Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 декабря 2021
Наталья Кутейникова: «Все реформы по преподаванию литературы завели нас в тупик»

Наталья Кутейникова: «Все реформы по преподаванию литературы завели нас в тупик»

Беседа с одним из авторов серии учебников по литературе для младших школьников
25.11.2021
Наталья Кутейникова: «Все реформы по преподаванию литературы завели нас в тупик»

Домашняя библиотека в молодой семье нынче редкость. В букинистические лавки тоннами несут собрания сочинений из библиотек дедушек-бабушек. Учителя литературы с грустью говорят, что даже читающие школьники предпочитают фантастику, детективы, приключенческую и мистическую прозу, антиутопии, постапокалипсические саги.


К сожалению, и школьную программу ученики зачастую «осваивают» лишь в кратких пересказах. Классическую русскую, советскую и современную детскую прозу и поэзию «поколение Z», мягко говоря, не жалует.

В издательстве «Русское слово» вышла серия учебников для начальной школы «Литературное чтение на родном (русском) языке». Это уникальная попытка известных педагогов, филологов Натальи Кутейниковой и Ольги Синёвой сформировать у ребенка вкус к чтению качественной литературы. От дохристианских времен до наших дней.

Мой собеседник – один из авторов серии учебников литературного чтения, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Наталья Кутейникова.

– Наталья Евгеньевна, что можно возразить родителям, которые уверены, что, дескать, нужная книга ребёнка сама найдет?

20210607_171814.jpg

   – Что тут скажешь? Можно вообще тогда ребёнка не воспитывать, а ждать, когда «вылупится гений» или когда он сам всему научится. Согласитесь, абсурд! В России многие столетия формировалась система домашнего воспитания. Потом складывалась система образования. То есть система обучения и воспитания. Старшие всегда руководили младшими, передавая им свой жизненный опыт. Педагоги учили, передавая знания. Это считалось правильным. Незыблемым.

И в Древней Руси учились. Вспомним систему городских школ в больших городах-княжествах. Кстати. Об этом современные ученики могут почитать в исторической сказке Елены Чудиновой «Гардáрика», два фрагмент

а из которой помещены в учебник «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4-го класса. Елена Петровна Чудинова всегда тщательно изучает и подбирает материал для своих книг, особенно исторических. Это произведение находится как бы на стыке художественной и научно-художественной литературы. Ученики получают представления о том, как жили, учились и относились к учёбе, знаниям наши далёкие предки.

Я твердо уверена, что должны быть люди, отбирающие литературу для чтения детьми разного возраста. Для чтения на уроках, для внеклассного чтения, для самостоятельного чтения… Сейчас небывалое количество так называемой «креативной литературы». Детской и подростковой, в том числе. Книг много. Они очень разные. Тем более необходимы критерии отбора. Серьёзные учёные говорят об этом не один год.

Чтением надо не управлять. Ребенка к чтению надо приобщать. Постепенно, систематически. С младенчества читая с ним и ему дома. В читающей семье, где хорошая библиотека, редко растут не читающие дети. Книга как вид досуга объединяет вокруг себя членов семьи.

– Современные дети мало читают. Их сознание стало клиповым. Длинные тексты быстро наскучивают и отвергаются. Это большая проблема поколения и общества в целом. Как вернуть вкус к чтению?

   – Сергей Николаевич, вы повторили мантры последних пяти-семи лет. Еще раньше была другая мантра – «совсем не читают». Читают! Но не то и не так, как их родители или бабушки-дедушки. «СССР – самая читающая страна в мире!» – помните? Тоже своего рода мантра. Один из мифов. В СССР после Великой Отечественной войны была цель – вырастить новую интеллигенцию, которая поднимет страну, будет двигать науку, культуру, образование. Для этого нужны были читающие люди, способные к самообразованию и саморазвитию. В прошлом веке, в стране, в который мы с вами родились, в буквальном смысле слова управляли чтением. Конечно, с известным идеологическим уклоном. Это и дало нам «читающее поколение». Но! Читающих людей на самом деле всегда немного – от трех до 10 процентов. При жесткой установке на государственную важность чтения эта цифра увеличивается в три-четыре раза.

