Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Поиграем за Гитлера?

Поиграем за Гитлера?

Война и мир в интерактивном пространстве
Борис Калачев
12.03.2010
Поиграем за Гитлера?

В список десяти лучших российских компьютерных игр 2009 года вошли «Блицкриг» (производитель – Nival) и «Вторая мировая» (производитель – 1С). Но лишь обладатели этих аудиовизуальных продуктов осведомлены, что обе «игрушки», бойко раскупаемые не только российским населением, предлагают пользователям принять участие в реализации альтернативных сценариев развития мировой истории.

Должен сказать, что исследования ученых по материалам правоохранительных органов не выявили связи между фактами совершения преступлений и увлеченностью виновными компьютерными и видеоиграми. Не содержат подобных свидетельств и результаты проведенных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних правонарушителей. Хотя в глобальной среде пользователей аудиовизуальной продукцией, а она насчитывает сотни миллионов человек, фиксируются всё же отдельные криминальные всплески.

Обычно подобные разрозненные факты приобретают большой публичный резонанс. Наглядное тому свидетельство – убийства невинных людей, совершенные американскими и немецкими геймерами, людьми, по всей видимости, душевно нездоровыми. Общее же количество особо тяжких преступлений на этой почве, совершенных во всём мире в течение последних двадцати лет, не превысило и десятка. В сравнении с 500-600 тыс. убийств и покушений на убийства, ежегодно регистрируемых ООН в 192 государствах-членах, приведённая выше статистика близка к нулевым показателям. Да и в сопоставлении с 400-450 млн. преступлений, которые обобщаются ООН каждый год, уголовно-наказуемые деяния в области мультимедийного (интерактивного) рынка, к примеру, против собственности, имеют микронные показатели. Высока здесь, разве что, коррупция в области производства и торговли электронным контрафактом.

Случаются особо тяжкие «киберпреступления» и у нас. Например, в Уфе (Башкирия) летом 2008 года геймер сначала виртуально уничожил героя компьютерной игры – гнома, за которого играл потерпевший, а затем, при выяснении отношений, перейдя на личности, и реально убил своего соперника,

На фоне не менее четверти века (1985-2009 гг.) существующего в России оборота мультимедийной продукции, и зарегистрированных за тот же период времени 599 344 убийств и покушений на убийства, этот прецедент статистически ничтожен. В отличие от иностранной практики, он даже не вызвал сколь-нибудь широкого резонанса в общества.

Словом, принимать во внимание геймерскую патологию, как и любое иное отклонение от нормы, несомненно, нужно, но строить на этом аргументацию запрета производства интерактивной продукции – думаю, глубоко неверно.

Иное дело, излишняя увлеченность ею детьми. Она лежит на совести родителей, педагогов, а отчасти и самих производителей «игрушек».

Другой вопрос, каково содержание и предназначение этих, массово производимых, «игрушек»? Наглядный пример – интро-ролик к американской компьютерной игре «Tom Clancy's Ghost Recon», тиражированной в 2001 году. В нём озвучен прогноз о развязывании Россией военных действий против Грузии (а, в конечном счете, – против США) с территории Южной Осетии. Победил, разумеется, Вашингтон. Американский спецназ «Призраки» захватывает Кремль и «реакционное» российское правительство, осмелившееся на шаги по воссоединению постсоветских республик...

Без малого семь лет (!) подсознание многих миллионов детей, подростков, да и взрослых геймеров пропитывали разработанным в Северной Каролине долгосрочным сценарным прогнозом. И хотя реальные события августа 2008 года обнаружили несостоятельность выдвинутых в 2001 году интерактивных предположений, география и некоторые другие черты всё же произошедшей военной агрессии (только не по воле Москвы, а по произволу Тбилиси), оказались верными.

Вместе с тем, вряд ли стратегически уместным стал своеобразный электронный «ответ Чемберлену» в виде компьютерной игры-сериала «Противостояние. 3D. Перезагрузка». Она поступила на российский розничный рынок в феврале 2010 года. В интро-ролике «Перезагрузки» предсказывается десятидневный военный конфликт между Россией и Талибаном, а также – США, в августе 2010 года. С благополучным для нашей страны результатом. Только вот в контексте недавнего торжественного празднования 20-летней даты вывода Советских войск из Афганистана, призывов первых лиц Российской Федерации активизировать совместные с Америкой операции в области борьбы с наркотрафиком и международным терроризмом, очередная серия «Противостояния», мягко говоря, смотрится как-то политически неуклюже и недальновидно.

Но как бы там ни было, включение компьютерных и видеоигр в пакет мер по информационному сопровождению стратегического планирования справедливо признать важным, долгоиграющим и довольно тонким инструментом внутренней и внешней политики современного государства.

Власти, скажем, не устают повторять чиновникам и обществу о важности реализации приоритетных национальных проектов.

А вот зарубежная практика демонстрирует высокую эффективность разработки тематических компьютерных и видеоигр, как раз нацеленных на поддержку государственной экономической и иной политики.

В частности, профессиональную ориентацию подрастающих поколений - фермеров, строителей, космонавтов, ученых и т.д. И нам, в России, целесообразно было бы на уровне Правительства Российской Федерации включить государственную ориентацию отечественных разработчиков компьютерных и видеоигр на выпуск продукции, способной оказывать информационно-мировоззренческую поддержку, например, действующим в стране приоритетным национальным проектам, таким, как. «Здоровье», «Образование», «Доступное жильё», «АПК»…

Касается это и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и «плана Путина», и вновь принятой Военной доктрины Российской Федерации, и других национальных документов стратегического планирования.

