Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Под прессингом ЕГЭ

Под прессингом ЕГЭ

Как сдать экзамен, не прочитав ни одной книги
Борис Иевлев
21.03.2008
Под прессингом ЕГЭ

Граждан России продолжают уверять, что с пресловутым ЕГЭ страна как по мановению волшебной палочки станет передовой в области образования. Сомнения в этом приравниваются чуть ли не к измене Родине. Сколько же стоит борьба с ними?

Только что глава Рособрнадзора (и по совместительству – главный «толкатель» идеи единого госэкзамена в жизнь) Виктор Болотов лукаво и абсолютно либерально объявил о том, что "в этом году мы сделали литературу предметом по выбору". То есть, сдавать ЕГЭ по литературе в обязательном порядке детям не придется.  

А что, собственно, в том, что сказал г-н Болотов, необычного, что потрясло работников образования, родителей, детей и общественность? ЕГЭ еще не введен как обязательный элемент жизни школы, и все учреждения образования имеют полное право выбирать: какие экзамены в форме ЕГЭ проводить. ЕГЭ существует в этом году все еще исключительно как эксперимент. Правда, маленький жизненный подвиг г-н Болотов все же совершил. Чем больше «единых» экзаменов по предметам «впарят» школам как обязательные, тем больше денег получит ведомство г-на Болотова на их организацию…  

Наивные и интеллигентные представители «общественности» с момента рождения этой самой затеи с ЕГЭ пытались бороться с ним логикой, объясняя, что от тестовой оценки знаний уже давно отказались все страны, озабоченные состоянием своего образования. Что тестовая формализация контроля знаний выпускников школы по ряду предметов просто невозможна. Например, тестирование знаний по таким предметам, как история и литература, исключает возможность понять мировоззренческие и идеологические предпочтения выпускника школы. Что всю эту историю с ЕГЭ еще в 90-е годы придумали радикальные «либертарианцы», заинтересованные в полной деидеологизации российской школы, которая, по их представлению, должна воспитывать космополитических «граждан мира», а не патриотов своей страны.  

Но история с ЕГЭ продолжает трясти российскую школу так, будто либеральные доктрины развития российского общества все еще доминируют в его жизни, а идеологи «либеральной школы» все до одного еще сидят по министерским кабинетам.

В чем же дело? Только ли в том, что родоначальники этой истории, и в том числе г-н Болотов, все еще «рулят» российским образованием, и не могут позволить себе «не дожать» эту историю до конца, потому что иначе их «многолетняя государственная деятельность» превратится в громкий «пшик»? Отчасти это так. Но тут есть еще один важный момент, мимо которого пройти никак нельзя.  

Когда вполне вменяемые люди начали задавать лоббистам ЕГЭ вопрос о том, сколько стоит вся эта затея для бюджета, те тут же закричали, что вокруг важного дела создаются ложные мифы. Что ЕГЭ для страны стоит сущие пустяки, на которые приличные люди и внимания бы не обратили.  

Тогда пришлось обратиться к данным официальной статистики. И оказалось, что, например, только в 2004 году (по данным Высшей школы экономики) расходы на ЕГЭ составили 866,4 млн. рублей. В феврале 2007 года в интервью газете «Время новостей» сам г-н Болотов сообщил, что расходы на ЕГЭ составят за год примерно 330 миллионов рублей (правда, эта сумма тогда показалась многим экспертам существенно заниженной). Особенно ярко эта, мягко говоря, расточительность, видна сегодня. И, прежде всего – на примере дотационных областей, еле-еле сводящих концы с концами.  

Выдающийся отечественный литературовед, член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов еще пять лет назад во весь голос предупреждал: должна быть «продуманная государственная политика в области образования. А то ведь происходят совершенно непонятные вещи. Собирается Государственный Совет во главе с Президентом страны и говорит: "Ребята, остановитесь с реформой образования, подождите!" - но нет, еще быстрее пошло! Назвали другим словом – модернизация.

И в сфере образования идет какой-то глобальный, всеобщий процесс ненормальности при очевидной нормальности каждого отдельно взятого субъекта государственной деятельности».

