Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 декабря 2018
Магомед Толбоев: «Только из космоса сегодня можно защитить страну»

Магомед Толбоев: «Только из космоса сегодня можно защитить страну»

Беседа с Героем России, заслуженным лётчиком-испытателем РФ о судьбе уникального проекта
11.11.2015
Магомед Толбоев:  «Только из космоса сегодня можно защитить страну»

Через десятилетия разрухи и аттракционного глумления «Буран», похоже, возвращается как бумеранг – даром, что ли, многоразовый! В канун очередной, 27-й, годовщины (15 ноября 1988 г.) первого и единственного триумфального полёта в беспилотном режиме советского «челнока» о его испытаниях и перспективах возрождения рассказывает человек, учивший летать это техническое чудо.

Магомед Омарович, каково вам – человеку, непосредственно участвовавшему в становлении этого суперпроекта было узнать, что программа «Энергия-Буран» бездарно свернута? Когда копию космического челнока везли как тушу по Москве-реке, выставив его затем в качестве аттракциона в Парке культуры и отдыха имени Горького, а на оригинал обрушилась крыша ангара в 2002 году?

– Конечно, мне и всем моим товарищам, участвовавшим в испытаниях, было больно. Программа «Энергия-Буран» прекратила существование не в одночасье. Кстати, до сих пор решением правительства она официально не закрыта. Она была в 1990-м приостановлена Министерством авиационной промышленности, которого сейчас нет, его функции переданы ряду других ведомств. Через три года её «законсервировали». Кстати, поскольку программа «Энергия-Буран» началась с постановления ЦК КПСС, то и отменить её сегодня может, по идее, только президент РФ. В целом разрушение этого уникального космического проекта, как и многих других, явилось логическим следствием «бедовой» исторической эпохи, когда все прошлые достижения стало модно отрицать, резать на металлолом и сдавать в утиль.

Вы входили в состав 12 лётчиков-испытателей пилотируемого аналога «Бурана» – (БТС-02 ОК-ГЛИ) прозванной «Волковской дюжиной». Расскажите, как вы попали в отряд, возглавляемый лётчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза Игорем Петровичем Волком?

– Я вообще удивляюсь, как я стал лётчиком. Я вырос в горах, не знал русского языка, чабанил. В Махачкале-то до этого никогда не был! Но почему-то добрался до лётного училища в Ейске, куда напрямую не ходили поезда из столицы Дагестана.

В итоге гораздо более образованные русские ребята не были отобраны, а я оказался в числе 225-ти (из 1196 поступавших) зачисленных в училище. К выпуску же дошли только 123 человека. В 1977-м я поступал в отряд космонавтов, прошёл там почти всю комиссию, «срезали» на медицине: из-за нескольких катапультирований у меня было 4 грыжи Шморля. После этого я вернулся в воинскую часть. Летал в Германии три года, побывал в Анголе по «командировке». Попал в итоге в отряд лётчиков-испытателей. Это вообще была самая сильная школа в мире. Такой до сих пор нигде и сегодня нет. Я всегда сравниваю её с Большим театром, балетом. Невозможно сказать про кого-то в мире, что у него балет сильнее, ну, еще «Ла Скала» в мире есть, но там конек – опера.

А когда вы первый раз увидели «Буран», было ли ощущение, что это «прима-балерина» Большого?

– Честно сказать, с первого взгляда не верилось, что он вообще взлетит. По виду – чемодан с крылышками весом 80 тонн, как небольшой железнодорожный состав. С другой стороны, мы знали тогда, что на программу работает уйма самых серьёзных специалистов. Позже получили точные цифры: шесть тысяч предприятий, миллион 200 тысяч высококвалифицированных специалистов. А всех вместе – 3 млн 600 тыс. Конечно, мы сознавали, что несём последнюю ответственность, что у нас в руках хрупкое «золотое яйцо», Мы можем его уронить, а можем сохранить…

И как вы испытывали эту драгоценную махину?