Что касается «клипового сознания»… Если ребёнку в дошкольном детстве не читать «живую» книгу, да еще с хорошими иллюстрациями, не приучить к чтению текста, а сажать перед телевизором, всучив в руки гаджет с играми – это самое клиповое сознание и формируется.

А к среднему подростковому возрасту оказывается, что поезд уже ушёл. Перед нами юное создание, в общем, скорее всего, неплохое и даже милое, но, увы, необучаемое. Ибо всему своё время.

Грустно наблюдать за такими «недорослями». Обидно за них. Виден их не развитый потенциал. В 14 – 17 лет развить его практически невозможно. Отсюда проблемы с лёгким, по сути, экзаменом – итоговым собеседованием в девятом классе. Прочитать научно-популярный текст из трех-четырех абзацев; пересказать его, вставив в нужное место цитату; составить монолог на одну из трех предложенных тем, после чего побеседовать с преподавателем на эту тему. Эти элементарные навыки, оказывается, требуют у многих из них колоссальных интеллектуальных усилий.  

Скажу больше, с чем сталкивалась сама. Самое сложное – пересказ прочитанного. Потому что многие, читая вслух (а это навык начальной школы!), не поняли текста, не запомнили его. Раз не читают регулярно, не учатся добросовестно – не развивается память. Для некоторых русскоязычных детей уже само чтение текста – большая проблема. А что говорить о детях, для которых русский язык не родной?!

А вот третье задание этого своеобразного экзамена («собеседования» как бы) и вовсе абсурдно! Учителя русского языка и литературы учат с детьми «топики», рассказ на заданную тему. Так в советских школах учили английский, французский или немецкий языки. Получается, что многие дети – носители языка не могут понять текст на этом языке, пересказать его. Не могут за три минуты подготовить устный рассказ. Например, описать фотографии или рисунки. Поразмышлять о чем-то. О чем-то повествовать. На мой взгляд, это крах всего обучения чтению и русскому языку.

Мы с моим соавтором учебного комплекса «Литературное чтение на родном (русском) языке» Ольгой Владимировной Синёвой работаем и в высшей, и в средней школах. Знаем проблему изнутри. Поэтому задача наших учебников проста и понятна – расширить границы восприятия иллюстративным материалом, созданием проектов, творческими и исследовательскими заданиями, интересными и посильными детям 6 – 10 лет. Это очень важно. Чтение – это не только эмоции. Это сложная работа ума, памяти. Наконец, воли к чтению.

Наша цель – к концу начальной школы сформировать у школьников навыки осознанного чтения вслух и про себя, развить устную и письменную речь на основе прочитанного произведения. Мы пытались создать учебники, созвучные новому времени, понятные и интересные детям XXI века. И не только детям, но и их родителям. Учебники, по которым можно учиться без методического пособия. Методический аппарат в них и так достаточен.

– А как вернуть поколению, обществу в целом вкус к чтению?

– Должна быть государственная политика и поддержка чтения на всех уровнях. В обществе, а не только в образовательных организациях, надо формировать моду на чтение. Не закрывать библиотеки, а расширять профиль их деятельности, пополнять фонды за счёт государства. Нереализованная мечта педагогов – увеличить количество часов на преподавание литературы. Сейчас этому предмету отводится два-три часа в неделю. Недопустимо мало!

Наконец, признать, что все «реформы», «пересмотры», «перетряхивания», «уточнения» программ по литературе завели нас в тупик. Большинство программ морально устарели, а новые, создающиеся на их основе, часто ухудшают их содержание. Количество предложенных новых текстов не всегда переходит в качество. Зачастую в программу добавляются совершенно непонятные современным детям произведения, усугубляя отторжение к чтению.

