Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Осторожно: толерантность

Осторожно: толерантность

25.07.2005

Подмена понятий как способ управления

Одно из модных словосочетаний сегодня – "информационный повод". С него и начнем.

Всем памятна скандальная и циничная выставка "Осторожно, религия!" Название вполне соответствало принятым в правозащитной среде политическим лозунгам типа "Осторожно, диктатура!" или "Осторожно, фашизм!" "Склейка" топорная, примитивная: религия уравнивается с фашистской диктатурой

Неизвестно, была ли выставка удостоена внимания зрителей до того дня, когда туда пришли шестеро мужчин, которые поступили так, как должен поступить любой верующий человек, увидев глумление над своими святынями: они их, как могли, защитили. Не взорвав выставочный зал и даже не двинув в челюсть хотя бы одного из "творцов", а лишь замазав особо пакостные места краской из баллончиков. Да еще написав кое-где той же краской нелицеприятные, но справедливые слова про виновников безобразия...

Хулиганы-богохульники до сих пор называют хулиганами тех, кто сделал попытку от них оборониться. Может, дело просто в невежестве? В низкой культуре? В том, что А.Солженицын когда-то метко назвал "образованщиной"?

Выступая на одной из пресс-конференций, "правозащитник" С.Ковалев с пафосом заявил, что "погромщики" не смеют называть себя христианами, потому что в христианстве нет и не может быть никакого насилия. Но когда ему напомнили про Николая Мирликийского Чудотворца, давшего на Никейском соборе пощечину еретику Арию, Ковалев, похоже, перестал понимать обращенную к нему речь.

Вообще, в этом деле много раз звучало слово "толерантность". Именно она, толерантность, в качестве наивысшей добродетели противопоставлялась "вандализму" погромщиков. А ведь совсем недавно большинство людей и слыхом не слыхивали ни про какую толерантность. Зато теперь она вот-вот может стать предметом специального изучения в школе. Министерство образования России при поддержке ЮНИСЕФ осуществляет государственную программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Издана "Библиотека психологии и педагогики толерантности", ответственным редактором которой является А.Асмолов, в свое время стоявший у истоков так называемого "полового воспитания российских школьников".

Что ж, пора поинтересоваться значением этого слова. "Tolero". Заглянем в "Биологический энциклопедический словарь": "Толерантность" – (от лат. "tolerantia" – терпение) - иммунологическое отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам. Термин введен в 1953 году П.Медаваром для обозначения "терпимости" иммунной системы организма." Попросту говоря, это отсутствие иммунитета к заразе, своего рода социальный СПИД.

Что же означает пресловутая толерантность сегодня и зачем ее усиленно закачивают в общественное сознание? Применительно к нашему обществу в роли "антигенов" выступают явления, разрушающие культуру, традиционный уклад, привычные представления о должном и недолжном, о дозволенном и запретном, о добре и зле. Что такое мат, который наши прогрессисты решили интегрировать в литературную речь? Типичный антиген. И сопротивляемость, иммунность общественного организма по отношению к мату заметно снизилась. Общество стало более толерантным.

К каким социальным антигенам решено воспитать у нас толерантность? К чему мы должны привыкнуть? Что нас не должно раздражать, пугать, вызывать отталкивание и желание сопротивляться?

Таких "камней преткновения" как минимум три. И связаны они с тремя графами анкеты: национальность, пол и вероисповедание.

* * *

Начнем с первой графы. Казалось бы, что плохого, если люди будут излечиваться от национальной нетерпимости, от ненависти к инородцам? Но почему борьбой с национальным экстремизмом больше всего озабочены люди, которые, выражаясь суконным языком, занимаются подрывом государственных основ, разжигают своими выступлениями ту же национальную рознь? Почему после их миротворческих речей резня только усиливается?

Весьма характерны и понятия, которыми оперируют такие люди. Они стараются не произносить слово "народ", разве что в словосочетании "маленький свободолюбивый народ". Их любимое словечко "социум". Ну да, ведь "народ" и "нация" – государствообразующие понятия. И, что не менее важно, культурообразующие.