Касаясь проблемы, связанной с наступлением на отечественную литературу в школе, вытеснения ее на задворки образовательного процесса Николай Николаевич замечал:  

- Что такое русская литература, по сути своей? Это литература антибуржуазная. И она вступает в острое противоречие с этим утверждающимся (или частично утвердившимся) строем жизни. И она ему вредна, она подрывает основы. Что назовем основой дикого капитализма? Культ денег. Культ личности (ничего, конечно, не имеющий общего с культом личности в нашем традиционном понимании). Культ индивидуализма, который скрыт в борьбе за так называемые права человека. А русская литература отрицает, если угодно, эти самые права человека в смысле гипертрофированного культа личности (Достоевский), отрицает культ денег (Островский, Достоевский, Толстой). Отрицает культ силы (убивай, лишь бы тебе хорошо было)…  

Вот в чем лежит глубочайшее противоречие! И вот почему либеральным идеологам современной жизни России такая литература не нужна и ее начинают всяческими способами из школы изгонять. Начинает утверждаться другая литература, которая должна поддерживать строй дикого капитализма, - романтизирующая бандитизм, поэтизирующая убийства и жизнь криминалитета. Весь строй, утверждающийся у нас, требует выдавить из духовного пространства великую русскую литературу.  

Попытки «отжать» классическую литературу в тесты ЕГЭ преследуют те же цели, о которых говорил Н.Н. Скатов. В своем открытом письме заместителю министра образования РФ Исааку Калине замечательный московский учитель литературы и главный редактор приложения «Литература» к газете «1 сентября» Сергей Волков недавно писал: «Проблема с выпускным экзаменом по литературе формулируется, на мой взгляд, так. Россия – страна литературоцентричная, нас собирает в нацию (в народ) в том числе и тот корпус текстов, которые мы все прочли (должны прочесть). У нас в стране есть литературный канон, и школа обязана его поддерживать – так сложилось, и отказ от этой практики чреват плохо еще сейчас видимыми последствиями».  

Экзамен в форме ЕГЭ (в нынешнем его виде) – не может устраивать не только учителей, но и государство (заказчика в образовании), потому что ЕГЭ по литературе в нынешнем виде выхолащивает и извращает предмет, который перестает соответствовать своим целям и задачам.

Попав под прессинг критики с единым госэкзаменом по литературе (равно как и с ЕГЭ по другим предметам), г-н Болотов решил, что лучший способ разрядить обстановку – милостиво разрешить не проводить его в этом году обязательно и повсеместно. Несмотря на финансовые потери для своей конторы.  

Тактически это – правильное решение. В прошлом году господину Болотову бывший премьер-министр Михаил Фрадков объявил замечание. Как говорилось в распоряжении, ему вменялось в вину ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей. Чуть ли не впервые в нашей новейшей истории глава правительства таким образом наказал чиновника. На самом деле, Болотов ответил за Единый государственный экзамен.  

Прошлогодний скандал с Единым государственным экзаменом по русскому языку, введенным тогда в качестве обязательного, приобрел всероссийский масштаб. Начался этот скандал с того, что родители, увидев результаты ЕГЭ и применив на практике свои знания, попытались понять систему пересчета первичного балла в тестовый и ужаснулись. В итоге в департамент образования Москвы, например, поступило более тысячи жалоб на шкалу пересчета. Но чиновники Рособрнадзора продолжали настаивать на том, что система хоть и экспериментальная, но правильная и эффективная, обвиняя родителей в том, что они первичный балл перевели в проценты, что абсолютно неверно.  

Формула, по которой рассчитывается итоговый балл по ЕГЭ, поразила прежде всего тех, кто имеет техническое образование. Специалисты так и не смогли понять, почему формула пересчета была настолько громоздкой, что разобраться в ее составляющих под силу было только хорошо знакомым с высшей математикой. Да и откуда взялись эти составляющие, впрочем, как и необходимость пересчета, осталось загадкой.  

В общем, чиновники в очередной раз доказали стране, что не готовы к проведению ЕГЭ и подобным экспериментам. Да и зачем было менять отлаженную систему, ведь в гуманитарных науках арифметического ответа не существует? Недаром, согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 45% россиян предпочли бы, чтобы их дети или внуки сдавали обычные экзамены по прежней системе, 22% - в виде ЕГЭ, а 34% - затруднились ответить, что им больше нравится.  

Но Минообрнауки и Рособрнадзор «прессуют» территории, добиваясь всеобщего «одобрямса» и «добровольного» присоединения к ЕГЭ по всем предметам. Слава Богу, что литература в этом году из «обязаловки» выпала. Только вот расслабляться нечего. Специалисты-прессовщики все еще стоят у пресса либеральной «модернизации» школы.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.