Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Наталья Треушникова: «В России один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов…»

Наталья Треушникова: «В России один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов…»

Беседа с президентом Союза охраны психического здоровья
10.02.2016
Наталья Треушникова: «В России один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов…»

- Наталья Валериевна, что ни день, то очередная «страшилка» из жизни подростков. В заброшенном доме на окраине подмосковного Солнечногорска девочки раздели догола и избили 15-летнюю сверстницу, пытались поджечь жертве волосы. Свои «развлечения» снимали на видео, которое выложили в Интернет. 
В Ставрополе, такие же 15-летки, зверски (ногами!) избили свою подругу. Кровавую забаву сняли на видео, что и стало основным «вещдоком» для следствия. В поселке Тургояк Челябинской области 15-летний школьник убил ножом мать и серьезно ранил отца. Парень был отличником, но резко сдал в учебе из-за излишнего увлечения компьютерными играми. Родители запретили сыну подходить к компьютеру, пока не исправит оценки. В результате – трагедия...

Целое поколение в зоне риска, мы теряем его?

- Судите сами. По данным Всемирной организации здоровья, депрессии отмечены практически у каждого пятого подростка. Примерно 20% имеют психические расстройства, из которых около половины начинаются в возрасте до 14 лет. Среди наркоманов подростки составляют 70%. В России один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов…

- Что, век стал агрессивнее, время так прессует молодежь? Ощущение, что целому поколению ввели инъекцию «озверина».

- Вообще-то, у каждого человека есть агрессивные реакции, но не каждый способен их обуздать. Если же внутренние механизмы сформированы социумом, то это выражается совсем по-другому. Человек живет либо по заповедям, либо по установкам, сформулированным большинством общества. Когда в социуме нет базисных основ, он выражает себя спонтанно. Чем меньше в обществе базисных морально-этических устоев, тем оно более агрессивно.

Подростки, как правило, не умеют справляться с собственной агрессией. Не умеют направить ее в мирное русло. Высокой эмоциональности, а зачастую и излишней агрессивности способствуют и бурные гормональные изменения в организме подростков.

- Как же научить подростка управлять своими эмоциями, и возможно ли это до поры?

- Можно научить детей перевести острую ситуацию в конструктивное общение, не дать ситуации перерасти в конфликт. У меня самой трое детей. Я провела с ними дома эксперимент. Как-то объявила детям: все, мои дорогие, живем без правил, каждый делает все, что хочет. Даешь анархию! Дети ликовали два-три дня, а потом начались конфликты. Как поделить игрушку? Присвоить сильному или отдать младшему? Как разрешить конфликт? Дракой? Не получается. И договориться не получается. Дня через три дети пришли ко мне и сами попросили помочь им разобраться между собой.

Можно доступными средствами донести до детей, что правила нужны не для того, чтобы их наказывать и ограничивать, а для того, чтобы им помогать разрешать спорные ситуации. Подростки склонны к противостоянию, к протестным формам поведения. На любое наше черное они говорят белое, а на белое – черное. Для того, чтобы не возникало ситуаций конфронтации со взрослыми, надо порой и нам опустится на уровень подростка.

- Далеко не каждый подросток, тем более, подросток «трудный», из неблагополучной семьи согласится с тем, что некий психолог станет «учить его жить».  

- Да, вопрос непростой. Тем более, что на разговор с психологом необходимо письменное согласие родителей. Зачастую родители не хотят подобного общения даже при затянувшихся конфликтных ситуациях, например, травли коллективом одного-двух детей. Родители запрещают вмешиваться психологу, убежденные, что конфликт «рассосется» естественным путем. А он не проходит сам по себе. Ситуация травли может довести и до суицида, и до формирования психической патологии, затянувшихся неврозов… Вплоть до ухода в ранний алкоголизм, прием наркотиков или полного погружения в мир гаджетов, электронных игр…

Это обычные последствия затянувшихся стрессовых ситуаций. И тут без профессионала не обойтись.   

У нас же разработана целая профилактическая программа «Здоровое поколение», по которой профессиональные психологи обучают подростков, а уже обученные подростки ведут занятия со сверстниками. Это общение другого уровня. Это общение сверстника со сверстником. Они говорят на одном языке…

- И как это все выглядит на практике?

- Все очень просто. Сначала мы собираем школьных психологов и их обучаем. У нас есть учебник с полным пакетом всех материалов. Это большая базисная информация, написанная на их профессиональном языке. Мы знакомим их с волонтерскими и тренерскими программами для детей, рассказываем, как они сформировались в мире, как это работает. Вся информация разбита по блокам, чтобы удобнее было пользоваться. Мы обучаем ребят тренингу в виде игры и технологиям. Ребенок не сидит за партой, а бегает, прыгает, участвует в мозговых штурмах…

Мы провели конкурс и получили из регионов колоссальное количество авторских работ, адаптированных для наших детей. Программа рассчитана на учеников восьмых классов. Восьмой класс наиболее оптимальный для наших опытов - дети уже достаточно взрослые, самостоятельные, готовые обучаться. Мы собираем наиболее активных ребят. И не обязательно «правильных отличников». Приглашаем и негативных лидеров, к мнению которых в классе прислушиваются.

Во время игры формируется некий коллектив из ребят самых разных социальных слоев. Между ними возникает некая коммуникация. К слову, «трудные подростки» даже становятся лучшими тренерами, чем отличники, они эмоционально более насыщены.

В эти игры невозможно играть, если ты не подготовлен. Это не ручеек, догонялки или прятки. В этой игре усваивается информация. Отрабатываются навыки. Ребенку дается некая провокационная ситуация, и предлагается сделать выбор. Допустим, выпить горячительного или попробовать наркотики. У него есть возможность отыграть эту ситуацию. Проиграть ее, понять, как себя вести. Если ребенок не обладает соответствующими знаниями, он не сможет это сделать.

- Алкоголь и наркотики – это очень серьезно. Но чаще подростка ставят в тупик куда как более прозаичные вещи…

- Конечно, мы говорим с ребятами не только об экстремальных ситуациях, хотя именно они уносят жизни подростков. Мы говорим с ними и о более тонких вещах. О взаимоотношениях со сверстниками, родителями, учителями… Как выйти победителем из конфликта без драки, и выйти победителем, да еще и с бонусами в глазах сверстников, а не с фингалом под глазом. Наши программы учат ребенка смотреть в будущее, пересматривать свое отношение к миру. Обученные волонтеры идут в свою среду, идут в классы. Занятия проходят раз в неделю в формате классного часа. Классные часы есть в расписании всех школ, но зачастую они такие скучные, что на них никто не хочет оставаться.

- Наталья Валериевна, а какова все же стратегическая цель Союза охраны психического здоровья?

- Объединить специалистов различных отраслей. Это не только врачи, психологи, но и педагоги, социальные работники, деятели культуры и искусства, спортсмены, волонтеры общественных организаций, участвующие в сохранении психического здоровья людей. Союз должен объединить их в единый организм, который станет работать слажено. И результат такой работы непременно ощутит наше общество.

Беседовал Сергей Рыков

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.