В многонациональной царской России не только уважали чужие обычаи, но в селах даже ходили в национальных костюмах. То есть, без всякого паспорта, по одному лишь облику можно было определить, какого роду-племени тот или иной человек. Но взаимной агрессии это почему-то не вызывало. Теперь же и в российском паспорте национальность не указывается. И подавляющее большинство граждан вторит телевидению и газетам, уверяя себя и других, что это не имеет никакого значения. Дескать, важно, кем ты сам себя ощущаешь: русским или татарином.

Но программы по обучению толерантности как раз и занимаются чувствами. Скоро уже невозможно будет не только сказать: "Мы, грузины, гостеприимны" или "Мы, русские, незлобивы", но даже и подумать так. Ведь тем самым принижаются другие народности. Они что, менее гостеприимные или более злобные?!

Может, читатель сомневается в реалистичности такого прогноза? Заглянем в книгу из серии "Библиотека психологии и педагогики толерантности". Проанализировав отношение российских студентов к различным национальностям, авторы приходят к выводу, что "в бытовом сознании российской студенческой молодежи отсутствует образ внешнего врага и ощущение противостояния России неким враждебным силам". Не зафиксировано и никакого расизма по отношению к другим народам внутри страны. Но авторы вовсе не констатируют, что уроки толерантности нашему обществу вообще не требуются. Нет, их весьма тревожат некоторые "предубеждения" и "этнические стереотипы". Какие именно, скажем чуть позже. Напомним, что предубеждениями называется несправедливое, неподтвержденное опытом мнение о ком-либо или о чем-либо. Здесь же предубеждением названо, например, мнение о чеченцах как об "агрессивном", но одновременно "самом храбром" народе. А к цыганам, оказывается, наши студенты относятся предубежденно, поскольку считают их "мало затронутыми цивилизацией", "остаточно конфликтными (чужими)" и "не слишком смелыми".

Ну и где же тут предубеждение? Или надо было сказать, что чеченцы, с которыми идет война и которые захватывают роддома и отрезают нашим солдатам головы, это добрые и кроткие существа? А таборные цыгане – самый цивилизованный народ земного шара?

Как ни стараются апологеты толерантности скрыть свои цели, по некоторым их проговоркам становится понятно: необходимо уничтожить национальный характер, национальную самоидентификацию, которую они называют "стереотипным мышлением". А то – цитируем – "при очередном повороте истории и при стереотипном мышлении человек вдруг становится националистом и ура-патриотом." Так что если не отменить понятие национального характера, то может возникнуть и национальная общность, и национальное сопротивление.

Тревогу либералов понять, конечно, можно. Сколько усилий было потрачено в перестройку на "смену знака", на внушение, что "патриотизм – последнее прибежище негодяя". И, казалось, внушили. В начале 1990-х к нам на психологическую консультацию даже привели подростка, мать которого на вопрос "Какие у вас жалобы?" всерьез ответила, что у сына... патриотизм.

* * *

Вектор половой толерантности тоже вполне очевиден. Практически сразу после прихода к власти Б.Ельцина была отменена статья УК, карающая за мужеложество. И сразу началась бешеная пропаганда содомского греха, который подавался не как грех, а как особенность, чуть ли не обязательно присущая яркому дарованию. В уже упомянутых школьных программах по половому воспитанию, которые так воодушевленно, со ссылками на "Песнь песней" содомия преподносилась как вариант нормы (о судьбе Содома "знатоки" Священного Писания почему-то умалчивали).

Тем не менее, по вопросам пола Россия еще не может похвастаться стопроцентной толерантностью. Романтизации "голубых", конечно, очень мешает Православная Церковь, куда ходит все больше и больше людей и где они узнают, что Содом - это не только часть фразеологического оборота, но и реально существовавший город, истребленный Богом как раз за те извращения, которые сегодня так пропагандируются.