Что же видим мы? В упомянутых российских компьютерных играх «Блицкриг» и «Вторая мировая» игрок может, идя на поводу у стратегических разработчиков этих «игрушек», выступить агрессором против своей Родины – СССР, а также США, Великобритании, Франции, во главе нацистской военной машины. То есть, бодро маршировать по направлению «Берлин-Москва», получая за совершенные «подвиги» против стран антигитлеровской коалиции пока ещё виртуальные награды Третьего рейха – Железные кресты, медали, воинские звания. Благо ещё не придумали миссию с наградами за надругательство и казнь нацистами партизанки Зои Космодемьянской или генерала Карбышева.

В одной из миссий «Вторая мировая» игрокам предлагается повторить военный успех гауптштурмфюрера СС Михаэля Витмана, гитлеровского танкиста-аса (атака на англичан во время их высадки в Нормандии, видно, на радость ещё оставшимся в живых ветеранам государств-членов антигитлеровской коалиции). Вот такие военно-политические метаморфозы.

Интересно, предусматривается ли хоть какое-то внятное мировоззренческое противостояние таким латентным игровым нюансам, например, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»?

Выходит, напрасно МИД России не один год отстаивал в Генеральной Ассамблее ООН принятие резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» (18.12.2009). Резолюция призывает прекратить героизацию нацизма и его пособников, что поддержали 127 государств мира (54 – воздержались, включая страны ЕС, Молдавию и Украину, против – США).

На «круглом столе» на тему: «Истоки насилия и жестокости в обществе, меры их законодательного предупреждения», проведённого Комитетом Государственной Думы по безопасности года по инициативе его члена, депутата А. И. Гурова, проблема альтернативности военных сюжетов в компьютерных играх о Второй мировой войне, борьбе с терроризмом и экстремизмом, горячо обсуждалась. Доктор юридических наук, профессор А.И. Гуров высказался довольно резко:

«Особо хочу сказать о новом источнике тиражирования насилия – компьютерных играх, которые в легальном и контрафактном вариантах исчисляются миллионами. Что в этом примере возмущает? Да то, что подросткам разработчики таких игр предлагают выступать в роли и положительных героев, и отрицательных. Например, фашистов, террористов, наёмных убийц и так далее. Тем самым осуществляется плавный, масштабный и массовый пересмотр ранее принятых международных установок. К примеру, отмена решения Нюрнбергского процесса об осуждении нацизма и фашизма.

Играй на стороне Гитлера, японского императора или итальянского дуче, побеждай США, Великобританию, Францию или СССР, переделай мир под своё нацистское лекало... Нет, так нельзя! Ни с позиции международного права, ни с позиции статьи 15 Конституции Российской Федерации. Следовательно, в России должны продавать только такие игры, где фашистов бьют, экстремистов бьют, террористов бьют, ксенофобов бьют! Бьют без всякого другого варианта! А пока что получается наоборот, и во всех государствах бывшей антигитлеровской коалиции левая рука, должен подчеркнуть, не знает, что делает правая. С одной стороны раздаются стенания об угрозе вспышек экстремизма и фашизма, ксенофобии.

И в ответ ООН, Совет Европы разрабатывают антитеррористические и прочие конвенции. А с другой стороны, дети разработчиков этих документов с ночи до утра режутся в компьютерные игры на стороне заклейменных их дедами фашистов.

Мало того, по играм такого международного типа проводятся киберсоревнования, где победитель награждается высокими денежными премиями. Уж, не из припрятанного ли господином Борманом нацистского золота? Шутка, но настраивает на определенные мысли».

В преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне намечаются конкурсы и турниры компьютерных и видеоигр, тематика которых отвечает этой памятной дате. Похоже, настала пора высшей исполнительной власти разработать и внедрить постоянный мониторинг интерактивной продукции, производимой или распространяемой на территории Российской Федерации.

В последнее время владельцы предприятий, занятых в сфере разработки и продажи мультимедийного товара, ходатайствуют перед властями о налоговых и иных финансовых льготах, прочих формах государственных преференций.

Почему бы не помочь столь нужному, прогрессивному и перспективному делу? Только с одним принципиальным ограничением. Не в адрес тех фирм, кто штампует компьютерные и видеоигры, иную электронную продукцию, в которой содержится прямая и косвенная реклама фашизму и экстремизму, терроризму и насилию, порнографии и прочим уродующим сознание детей и молодежи мировоззренческим начинкам.

И последнее. Накануне 9 мая владельцам предприятий, занятым на российском рынке мультимедийных технологий, в первую очередь, компьютерных и видеоигр, хотелось бы высказать пожелание. Переименуйте принадлежащие вам структуры с иностранного языка, на язык русский. Например, не «Nival Group», а допустим, «Илья Муромец» или «Победа-1945», не «TM Studio», но «Маршал Покрышкин» или «Генералиссимус Суворов» и т.д. Сделайте это, если, конечно, уставной и иной капитал, акции предприятия не контролируются извне недругами России.

Калачев Борис Федорович - профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического отделения факультета экономики и права Московского государственного лингвистического университета, кандидат юридических наук, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.