– Были горизонтальные лётные испытания. На аналоге «Бурана» с навесными двигателями от Су-37 и Су-27, мы выполняли полёты для отработки его посадки на землю. Вообще нет никакого сравнения с самолётом, кроме того, что он летит! На самолёте вы заходите на посадку по глиссаде с углом наклона два градуса 40 минут и скоростью 5 метров в секунду максимум. Когда поближе, то 2-3 метра в секунду. А у нас скорость снижения – 120-60 метров в секунду! Это 360 километров в час по вертикали вниз, а при этом ещё вперёд 1800 километров в час. Наработанные нами алгоритмы легли в систему автоматической посадки, которую уже настоящий «Буран» произвёл из космоса. Да так успешно, что мир ахнул.

Отдельно отрабатывалось спасение блоков. У корабля «Буран» был центральный блок, где самые мощные четыре двигателя, и есть четыре блока по 4 двигателя, это ценные агрегаты. Когда я сопровождал «Буран» на взлёте, моя задача была заснять отделение боковых блоков «Энергии»: соединяются ли они друг с другом, как они входят, то есть все визуальные параметры. Оказалось, что они очень симметрично входят. Кстати, это зависит от того, как они отключились, мгновенно или с задержкой 0,1 секунды. Задача была на них поставить шасси и парашютную систему для десантирования. Эту систему спасения просто не успели доделать.

Позже мы обучали в Жуковском французских лётчиков-испытателей в рамках многоразовой космической программы «Гермес». Они с ракеты-носителя «Орион-5» должны были запускать свой корабль, который был всемеро меньше «Бурана» по весу и габаритам. Такого опыта, как у нас, в мире ни у кого не было, и до сих пор нет!

Самый тяжёлый моральный, психологический удар был нанесён по нам – второму набору в волковский отряд. Первый набор был старше нас на 15 лет, а третьи даже не успели практически ничего почувствовать.

Экипажи у нас уже были определены, номера кораблей, кто с кем полетит, кто командир, кто второй. И вдруг – программу свернули. Если продолжить «театральную тему», то похоже на то, как после первого блистательного танца всего балетной труппы с примой во главе, вдруг падает занавес, зрителям и актёрам объявляют: расходитесь, продолжение спектакля откладывается на неопределённое время…

А что, были какие-то нештатные, нестандартные ситуации?

– Удивительно, но связанных именно с «Бураном» не было. Сама эта программа, несмотря на её неординарность, реализовалась с высочайшими технологическими требованиями. У нас тогда электронная промышленность здорово отставала от американской, от японской. Мы же помним разницу между японскими и нашими портативными приёмниками, магнитофонами... Но, несмотря на это, при полётах не было ни одного серьёзного сбоя в электронике!

Ходила легенда, фигурировавшая в фильме ««Буран». Созвездие волка» о некоем роке, настигавшем одним за другим испытателей советского челнока. То есть, люди, которые были связаны с испытаниями корабля, погибали рано при различных обстоятельствах. Вам не страшно было, когда один за другим вдруг начали уходить ваши товарищи? Тогда вроде бы и расследование даже нашими спецслужбами было инициировано: не американские ли «друзья» подстраивают череду смертей…

– Да, гипотезы разные выдвигались. Но ничего подобного там не нашли. Есть обыкновенная работа профессионалов, и есть ошибки профессионалов. И то, что ребята погибли, это было превышение возможностей самого профессионализма...

Программа «Энергия-Буран» стала последним «техническим подвигом» Советского Союза, однако некоторые до сих пор пишут, что мол, СССР погиб в результате войны в Афганистане и экономического перенапряжения при строительстве космического челнока...

– Сказки пусть не рассказывают! Почему же Америка не развалилась от лунной программы? Для того времени они вложили огромные средства – 14 миллиардов долларов прямых государственных инвестиций, не считая привлеченных. Но какой был взрыв в области радиоэлектроники! Теперь они эту программу сто раз окупили!

Не меньшим обещал быть и практический «выход» из Бурана - там же масса высоких технологий, начиная от уникальной обшивки! Я знаю фирму, которая поднялась на производстве промышленных печей, начав с маленького кооператива муфельных печек, внутри которых стояла «бурановская» термоплитка...

– Все эти технологии нашли бы применение в народном хозяйстве, обусловили бы качественный скачок во многих отраслях. Например, впервые на «Буране» для синхронизации восьми ЭВМ использовался кварцевый генератор, подававший единую сетку тактовых сигналов частотой 4 мегагерца. Где такое было?! Если бы программа «Энергия-Буран» продолжилась бы, то и эта система нашла бы применение. Но, видно, кому-то этого очень не хотелось....

