Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Они могут всё

Они могут всё

Заметки публициста накануне Дня учителя
Татьяна Корсакова
04.10.2013
Они могут всё

Российская школа на сломе эпох пережила тяжелейшие испытания, педагогический вакуум... Учителя вынуждены были обратиться практически к ежедневному творчеству.

Несколько лет назад, мы, журналистская бригада «Практического журнала для учителя и администрации школы», где я двенадцатый год работаю шеф-редактором, приехали в Вологду, чтобы сделать региональный выпуск журнала об опыте вологодских педагогов. Как водится, нам показали много северных чудес. Мы побывали в Кириллове и увидели невероятный иконостас, где святые изображены в полный рост. В Ферапонтовом монастыре, выйдя из микроавтобуса после дорожной вьюги, убедились, как и положено, что над этой обителью всегда светит солнце. В самой Вологде рассмотрели, как, стежок к стежку, вышивальщицы «пишут» иконы… И все же, не сочтите за профессиональный прием, самым главным чудом оказалась удивительная школьная программа «Истоки», которую написали московский ученый, профессор РАЕН Игорь Алексеевич Кузьмин, его вологодский коллега доктор исторических наук Александр Васильевич Камкин и вологодские школьные педагоги.

В том году программу применяли в 20 регионах России. По ней могут заниматься дети самых разных национальностей, живущие в России. Ибо во главу угла она ставит род, родных, родителей, Родину.

А.В. Камкин, зав. кафедрой теории и истории культуры и этнологии Вологодского государственного педагогического университета, сказал об «Истоках» так: «Программа пытается дать ответ на один из самых актуальных вопросов сегодняшнего российского образования. Это вопрос о том, как в современном школьном образовании соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа. Для нас важно, что программа «Истоки» имеет своей целью ввести в образовательное поле нашей школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской цивилизации».

А в доверительной беседе Александр Васильевич поведал мне и о своих личных истоках.

Школа у Александра была простенькая, деревянная, с печкой. Первая его учительница, Любовь Ивановна Малышева, получила гимназическое образование еще до революции. Ей было 64 года, когда она взяла в середине 50-х годов прошлого века первоклассников, маленьких послевоенных ребятишек, и учила их по старым методикам. Очень много чему обучала практически. Изучают ар, гектар – идут в поле и измеряют, чертят все это на земле. Изучают меры веса – каждый подержит в руках килограмм, четыре мальчика держали пуд, а когда дошли до центнера, Любовь Ивановна встала перед классом и с юмором сказала: «Дети, а центнер – это я».

Приезжал в Вологду балет – ходили с ней на балет, приезжала опера – на оперу. На все доступные вологодские фабрики экскурсии устроила. А уж на берег реки Вологды четыре раза за год водила, чтобы показать, как река засыпает в ноябре, как прячется зимой под ледяным панцирем и снежной шубой и как расправляет косточки, как они хрустят, когда весной лед трогается…

- Я помню, учительница нас заставляла слова отыскивать, описывая, что мы видим и чувствуем. А еще Любовь Ивановна учила нас, мальчишек, чтобы мы в раздевалке девочкам помогали снимать пальто, а когда уроки заканчивались, – надевать…

Именно там, в уроках первой учительницы, – «Истоки» профессора, самого бывшего школьного учителя истории Александра Васильевича Камкина.

… Я привезла тогда с собой из той командировки подаренные учителями яркие учебники по «истоковедению». Они столь удачно сочетают в себе любовь к ребенку, любовь к человеку вообще, любовь к Родине, уважение к традициям народа, его духовно-нравственным ценностям, что кажется странным, почему таких необходимых каждому малышу книг не было раньше.

А теперь вот думаю: а будут ли они востребованы впредь? «Истоки», как тысячи менее крупных программ, разработанных педагогами школ, не сверху ведь спущена, она – чистое научно-педагогическое творчество. Впишется ли удачная программа в новое и строгое, как закон, понятие ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, который берется оценивать даже результаты школьного воспитания? Большой вопрос…

Чтобы заполнить образовавшийся вакуум, кто-то придумывал свое, кто-то успешно использовал идеи коллег. Одной из самых успешных, необходимых, полюбившихся учителям, школьникам и даже их родителям стала идея проектной деятельности.

Впервые я столкнулась с детскими проектами в московской прогимназии (начальной школе!) № 1752. Помню даже имя девятилетнего мальчика, с жаром объяснявшего мне, почему погиб во время грозы и проведения опыта по атмосферному электричеству коллега Ломоносова российский физик Георг Рихман. Ислам его зовут. Ислам Латыпов. А третьеклассница Саша Красовская выполнила в прогимназии проект на тему «Секреты кириллицы, или Из истории русской письменности». Для многих в этой школе стало проектным заданием нарисовать генеалогическое древо, и я видела в коридоре прогимназии чудесный парк из этих дерев.

