Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 декабря 2018
Либералы и Исаакий: пора бы угомониться

Либералы и Исаакий: пора бы угомониться

Кто требует отменить решение о возвращении РПЦ Исаакиевского собора
Андрей Соколов
06.12.2018
Либералы и Исаакий: пора бы угомониться

Председатель законодательного собрания Санкт-Петербурга, лидер регионального отделения «Единой России» Вячеслав Макаров потребовал в среду от городской администрации передать Исаакиевский собор Русской православной церкви. «Мне непонятна позиция исполнительной власти, которая в течение двух лет размазывает сопли по щекам и переводит эту проблему в политическую плоскость. Я, глядя в камеры, хочу исполнительной власти сказать: власть не должна быть дряблой и вялой, безвольной, власть не должна быть импотентом. Надо доводить дело до логического результата, а когда мы какие-то шараханья производим, то создаем точку напряжения»,— заявил спикер журналистам после заседания заксобрания.

Вячеслав Макаров добавил, что конфликтом вокруг передачи собора Церкви «пользуется оппозиция»: «На этой теме можно пиариться до бесконечности». Поэтому, полагает спикер, «точку напряжения нужно снять», передав собор РПЦ. «Никакого ущемления прав граждан в этом случае не происходит. Наоборот, в православный храм можно будет попасть бесплатно».

Такое заявление глава законодательной власти Петербурга сделал после того, как группа депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга от либеральных партий обратились к врио губернатора Александру Беглову с требованием отменить распоряжение Комитета имущественных отношений северной столицы о передаче Церкви крупнейшего в городе Исаакиевского собора. Подписи под посланием к главе города поставили такие известные либеральные активисты, как Максим Резник, Борис Вишневский, Оксана Дмитриева и некоторые другие.

Поводом для письма стало произведенное в воскресенье освящение придела Святой Екатерины в этом соборе, где будут вести службы. Чтобы этому помешать, группа либералов устроила возле собора провокацию под видом некоего флешмоба под претенциозным названием «Очередь в музей». Однако создать возле собора хаос и беспорядки им не удалось – для участия в этой либеральной «массовке» пришло всего около трех десятков человек.

Впрочем, сыр-бор вокруг Исаакия разгорелся еще раньше. Как известно, в начале 2017 года бывший в то время губернатором Петербурга Георгий Полтавченко объявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ решен.

Такое решение обуславливалось принятым в РФ законом, согласно которому принадлежавшие церкви храмы и другое имущество, незаконно изъятое у нее большевиками после Октябрьского переворота 1917 года, должно быть ей возвращено.

Однако такое решение вызвало ярость в либеральном стане. Они развернули в Петербурге в подведомственных им СМИ бурную кампанию протестов, организовывали в разных местах города сборища, на которых угрожающе заявляли, что «не отдадут попам музей». Устраивали провокации даже внутри самого собора, что вызвало возмущение верующих. Дело дошло до того, что провокаторы вывесили на колоннаде Исаакия баннер с надписью «Не РПЦ».

«Ретивые попы решили отжать себе один из главных символов Петербурга… Это всё равно, что Эрмитаж подарить коммерсантам под торгово-развлекательный центр», – ерничало по этому поводу «Эхо Москвы».

К поднятой либералами «волне народного протеста» подключался и главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который упирал на экономику. Мол, за год выручка собора составила 466 813 877 рублей. Из них стоимость билетов 436 588 720 рублей или 93%. «Вот за что хочется забрать Исаакий – 7, 276 миллионов долларов в год», – фальшиво изображая праведный гнев и радетеля за народное достояние, восклицал Венедиктов и издевательски добавлял: «А вы – скрепы, скрепы…».

«Вернуть» Исаакий РПЦ, – разглагольствовал его единомышленник, депутат ЗАКС а от партии «Яблоко» Борис Вишневский, – нельзя просто потому, что его у нее не отнимали. Собор строился на средства казны Российской империи (то есть за счет всех ее граждан, как верующих, так и не верующих), всегда был государственной собственностью, никогда не передавался церкви и никогда не был приходским храмом. Это не тот случай, когда можно говорить о «реституции».