Несмотря на собственные наработки, начиная от эскизного «лапотка» Павла Цыбина, мясищевских и туполевских, челомеевских ракетопланов до «Спирали» Лозино-Лозинского, ЦК КПСС дал разработчикам прямое указание скопировать американский шаттл...

– Это был страх перед американцем: корабль «Дискавери» тогда нырнул из космоса прямо над Кремлём – на 70 километров. А потом отскочил и ушёл от системы слежения с орбиты. Это можно сравнить с тем, когда «блинчик» по воде пускаешь, и он рикошетом от волн скачет несколько раз, пока сила тяжести не окажется сильнее. Система входа в атмосферу такая же – щелкаешь, отскакиваешь, и, теряя скорость, приближаешься к земле. Американский шаттл, нырнув над Кремлём, вот и напугал наших старых вождей.

С прошлого года в СМИ после заявления вице-премьера Дмитрия Рогозина пошла не слишком активная, но заметная волна обсуждения возможности возобновления программы космического челнока. Прозвучали даже предложения чуть ли не по прежним чертежам возобновить «Буран». На ваш взгляд, это нужно делать?

– Конечно, нужно! Нужно для страны и технологически, и эмоционально. Потому что это станет сильнейшим национальным стимулом — символом подъёма и промышленности, и науки, и человеческого духа. Если России это удастся, то весь мир двинется вперёд.

Делать это, разумеется, надо, используя наработанные принципы, научные заделы, методику испытаний аппарата. Мы получили очень хорошие результаты тогда, и они не устарели. Хотя сама технология, технологические процессы, конечно, уже совсем другие. В конструкции челнока, например, уже до 80% могут занять композиты.

Но не секрет, что программа «Энергия-Буран», в основном, затачивалась под военные цели, и выведение такого объёма полезного груза на орбиту не было связано с мирными задачами, на тот момент, по крайней мере...

– Конечно, у «Бурана» в основном были военные задачи. Там стояли манипуляторы, с помощью которых можно было спутники скидывать с орбиты. Так, отрабатывалась задача – снять с орбиты и увезти на Землю долговременную американскую станцию «Скайлэб». Приготовлены для этого были специальные ланжеты в трюме корабля – длиной 16 и радиусом 4,5 метра. Мы на земле уже отрабатывали лазерные, электромагнитные пушки. Я с ними работал в институтах, стрелял, занимался. Оставалось только их вывести на орбиту. Успешно велись опыты для «Бурана» по распознанию боевых головок: ложные нужно было отличить от настоящих.

То есть нам следует вернуться к «оборонному» космическому челноку?

– Обязательно. Мы должны сберечь свою страну.

Сберечь из космоса?

– Именно. Только из космоса её сегодня и можно защитить.

А почему тогда Штаты не пытаются возобновить программу своих шаттлов? Сегодня, по крайней мере, мы ничего об этом не слышим.

– У них нет необходимости. В Америке всё есть, на неё никто никогда не нападёт, они знают об этом: ни с воздуха, ни с космоса никогда не осмелятся её атаковать.

И как сегодня может выглядеть проект «Буран»?

– На мой взгляд, строить надо прежде всего малогабаритные челноки по проекту «Молния»: экипаж 2 человека, а всё остальное – трюм. Грузоподъёмность там 5 тонн. Это очень много! С помощью таких челноков рационально, по-моему, строить на земной орбите большую «станцию подскока» к другим планетам в дальний космос. Шаттлы в этом случае стали бы космическими грузовиками. Привозили бы стройматериалы для самой этой орбитальной мега-конструкции, модули космических кораблей, которые можно было бы «свинчивать» прямо на орбите.

Очень много критики звучало по экономической части программы «Энергия-Буран». Писали, что, вот, мол, сделали телегу, а потом пошли искать груз для неё. Дескать, огромные деньги были потрачены впустую. Кстати, экономически и у американцев это тоже всё не оправдалось.

