Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 ноября 2020
Огнем и молитвой

Огнем и молитвой

О священниках, прошедших горнило Великой Отечественной, рассказывает новая выставка
Николай Черкашин
15.10.2020
Огнем и молитвой

12 октября состоялось торжественное открытие выставки «С верой к Победе. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» посвященной 75-летию Победы. Экспозиция размещена в музейно-выставочном образовательном комплексе «Наука, техника, искусство» Московской финансово-юридической академии. Стенды, фотографии, скульптуры рассказывают о потаенной стороне Великой Отечественной войны, которая более полувека находилась под спудом.

О ней не принято было говорить в советские времена, да и сейчас эту тему не больно жалуют, за исключением разве что православных телеканалов и журналов. Речь идет об участии Русской православной церкви в великой всенародной битве против фашистских захватчиков, о клириках с боевым прошлым, с фронтовыми заслугами.

Об этом и повествует выставка, организованная силами Фонда «Общество памяти воинов Русского экспедиционного корпуса (1916 –1918)» по инициативе Юго-Западного викариатства Москвы. И обращена она в первую очередь к молодежи.

Священники на поле брани в русской армии были всегда, начиная с монахов Осляби и Пересвета, если не раньше. А вот в сражениях Великой Отечественной войны их официально не было. Однако они были. Но не в рясах и клобуках, а в гимнастерках, пилотках, касках. Священниками они были в душе, по призванию, в миру же числились рядовыми, сержантами, лейтенантами. Лишь после Победы, сняв погоны, они пришли в духовные семинарии… И это была особая когорта священников.

В немецкой армии были штатные военные священники – капелланы, пасторы… И на пряжках солдат вермахта было выбито самонадеянное: «С нами Бог». Но Бог оказался не с ними, а с «безбожной» Красной армией. Но такой ли уж она была безбожной? Фронтовики говорили: «в окопах атеистов не бывает».

И дело даже не в том, что в ком-то из бойцов вдруг просыпался страх Божий перед лицом смерти. Важнее всего то, что среди них были воины, которые несли в себе благодать выстраданной веры, несли в себе будущее пастырское священство. И это была скрытая духовная сила нашего воинства. Да, в атаку порой шли с криками «За Сталина!». Да, комиссары по-своему укрепляли боевой дух солдат, стремление к победе. А мой отец, гвардии старший лейтенант Андрей Черкашин, поднимая свою роту под Смоленском и Витебском, кричал запомнившиеся ему после фильма «Александр Невский» слова: «Вперед, за землю Русскую!». И это был не просто клич святого князя, это были слова, подкрепленные кровью и верой. И они тоже были приняты на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армией.

Именно в годы той войны возникло новое поколение российского священства, небывалое, единое и единственное в своем роде.

Все эти бойцы, которые со временем стали священниками, иерархами и даже патриархами Русской православной церкви, прошли сквозь жесточайшие горнила сначала беспощадных церковных гонений, а затем через кровопролитнейшие бои, как сержант-сталинградец Павлов, известный церковному миру как архимандрит Кирилл.

Выбрать путь и судьбу священника в стране, где тебя как только ни обзывают, где глумливо интересуются «почем опиум для народа?»; где взрывают храмы, с колоколен сбрасывают колокола, с икон обдирают оклады; где по любому надуманному поводу тебя могут бросить в лагерь, наконец, расстрелять, как члена «церковно-монархической банды» – это уже подвиг. Но эти рукоположенные фронтовики отважно несли свой крест. И на их рясах, рядом с наперсным крестом, сияли боевые ордена и медали. И когда годы хрущевских гонений в Псково-Печерскую обитель пришли партийные эмиссары, чтобы объявить о закрытии монастыря, навстречу им вышел наместник архимандрит Алипий, в миру Иван Михайлович Воронов. Рядовой Воронов прошёл боевой путь от Москвы до Берлина. Прошел в должности стрелка-автоматчика стрелковой роты 16-й гвардейской механизированной бригады в составе 4-й танковой армии. Хорошо известно, что сказал им наместник: «У меня тут все насельники – бывшие фронтовики, солдаты и офицеры. Займем круговую оборону и отстоим обитель!». Сказано это было с такой убедительностью, что «борцы с мракобесием» убрались восвояси ни с чем. А Псково-Печерская обитель как стояла, так стоит и поныне.

Со стендов выставки и студенты, и их преподаватели узнают немало ошеломляющих исторических фактов.

Будущий Патриарх всея Руси Пимен (Извеков) был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, командовал разведывательным взводом и дослужился до заместителя командира полковой разведки.

Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев), был награжден медалью «За боевые заслуги» – за то, что, несмотря на тяжелое ранение, не оставил свой пулемет и косил врага, истекая кровью.

Воевали священники и по ту сторону фронта, в тылу врага. Так, протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, вместе с двумя сыновьями ушел в партизанский отряд, не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку и был награжден медалью «Партизан Отечественной войны» I степени. В одной только Полесской епархии более половины священников было расстреляно за сотрудничество с партизанами... Отца Василия (Капычко) называли «партизанский поп», в одном из белорусских партизанских отрядов он исповедовал и причащал тяжелораненых, отпевал погибших. Немало священников укрывало выходивших из окружения красноармейцев, бежавших из плена. В Курской области сельский батюшка скрывал у себя летчиков, совершивших побег из плена.

Особой заботой православного священства было попечение о больных и раненых в госпиталях. При храмах находили убежище старики и дети, оставшиеся без крова.

В самые трудные для нашей армии первые два года войны, когда во время отступления порой невозможно было вывезти из окруженных дивизий раненых, их, оставленных на произвол судьбы, прихожане сельских церквей разбирали по домам, лечили местными снадобьями и выхаживали, как могли. Разве это не вклад в великую Победу?

Будущий Патриарх всея Руси, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), не покинул город на Неве, и всю страшную блокаду провел вместе со своей паствой: ободрял, утешал, проповедовал, причащал и служил зачастую один, без диакона. Как нужны были его слова людям, обреченным на мучительное выживание, как важен был для них свет веры, который не угашал великий исповедник. После снятия блокады владыка Алексий вместе с группой православных священнослужителей был отмечен боевой наградой – медалью «За оборону Ленинграда».

В тяжелейшую зиму 1942 года митрополит Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени благоверного великого князя, святого воина Димитрия Донского. На его призыв откликнулись тысячи православных, которые передали в фонд Димитрия Донского свыше восьми миллионов рублей.

На эти средства были построены сорок танков Т-34. Митрополит Николай (Ярушевич) передал эту колонну танкистам Красной армии. Танки с именем Дмитрия Донского на башнях участвовали в составе 516-го танкового полка в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, дошли до Берлина.

Через пригородное село под Петербургом Старо-Паново все годы ленинградской блокады проходила линия фронта. На этом небольшом участке погибли в общей сложности две дивизии – одна советская, другая немецкая. Бои шли и на кладбище, где стояла церковь святых Адриана и Натальи. От храма остался только остов. В недавние годы храм восстановили. Причем деньги на реставрацию собирали не только наши ветераны, но и ветераны немецкой дивизии, поскольку все солдатские кости на старо-пановской земле лежат вперемешку. Молодой священник отец Антоний создал нечто вроде музея в сенях храма: остатки оружия, каски, фотографии… Сотни фотографий, присланные родственниками погибших. И хотя церковь стоит на месте великой трагедии, ее тоже можно назвать храмом Победы, поскольку и на этом, старопановском поле была одержана русская виктория, и с этого поля враг был изгнан и даже просветлен. Ведь деньги на храм присылали и те, кто пытался одолеть нашу силу.

Да разве назовешь в небольшой заметке все славные имена? Им на просторных стендах места не всем хватило...

Открывая выставку, проректор МФЮА-МАСИ Светлана Забелина выступила с проникновенной речью о роли веры в трудные годы войны, о вкладе Русской православной церкви в приближение Великой Победы.

Управляющий Юго-Западным викариатством города Москвы, наместник Андреевского монастыря, епископ Дмитровский Феофилакт был знаком со многими героями выставки. Он поведал о выдающемся хирурге Красной армии, архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), о его преданном служении Богу и людям. В годы войны он спас тысячи жизней своими уникальными операциями и научными трудами по лечению ран.

Председатель Фонда «Общество памяти воинов Русского экспедиционного корпуса (1916–1918)» Елена Юрина, один из главных организаторов выставки, рассказала о том воодушевлении, с каким создавалась эта необычная экспозиция: «Подготовить эту выставку – духовная радость для нас. В год памяти и славы хотелось почтить тех, чьи фотографии не всегда несут на шествии «Бессмертного полка».

Руководитель научно-просветительских и культурных программ Фонда исторической перспективы Елена Рудая подчеркнула, что Русская православная церковь на протяжении веков играла большую роль в становлении, развитии и укреплении нашего государства. Именно поэтому, когда возникла смертельная опасность для нашего государства в 1941 году, Церковь первой призвала народ на священную войну с захватчиками, несла все тяготы войны со своей паствой и всячески укрепляла дух своего народа.

