Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 августа 2019
Люди огненной дуги

Люди огненной дуги

Открылась межмузейная выставка к 75-летию Курской битвы и Прохоровского танкового сражения
Матвей Славко
27.06.2018
Люди огненной дуги

В сознании нашего народа давно укрепилось представление о спасительной роли для судьбы России сражений на полях Куликовом и Бородинском. В Великой Отечественной войне таким судьбоносным моментом стало танковое сражение 12 июля 1943 года у стации Прохоровка.

75 лет назад, на третье лето войны, в эти июньские дни войска третьего рейха готовились нанести страшный удар и сломить сопротивление Красной Армии на Курской дуге. Считанные дни оставались до Прохоровского танкового сражения — кульминации оборонительного этапа Курской битвы.

Спустя годы белгородский поэт Игорь Чернухин напишет, словно на скрижалях:

Это поле победы суровой

Для потомков по праву равно

Полю грозному Куликову,

Ратным доблестям Бородино.

Выставка «Третье лето. Петров день», открывшаяся 22 июня в Белгородском государственном литературном музее, представляет легендарное Прохоровское танковое сражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства. На ней собраны экспонаты из фондов Белгородского государственного историко-художественного музея «Курская битва. Белгородское направление», Белгородского государственного художественного музея, личных собраний художников.

Четырьмя графическими листами серии «Прохоровское поле» представлен знаменитый белгородец С. Косенков (1941–1993). Выставку наполнили работы белгородских художников А. Тюрина, В. Иванчихина, В. Блинова, В. Казака, А. Крайнова, а также И. Гапоченко (Сумы) и М. Шорохова (Курск).

Но определяют это необычное выставочное повествование три поэмы: «Третье поле» Игоря Чернухина (1930–2017), «Поле русской славы» Владимира Молчанова и «Петров день» Станислава Минакова.

У каждого из этих авторов — свой голос, однако у этих произведений много общих образов и мотивов. И главный из них — поле брани, на котором воины, как и в былые времена, сложили свои головы за землю русскую, за други своя.

Эффект от выставки оказался удивительным: получился, в известном смысле, иллюстрированный метатекст, три поэмы словно слились в одну, перекликаясь в общей памяти с древнерусскими летописями и «Словом о полку Игореве». К тому же, строки поэм на вернисаже зазвучали словно изнутри самих себя и из среды собравшихся — голосами молодых актеров БГДАТ им. М.С. Щепкина О. Катанской, И. Васильева, В. Кубрикова.

С. Минаков, представительствовавший на открытии выставки за трех поэтов, поделился воспоминаниями о написании своей поэмы-поминовения «Петров день», созданной после поездки с художником Станиславом Косенковым в село Прелестное, под Прохоровку, 12 июля 1986 г., в день святых апостолов Петра и Павла, день знаменитого танкового сражения, где снимался фильм для Белгородской диорамы «Курская дуга» и где сохранился трогательный обычай: в этот день жители села Прелестное выносят из хат на улицу столы с едой-питьем и поминают павших своих, приглашая всех прохожих разделить поминальную трапезу. «В известном смысле эта выставка — космическое эхо; ведь Станислав Косенков еще в конце 1980-х вынашивал идею выставить поэму “Петров день”, выписанную кириллицей на больших листах, со своим знаменитым графическим прохоровским циклом, — в хлебах у села Прелестное именно 12 июля. Мастер также написал заявку на подарочное издание поэмы в московское издательство “Современник”, для которого в разные годы ярко проиллюстрировал несколько книг, в частности, подарочные издания рассказа курского прозаика Евгения Носова “Красное вино Победы”, а также большую книгу избранных стихотворений воронежца Алексея Прасолова. Увы, обоим замыслам моего друга Косенкова не суждено было воплотиться в жизнь. И потому я особо благодарен Белгородскому литмузею, столь зримо вынесшему большие поэтические объемы золотыми буквами на белые полотна, перемежав тексты картинами и графическими работами, посвященными “Третьему полю России”».

Писатель также напомнил, что золотыми буквами на белых мраморных плитах выписаны имена в храме Петра и Павла в Прохоровке. «Цветовая символика золотого и белого — возвышенна и прекрасна, — процитировал С. Минаков свой очерк «Золотое на белом». — Возможно, мир вообще и замыслен в золотом и белом. То есть свечение Вечности — именно так и выглядит.

И потому пронизывает чувство хоть и скорбное, но и светлое, — когда смотришь на вертикальные беломраморные плиты на которых от пола до потолка золотым выбиты восемь с половиной тысяч фамилий павших на простирающемся вокруг Прохоровском поле.

Имена людей, принесших свои жизни в жертву за Родину. Там, у алтаря, за иконой Георгия Победносца, выбиты имена четверых не известных мне Минаковых».

Эмоционально опираясь на «Вокализ» С. Рахманинова, впечатлились эффектом от экспозиции все собравшиеся — и кадеты, которые прибыли на вернисаж из села Прелестное со своим директором школы Владимиром Бузанаковым, и проводившие на выставке фактически выездное собрание члены Клуба любителей русской словесности БГТУ им. Шухова «Пушкарная слобода», и выступавшие: начальник управления культуры области Константин Курганский; хозяйка дома и мероприятия, директор литмузея Инна Климова; директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Лукьянова, а также художник Виктор Иванчихин и настоятель Свято-Никольского храма в Ракитном протоиерей Николай Германский.