– Надо всё делать с увязкой. Если взять отдельно «Буран» – это и впрямь бессмысленная трата энергии. Представьте себе, вы выращиваете, например, одну тонну зерна, как крестьянин. Вам на семью хватит, и соседям продать тоже хватит. Эту одну тонну вы можете на «Жигулях» отвезти на мукомольную фабрику, отмолоть и потихонечку домой. Зачем же вам для этого покупать КрАЗ, грузоподъёмностью 40 тонн? Но я уверен, хозяйственные, «мирные» задачи для «Бурана» непременно бы появились, если бы СССР не развалился.

Потом, я вам скажу – ну нельзя же всё мерить деньгами, нормой прибыли, как наши «эффективные менеджеры» – доллар туда, доллар сюда. Так мы и спутник, и человека никогда в космос не запустили бы.

Мечтой человечества всегда было научиться летать, как птицы – всё выше, дальше и быстрее, добраться до Луны, других планет. И что бы это стало доступно однажды любому землянину.

Иногда мне, правда, начинает казаться, что мы последние из могикан «полётной мечты». Я лично летаю на всём, что держится в воздухе: на парашюте, на параплане, на «Боинге». Но таких, как я, остались единицы. Мне лично 65 лет. Я, слава Богу, сохранил здоровье, энергию. Но придёт ли кто-то после нас? Эти мысли вызывают тревогу. После распада СССР мы пошли совершенно не тем путём и сейчас мучительно, медленно из него вылезаем. Однако скажу и другое – наша страна никакая не нищая и не бедная, как хотят нас представить «оппоненты». Мы процветающая нация сегодня. Я всегда говорю «не гневите Бога». Поблагодарите вы Его за то, что живёте в такую эпоху. Что вы ноете постоянно? Не ныть надо, а работать.

Беседовал Андрей Самохин

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 22 найденных.
Магомед Гусейнов
05.01.2016 17:52
Спасибо всем участникам, давшим свои искренние комментарии на интервью Магомеда Толбоева, моего земляка и друга. Он на самом деле такой, как и говорит. Его нравственный уровень настолько высок, что простил московских полицейских, избивших его, зная, что он Герой России. Я полностью разделяю его оптимизм относительно будущего России, но при условии, если очистить страну от предателей, воров и жуликов, каких развелось в стране как саранча.
Что касается православия как идеологии объединения всех, то уважаемый Александр Мясникян - надо сказать прямо - не знает суть православия и что оно не может объединить не только всех россиян, но даже всех русских людей. В многоконфессиональной России одна религия не может быть общей для всех.  
Но Россию нужно поднять не на словах, как это пока делается, а на деле, для чего в первую очередь нужно обеспечить достойную жизнь учителям, рабочим, врачам, детям, старикам итд, а не кормить народным добром воров и жуликов.
Георгий
28.11.2015 10:07
Очень хотелось бы, что возродили программу "Буран"!

Но слишком многое было разрушено в базарно-рыночных отношениях. Космосу они категорически противопоказаны. Допустим, я спроектирую самый лучший спутник. А кто его будет делать? Кто будет сверлить, строгать, собирать, полировать, доводить до ума? Стариков, которые всё это умели, уже нет, а их опыт остался невостребованным. Новых мастеров, которые подняли бы космическую отрасль, обучать некому, да и негде: техникумы, школы рабочей молодёжи - всё придушили реформаторы, им это было не надо. Наши заводы, которые делали уникальные детали, в том числе для «Союзов» и «Протонов», продали на металлолом вместе со станками, квалифицированных мастеров разогнали. Так чего мы теперь ждём?

Быть первыми в космосе сегодня хотят все, но в России - желательно ещё и бесплатно, не тратя денег, не пытаясь вернуть в страну тысячи учёных, которые были вынуждены уехать за рубеж, потому что на родине им не давали работать. Вместо экономики у нас одни финансы, только и слышно:  «доллар», «рубль», «долг», «кредит», «ипотека».