– В современных школах (особенно в крупных городах, в городах-миллионниках) учатся дети выходцев из бывших союзных республик. В спальных районах Москвы, например, есть классы, чуть ли не на 60-70% заполненные приезжими. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос. Но сегодня – это данность. Ваш учебник поможет этим детям полюбить русский язык, вместе с ним – русскую литературу и, как знать, – лучше понять и полюбить «русскую душу»?

– Например, наш учебник для первого класса начинается с раздела «Характер народа в его творчестве». Здесь мы говорим о традициях предков, о праздниках, об устном народном творчестве. Тексты подобраны в соответствии с восприятием детей шести-семи лет. Небольшие, интересные современным младшим школьникам.

Апробация текстов частично проходила в разных регионах России и в Москве. В школе имени В.Маяковского, где я работаю методистом, в частности. У нас все классы полиэтнические. Приехавшие в Россию дети часто плохо владеют устным русским языком. По сути, они только начинают его учить в начальной школе. Методику обучения чтению мы и заложили в наши учебники. Учим читать. Учим слушать и понимать. Учим анализировать услышанное и прочитанное. Учим задавать вопросы и дискутировать. В процессе апробации некоторые тексты были заменены как сложные для определенного возраста вне национальной принадлежности детей.

Нас всех объединяет то общее, что принято в науке называть архетипическим – любовь к дому, семье, животному миру и природе, уважение традиций предков, жизненные ценности и нравственные установки. Когда дети начинают это понимать, сравнивая на основе услышанных или прочитанных текстов, они не только иначе смотрят друг на друга, но и по-другому оценивают своё поведение. Ставят перед собой другие задачи.

– По какому принципу отбирались произведения и писатели в эти учебники?

– Принцип тематический. Главное – произведения должны быть адресованы детям именно определённой возрастной группы. Должны быть интересны и понятны современным детям.

Многие произведения детских писателей ХХ столетия откровенно скучны современному ребёнку, слишком заидеологизированны. Реалии, описанные в этих произведениях, непонятны детям младшего школьного возраста. Наконец, навязчивое морализаторство «в лоб» сейчас абсолютно не проходит. Дети другие, родители другие.

Я, например, до сих пор с симпатией отношусь к прозе Сергея Баруздина, которую из взрослой «перенесли» в подростково-юношескую. И раньше старшеклассники эти произведения читали. А вот перечитав его произведения для младших школьников, поняла, что скучно мне, морализаторство так и выпирает. Потом опробовали на детях. Они почувствовали то же самое. Ни мораль, ни сам «фон» произведения, то есть реалии прошлого, современным детям не понятны. Там всё объяснять, разжёвывать надо. А воспитывать, эмоционально заряжать должен сам текст. Потом уже учитель или родители.

То же самое произошло при перечитывании произведений для начальной школы Валентины Осеевой. Страна другая, реалии другие, идеология другая. Да и тексты, в отличие от произведений того же Баруздина, малохудожественные. А некоторые произведения ХХ века, что выдержали проверку временем, не подходили тематически.

В то же время нельзя, например, пройти мимо творчества Бориса Заходера, Валентина Берестова. Что-то пришло в XXI век из произведений Василия Сухомлинского и Евгения Чарушина. Некоторые стихи Агнии Барто любимы не только дошкольниками, но и младшими школьниками, да и с эстетической точки зрения они выдерживают любую критику.

Здесь я говорю о сугубо детской литературе, классика не подвергается никаким сомнениям. На то она и классика. Дозировано, постепенно мы с соавтором вводим и стихи Сергея Есенина, и произведения Саши Чёрного, Александра Куприна, поэтов и писателей «второго ряда» начала-середины ХХ столетия. Повторяю: у нас литературное системное чтение, а не чтение самостоятельное, для души, потому и бессистемное. Так или иначе, мы показываем процесс развития нашей богатейшей литературы от древности до 20-х годов XXI столетия.