Но в целом наша Церковь, конечно, проявляет вопиющую, с точки зрения современных либералов, косность и нетерпимость к греху. То ли дело на Западе! Никогда не забудем католического священника, встреченного нами в мюнхенском центре для детей-инвалидов. Он поведал нам, что на церкви лежит огромная вина перед миром, ведь она была так немилосердна: запрещала людям свободный секс и пугала их адом.

Мы тогда решили, что бедняга малость не в своем уме...

* * *

Вавилон неспроста сделался символом толерантности. Этот образ всплывает теперь и в школьных программах, и в названиях магазинов, и на рекламных щитах. Мы встретили его даже на тряпичных сумках, которые раздали участникам международного конгресса психиатров: "Babel". На том конгрессе много говорилось о толерантности, а психически больные люди выступали с докладами наравне с маститыми психиатрами и учили их жить и работать.

Что же может объединять "новых вавилонян"? А то же, что и старых: желание возвыситься до небес, богоборчество и разврат. Новое мировое единство – это единство во грехе, поэтому основные постулаты толерантности представляют собой дьявольские перевертыши: в содомском смешении уже нет ни мужеского пола, ни женского. Так же как его нет и в цирковом представлении трансвеститов (аттракцион, предлагаемый туристам в Таиланде). И само слово "толерантность" – тоже лукавая подмена. Терпение, одна из главных христианских добродетелей, подменяется терпимостью к греху. Между прочим, и русский язык оказался нетолерантным, он не допустил подмены. Не дал отождествить терпение и терпимость.

До Европы мы пока не дотягиваем. Впрочем, и до Америки тоже. К примеру, в Нью-Йорке городские власти уже запретили использовать в школах христианские символы (высочайший уровень толерантности!). А Евросоюз выпустил "Директиву о равном отношении". Сей толерантный документ запрещает дискриминировать трудящихся по религиозному признаку и, само собой, по признаку "сексуальной ориентации". О таком уровне толерантности наши фанаты Нью-Вавилона могут только грезить.

* * *

На короткое время прервем наш авторский дуэт.

Недавно, приехав в Петербург на конференцию, я, Ирина Медведева, прогуливалась по Невскому. У входа в Казанский собор мне бросился в глаза фанерный щит, а на нем большая афиша, рекламировавшая какой-то рок-ансамбль. На афише красовались несколько голых мужиков в обнимку. Трудно определить, что это было: жесткая эротика или мягкая порнография – я не специалист. Но выглядела реклама нестерпимо похабно, особенно учитывая соседство с Казанским собором. Я попробовала отодрать афишу от фанерной доски. Она отделилась очень легко, края еще были мокрыми от клея.

И вдруг, как из-под земли, между мной и щитом вырос бомж. Он еле держался на ногах, тем не менее стал призывать меня к порядку:

- М-мы клеим, а ты – сымаешь?! Мне не за то деньги платят, чтоб ты сымала! А ты, мать, не-то-ле-ран-тна! - с пьяной укоризной выговорил он по складам новое иностранное слово.

Не знаем, как кому (скажем уже вместе), а нам в этом эпизоде видится надежда. Идеи, которые так легко скатываются на обочину жизни, вряд ли могут совершить триумфальное шествие по столбовой дороге ее культурного пространства.

Ирина Медведева,

Татьяна Шишова

P.S. Есть еще одно словечко, котором стоит упомянуть – "политкорректность". Несмотря на благозвучие, оно обозначает обыкновенную цензуру, грубую и наглую: "Говорить и писать можно так, и только так, по-другому – не сметь!"

Повод для внедрения этого новшества в свое время изобрели вроде бы не лишенный благородства: негров не обижать, а посему называть их "афроамериканцами". "Хижину дяди Тома" и романы Жюля Верна, видимо, не читали; про негроидную расу тоже ничего на слышали.

Однако глупость – она и есть глупость. Проверяется практикой. По этой гнилой логике наши чеченцы уже и не чеченцами будут, а, видимо, "горнороссиянами"…

Одно радует: в основной своей массе наш народ "политкорректностью" не страдает.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..