Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 ноября 2017
Образование – не для бедных

Образование – не для бедных

В следующем десятилетии абитуриенты столкнутся с серьезной нехваткой мест
Юрий Алексеев
09.03.2017
Образование  –  не для бедных

По демографическому прогнозу количество выпускников школ, которые захотят продолжить образование, в ближайшее время вырастет до 3,5 млн. Об этом предупредила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на деловом завтраке в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова, посвященном проблемам высшего образования.

Долгое время у нас в стране бытовал миф о безграмотной дореволюционной России и о зловещем царизме, державшем рабочих и крестьян во тьме. Миф этот основывался на заключении Ленина об «одичалости народных масс»: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».

Современным историкам остается только гадать, что имел в виду Ильич, утверждая, что образование в старой России находилось в плачевном состоянии и что царское правительство намеренно держало трудящихся в невежестве… На самом же деле российское высшее образование традиционно считалось самым фундаментальным и комплексным в Европе, его ставили в один ряд с немецким.

В советское время высшее образование царской России хвалили, но с оговоркой, что в университеты допускались только дворяне и богатые. На самом же деле обучение в университетах было всесословным и общедоступным. Число выходцев из крестьянских, мещанских и казачьих семей в студенческой среде непрерывно росло.

К началу Первой мировой доля детей привилегированных сословий, дворян (личных и потомственных), чиновников и офицеров среди студентов университетов сокращалось, а во всех крупнейших европейских странах – Великобритании, Франции и Германии – выходцы из их среды по-прежнему составляли более половины студентов.


Издержки оптимизации

Можно ли сегодня говорить о всеобщей доступности высшего образования в России? По Конституции право на образование, в том числе и высшее, имеют все слои населения. Но поступить в вуз на бюджетные места удается немногим. Успешно сдавшим вступительные экзамены предлагают попробовать обучение на платной основе. Но очень скоро даже за плату получить хорошее образование удаться не всем.

Уже сегодня, по данным Счетной палаты, число студентов в России не соответствует нормам, установленным законом «Об образовании»: вместо 800 на 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, желающих получить высшее образование, в вузы поступают лишь 677 на 10 тыс. В то же время количество вузов неуклонно сокращается.

Вакантных должностей для людей с высшим образованием на рынке труда почти нет. Без работы остается каждый пятый из них.

В нашей системе образования перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров. При этом наибольшую потребность в сотрудниках с высшим образованием испытывают отрасли, связанные с биологией, сельским хозяйством и здравоохранением.

На рынке труда меньше всего пустующих рабочих мест в сфере образования, но педвузы увеличивают прием студентов. А медицинские институты, наоборот, ограничивают, хотя востребованность врачей растет.

Не хватает инженеров, конструкторов, электронщиков, создателей новых двигателей, творцов высоких технологий. Да и откуда им взяться? Только с сентября 2013 по конец 2015 года число высших учебных заведений сократилось с 2,3 тыс. до 1,5 тыс.

В первую очередь под нож оптимизации попали отраслевые технические вузы, готовящие востребованных специалистов.

Помнится, бывший министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявлял, что готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Иными словами, выпускники должны стремиться к жалкой роли посредников между западными корпорациями-производителями оборудования и покупающими их отечественными компаниями?

Отказ от творческих традиций русской инженерной школы, славившейся с дореволюционных времен, превратил бы нашу страну в придаток технологически развитых держав.


«Оболонивание» всей страны

Не соответствует сегодняшним вызовам и новая система образования по западному образцу. «Двухступенчатый» уровень обучения (четыре года – бакалавр, еще два года – магистр) ведет к снижению профессионального уровня выпускников, к закрытию кафедр, выпускающих людей с полным высшим образованием, к увольнению их сотрудников.

Ликвидация вузовских филиалов, уничтожение институтов среднего звена ведет к резкому ограничению возможности получения полноценного высшего образования для молодежи, живущей в провинции. Необразованным людям, как известно, отводится роль аутсайдеров, что только усиливает социальное расслоение.

В армию попадают призывники, не умеющие читать и писать.

По данным ЮНЕСКО, по интеллектуальному потенциалу молодежи Россия скатилась с третьего места в мире (1953-й год) на 40-е, по другим данным – на 47-е место.

По оценкам Всемирного банка, Россия занимает 98-е место в мире по расходам на образование (примерно четыре процента ВВП), уступая Мавритании и Алжиру

Если в развитых странах государственные расходы на образование постоянно увеличиваются и составляют до восьми процентов от ВВП (например, в Скандинавии), то в России они вдвое ниже и постоянно сокращаются.