– Наталья Евгеньевна, какие книги формировали в детстве и юности лично вас?

– Я начала читать очень рано – в четыре года. К первому классу не только бегло читала вслух, но и писала, и считала. Прочитала много книг не для своего возраста. В школе же приходилось читать «детские» тексты.

Помню, что «Анну Каренину» прочла в седьмом классе, тайно от бабушек. Но потом мы много обсуждали эту книгу. Меня за «тайные» книги, то есть книги взрослые, вытащенные из «запретных» шкафов бабушкиной комнаты, не ругали, но при виде популярной у подростков массовой литературы морщили нос. Часто это была довольно слабая фантастика, совсем не научная, с элементами сказки. Или советские детективы с милиционером- героем…

Заметив такой интерес, взрослые стали приносить научную фантастику – отечественную и зарубежную. И тогда я поняла, чем братья Стругацкие и Станислав Лем отличаются от популярного чтива. Но я довольно быстро «переросла» и эту литературу, видно, потому, что увлеклась прозой И.С. Тургенева и Ч. Диккенса.

Мои родители – геологи. А потому мне всегда была интересна научно-популярная и научно-художественная литература, которая была у нас дома. Те же книги академика Ферсмана, например.

Некоторые книги, популярные тогда у сверстников, мне были откровенно неинтересны. Чаще всего это была так называемая советская детская литература с невероятными подвигами в явно выдуманных ситуациях. Или переливание из пустого в порожнее каких-то мифических проблем в семьях «идеальных советских подростков». Хотя… Кому-то эти книги в жизни были нужны. Кому-то, возможно, помогли.

– А какие книги, на ваш взгляд, необходимо прочитать современному ребенку обязательно?

– Никогда не была сторонницей теории, что одна – две – три… «обязательные для прочтения» книги сформируют личность. Что-то повлияет, что-то нет. Что-то из прочитанного всплывёт через много-много лет в памяти, какие-то произведения забудутся, даже если вызвали когда-то эмоциональный отклик и обсуждались в среде ровесников или на уроке.

Надо понять, что у каждого поколения не только свои герои, но и свои книги. Всем хочется читать «о себе». О своём времени и его проблемах. О том, как твой современный ровесник взрослеет, как преодолевает эти проблемы. О том, что составляет радость жизни, её смысл.

Пошёл третий десяток нового тысячелетия. Появилось много замечательных современных авторов и их произведений, а мы и дома, и в школе остановились на чтении, в лучшем случае, произведений середины ХХ столетия. Как будто не было ни конца века, ни рубежа веков, ни двадцати лет уже в новом столетии…

Старшеклассникам я всегда даю «Сахарного ребёнка» Ольги Громовой, потому что они не знают нашей истории ХХ века. А ее надо не только знать, но и глубоко прочувствовать. В этом году вышла вторая книга Громовой – «Вальхен». О молодёжи, угнанной в Германию, о жизни в СССР до и после Великой Отечественной войны.

В сопоставление с первой книгой всегда даю «Сталинский нос» – рассказ Евгения Ельчина, основанный на реальных событиях из жизни его семьи, им же и проиллюстрированный.

«Вальхен» теперь для меня – «мостик» к книгам Василя Быкова и Бориса Васильева, которые в последние пять-семь лет воспринимаются школьниками с большим трудом.