Детских проектов так много, и они бывают так глубоки и интересны, что нам в журнале пришлось ввести новую рубрику «Шаг в науку», под которой мы публикуем не только статьи учителей, но и работы самих школьников. Летом опубликовали результаты совместной работы педагогов – директора Дмитриевской средней школы, одновременно учителя биологии и экологии А.Н. Требунской и учителя биологии и химии Т.П. Егоровой и их ученицы Анастасии Ениной. Работа девятиклассницы называется «Влияние горчака ползучего на развитие и урожайность яровой пшеницы в крестьянско-фермерском хозяйстве села Дмитриевка Новоузенского района Саратовской области».

«Выбранная мной тема исследования, - пишет Настя, - является не случайной. Мой папа – глава крестьянско-фермерского хозяйства, и я часто слышала о том, что из-за появления горчака ползучего на полях возникает много проблем при выращивании сельскохозяйственных культур».

«Герой» исследования Насти – ненавистный степным земледельцам гигантский сорняк. Неприметное растение с розоватыми цветочками может отращивать стебель, уходящий в глубину почвы в поисках воды… на 15 метров, а куститься так, что на одном квадратном месте поля образовывать до 400 стеблей. При сильном засорении этот сорняк полностью вытесняет другие растения и резко снижает или совсем уничтожает урожай сельскохозяйственных культур. Настя все лето проводила опыты на пяти площадках площадью по 1 кв. м разной степени засоренности и одной контрольной чистой. В апреле этого года Анастасия Енина стала лауреатом ХХ Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и получила за свою скрупулезную работу премию Президента РФ.

Дети часто работают над проектами вместе с родителями. Учителя это только приветствуют. Учебное задание исподволь сближает ребенка с мамой и папой, а тех, в свою очередь, заставляет взрослеть.

Современная российская школа вовремя заметила крайне неприятную особенность нашего бурно развивающегося общества – инфантильность родителей (да-да, их полную неумелость в вопросах воспитания) и по мере сил старается им помочь.

В маленькой школе деревни Волок Боровичского района Новгородской области учителя, наблюдая невольное наступление эры матриархата во вверенных им семействах, решили обратить особое внимание на пап. Папы в этой симпатичной деревне разные. Есть предприниматели, есть работники немногих сохранившихся предприятий, а есть и… современные батраки, т.е. люди, которые рады радешеньки наняться в сезонные рабочие к более успешным односельчанам. Иногда радость, будучи подогрета соответствующим образом после получки, просто зашкаливает… Что делать? На педсовете решили вернуть мужчинам мужественность, то есть ответственность за семью.

И учителя стали через детей передавать папам задания: набрать, например, побольше отходов деревообрабатывающего производства для уроков труда. Или: подготовиться к походу в Страну Див Виталия Бианки (это рядом). Или: сказать папам, что в субботу соревнования по армрестлингу, пусть тренируются.

Я видела этот школьный склад бревен и чурок: целую избу можно выстроить на уроке труда – кто-то из родителей от души постарался! Видела фотографии соревнований – здоровенные мужики борются рука с рукой не на жизнь, а на смерть. При этом учительницы – и это их особая тактика – не забывают… похвалить ребенка на уроке за хорошего папу да наказать ему, чтоб не забыл родителю благодарность передать. Забыть про такое?! Ученик может заиграться и урок не выучить, а вот папу поблагодарить от имени школы - никогда не забудет.

Потому что такая радость папы, недавно еще считавшегося никчемным забулдыгой, - это залог мира в доме. Это спокойствие мамы. Это, простите за невольный пафос, – воспитание общества.

Учителя многое могут. Только на школе Россия продержалась все эти болезненно переломные годы недавней нашей истории, да и теперь держится.

Но иногда и они, дорогие наши педагоги, служат детям на пределе возможностей.

В июле 2004 года я отправилась в Ставропольский край посмотреть, сохранилась ли в одной из станиц такая интересная форма работы с детьми, как ученическая производственная бригада, кстати, первая в СССР. Сохранилась. Поговорили с ребятами и взрослыми. Им интересно. Работают. Мне предложили поездить по всему огромному краю. Довелось побывать и в Буденновске. И узнала там страшное.

Летом 1995 года боевики, взявшие в заложники больницу, расстрелявшие из автоматов десятки людей на улицах, не были, оказывается, удовлетворены возрастом заложников. У них были другие планы: они искали… детей.

Как это было? Мне рассказывала об этом заведующая городским отделом образования, заслуженный учитель РФ Вера Михайловна Гамзатова:

«По сути дела, это был первый террористический акт такого масштаба в нашей стране. Страна не была готова к такому кошмару, не знала этого никогда, все было очень неожиданно, и действовать тогда тоже не очень умели. Офицеры-вертолетчики поехали к нам на помощь, как только им сообщили… и теперь у нас стоит памятник на том месте, где их всех расстреляли.