Объем субсидии на образование в рамках госпрограммы «Развитие образования» будет снижаться из года в год. В общей сложности к 2020 году ее урежут на 12,7 млрд рублей. К этому времени недофинансирование приблизится к 50 процентам. Придется либо сокращать число вузов, либо искать другие источники финансирования.

В крупных городах недостающие деньги взимают с богатых студентов. Цена, которую сегодня надо заплатить в год за учебу в наших престижных вузах, исчисляется в сотнях тысяч рублей и постоянно растет.

Так, например, в МГУ за один год обучения в 2016 году студент должен выложить порядка 320 000 рублей. В 2017 году стоимость обучения в престижном вузе страны, по предварительным прогнозам, составит уже 350 000 рублей. В то время как, например, стоимость обучения в старейших европейских вузах гораздо скромнее (в Парижском университете Сорбонна в зависимости от факультета – от 250 до 1000 евро в год, в Мюнхенском техническом университете – около 1200 евро).

Согласно прогнозу Уполномоченного по правам студентов Артема Хромова плата за обучение в наших высших учебных заведениях будет только расти. Вузам дано право самостоятельно определять ее размер, и ограничить их аппетиты не может даже министр.

Если и дальше так пойдет дело, то многие, в первую очередь региональные вузы попросту обанкротятся, число студентов сократится в разы.

В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю нас обогнали Канада, Австрия, Бельгия, Финляндия, Испания и некоторые государства Латинской Америки. Если не переломить ситуацию, то очень скоро число студентов резко упадет. Россия перейдет на дистанционное обучение. А это чревато дальнейшей деградацией качества образования.

Выживать сегодня трудно не только вузам, но и студентам. Минимальные стипендии не дотягивают до 1500 рублей. А повышенную стипендию – около 6 тыс. рублей в месяц – получают менее восьми процентов учащихся.

Минимальная социальная стипендия, которую платят в регионах, выросла до 2 227 рублей, но с 1 января 2017 года после введения критериев нуждаемости число ее получателей сократилось.

Мало того, что стипендии наших студентов малы до неприличия, так во многих вузах их постоянно задерживают.

Об этом студенты пишут Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой. Их не устраивает и то, что о закрытии учебного заведения информируют лишь через несколько недель после того, как лицензия уже отобрана. Они требуют сохранить их вузы, специальности и направления, а также дать возможность доучиться в своем учебном заведении.

Немало жалоб омбудсмену пришло и на условия проживания в общежитиях. Особенно в зимний период. Заканчивается второе десятилетие XXI века, а в некоторых общагах студентам приходится спать как в период военного коммунизма – чуть ли не в шубах. При этом по правилам проживания им запрещено пользоваться обогревателями.

Несоблюдение температурного режима было выявлено в общежитиях 63 учебных заведений в 33 регионах страны. Плата за обучение растет, а денег на элементарные нужды все не хватает.

Раньше на помощь образованию приходили банки. Студенты могли взять образовательные кредиты, выплачивая во время учебы только проценты, а основную сумму вернуть по получении диплома. Сегодня многие банки приостановили проект.


У точки невозврата

Новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что проанализирует реформы, проводившиеся при прежнем министре Ливанове. Но, судя по всему, преодолеть разрушение вузовского образования новому министру будет нелегко.

Бюджетный каркас образования, утвержденный еще при прежнем министре на несколько лет вперед, ориентирован на 50 классических университетов и 150 – 200 институтов и академий, которые определил его предшественник, а ныне помощник президента России Андрей Фурсенко для решения стоящих перед обществом задач. Остальным уготована участь стать либо филиалами, либо техникумами. Некоторые же неконкурентоспособные вузы со слабой материальной базой должны быть вовсе закрыты.

На круглых столах, организованных с участием Министерства образования и науки РФ, страстно говорят о том, что «нам надо в целом подтягивать всю систему так, чтобы даже самый малоизвестный региональный вуз был на очень высоком и хорошем уровне». И вообще пора переходить к смещению финансового приоритета с внешних западных рейтингов на внутренние.

Но дальше разговоров о вреде болонской системы, о зависимости от зарубежных грантов, о нехватке бюджетных мест в вузах дело не идет.

Судя по всему, доступное для всех образование не устраивает наших рыночников. Ведь тогда пришлось бы отказаться от ускоренной приватизации вузовской сети, которая обладает огромными материальными ресурсами, включающими не только учебные корпуса, но также спортивные базы, дома культуры, санатории, пансионаты, общежития. На всем этом можно неплохо заработать.