Удачно «выстрелила» повесть Наталии Волковой «Разноцветный снег» – о современных подростках из маленького городка, реализовывающих проект о Великой Отечественной войне, и в то же время живущих реальной жизнью современных детей, сталкивающихся с проблемами нового века. Герои книги пытаются решить для себя, какие нравственные ценности прошлого взять в свою взрослую жизнь. Эту книгу читают и младшие подростки 10 – 11 лет, и подростки среднего возраста, и школьники старших классов. Все находят в ней что-то своё. И вы знаете, Сергей Николаевич, очень глубокие, вдумчивые сочинения и рефераты по этой книге получаются…

Беседу вел Сергей Рыков


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.
Инна
04.12.2021 14:27
Актуальное интервью. Интересно. Умно.
Оксана
30.11.2021 17:47
Хотя люблю классику и трепетно к ней отношусь (Наталья Евгеньевна тоже не отрицает необходимости знакомства с классическими текстами), абсолютно согласна с тем, что приохотить ребенка к чтению можно тогда, когда ему интересно и понятно прочитанное, а значит, хорошей современной детской литературе — с героем-сверстником, сталкивающимся с такими же, как и у читателя, проблемами, — должно быть место в школьной программе. Как хорошо, что появляются такие учебники, и спасибо авторам за их труд!
Анна Чебарь
27.11.2021 22:45
Рада появлению учебников, которые не требуют методичек (а то грустно, во что превращают Илюхину и Петерсон) и в которые включены произведения современных авторов. Какая верная мысль, что мы словно не заметили рубежа веков. Мы, взрослые, словно стремимся остановить время и старательно не замечаем, сколько замечательных авторов появилось уже в текущем веке! А ведь они станут классиками совсем скоро. Благодарю Наталью Евгеньевну за ее неустанный труд по продвижению современной литературы для детей и подростков, за работу не только с детьми, но и с родителями, и с педагогами. И, конечно, безоговорочно поддерживаю мысль о том, что пока библиотекам не дадут денег на современные книги и возможности спокойно работать с читателями, никакого прогресса в данном вопросе не будет.
Ольга
26.11.2021 20:44
С большим интересом прочитала интервью. Я педагог, хотя преподаю не литературу, но меня волную проблемы детского чтения, приобщения школьников к книге. Особенно меня заинтересовали рекомендации в конце интервью книг, связанных с темой истории 20 века. К сожалению, они мне не знакомы, теперь обязательно с ними познакомлюсь!
Тю Роза Константиновна
26.11.2021 16:57
Моя дочь пошла в 1класс в 5 лет. И первая записка в 5 лет:"Мама я ушла захлебАм такш тонебеспАкойся." В 6 лет:"За день прочитала книгу "Конек-Горбунок" П.П.Ершова. Всего 111 страниц. Все пересказала, заставив маму просмотреть все картинки. В двух местах нарисован Конек-Горбунок. Дальше - диалог: Какой из них тебе больше нравится? - спрашивает дочь. -А тебе?.. -Мне? Этот. - А почему? - Здесь глаза добрые, грива красивее. (Выписка из дневника наблюдений)". В 15 лет окончила школу с золотой медалью, эатем - с красным дипломом медуниверситет, докторантуру в Америке. Раннее увлечение книгами максимально расширило круг ее жизненных интересов - живопись, музыка, спорт... Юному человечку, верящему только в добро, нелегко пришлось в жестоком мире взрослых, но книги учили ее БОРОТЬСЯ со всеми негативными явлениями взрослой жизни, и она не сломалась! Сейчас дочь Наталья работает управляющей госпиталя штата... Итак, книги обязательно НАДО читать! Но!..