Белгородский журналист Александр Жихов так в Фейсбуке откликнулся на выставку: «Ощущение причастности к событиям прошлого во многом определяют ментальный облик сегодняшнего жителя края — мы люди белгородской черты и в то же время люди огненной дуги. Вот из этого сплава родился проект межмузейной выставки к 75-летию Прохоровского танкового сражения, да и Курской битвы в целом. Слово, образ и вещь. Воплощенные и материализованные. Поэмы Игоря Чернухина, Владимира Молчанова и Станислава Минакова, отпечатанные на белых полотнищах и рассекающие экспозицию дорожками текста, но притом соединяющие времена, а затем замечательно озвученные актерами белгородского драматического театра. Картины белгородских художников, ядро которых составил прохоровский цикл гравюр Косенкова, показывают зримый образ пространства и времени “третьего поля” в памяти людской, от боевых схваток до мирного урожая, и портреты генералов и солдат, ветеранов, матерей, детей. И, наконец, предметный ряд, подлинники из музейных витрин, среди которых, наверное, самые значимые — письма с фронта, несущие рукописный образ слова о войне». 

Заведующая сектором выставочной работы, старший научный сотрудник Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Лариса Гончарова рассказала, что для экспозиции вместе с некоторыми предметами музеем-диорамой литмузею были переданы письма участников Прохоровского сражения. Например, санинструктора медицинско-санитарного взвода 32-й танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии Любови Ясинской (одно написано в апреле 1943 г., второе в июле). Утешая маму, девушка пишет: «Пока остаюсь здесь, так хорошо, природа, белые домики, земляные полы, фрукты сушеные, молоко — все это с таким аппетитом...». Л. Ясинская погибнет, освобождая Украину.

Мы видим на выставке письма полковника Алексея Линева, командира 32-й танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии, которой командовал Павел Ротмистров, тогда генерал-лейтенант. Бригада под командованием полковника вела смертный бой на высоте 252,2 метров, в двух километрах от окраины поселка Прохоровка, — как раз в том месте, где в мае 1995 г. В. Клыковым будет установлена знаменитая Звонница. В экспозиции — письма А. Линева к супруге, написанные 19 июня, 10 июля, 1 августа 1943 г. За бои в период Курской битвы на белгородском направлении воин был награжден орденом Отечественной войны I степени. 26 августа 1943 г. полковник А. Линев погиб в бою при освобождении Украины (помним, что Курская битва завершилась 23 августа, освобождением Харькова).

Из письма красноармейца Я.И. Байтмана, адресованного Н.М. Давыдовой 4 июля 1943 г., за день до того дня, который военные историки назовут началом Курской битвы:

«Дорогие! Вчера вам послал открытку поздравительную в связи с днем рождения Витюшки. Я не мыслю лучшего счастья в своей жизни, чем то, чтобы следующий его день рождения мы праздновали всей своей семьей, на своей земле, очищенной от фашистской нечисти. Этим я и буду существовать и надеяться…».

На выставке мы находим и письмо Г.К. Воскобойникова, адресованное Н. М. Давыдовой, в котором описывается, как сражался Я.И. Байтман, и указывается место его могилы недалеко от Белгорода.

…Есть в трех поэмах и много общего. Для авторов посылом, направившим их творческий интерес к Прохоровскому сражению, стали незыблемая память о погибших, поклонение мужеству воинов и глубокая благодарность им. Отражен в поэмах и «самый страшный час в бою — час ожидания атаки». Перед читателем проходят картины кромешного ада, в который за несколько часов превратилось место сражения. Крупным планом изображены отдельные эпизоды схватки. Завершая повествование, авторы возвращают нас на мирное поле. Сражение отгремело, но есть и должна быть память и безмерная благодарность ныне живущих поколений. 

Белые полотнища, на которых написаны на выставке отрывки из поэм, могут напомнить и про белые рушники на стареньких рамах, с фотографиями погибших мужей и сыновей, хранимые в каждой семье.

Этот образ представлен и в гравюрах Косенкова, и в строках Минакова, завершающих поэму «Петров день»:

Над Полем

в полуденном

                   медленном небе

фотографии павших

над Полем.

Белые рушники…

Белые рушники…

            белые… белые…

* * *

Исследователь Наталья Буханцова, заместитель директора БГЛМ, утверждает: «Нельзя не обратить внимания на то, что эти поэтические строки очень схожи с воспоминаниями участника сражения Героя Советского Союза Г. И. Пэнэжко: "На огромном поле перемешались наши и вражеские машины. Видишь крест на броне танка и стреляешь по нему. Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей.

Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа. Танки шли на танки. От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки <…> Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка.

Одна мысль, одно стремление — пока жив, бей врага"».

