Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 мая 2019
Нелегкая дорога к храму

Нелегкая дорога к храму

Новые вызовы и угрозы возникают перед государством, обществом и Церковью
Олег Гуров, Юрий Панкратов
27.04.2019
Нелегкая дорога к храму

Наш народ может по праву гордиться своей великой многовековой историей, которая неотъемлемо связана с Православием и Церковью. Невзирая на все испытания, выпавшие на её долю, Церкви удалось выстоять. Сохранив свое историческое предназначение, она продолжает оберегать морально-нравственные устои, духовные и культурные ценности христиан в современном мире, когда цифровые и сетевые технологии открывают небывалые возможности…

Как сказано в докладе «Цели развития тысячелетия», подготовленном для Генеральной Ассамблеи ООН, «информационно-коммуникационные технологии полностью изменили образ жизни, работы и общения людей. Их роль и значение продолжают повышаться благодаря техническому прогрессу, расширению сетей, снижающимся ценам и увеличению количества приложений и контента… Смартфоны продолжают дешеветь и получать все более широкое распространение. Продолжающийся рост их вычислительных мощностей способствует обеспечению бесперебойного предоставления услуг все большему числу людей во всех секторах, которые только можно вообразить».

Однако современный мир с его технологиями создает не только блага. Перед государством, гражданским обществом и Церковью возникают новые вызовы и угрозы, принять и достойно преодолеть которые возможно лишь совместными усилиями.

В своем выступлении в Государственной Думе РФ в январе 2019 года Патриарх Кирилл обратил внимание депутатов на необходимость развития конструктивных отношений между властью и обществом, налаживания диалога с молодежью; особо затронул вопросы, связанные с развитием цифровых технологий.

Патриарх, в частности, отметил:

«Церковь не против прогресса! Но совершенно очевидно, что современный прогресс несет в себе опасности и, в первую очередь, для свободы человека. Потому что подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью. Церковь за подлинную, а не за мнимую свободу человека».

И далее подчеркнул: «Поэтому все технические средства, которые могут потенциально ограничивать человеческую свободу или уже реально ее ограничивают, у нас вызывают опасения».

Русская православная церковь «по роду своей деятельности много и доверительно общается с представителями различных социальных групп, не понаслышке знает о проблемах и заботах соотечественников», регулярно высказывает свое мнение, основанное на христианском вероучении, по актуальным для общества вопросам. Еще в феврале 2013 года Архиерейский Собор РПЦ опубликовал «Позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», в которой подтвердил, что «в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем, жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия – отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь».

Опасения граждан также подтверждаются данными Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В его ежегодном докладе (май 2018 г.) приведены конкретные цифры. Так, по вопросам совести и вероисповедания к Уполномоченному в 2017 году поступило 810 обращений. Заявители и общественные объединения писали о нарушении своих прав – от незаконности действий сотрудников правоохранительных органов в отношении верующих (40%) до злоупотреблений свободой творчества в ущерб свободе совести и вероисповедания (9%).

По словам омбудсмена, большое число обращений касается проблемы электронной идентификации личности, учета и обработки персональных данных верующих. Некоторые прихожане уклоняются от применения новых электронных технологий, используемых при взаимодействии с государственными учреждениями и коммерческими организациями, что приводит к негативным последствиям как для них самих, так и для членов их семей. Они лишаются пенсий, пособий, дотаций, материнского капитала, возможности устроиться на работу и пользоваться другими социально-экономическими и культурными правами.

Ранее, в марте 2000 года, Священный Синод Русской православной церкви сформулировал общую позицию: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

Однако по отдельным конкретным вопросам применения информационных технологий, учитывая их стремительное развитие и регулярное появление новых способов использования, Церковь ежедневно ведет разъяснительную и просветительскую работу среди своих прихожан, активно участвует в открытом диалоге с властью, российским и мировым сообществом.

Одной из проблем применения информационно-коммуникационных технологий с помощью Интернета и социальных сетей является возможность негативного влияния на массовое сознание и настроения людей. Бесконтрольное распространение призывов к участию в публичных мероприятиях зачастую приводит к подстрекательству людей на совершение противоправных действий. Без какого-либо законодательного регулирования цифрового пространства оно становится благодатной почвой для некоторых профессиональных активистов, паразитирующих на проблемах общества. Подобные активисты часто, подменяя благие цели защиты прав и свобод человека и гражданина своими личными, коммерческими или политическими целями, порождают конфликты, намеренно создают дисбаланс в обществе. Особую опасность представляют собой злоупотребления правами верующих.