Их НУЖНО уметь выбирать! Особенно в наше время, когда полки магазинов переполнены дешовой, вредной "литературой", которая калечит детей... Однажды в 5 классе я увидела, что мальчики читают что-то, прячась по углам и хихикая. Это была детская книга, в которой описывались грудь женщины и пр.! Автора совершенно не интересовало то, что его книга не только развращает детей, но разрушает психику ребенка!.. Ориентироваться в море современной литературы трудно даже учителям! Но УЖЕ ЕСТЬ БЕСЦЕННЫЙ НАВИГАТОР, который ПОМОЖЕТ НЕ ОШИБИТЬСЯ в выборе НУЖНЫХ КНИГ - это учебники по литературному чтению Натальи Евгеньевны Кутейниковой для 1-4 классов! При всех ее многочисленных званиях и регалиях для меня самое важное то, что она - ПРАКТИК с огромным стажем работы именно в вопросах выбора книг для чтения!.. Беззаветно преданная делу просвещения, добрая, но непримиримая ко всякого рода лжи, Учитель Наталья Евгеньевна НИ ЗА КАКИЕ КОВРИЖКИ НЕ ПОРЕКОМЕНДУЕТ ДЕТЯМ, ПОДРОСТКАМ, РОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЯМ НИ ОДНУ НЕДОСТОЙНУЮ КНИГУ ДЛЯ ЧТЕНИЯ! Рекомендую! рк
Сергей Доброход
26.11.2021 16:10
Конечно в тупик!!! Разве опусы Солженицына, типа "Архипелаг гулаг" можно считать литературой!!!
Павел 1
26.11.2021 7:03
""Прочитать научно-популярный текст из трех-четырех абзацев; пересказать его, вставив в нужное место цитату; составить монолог на одну из трех предложенных тем, после чего побеседовать с преподавателем на эту тему. "" - Проблема в том что ребёнок не понимает зачем ему это надо, а педагог не объясняет. Или объясняет тем что это надо для поступления в ВУЗ. Надо приобщать к чтению не по такой причине, не требовать чтоб читали, потому что мы в детстве читали (это для современных детей не причина - «СССР – самая читающая страна в мире!» и где в результате этот СССР??? Это скорее отрицательная причина.). Надо детям в школе, на уроках литературы разъяснять как чтение влияет на развитие, чем это отличается от "клипового мышления". Принцип "стерпится - слюбится" сейчас не подойдет.
Ольга Серебрянная
26.11.2021 6:17
Замечательное интервью, спасибо! За страничкой Натальи Евгеньевны на фейсбуке наблюдаю уже несколько лет, не всегда со всем согласна, но всегда благодарна за рекомендации по современной детской и подростковой литературе, в которой в последнее время легко можно потеряться и заблудиться. Из проверенной классической детской литературы, которой я зачитывалась в детстве, современным детям и подросткам непонятны даже элементарные бытовые моменты из жизни школьников 20 века, не говоря уже об идеологии. Это прекрасно, что такие опытные педагоги тщательно отобрали произведения хороших авторов, подготовили и составили актуальные современные учебники литературного чтения. Обязательно постараюсь купить для внучки.
Наталия Е.
26.11.2021 3:19
Очень важная тема, огромная и нужная работа. Спасибо большое Наталье Евгеньевне и ее коллегам за труд. Меня Наталья Евгеньевна учила в институте методике, и сейчас я очень рада узнать, что своего будущего первоклассника смогу учить по учебнику, составленному Натальей Евгеньевной. Родителям бывает сложно отследить гармоничное наполнение программы и чтения ребенка, но хочется, помимо его интересов и чтения семейного ознакомить его с широким кругом достойной литературы. Очень жду возможности самой погрузиться в учебник, а затем и с детьми идти по нему
Бабушка Люся
26.11.2021 1:06
Спасибо авторам за учебник, который учит. Учит читать и говорить. Учит любить литературу и уважать ее. Читаю учебник для 1 класса младшей внучке- ей интересно. Задает вопросы, пытается( может, и не осознавая этого) пересказывать текст и оценивать действия героев. Значит, интересно. Значит, попали! Это учебник и для нас, взрослых. Хорошая детская литература не закончилась на Чуковском и Носове! Надо только знать, где и что искать. И за это спасибо авторам. Очень хотелось бы, чтобы такие учебники по литературе были и в средней школе. Чтобы те, кто закончит началку, не потеряли интереса к чтению и навыков, которым учит этот учебник. Спасибо!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.

Эксклюзив
06.12.2021
Александр Пронин
Поведение США и НАТО становится суперагрессивным.
Фоторепортаж
07.12.2021
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка «Российская империя».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.