Мировой опыт говорит, что решать кадровые проблемы путем радикального снижения возможностей получения высшего образования – путь в корне неверный.

Да, сегодня явный избыток дипломированных специалистов по профессиям, отнюдь не отвечающим потребностям страны. Но разве в арсенале государства нет инструментов экономического и социального стимулирования необходимой кадровой политики?

Нехватка специалистов ведет к уничтожению наукоемкой промышленности, науки и образования. Мы приближаемся к точке невозврата, за которой последует разрушение интеллектуальной среды и катастрофическая деградация общества. Неужели этого не понимают те, кто настаивает на продолжении прежних реформ образования?


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.
В. Бирюков
15.03.2017 13:47
Закрывают вузы и филиалы. Понятно, - если плохие, то закрывать надо. Но почему не закрывают плохие факультеты и кафедры? Нет таких?

Одновременно с закрытием вузов и филиалов МОН выдает лицензии новым вузам. Тут есть пикантное обстоятельство: Аккредитацию вуз получает после трех выпусков студентов. То есть, каждый может открыть вуз, а через 7 лет (учеба в бакалавратуре длится 4 года) закрыть его, - МОН не может запретить закрытие. Одновременно с процедурой закрытия (или чуть раньше) можно получить лицензию на новый вуз под новым названием и перевести в него студентов из закрывающегося. Еще 7 лет спокойной жизни гарантируются.
Точно так же поступают часто и "малые предприятия".
Петр Петрович - степан кудинов
14.03.2017 15:20
\\Нет ответа - почему так низко пало образование, особенно высшее, кому за это сказать спасибо...\\

Оказалось, что банановой республике не надо иметь много высокообразованных специалистов. Вы прочтите следующую статью и комментарии к ней и сами во всём разберётесь, и получите ответ на свой вопрос.

"Голодец назвала оплату труда в России заниженной"
http://www.stoletie.ru/lenta/golodec_nazvala_platu_truda_v_rossii_zanizhennoj_449.htm
степан кудинов
14.03.2017 14:31
Статья правильная, но вывод какой-то расплывчатый. Нет ответа - почему так низко пало образование, особенно высшее, кому за это сказать спасибо, почему живут и, к сожалению, здравствуют фурсенки и ливановы и откуда подул ветер "перемен"?????????????????????????????????
РАЗУМ
12.03.2017 21:37
Говорить о высшем образовании, которому отдано 55 лет жизни, именно в  сегодняшней России печально и грустно. Жаловаться некому, лучше сразу пойти в ближайшую аптеку за сердечными лекарствами. Мне ближе всего техническое образование. Оно теряет свой престиж и качество подготовки специалистов- профессионалов своего дела не только потому, что отказались на правительственном уровне  от достижений базовых основ русской и советской высшей инженерной школы, но в течение 25 лет после буржуазной контрреволюции и распада СССР низвели ее носителей - профессоров, доцентов и ассистентов до самых обездоленных,зарплата которых в среднем в 20 раз ниже, нежели преподавателей в США или в европейских странах. Престиж специальностей, которые определяют технологии нового уклада, стали самыми непрестижными и не нужными нашей власти в принципе. Восемь министров, отвечающих за науку и образование, сменяя друг друга, довели за 20 лет и то и другое до ручки и вытравили вместе с законодателями само понятие - инженер. Он всегда был, как розмысел, на острие научно-технического прогресса. Молодежь стремилась стать учеными и профессорами, а сейчас ее в вуз никакими калачами не заманишь на начальные 8 тыс рублей и с  аудиторной нагрузкой в 900 часов. Старики еще держатся, причем некоторые ради любимого дела со своей пенсии доплачивать вузу или числиться на 0,1 ставки готовы, чтобы среднюю зарплату в родном вузе поднять и чтобы В.В. Путин ректора не ругал. Стыдно за людей науки и образования, над которыми всласть издевается власть. Многие правильно пишут, но никто нашей писаниной, кроме самих пишущих, не интересуется. Спорить и противопоставлять русскую  и советскую высшие школы некорректно, ибо они были в неразрывной связи, по крайней мере, инженерные школы, отличавшиеся глубокой фундаментальной физико-математической подготовкой и инженерной практикой. Ими можно было гордиться.    
Митя
12.03.2017 15:01
После Политеха КарГТУ стал бакалавром машиностроения. Все, что у меня было тогда, это диплом, базовые навыки работы в компьютерных программах и крайне скромные познания в теории. По совести — нулевое образование. Без знаний и опыта мне повезло попасть на производство, под начало советских инженеров. Собственно, начиная с этого момента, я и начал формироваться как специалист. Я стал интересоваться всем, лез куда только мог, учился у каждого. В свои 26 я занимаю должность начальника цеха, хотя был и мастером, и рядовым инженером. Все это время на разных предприятиях я наблюдаю одну и ту же проблему — отсутствие квалифицированных кадров. Я видел слесарей по сборке металлоконструкций, не умеющих читать чертежи, мастеров, не умеющих пользоваться штангенциркулем, инженеров ОТК, которые не знали, что именно проверять и по какому принципу производить отбраковку.
Однако если даже руководство не знает своих обязанностей, чего можно требовать от рабочих? У всего постсоветского пространства еще есть около 10 лет, пока работают советские спецы. Затем — полный упадок. Можно попробовать смягчить удар, но при отсутствии действий падение окажется сокрушительным.  Моему поколению относительно повезло, жаждущие знаний еще могут чему-то научиться. Следующему поколению не повезет — перенимать опыт будет уже не у кого. Это касается не только авиационной и космической промышленности, но и здравоохранения, образования, любых других областей нашей жизни.
Петр Петрович
10.03.2017 23:25
\\Ленин об «одичалости народных масс»: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». \\