В этом отношении показательны акции протеста против строительства православных храмов в Москве, проводимые в защиту скверов, парков и зеленых насаждений. Часто такие акции являются несанкционированными, к их участию привлекаются не столько местные жители, сколько проживающие в других районах столицы.

Социальная активность подобного рода – это не стихийное мероприятие, а заранее подготовленный план действий для достижения конкретных целей со своей системой операционного управления, внутренними и внешними коммуникациями.

Мессенджеры и социальные сети в условиях массовой доступности смартфонов позволяют использовать их в качестве эффективного инструмента и удобного медиа-ресурса для вовлечения в протестные акции.

Как и любая маркетинговая коммуникация, сетевое мероприятие – это та же самая «работа с клиентом».

Социальные медиа и мессенджеры предоставляют возможность оперативно довести нужную информацию до сведения целевой аудитории, получить от нее обратную связь, осуществлять многостороннюю коммуникацию в режиме реального времени. При этом организаторы не несут особых затрат. Им достаточно лишь найти или создать подходящий для протеста информационный повод, разработать и выполнить медиа-план, осуществляя контроль онлайн, «из-за кулис».

Подобные технологии представляют особую опасность ещё и потому, что позволяют «кукловодам» протестных кампаний использовать персональный подход к каждому участнику, с учетом индивидуальных особенностей его личности. Это новый, виртуально-опосредованный формат социального воздействия, для которого не существует пространственных и временных границ. Человек, попавший в фокус такого воздействия, рискует стать жертвой манипуляторов, утратить собственные жизненные приоритеты. Поэтому, чтобы не оказаться слепым орудием в чужих руках, человеку необходим морально-нравственный ориентир, которым являются национальная культура и духовное наследие нашего общества, оберегаемые Церковью.

По результатам исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение» среди жителей Москвы в октябре 2014 года, 67% опрошенных москвичей подтвердили, что придерживаются православной веры. В феврале 2019 года этот показатель увеличился до 72%.

В наши дни Русская православная церковь совместно с миллионами верующих из разных уголков России и зарубежных стран продолжает вести работу по духовному возрождению. Разрушительными действиями советской власти были уничтожены десятки тысяч храмов (точное количество неизвестно до сих пор). В апреле 2011 года стартовала Программа строительства православных храмов в Москве, в рамках которой на территории столицы изначально планировалось возвести 200 новых храмовых комплексов («Программа-200»). В 2014 году эта цифра увеличилась в полтора раза за счет территории Новой Москвы. Финансирование «Программы-200» осуществляется за счет сбора благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие Правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и предоставлении помощи в решении вопросов с подключением к техническим коммуникациям города.

Учитывая масштаб строительства, Московским патриархатом была проделана кропотливая подготовительная работа: собраны исторические факты, подтвержденные статистическими данными; проведены социологические наблюдения и опросы общественного мнения; налажен конструктивный диалог с властью и москвичами. Данная инициатива Русской православной церкви получила понимание и поддержку большинства москвичей, освещается в средствах массовой информации. Успешные результаты строительства можно увидеть и оценить не только вживую, но и на официальном сайте «Программы-200». На текущий момент возведено 62 храма, еще 30 находятся в процессе строительства. Достигнутые результаты лучше любых слов доказывают общественное одобрение и значимость этого проекта.

Однако, как и любое благое начинание, реализация «Программы-200» сталкивается с человеческим непониманием, недоверием и даже открытым противостоянием. В средствах массовой информации время от времени появляются сообщения об акциях протеста против строительства новых храмов. В случаях, когда такие акции были обоснованны, места строительства новых храмов неоднократно переносились в интересах местных жителей.