Подлинным украшением экспозиции явились скульптуры заслуженного художника России Елены Безбородовой. Бронзовая фигура архимандрита Кирилла стала тематическим и визуальным центром выставки. Как живой стоит святитель Лука, держа перед собой в молитвенном жесте ладони столь искусно врачующих рук...

«Архангел Михаил Воевода» – поражает совершенно необычной трактовкой библейского образа: нимб над его головой подобен боевому луку, с тетивы которого только что сорвалась карающая стрела, а крест в его деснице напоминает разящее копье Святого Георгия… Подолгу задерживаются люди у замечательной композиции «И превратились в белых журавлей»: бойцы с винтовками наперевес бегут в атаку; и вот один из них покинул цепь, душа его возносится в небо в виде журавля, штык винтовки на наших глазах превращается в клюв, одним крылом птица еще касается земли, другим взмывает в небо… Есть ли еще более поэтичный и трагический образ солдатской судьбы?

Экспозиция весьма органично дополнена рисунками талантливых детей и школьников, на которых отображено их понимание подвига героев во время Великой Отечественной войны. Некоторые из них удивляют глубиной своего совсем недетского понимания сути событий.

Остается сожалеть, что подобная выставка весьма локальна и находится в закрытом учреждении. По идее она вполне могла бы быть выездной и перемещаться по всей Москве, радуя, просвещая и вдохновляя зрителей всех поколений.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.
Лариса
19.10.2020 20:19
Познавательная, интересная и крайне нужная всем нам такая выставка! Не иначе как с Божьей помощью она и появилась в Москве в эти тревожные времена. Спасибо автору!
Александр
19.10.2020 15:41
Самый большой вклад Церкви в Победу в Великой Отечественной войне о котором практически не говорят, это то, что в годы войны руководство страны аппелировало к тем понятиям и чувствам народа, которые в русском народе формировала на протяжении столетий именно Церковь. Мужество, как способность "отдать душу за други своя"; Любовь к Отечеству, к родному очагу, как и любовь к ближним своим; Верность долгу; бесстрашие, как Вера в жизнь вечную. Но там, где мужество, там и стойкость, там где стойкость, там и терпение. Там где мужество, там и самопожертвование, а самопожертвование это самоотречение. И именно, благодаря тому, что наш народ проявил именно эти свои качества, мы и победили.
"Смерч"
19.10.2020 10:52
Безусловно, однозначно должна быть справедливо воссоздана и полностью отражена роль священства и РПЦ, в целом, в ВОВ!
Николай П.Т.
17.10.2020 20:01
«Архимандрита Кирилла часто отождествляют с его однофамильцем, героем Советского Союза сержантом Яковом Павловым...» — Сергей • 17.10.2020 14:31
- - -
Сам отец Кирилл, никогда это и не утверждал.
--------------------------------------------------
Был призван в Красную армию в 1939 году, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии в самоходном полку. Демобилизовался в 1946 году. Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Стал читать и почувствовал что-то такое родное, милое для души, это было Евангелие. Я нашёл для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною всё время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шёл с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. По демобилизации поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, — говорят, — духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.
25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита. (архимандрит Кирилл Павлов)
Сергей
17.10.2020 14:31
Архимандрита Кирилла часто отождествляют с его однофамильцем, героем Советского Союза сержантом Яковом Павловым, участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова»; этот миф не подтверждается биографическими данными Якова Павлова.
Марина_
16.10.2020 15:57
А мне вспоминается архидиакон Андрей Мазур, тоже участник ВОВ. Несмотря на то, в каком окружении он служил в Церкви, остался простым и смиренным человеком. Однажды на улице, увидев его, поприветствовала наклоном головы, так он мне чуть не в ноги поклонился, в его-то возрасте с его больными ногами. До сих пор без слез вспоминать не могу. А какой у него взгляд, выражение лица к обращенному человеку - непередаваемо. Настоящие герои и люди неприметны, и не считают себя выше других. Светлая память. Счастье хоть на миг соприкоснуться с ними.
Е. Д.
16.10.2020 14:53
2. "Как тверда была вера Святителя в победу над врагом!.. - восклицает отец Николай. - Как не любил он паники и уныния!.. Невольно вспоминается пасхальная ночь 1942 года, которую враг пытался омрачить нападением на Ленинград. Две авиабомбы сброшены врагом в юго-западный угол Князь-Владимирского собора. Ободряя других, владыка и сам ни на минуту не терялся, не падал духом. В 1943 году было много случаев обстрела артиллерией Никольского собора, где жил наш Святитель. Однажды в храм попало три снаряда, причем осколки врезались в стену покоев владыки. Причт по окончании литургии не мог выйти из храма - кругом были смерть и разрушение - и остались ждать конца обстрела в Никольском алтаре. Вдруг страшный разрыв снаряда... Через несколько минут входит в алтарь владыка, показывает причту осколок снаряда и, улыбаясь, говорит: "Видите, и близ меня пролетела смерть. Только, пожалуйста, не надо этот факт распространять. Вообще, об обстрелах надо меньше говорить... Скоро все это кончится. Терпеть недолго осталось". И так - при всех и всяких обстоятельствах и ужасах блокады.»
А.Л. Казем-Бек. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ I. Русская церковь в годы войны.

