Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Пасынки господина Кудрина

Пасынки господина Кудрина

Главное финансовое ведомство собирается урезать школьный бюджет
Андрей Терентьев
27.08.2010
Пасынки господина Кудрина

Уже до боли знакомое словосочетание «оптимизация расходов на образование», похоже, скоро получит продолжение. В российские регионы поступило указание проверить эффективность бюджетных расходов на образование и здравоохранение.

В последние годы Минфин и Минобрнауки увлеченно сокращали число сельских школ страны, элегантно назвав эту затею «оптимизацией сети». Под жестким нажимом «сверху» региональные и муниципальные власти позакрывали тысячи школ. На этом многотрудном пути местных начальников ждали скандалы: во многих населенных пунктах их жители устраивали местные сходы и митинги, требуя не закрывать школу. Этими историями были полны страницы местной прессы и провинциальный эфир, но журналистам особенно «распускаться» не давали: из администраций всех уровней им по-отечески «подсказывали», как быстрее и точнее знакомить «общественность» с выполнением «линии партии» на местах.

Взамен разветвленной школьной сети педагогам показали «пряник» - придуманную Минобрнауки и Минфином систему «подушевого финансирования» работы школы. Обещали, что при этой системе школьные учителя будут получать значительно больше, то есть получат наконец-то возможность жить по-человечески. Несмотря на официальные уверения, что ныне все именно так и имеет место быть, в регионах денег для серьезного повышения зарплаты учителям нет. То, что прибавили, вполне укладывается в рамки текущей индексации с учетом уровня инфляции.

В Минфине долго кумекали, где взять деньги для образования. И докумекали. Теперь со страшной силой раскручивается шарманка на тему «Выделяемые сфере образования деньги расходуются неэффективно».

Что значит это «неэффективно»? А то, говорят в Минфине, что в образовании слишком много административных должностей, бухгалтерий, хозяйственных служб, и прочего всякого, что непосильным бременем ложится на плечи государства. Оттого ныне и задумано все «неэффективные траты» прекратить.

На самом деле, в школах страны есть и административные должности, и бухгалтерии, и службы хозяйственные.

Кроме того, в школах разного калибра еще работают пищеблоки (детей, увы, приходится кормить!), а в школах крупных государство милостиво сохранило должности медработников. И приходится бедному государству платить им зарплату за то, что они детей кормят и лечат.

Расходы на этих работников школы тоже являются самыми что ни есть «неэффективными», и скорее всего (зная аппетиты Минфина) можно предположить, что скоро возьмутся и за эту публику.

Между тем, все перечисленные выше категории школьных работников «осчастливлены» родным государством так, что на эти смехотворные деньги в большинстве регионов люди идти не хотят.

Так, например, в школах Мурманска (а это – большой город, совсем не глухомань) – острый кризис с медработниками. Не так давно Комиссия по социальной политике городского Совета депутатов рассматривала вопрос об оплате труда медицинских работников в школах и пришла к неутешительному выводу: хотя – в идеале – в каждой школе должна быть медсестра, действующий норматив предусматривает одну ставку медсестры на 600 детей. Школ с таким количеством учащихся сейчас в городе единицы. Получается, что медсестры, устраиваясь на работу сразу в нескольких школах (иначе – не прожить!), заглядывают в каждую из них на час-другой.

Как сообщил депутатам горсовета председатель городского комитета по здравоохранению Вячеслав Зинькевич, медсестер вообще катастрофически не хватает. Работа с детьми – непростая, нагрузки велики. А размер оплаты труда, мягко скажем, оставляет желать лучшего. Городу нужно еще минимум 20 медсестер для работы в школах, а их – нет.

А тут еще прибавили головной боли новые санитарные правила и нормы. Теперь требуется, чтобы на всех этапах приготовления горячего питания в школах присутствовал медицинский работник. Но где же взять Мурманску столько диетсестер? И из чего платить им зарплату?

- А если дети после школы пойдут пообедать в столовую или кафе через дорогу? Там есть диетсестра? – не без сарказма заметил председатель городского комитета по образованию Борис Коган.Теперь городу надо решить, как минимум, уже две проблемы: и найти медсестер как таковых, и суметь привлечь их к работе в школах.

Мурманские городские власти пытались найти выход из положения и обсуждали идею открытия профильных медицинских классов в школах, пытаясь стимулировать старшеклассников к поступлению в медицинские вузы и колледжи.

Но вскоре стало ясно, что при той нищенской зарплате, что есть в школе, работать они туда после окончания медицинского учебного заведения не пойдут. Так идея профильных медклассов Мурманск не спасла – в школы работать медсестрами идти некому.

Штатных медицинских работников не хватает чуть ли не в половине московских школ. Несмотря на то, что правительство города дотирует на эти цели несколько миллиардов рублей, по словам первого заместителя мэра в правительстве Москвы Людмилы Швецовой, проблема остается весьма острой.

Нехваткой медицинских работников в норильских школах недавно занималось Законодательное собрание Красноярского края. Да и как было не заняться, когда эта самая «нехватка» не так давно привела к трагедии: в Талнахе во время урока географии 13-летняя школьница Евгения Курятова почувствовала себя плохо и упала в обморок. Бригада "Скорой помощи" прибыла в гимназию скоро, но спасти восьмиклассницу врачам не удалось. Будь в школе врач – девочка осталась бы жива. И это была оценка ситуации медиками, а не пустой обывательский треп…

Если Минфин пустит «под нож» ставки школьных врачей и медсестер, то впереди таких трагедий (и здесь можно предполагать смело!) – будет еще немало.

Теперь – о питании российских школьников. Кроме того, что нормативы финансирования питания до сих пор крайне скудны (многие муниципальные бюджеты их еле тянут), есть еще одна большая проблема – нехватка работников пищеблоков. К примеру, катастрофически не хватает работников пищеблоков в школах Сахалина и Курил: руководители практически всех учебных заведений жалуются на отсутствие кадров в школьных столовых. Ныне работающие повара - в основном предпенсионного возраста, а молодые специалисты не хотят идти им на замену – платят за этот тяжелый и ответственный труд сущие гроши.

Не исключено, что скоро работники школьных столовых тоже попадут в категорию «неэффективного бюджета», как уже попали работники хозяйственных служб системы образования.

Если эти хозяйственные подразделения разгонят (а дело, видимо, идет к тому), то кто же будет ремонтировать российские школы, поддерживать их «на плаву»? Ведь многие без этой помощи скоро попросту «посыпятся»!

И оттого странная логика ведомства г-на Кудрина, по которой школы должны работать с такой же прибылью и эффективность, как, например, газовые кампании, поражает.

Когда речь все время заводится о неэффективности то тех, то этих бюджетных трат на образование, создается впечатление, что в финансовом ведомстве сидят люди, знать не знающие о том, что нигде в мире от школы прибыли (в стиле Газпрома) не ждут.

Во всех серьезных странах затраты на образование в структуре государственного бюджета, увы, много больше, чем у нас, собравшихся совершить рывок в модернизации страны!

Впрочем, у нас – «собственная гордость». Умение регулярно искать внутренние резервы в системе образования и упорно сокращать то ту, то другую сроку школьного бюджета.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.