Всем нужны быстрые деньги. Но в космосе быстрых денег не сделаешь. Так что придётся выбирать: либо выдувать банковские пузыри, либо заниматься народным хозяйством. Схема простая: хочешь на Луну или Марс - значит, нужны крупные ассигнования, мощные предприятия, умные мозги, тончайшие приборы, металлы, выдерживающие сверхнагрузки. Одному Роскосмосу создать всё это заново не под силу. Сколько бы ни давали президент и премьер на эту тему руководящих указаний, толку не будет. Надобны усилия всего государства - то, что разваливали в масштабе страны, в том же объёме придётся и восстанавливать. Даже девять женщин не родят ребёнка за один месяц. Так же и с космосом. Разрушали космическую отрасль 20 лет - возрождать придётся, возможно, ещё лет 10.
Артур
17.11.2015 12:10
Отличная статья, прочитал на одном дыхании!
Александр Мясникян
16.11.2015 19:08
Православие не нужно понимать узко, православным нужно и можно быть по духу, сердцу- по обряду не в самую первую очередь. Чисто с религиозной точки зрения да, Истина в Православии и слушать православное духовенство нужно и должно они говорят и учат верно, но не всегда поступать полезно как они, ведь учить и действовать в соответствии с преподаваемым предметом разные вещи. Так что православный дух вполне момент быть об'единяющей Россию общенациональной идеей. Майор бурят который пожертвовал собой прикрыв молодого неумеху русского пацана неловко метнувшего гранату- православный по духу человек, хотя и не был в Церкви, мусульманский юноша таджик водитель, вернувший все сбережения русским пенсионерам забывшим их в такси - православный по духу человек. Они еще встретят Христа, дайте срок- но уже сейчас православный дух живущий в сердцах подобных людей сможет быть силой об' единящей народы России. Глобальный же общечеловеческий экуменизм в настоящее скудное на сердечную мудрость время опасен и крайне ошибочен
Свет
16.11.2015 8:43
Высказывание Андрея характеризуется – клиповым мышлением, очень распространенным, к тому же целенаправленно настраевыемым народу, заинтересованными сторонами. Что, в некоторой степени заложено и в названиии самой статьи. – Подача задачи "Защитить страну" является более высшей необходимостью, чем решение Россией проблем в авиации-космосе. Но, и эту задачу для страны надо определять, только как – программу "минимум".
«После распада СССР мы пошли совершенно не тем путём и сейчас мучительно, медленно из него вылезаем. <...> Мы процветающая нация сегодня. <...> Не ныть надо, а работать.» ©
Совершенно согласен с выражением, что "мы пошли совершенно не тем путём". А вот, к далее сказанному есть претензии, хотя и понятно то, что сегодня Талбоев не может открыто полностью высказаться обо всех проблемах и задачах стоящих перед Россией. – Мы настолько медленно вылезаем, что "аж слов, нет". "Процветающая нация", это – юмор, или – сатира? "Ныть", конечно же не надо, а вот по поводу ни в коей мере не определенного "работать" – опять же имеются значимые вопросы. – Во имя чего работать, кто потребитель этой работы? – Либерально капиталлистические идеалы и цели, нравственностью не блещут, и носят антиобщественную, частнособственную разъединительную направленность.
Солидарен с Историком в том, чтобы "без каких-либо партий". Александр Мясникян же предлагает "одну партию во главе русского народа". Т.е. партия (часть народа), без обозначения сроков (бессрочно?), должна быть во главе всего народа. Что не может считаться эволюционным вектором в движении к более разумной и справедливой жизни народа. Если же, на определенный переходный период то, тогда с этим можно согласиться.
Вот только, на какой основополагающей базе должна состояться эта партия, – здесь стоит определиться очень взвешенно. Надо быть реалистами, и признать то, что Православие на данном цивилизационном этапе не может служить всеобъединяющим вектором, не только для всего человечества, но даже и внутрироссийским. –
Уже не одно тысячелетие человечество не смогло утвердиться с определением единоверия. Даже в христианстве имеются развевления, не говоря уже о множестве иных конфессий, включая различные течения. Кто-то до сих пор еще верит в язычество, количество религиозных сект не сокращается, к тому же есть и немалая доля людей неверующих.
Задача должна стоять на необходимости объединения всего Человечества. Т.к. постоянно затрачивать разум и материальные ресурсы комплексно на "Защите страны" (во множественном числе) не только не разумно и накладно, но, и совсем не гарантирует от всевозможных вариантов различных ошибок или диверсий, с любой стороны, и могущих привести к непоправимым последствиям глобального характера.