17 февраля на севере столицы прошел митинг-протест против строительства храма в Бескудниково. По данным интернет-телеканала «Царьград ТВ», наиболее громкие «факты», озвученные противниками строительства, оказались заведомо ложными. Например, сообщение о том, что храму передадут территорию площадью в 4 гектара, или о том, что строительство ведется за счет бюджетных средств. Беспочвенными оказались и опасения митингующих, что в ходе строительства могут пострадать зеленые насаждения. Шесть деревьев, которые растут в зоне строительства, будут заботливо пересажены, а на территории храма высадят множество новых.

Примечательно, что после того, как митингующие получили ответы на свои вопросы, митинг превратился в акцию поддержки строительства храма. Доводы «против» оказались несостоятельными.

Подобная акция с беспочвенными заявлениями и требованиями является не единственной в своем роде. Создается впечатление, что «Программа-200» стала объектом организованных нападок со стороны определенных групп, чьи цели не имеют отношения ни к интересам местных жителей, ни к самому процессу строительства, ни к заботе об экологии. При этом все мероприятия широко освещаются в Интернете и социальных сетях. Публикуемые сообщения часто сопровождаются рекламой коммерческого содержания, что наводит на мысль о корыстных целях организаторов акций.

Восстановление и строительство храмов ведется не только в Москве, но и по всей России, где, как и в столице, появляются активисты, стремящиеся помешать этому процессу. Например, в Екатеринбурге, названном в честь святой великомученицы Екатерины, на протяжении десяти лет обсуждается вопрос о восстановлении Екатерининского собора. Исторически это был первый храм, построенный в столице Урала. В 1929 году собор был полностью разрушен по распоряжению советской власти, а на его месте построен фонтан.

Изначально предлагалось восстановить собор на его исконной территории. Однако активисты добились того, что место возведения храма переносилось дважды. Сначала они выступили в защиту фонтана, затем в защиту искусственного острова в городском пруду. Сейчас они отстаивают зеленые насаждения в местном сквере.

Уральский политтехнолог А. Пирогов, который, как говорится, «в теме», утверждает, что подобные мероприятия проводятся организованными группами активистов со своим ядром сторонников, которые в состоянии разворачивать быструю агитацию. По его словам, «чем больше акций, подобно этой, они проведут и чем меньше внимания власти и прочих интересантов будет этому уделено, тем больше будут сами активисты мотивированы на дальнейшее требование диалога. Тем более все видят, насколько серьезна эта тема, и как хорошо на ней можно “хайпануть”».

Хайп — это еще одно, новое явление, возникшее в процессе развития цифровых технологий. По мнению филологов В. Крячко и И. Цветкова, опубликованному в научно-методическом журнале «Концепт» (№6, 2018), хайп (от англ. hype – вид рекламы, отличающийся особой агрессивностью и навязчивостью, целью которой является искусственное формирование вкусовых предпочтений потребителя) «правильнее было бы назвать антирекламой, поскольку его задачей является продвижение на рынке потребления продукции далеко не лучшего свойства, что больше похоже на обман и мошенничество, чем на рекламу… Не случайно, видимо, понятие “хайп” легко ассоциируется с лексемой “пиар” (“пиарить”, “пропиарить”)». Отсюда «хайпануть» часто употребляется в значении «прославиться», получив в Интернете множество откликов других пользователей.

Следует понимать, что доступность цифровых технологий позволяет людям различных возрастов, убеждений и уровня знаний публиковать в сети любой контент в самых разных целях. Социальные сети – один из наиболее эффективных инструментов создания и координации протестных настроений. Поэтому современному человеку необходимо по-новому научиться воспринимать и оценивать информацию, делать выводы, основываясь на достоверных фактах и проверенных сведениях, а главное, здраво оценивать последствия своих действий с позиции закона, морали и нравственности.

Не менее важно выработать систему и механизмы общественного контроля над сомнительными действиями отдельных сетевых ресурсов, которые намеренно атакуют традиционные ценности и духовные устои, пытаясь расшатать наше государство.