В тот июньский день 1995 года мы сидели в своем отделе и проверяли медальные сочинения. Почему мы не попали в заложники? Что нас спасло? Крючок. В нашем здании есть внутри крючок. Как раз должен был начаться обеденный перерыв, сотрудницы этот крючок и набросили. Было приблизительно без пятнадцати двенадцать. Потом очевидцы рассказывали, что первая партия террористов, одетая чуть ли не в белые сорочки, сидела в обычных автомашинах; в назначенный час они надели зеленые повязки на головы и начали стрелять по машинам жителей. Прохожих положили лицом на асфальт на этой площади – всех, кого согнали на тот момент. Жара стояла 42 градуса. Боевики зашли в здание администрации и всех, кто там был, взяли в заложники, это было как раз во время перерыва. Попытались войти и к нам. Но… крючок.

Когда я увидела в окно дым, я тут же подумала: неужели это Дом детского творчества горит? А телефонная связь сразу начала прерываться – частично перерезали боевики, частично перегрузилась… С этим Домом творчества террористы ошиблись на секунды. Если бы боевики его взяли, они бы в больницу не погнали (я так думаю), потому что они бегали и кричали:

- Где дети?

- Слушай, где дети?

А дети в 11.45 последним автобусом уехали, и осталось в Доме только несколько воспитателей. Когда перестрелка началась, они заперлись, забаррикадировались, но потом, во время пожара, им пришлось выпрыгивать со второго этажа. Террористы не нашли детей, и тогда они подожгли наш Дом детского творчества. Мы стали звонить по всем школам, чтобы прятали ребят. Ни один городской ребенок не пострадал. В больнице, окруженной боевиками, к великому несчастью, погибли двое приехавших подростков…».

Мы поговорили с Верой Михайловной и о мирных проблемах педагогического сообщества, порадовались, что за девять лет вроде все успокоилось, и я поехала дальше.

Вокруг расстилалась холмистая, просторная и совсем не скучная ставропольская степь. Водитель кивнул на поселок вдали: «Прасковея. Хороший коньяк делают», потом долго молчал – по обеим сторонам дороги было совсем пустынно, а потом снова указал вдаль: «Там Георгиевск. Тяжело живут, с водой проблемы. Но живут!». Мы ехали по дороге Буденновск – Минеральные Воды. В этом удивительно красивом, особого воздуха «кусте» знаменитых курортов в предгорьях Кавказа меня ждали, чтобы: в Кисловодске рассказать о работе станции юннатов, в Пятигорске – о том, как дети изучают жизнь и творчество Лермонтова, и о том, как педагогам удалось сохранить пионерскую организацию и создать другие детские организации, в чудесном городке Железноводске - сообщить о воспитании юных кадетов в духе традиций и правил терского казачества, а также об истории здешних мест, как становились кунаками казаки и горцы…

И ни один человек в мире не знал тогда, что всего в каких-нибудь ста верстах налево от этого участка дороги несколько бандитов готовят самый ужасный теракт в истории – направленный специально против детей.

Осетинский город Беслан весело приготовлялся к первому сентября: покупал школьникам ранцы, новенькие тетради, нарядные костюмчики на День знаний, белые ленты девчонкам. Но случился кошмар: в первые дни сентября имя города стало символом бесчеловечности нелюдей и мужества людей.

Следующий за «ставропольским» номер журнала нам пришлось посвятить проблемам безопасности школ. Однако начинался он репортажем коллеги – собкора газеты «Трибуна» по Северному Кавказу Бориса Прохорова о днях и ночах Беслана, о заложниках внутри празднично украшенной школы, о погибших детях и погибших учителях – Розе Черджиевой, Ирине Ханаевой, Ирине Сысоевой, Светлане Кантемировой, физруке Иване Каниди, учителе труда Александре Михайлове. «Они пойдут прямо в рай и там будут вместе: учителя и их ученики, - писал Борис. - Как были они вместе в той счастливой и беззаботной жизни. Как были рядом все три дня в школьном аду, когда педагоги находили, как и прежде, слова утешения и поддержки для своих учеников».

Сейчас российские школы не узнать. Они стоят за высокими, литыми из металла заборами, словно окруженные невидимым войском с очевидно-тяжелыми чугунными пиками в руках, и первый человек, который тебя встречает в школе, – охранник. Вообще-то школы не должны так жить. Они хотят быть открытыми миру, потому что в них учится самая юная, самая веселая и по определению самая любознательная часть нашего общества. Но только вот мир изменился. И не только у нас.

С помощью своих учителей дети России постигают такие высоты науки, что их часто не понимают не только их родители, попавшие в «эпоху перемен», но даже и высокообразованные прабабушки и прадедушки, учившиеся совсем в другую эпоху. Им всем - и детям, и учителям - нужен мир и только мир. А учиться и учить они умеют, уж поверьте.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.