася
06.12.2010 9:36
Насчет бонуса для детей - это изуверство. Дети - наиболее подвержены радиации. Неплохо бы иметь современную статистику, тех кто много летал на высоте более 10 000 м.
Людмила
05.12.2010 13:23
"...рекомендовала рассматривать воздействие радиации на членов летного экипажа как профессионального".
Кстати: Автор, возможно, не учел того, что бывшая первая леди России, в прошлом - стюардесса. Рекомендации возможны.
Виктор
04.12.2010 12:39
Ноу коментс!!
Зигмунд
03.12.2010 16:52
Да такая программа "Аэрофлот Бонус" Юниор есть у Аэрофлота. Даже дети накручивают мили, заряжаются радиацией. По статистике летчики лет на 5-7 раньше уходят.
Веня
03.12.2010 14:54
Уже вижу заголовки в прессе:
"Риск заболеть бесплодием или родить урода у стюардессы в десятки раз выше, чем у "земной" женщины!"
Людмила
03.12.2010 13:17
И кстати: Обслуживание руководства МИД РФ в полетах производилось пилотом выпускником МГИМО, оставившим работу (летчика) по состоянию здоровья.
А новый кто?

Эксклюзив
25.06.2020
Владимир Крупин
Актуальные «крупинки» известного писателя.
Фоторепортаж
17.06.2020
Подготовила Мария Максимова
Главархив Москвы и центр госуслуг «Мои Документы» запустили виртуальный музей, посвященный Великой Отечественной.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».