В заключение хочется напомнить слова из обращения президента России В.В. Путина к участникам Архиерейского Собора Русской православной церкви: «Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны отстаивать справедливость, истину, правду, сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную, ценностную основу. Идти вперед, впитывая все новое и передовое и оставаться Россией ― навсегда».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 92 найденных.
Ру-БИН ФЕОНЕ
13.05.2019 21:19
Все Вами перечисленные конфликты носили именно геополитический характер - у причин их возникновения лишь фантик религиозный. В России уже много веков существует многорелигиозное общество и никому это пока не мешало. Огонь войны могут разжечь только безбожники у которых нет ничего Святого - вот они и могут спровоцировать пожар. Но повторяю - в его основе будет не чья-то Вера а именно политические интересы недругов страны.
Ру-БИН ОРТ-У
13.05.2019 21:07
Ну вот и получается что народ - потомки крепостных оказывались всегда более свободолюбивыми чем все ваши т.н. просвещенные !!!! - русские предпочитали смерть позорной жизни под оккупантами. Впрочем Вам - прожженному русоненавистнику этого никогда не понять !!!! Вам иные герои по душе - Смердяков кстати и хихикал как Вы.
Александр из Од.
13.05.2019 13:49
Феоне. Я просил вас не вешать на православных христиан грехи еретиков-католиков. Мы спасали весь мир от слуг антихристовых - от Наполеона, Гитлера и пр.
Вам бы поскромнее быть при вашем слабым знании истории.
ort- !!!
13.05.2019 13:38
!!!
09.05.2019 17:19
Феона
09.05.2019 6:53
Едешь после сессии к родным, проезжаешь плакат. К примеру. Башкортостан. А где плакат с Русскостан? Ваймэ. Нет!////
----------------

А что- в Российской Империи плакат "Русскостан" разве был ?
"Башкортостан" - это, пардон- русское слово, так же, как и фамилии башкир и татар и чечен и других - тоже на русский лад. С окончаниями на "...ин" или "...ев" или "...ов". ВАМ В ГОЛОВУ НИКОГДА НЕ ПРИХОДИЛО, ПОЧЕМУ ТРАДИЦИЯ ОСТАЛАСЬ И В СССР СО ВРЕМЁН ИМПЕРИИ ? Хе-хе....... башкир спросите- объяснят популярно ..... ибо только русские не могут понять , в чём тут было дело.

НО НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ - ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ. УРА ! Может быть специально для вас и даже по вашим же просьбам и устроят "Русскобад". И всех туда отправят. Всё будет- и "Русскобад"- тоже! И ПОСЛЕ ОТЧЕСТВА БУДЕТЕ ПРОИЗНОСИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ - "ОГЛЫ". И тратиться на поездки к родным не потребуется. Ну, а "Башкортостан" - отменят. Ибо - зачем он тогда ?

P.S. Когда каждый студиоз начинает "решать государственные проблемы"- это даже не возмущает, а уже просто умиляет !
ort-
13.05.2019 12:48
Ру-БИН ОРТ-У
10.05.2019 14:55
Самое главное, что эти ,,крепостные,, всегда спасают вас - чопорных и всех таких свободных !....Только вот почему-то именно вы, а вовсе не мы всегда готовы лечь||||
------------------------------

Лечь- то ? Да по-моему, это самое главное у крепостных....... И кроме того, вам не кажется, что у вас вторая фраза противоречит первой ? Крепостные потому и крепостные, что всегда идут и стоят и ложатся именно туда, куда им укажет барин, какой бы он ни был чопорный и свободный, красный или белый . ИМ ГЛАВНОЕ - КАК БЫ БАРИНА СПАСТИ !!!
Хе-хе .... ибо- не могут они жить без барина .... То-то и оно.
Феона-Рубину
12.05.2019 9:12
А что такое крестовые походы-гуманитарные акции??? А гонения на своих же православных, из-за того что крестятся не тремя, а двумя перстами. Даже Иран с Ираком воевали вроде из-за геополитических причин но в Иране шииты, а в Ираке сунниты. А как развязали гражданскую войну в Югославию; боснийцы-мусульмане, хорватские католики и православные сербы четко разделили страну на конфессиональные. а не на геополитические части. Такая же участь грозит и всем нам потому что в России не только православные и атеисты, есть малые языческие народы и второй по численности населения мусульманский анклав.... Зато в атеистическом СССР народы жили мирно потому что их не разделяли дополнительно религиозными различиями!!!
Петр
11.05.2019 17:57
После коротких дискуссий об религиях и вере и о вечности телесной в предках (если по дарвинистскому учению, то можно начинать и с обезьян) и будущих потомках, истлевающих в прах и снова превращающихся в пылинки земные (Феона уже верует в свою "вечную пылинку"), - открываются в некоторых житейских и "философских" комментариях естественные без Бога заблуждения, ведомые верующим православным христианам уже две тысячи лет, О ЦЕЛИ И СМЫСЛЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Обезьяны не говорили и не говорят, не признаются и сегодня для чего создавался "человек", подобный им, который сам себе (после подставного от "избранных" вечного теперь Дарвина) говорит и внушает детям со школьной скамьи об их таком происхождении, чтобы никогда не слушали и не помышляли, что каждый ЧЕЛОВЕК ЭТО ВЫСШЕЕ ТВОРЕНИЕ БОЖИЕ. Зачем потребовалась эта теория?