Е. Д.
16.10.2020 14:49
1. «Свидетельство ленинградского благочинного протоиерея Николая Ломакина: "Наш Ленинградский владыка Алексий явился в Ленинграде не только архипастырем - духовным руководителем, но и организатором здесь значительной работы всего духовенства на защиту Отечества и на обороны родного Ленинграда. Как верный сын Родины и любящий отец объединил владыка Алексий духовенство и паству в осажденном Ленинграде.
Не в малой статье рассказать о замечательных трудах святителя-патриота в страшные 900 дней блокады города-богатыря. Не щадя сил и жизни, глубоко веря в победу над врагом Руси и всего человечества - фашизмом, не обращая внимания на артобстрелы и другие ужасы вражеской блокады, владыка митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, всюду внося бодрость, веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорбях.
Сам, иногда больной, владыка в любое время принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый - для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Никто от нашего владыки не уходил опечаленным, неокрыленным духовно. Очень многим владыка из личных средств оказывал материальную помощь; лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых в тяжкие дни блокады Ленинграда, владыка Алексий нередко сам отпевал усопших от голодного истощения мирян, невзирая на лица и обставляя эти погребения особо торжественно".
А.Л. Казем-Бек. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ I. Русская Церковь в годы войны. - см. продолжение.
Е. Д.
16.10.2020 14:25
После закрытия Собора епископов [Архиерейского Собора (21-23 ноября 1944 г.)]председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР Г.Г Карпов устроил прием в Совете для архиереев, принимавших участие в Соборе.
На приеме председатель Совета выразил удовлетворение теми полными взаимопонимания отношениями, какие установились у него за четырнадцать месяцев существования Совета с Патриархом Сергием и Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Алексием. В частности, Г.Г. Карпов отметил, что "немецкая политика стремилась использовать Православную Церковь в качестве орудия для достижения своих разбойничьих планов для борьбы с советской властью, с советским народом. Но она натолкнулась на непреодолимое препятствие - на любовь и верность духовенства и верующих Родине. Поэтому немцы стали грабить и разрушать храмы, убивать и истязать священников".
Далее Карпов сказал: "Те явления, которые сейчас происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях между Церковью и государством, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЧЕГО-ТО СЛУЧАЙНОГО, НЕОЖИДАННОГО, НЕ НОСЯТ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКТИЧЕСКИМ МАНЕВРОМ, как пытаются представить это дело некоторые недоброжелатели или как это как это иногда выражается в обывательских рассуждениях. Эти мероприятия вытекают из той тенденции, которая наметилась еще до войны... Мероприятия Советского правительства, относящиеся к жизни Русской Православной Церкви, находятся в полном соответствии с Конституцией СССР и носят характер одобрения той позиции, которую Церковь заняла в отношении Советского государства в последнее десятилетие перед войной и в особенности во время войны, позиции, направленной на скорейшее достижение победы на врагом".
А.Л. Казем-Бек. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ I. Русская Церковь в годы войны.









Е. Д.
16.10.2020 14:12
Из доклада митрополита Алексии на Архиерейском Соборе (21-23 ноября 1944 г.) о патриотической деятельности церкви в военные годы:
"Я еще не имею в настоящее время полной сводки по сегодняшний день всех пожертвований на нужды войны, но и те цифры, которыми я располагаю, являются весьма красноречивым свидетельством стремления верующих русских людей вносить возможно большую долю в общее дело борьбы с врагом. Я прошу вас прислать мне для предполагаемого отчета о патриотической деятельности нашей Церкви за военный период все ваши послания, обращения к пастве и т.д., а также цифру пожертвований - денежных, вещевых, облигациями, ценностями за весь военный период, какая определится к концу текущего года. До сего времени эти пожертвования определяются в общей сумме до двухсот миллионов рублей..."
А.Л. Казем-Бек. ПАТРИАРХ АЛЕКСИИ I. Русская Церковь в годы войны.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.

Эксклюзив
25.11.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».