Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 мая 2024
Пивная война

Пивная война

Мировая «пивная мафия» начала атаку на антиалкогольные меры Кремля
Савелий Носков
30.10.2009
Пивная война

Владельцы четырех международных компании – «Carlsberg», «Inbev», «Heineken» и «Efes», доминирующие в пивной отрасли, возмущены действиями путинского правительства.

«Пивная промышленность становится жертвой российских властей», - пишет британская «The Financial Times» и сокрушается, что правительство России решило принять меры по борьбе с алкоголизмом, в рамках которых предполагается увеличить акцизный налог на пиво в следующем году на 200%, и еще на 10 и 20% соответственно в 2011 и в 2012 годах.

«Мы не можем понять логику налогового предложения российских властей, - заявил исполнительный директор «Carlsberg» Йорден Расмуссен корреспондентам газеты. - Не думаю, что такая тактика приведет к снижению потребления алкоголя в России. Скорее наоборот, оно может увеличиться, так как это подтолкнет к росту потребления водки, особенно дешевых суррогатов незаконного производства».

Напомним, однако, с чего началась кампания. Первыми тревогу забили врачи, работающие с призывниками: у 60 процентов молодых ребят могут быть проблемы с потомством. Оказывается, агрессивно навязываемый рекламой, возведенный в культ пивной напиток не только содержит алкоголь и плодит на просторах Отечества тьму алкоголиков, но и, как доказали британские ученые, содержит природные гормоны, влияющие на способность мужчин к продолжению рода.

Наконец-то наступило похмелье: не до конца споенную молодежь надо спасать!

Объемы производства пива в России росли в последние годы как на дрожжах. С 2001 года рынок прибавил более 50%, среднедушевые показатели потребления пива в стране. По экспертным данным, каждый россиянин (включая немощных стариков и младенцев-грудничков) в среднем выпивает ежегодно до 70 литров пива, а согласно данным Российского союза пивоваров, к 2009 году Россия вышла на уровень европейских стран (80–85 литров на душу населения в год).

В столичных городах среднедушевое потребление пива составляет соответственно 100 и 120 литров в год. И это, по оценкам специалистов, уже чуть ли не предел.

Поскольку среди «пьющих пиво» в подавляющем большинстве – молодежь от 12 (!) до 30 лет, то можно представить, какая алкогольная нагрузка падает на «поколение next»!

При таких «ранних стартах» это поколение сопьется много раньше нынешних среднестатистических показателей медицинской статистики. В правительстве, судя по всему, это осознали, и сформулировали предложение об увеличении акцизных налогов.

Пивная мафия, понятно, от этого испытала приступ бешенства.

Тут думается самое время пояснить: что это за такая мафия и откуда она взялась. В лихие 90-е годы почти все перспективные пивоваренные заводы России оказались проданными зарубежным компаниям. Отдадим им должное: «иностранцы» принесли на рынок не только новые технологии, но и современные методы управления и умение проводить повсеместную агрессивную пивную рекламу.

Пятерка лидеров, дирижирующих «пивным праздником и контролирующих три четверти всех продаж - «Baltic Beverages Holding», «Sun Interbrew», «Heineken Russia», «SABMiller» и «Efes Beverages Group». Борьба между этими гигантами идет скорее в сфере исключительно маркетинга, тогда как преобладающие в ассортименте традиционные светлые сорта пива почти не отличаются друг от друга ни по вкусовым качествам, ни по иным потребительским свойствам. Иными словами, на самом деле никакой разницы нет, и все «пивное пойло» (то есть «мертвое» пиво, стерилизованное и напичканное консервантами до предела) отличается только цветом бутылок и раскраской банок. Так называемого «живого» пива производят мало.

В 2008 в России было произведено 1,14 млрд. дал (1 дал — единица измерения объема, равная 100 литрам) пива. Это на 0,6 % меньше, чем в 2007 году). Практически нулевая динамика производства была связана с сокращением выпуска в Москве и Санкт-Петербурге (крупнейших и насыщенных рынках пива), но это снижение было адекватно компенсировано ростом производства в Сибири и Поволжье. Напитком в России – хоть обпейся!

Ну а пока в ход идет демагогия. Так, уже упоминавшийся исполнительный директор кампании «Carlsberg» г-н Расмуссен никак не возьмет в толк, почему это «Москва решила вдруг обрушить репрессивные меры на пивную промышленность»?

А вот авторы статьи в «The Financial Times» господа Пол Беттс и Мичийо Накамото, оказывается, прекрасно знают почему. Они уверены в том, что поскольку «80% рынка пива контролируется иностранными компаниями, правительство, вероятно, чувствует, что с политической точки зрения гораздо легче взвалить бремя своей антиалкогольной кампании на иностранцев, чем на отечественную промышленность по производству водки».

Цитируемая статья из британской газеты - не первая и далеко не последняя в борьбе мировой пивной мафии против увеличения акцизов и за право спаивать российскую молодежь. На что – на что, а уж на подкуп отдельных журналистов и целых изданий пивной капитал (как говорят знающие люди) уже тратит огромные деньги. Расчет делается на то, что купленные «акулы пера» свое дело знают, и будут искать пути очернить антиалкогольные меры правительства.

А очень знающие люди даже говорят о том, что агенты пивной мафии уже шастают вокруг Белого дома и Государственной Думы, в надежде найти закулисные «тормозные педали» в этой истории.

В ход идет и «белая дипломатия». Повышение акциза с 3 до 9 рублей на литр, пугают пивовары, приведет к сокращению производства пенного напитка в России на треть.

Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции уже направил обращение премьер-министру РФ, в котором представил «консолидированную позицию представителей отрасли по данному вопросу». Притом что, как говорится в письме, «производители не отказываются от повышения акцизов вообще», они уверены, что «резкое увеличение акцизных ставок окажет губительное воздействие на отрасль», и готовы предложить «несколько сценариев постепенной, в течение 3-5 лет, безболезненной индексации».

В СРП подсчитали, что, таким образом, через пять лет можно будет получать дополнительные поступления в бюджет в размере 60-90 млрд. рублей, избежав краткосрочных потерь бюджета. Пивовары заявляют, что в противном случае не исключают больших сокращений – по их прогнозам, до 85-90 тыс. рабочих мест в пивоваренной и смежных отраслях. Более того, они пригрозили перспективой ликвидации целых предприятий.

И тут пришло время делать выбор. Похоже, наше правительство его сделало.

Специально для Столетия


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.