А для того, чтобы можно было продолжать утверждать и словом и своим делом "богоизбранному народу", переселенному самим Богом на земли Палестины послу исхода из египетскогорабства, по его вере, что он только является, остается "богоизбранным", как изгой среди всех других народов. Иисус Христос, вочеловечившийся Сын Божий и пришел в мир земной, чтобы спасти от разврата и заблуждения в первую очередь народа израильского и иудейского, отвергшего и распявшего Его только за то, что священники, книжники и фарисеи их, не приняли Его благовествование о покаянии ради очищения вечных душ и обретения Царствия Небесного. (писал уже подробней)

Но благовествование Христово было принято от апостолов Его другими народами в образовавшейся Апостольской церкви Христовой как христианская спасительная вера православная. Русь-Россия приняв эту веру более тысячи лет назад, создала с Богом наше великое христианское государство, прошла многие тяжкие испытания и сможет и сохранится с православной верой до скончания векамир е
Николай П.Т.
10.05.2019 17:50
«И реки вернутся в свои берега,
И станет вдруг ясно тебе,
Что ныне страшнее меча для врага
Свет тихой лампады в избе»
(А. Ребров)
https://rospisatel.ru/krupin-tezisy.htm
Ру-БИН ОРТ-У
10.05.2019 14:55
Самое главное, что эти ,,крепостные,, всегда спасают вас - чопорных и всех таких свободных ! Только вот почему-то именно вы, а вовсе не мы всегда готовы лечь под очередного Адика !!!
Николай П.Т.
10.05.2019 13:21
Очарованный количеством и глубиной своих знаний, ученый с дерзостью заявил Творцу: «Мы, люди науки, пришли к заключению, что больше не нуждаемся в Тебе! Мы постигли все тайны и знаем все, что знаешь Ты: умеем пересаживать сердце и любые органы тела, умеем клонировать людей, создавать новые виды животных и растений... Словом, мы можем делать все, что раньше считалось чудесным и приписывалось Твоей мудрости и всемогуществу. Творец, знаешь, в Тебе уже нужды нет, мы уже не дети твои, мы уже добились фантастических успехов. Мы даже можем человека из глины создать легко!» – и по привычке наклонился, чтобы поднять кусок глины, но вдруг услышал с небес спокойный голос: «Используй собственную глину...»

Многие недалекие люди не замечают того очевидного факта, что научные книги и статьи начинают со «второй главы» - как развиваются явления! А «первая глава», которая пролила бы свет на Первопричину того, откуда все произошло - отсутствует!

Откуда, например, возникла первичная энергия-протоматерия, из которой потом все развернулось в наш необъятный космос. Почему законы природы так тонко сбалансированы, чтобы сделать возможным возникновение жизни и разумного человека. Как хаос мог породить такую изумительную гармонию и красоту на всех уровнях бытия? — Ответы на эти принципиальные и важнейшие вопросы во всех научных работах отсутствуют — и по понятной причине: ответ находится за пределами познаваемого. Вот тут именно и обнаруживается надобность в Божественном откровении. Все окружающее нас прекрасно и гармонично, но для чего существует оно? Есть ли цель в моем существовании? Что ждет меня «там»?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 92 найденных.

Эксклюзив
17.05.2019
Сергей Рыков
Заметки на полях международной конференции, организованной ФИП.
Фоторепортаж
08.05.2019
Подготовила Мария Максимова
Минобороны РФ представило уникальные фотографии полководцев Великой Отечественной.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».