Так что, необходимо находить-определяться с иной всеобъединяющей компонентой и в масштабах не только страны. Идеалы нравственности имеют большие права и возможности стать такой объединяющей императивой. Но, в ее выдвижении и целенаправленном продвижении совсем не заинтересованы власть имущие. А общество крайне пассивно, что устраивает тех кто правит бал ("танцует девушку"). Вот, и с комментариями по этой статье, – не густо.
Александр Мясникян
15.11.2015 7:11
Андрей, на змее горыныче, что ли русским пилотам летать? Без " философского словоблудия" , экономики,  крепкой России не построишь. Не будет передовой космонавтики и авионики без политического и технического прогресса- все что есть сейчас в основном "последний привет" и наработки отцовских заслуг. А технического и единственно верного политического обустройства России никогда не состоится без воцарения Духа. в России причем сверху донизу . Это и трудно и легко. Но это наверное самый последний шанс России, все остальные модели ею были пройдены, все остальные модели чуть её не погубили совсем.
Андрей
14.11.2015 19:54
Для пилота, летчика, космонавта - испытатель хорошо все сказал и поддержал... Философию, экономику и пр. "европейство" (довольно общипанное жизнью реальной, словоблудием) - в сторону, пожалуй. Надо летать! чего еще русским пилотам желать?!
Александр Мясникян
14.11.2015 16:46
Вот и я об этом, что без капитана/вожака никак нельзя...."капитанов" до этого было хоть отбавляй, как и моделей управления до экзотичности полярных. Все с задачей не справились, а государство развалили. Вывод: не те капитаны,  и не те модели. Вожди значит должны быть с другим " мотором" с иным духом, каким? Да таким, от которого всегда нос воротили, потому как предполагает строгое и нравственную ответственность за свои прежде всего поступки. Воротили нос также потому, что не смогли вместить присутствие Вселенского Судии Царя Правды, который есть Альфа и Омега. Вот когда будет в России вождь у которого на скрижалях сердца будет записан закон совести и правды, тогда спасена будет Россия, а вместе с ней и все мы.
А нет, так и надеяться будет не на что -прорефлексирует страна еще годов 10-20 за счет былого потенциала стремительно испаряющейся духовности предков и скатится в то  же самое неоязыческое болото болото где "благополучно" растворяется уходя в небытие некогда процветающая западная европа....
Свет
14.11.2015 2:34
А, Историк ведь надеется на то, что именно 2017 год (к чему бы, конкретно этот год?) вернет "преданное и украденное" (как я понимаю, у народа). В указанном им периоде – трех поколениях было немало ученых, окромя Сахарова, который, к тому же, во власти-то и не был. Да, и кроме как об ученых, он говорит еще и о специалистах, не указывая сфер специализации.
Но, учитывая всю совокупность требующих незамедлительного решения проблем и задач, а так же исторический опыт, то, возглавить сию ответственнейшую работу должна команда единомышленников. А в команде, без командира/капитана/вожака, пока еще, на данном этапе цивилизации, не обойтись. На сегодняшний день, такого (достойного этой роли), при многообразных сегодняшних информационных возможностях пока не наблюдается. Чему, конечно же, нынешние власть имущие рады. Но, явный цивилизационный кризис на планете должен как можно скорее разрешиться, или ...
Хотя, а вдруг действительно, "из космоса" помогут защитить и страну, и планету возможные надпланетные кураторы более продвинутой внеземной цивилизации. Что бы, затем на Земле остались не только пирамиды, в качестве неразгаданных исторических артефактов.
Александр Мясникян
13.11.2015 17:58
Историку уважение за взвешенную и мудрую позицию, один момент- кроме ученых и специалистов должны быть лидеры- движимые духом  Православия патриоты родной земли. Без них есть опасность появления Сахаровых во власти, которых для хитроумного и коварного врага ничего не будет стоить облапошить вновь пацифистским экуменизмом. Одна партия должна быть во главе русского народа- партия страха Божьего, партия нравственных лидеров русского народа черпающих свои силы в духовности православной Руси. Специалисты же и ученые суть другие грани алмаза под названием дары Духа Святаго. И первые вожди водимые Духом и вторые просветлённые Им же ученые умы должны служить расцвету государства Российского. Нет иного пути для России, если она желает не сгинуть под уже начавшимися ударами оголтелого врага.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 22 найденных.

Эксклюзив
17.12.2018
Олег Миклашевский. Киев
В «незалежной» появилась ПЦУ: что дальше?
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».