Завершая повествование, все авторы переносят нас в современность, на мирное поле, вид которого привычен нашему взору. Сражение отгремело, но есть и должна быть память и безмерная благодарность поколений, продолжающих жизнь.

«Третье Поле… // На мраморных плитах // Бесконечные списки убитых, // Да окопов глухие останки, // Да твои придорожные танки // … // А к тебе все идут ветераны – // Поседевшие мальчики рано. // Вдовы в черных платочках и жены. // Дети малые. Молодожены. // И у вечного стынут огня, // Тишину ветровую храня». (Чернухин.)

«Приношу к обелискам // Свой сердечный поклон // Скорбным памятным спискам // Близких русских имен. // … // В отклубившемся дыме // На родных большаках // Вам всегда молодыми // Оставаться в веках. // … // В чувстве долга // ответном // Четко поняли мы, // Что ни весен, ни лет нам // Нет без вашей зимы…» (Молчанов.)

«Их // не // различить // в невозвратной неволе. // Но память Отечества – // Поле… // …И долго мы будем // сидеть за столом // меж хлебов // и небес. // У дороги мы будем // сидеть». (Минаков).

Познакомившись с этими поэмами, посвященными Прохоровскому танковому сражению, заключает исследователь, мы понимаем, что перед нами художественные произведения как о духе воинов, сражавшихся на Прохоровском поле, так и обращение к новым поколениям с просьбой хранить память о погибших, помнить о том, какой ценой мы отстояли мир и благополучие.

* * *

Экспозиция продлится до конца сентября, за это время ее посмотрят сотни гостей города, а главное, школьники и студенты, и отрадно, что столь нетривиально поданная тема Курской битвы, сражения под Прохоровкой войдет в их сердца и память, а именно это делает нас единым народом.


Фото БГЛМ, Ольги Севериной, Александра Жихова и автора

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.
В.Ч.
29.06.2018 15:04
Когда произносятся слова "Прохоровское поле", я словно въяви слышу лязг танковых гусениц... Воистину это - точные слова: "Огненная дуга"...
Величайшая по своей жёсткой разрушительной силе танковая битва состоялась в Петров день на Третьем ратном поле России. Огненная атмосфера этой битвы в ярких, афористичных, сразу запечатлевающихся в памяти образах отражена в поэме Станислава Минакова "Петров день":
"И врезались сталь в сталь.
Огонь в огонь.
Дух в дух...
И машины в упор изрыгали смерть.
И горели металл, и земля, и мышь, и человек.
И был неразличим
в грохоте, лязге и скрежете
вопль человечий.
И обугленные птицы
не долетали до Псёла...
И горело Поле."
Котов
28.06.2018 18:53
Уже не первый раз перечитываю статью и пересматриваю фото. Даже не верится, что сегодня еще осталось есть такое - прекрасное и высокое - в нашем Отечестве, фактически оккупированном.
Валентина
28.06.2018 9:00
День памяти апостолов Петра и Павла для меня неразрывано связан с датой битвы на Курской дуге и славной победой русских воинов в этой битве. Кровью полито это Третье ратное поле России... И потому трогательна до слёз установившаяся прекрасная традиция, когда в этот день жители села Прелестное выносят из хат на улицу столы с едой-питьем и поминают павших своих, приглашая всех прохожих разделить поминальную трапезу.
ОМ
28.06.2018 1:46
Как же повторить Победу в 21 в?
Борис
27.06.2018 21:02
Часто бывал в Яковлево, где тоже были бои. Еще мальчишкой стоял у могилы одного из героев битвы лейтенанта Шаландина. А в позапрошлом году побывал и в Прохоровке. Хорошо сделан мемориальный комплекс. Экскурсовод рассказывала, что на этом поле четыре года ничего не росло, настолько была изуродована земля. А что же было с людьми, сплошная жуть.
Юрий
27.06.2018 20:31
Не случилось бывать лично на Прохоровском поле. Но поездом проезжая мимо, всегда мысленно низко кланяюсь. А сейчас вот сподобился и по-иному соприкоснуться.... Замечательный текст, автору низкий поклон!
Анна
27.06.2018 19:14
Серия линогравюр Станислава Косенкова "Прохоровское поле" (1985) обладает пронзительным воздействием... После того, как я их посмотрела, ещё долгое время эти художественные образы стояли перед глазами... Вообще графика этого мастера всегда оставляет сильное впечатление.
Светлана Никулина
27.06.2018 17:50
Земля горела, небо, и днём было черно,
Сошлись в таране танки. ..
И братского народа здесь много полегло.
Едины были в горе народы всей страны,
На Прохоровском Поле
Свершился перелом войны!

Прошло уж семьдесят пять лет,
Но, не забыть нам, нет,
Сраженья значимого бед,
И по прошествии столь многих лет,
Солдат погибших в Поле.
Светлана
27.06.2018 17:38
В двух экземплярах текст распечатала, дала почитать своей коллеге, которая была со мной на выставке, а после тем - кто собирается с детьми посетить музей.
С.К.
27.06.2018 17:38
Этот материал хорошо бы рекомендовать педагогам, собирающимся приводить, привозить детей на выставку. Очень подробно и интересно написано!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».