Гм, такая страна будет! И это снова будет Россия.
Грустно, господа-товарищи, завершается строительство классической пирамиды власти - на вершине избранные, у них и деньги, и власть, и знания. Внизу плебс - ни денег, ни власти, ни знаний.
Сценарий, который описал Истина очень близок к истине.


Вадим
10.03.2017 15:53
Второй абзац. Развенчивает "миф о безграмотности народа", - и ловко подменяет "всеобщее" образование - "высшим".
Кто спорит, с вышим - полный порядок... а народ держали в безграмотности.
Как и положено в кастовом, сословном, классовом, феодальном обществе.
"низкорождённые" не должны быть грамотными - грамотный раб - проблемма для "булкохрустов".
Eva
09.03.2017 20:55
Все что имели разбазарили.  И процесс этот завершается окончательным разрушением образования и института семьи ( Ювеналка и гендерная политика). Остаётся надежда на новое поколение ( с нашим все ясно), но его активно развращают ( наркотики, комп. Игры и да, массовое оболвание). Страшную картину нарисовал комментатор Истина.
Константин2
09.03.2017 18:53
Сегодня у нас выпускникам ВУЗов нужно не образование, нужна "корочка" об этом образовании и эта корочка позволяет им получить работу с приличным заработком. Уже это говорит о том, что мы что-то делаем не так. На Западе диплом ни о чем не говорит, нужны специалисты, которые после окончания института пороработали несколько лет по полученной специальности. Такие специалисты там ценятся. Наши специалисты, которые имеют образование по одной специальности, а работают по другой, там не нужны. Чтобы какой-нибудь экономист, или журналист, или филолог руководил техническими специалистами, это не про них, это может быть только у нас, поэтому у них с высокотехнологичными производствами все в порядке, а у нас... Все знают, как у нас. Поэтому надо вернуться к советской системе - окончил институт, отработай по специальности 3 года. Но в СССР, если человек не отработал 3 года, никаких мер к нему не принимали, он считался таким же специалистом, как и тот, который отработал. Это неправильно. Не отработал, ты специалистом не стал, а прослушал курс, все и это должно быть отражено в дипломе. Иначе, скоро все граждане России будут с дипломами, а специалистов не будет.
Кроме того, процесс обучения у нас слишком долгий. Нужно сократить срок обучения и школах и в институтах. Школьники уже к 6-7 классу должны определиться к чему у них лежит душа и специализироваться на выбранных предметах. Обучение в институте - 4 года достаточно, плюс три года работы по специальности. Почитайте, сколько лет учились Пушкин, Толстой, Королев, Куприн... Если бы они получали образование в нынешней России, они бы не стали теми гениями, которыми мы их знаем. Важно, чтобы у детей, как можно раньше начиналась трудовая жизнь, только тогда из них что-то может получиться...
леонтий
09.03.2017 18:23
В сфере высоких технологий умных  хватит,тем более руководить все равно будут ,те которые учились там,за наши деньги.Обслуживать трубы голытьбы хватит.Остальные, с верхним образованием пойдут в продуктовый ритейл/грузчиками,КО,продавцами,складскими рабочими/,именно там и нужны такие кадры,другая часть пойдет в няни,учить балбесов,тоже неплохой бизнес.Тем более,такие спецы,которые в течении нескольких лет,обучались дистанционно,абсолютно никому не нужны.Через 5-10 лет,уже некому будет проходить действительную срочную службу!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.