Это что за бред? На центральном фасаде собора – величавая надпись «Дом мой Домом молитвы наречется». Строился этот собор именно для того, чтобы быть церковью, для молитвы, а не для того, чтобы быть музеем. В музей его превратили большевики, которые сначала собор ограбили – изъяли все ценную церковную утварь, накопленную десятилетиями, а потом превратили в музей, повесив в центре «маятник Фуко».

Следует также напомнить, что закон о реституции церковной собственности, подписанный президентом России 30 ноября 2010 года, подразумевает не характер собственности, а ее изначальное назначение.

Для Исаакиевского собора изначальное предназначение очевидно: ни император Николай I, ни Огюст Монферран, который его строил, не мыслили о нем как о музее.

Напомним, что до революции в России Церковь вся была государственной. Император был главным верховным защитником Церкви.

Однако сегодня, хотя богоборческая власть давно рухнула, верующие до сих пор могут войти в Исаакий только в строго определенные для них часы, а во все другое время их не пускают, заставляя покупать входные билеты. Но где это видано, чтобы для молитвы человек, при входе в храм, покупал билет? Такого нет, например, в соборе Святого Петра в Ватикане, который тоже служит музеем, однако всех желающих в него пускают бесплатно, безо всяких препятствий.

Автор этих строк не раз был свидетелем того, как к Исаакию приходили делегации паломников из других городов России, однако охрана в грубой форме давал им от ворот поворот. И либералы хотят, чтобы такая позорная ситуация продолжалась? Мало того, в Петербурге уже был прецедент, когда устроенный большевиками в Казанском соборе музей «истории религии» был из него выведен и «переселен» в другое, более подобающее для него здание, а исторический собор возвращен Церкви.

Главным аргументом либералов против передачи Исаакия Церкви служат заявления о том, будто тогда он-де перестанет быть музеем. Но почему же?

Руководители города и петербургской епархии неоднократно заявляли, что все музейные функции собора сохранятся. Никто музейщиков из Исаакия выселять не собирается. Разница будет только в том, что управлять будут те, для кого он был построен – Русская православная церковь.

Точно так же, как это делается в соборе Святого Петра в Риме, который находится под юрисдикцией Ватикана, но одновременно служит и музеем. Против чего никакая «римская общественность» не возражает.

Последние крестные ходы в Петербурге собирают более ста тысяч верующих. Значит, у сторонников того, чтобы храм был храмом, в северной столице – громадное большинство. Несколько сот либеральных активистов, которых их лидеры, явно жульничая, выдают за «общественность Петербурга», – население которого, кстати сказать, составляет пять миллионов человек, – не имеют никакого морального права выступать от имени горожан и в ультимативном порядке что-то требовать от городских властей, как это они сегодня с апломбом и настырностью делают.

Противники передачи собора Церкви пугают общественность тем, что, дескать, епархия не сохранит переданные культурные ценности в силу отсутствия специалистов, невежества и небрежения. Но, как говорится, чья бы корова мычала.

«У одного из горячих противников закона о передаче церковной собственности Михаила Борисовича Пиотровского, – напоминает в этой связи диакон Владимир Василик, – помнится, пропало в Эрмитаже 225 драгоценных предметов из коллекции русского искусства. Правда, пропажа никак не отразилась на его служебном положении и репутации… Общая же ревизия по стране выявила пропажу 83 тысяч музейных экспонатов».

Храмы в России строили именно и только для молитвы. В них скопились веками громадные богатства, которые именно церковь бережно хранила и приумножала. В музеи их превратила богоборческая власть, да и то далеко не все.

В Спасе-на-Крови – другом замечательном храме Петербурга, который входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор», – большевики устроили склад картошки. А другие попросту взорвали или разломали до основания. Так, церковь Спаса-на-Сенной взорвали в 1962 году. Изумительный по красоте храм Спаса-на-Водах, где висели мраморные доски со списками погибших русских моряков, безжалостно взорвали в 1938 году. Знаменскую церковь на площади Восстания уничтожили в 1940 году; Греческую церковь на Лиговском проспекте уничтожили в 1962 году. 

Всего в Ленинграде было уничтожено около 120 церквей! Хотели, кстати, уничтожить и Исаакий, но ретивых «строителей светлого будущего», отговорили, объясняя, что взрыв такого гигантского сооружения чреват разрушением целого городского квартала.

Уже были просверлены дыры и саперы готовились взорвать Спас-на-Крови – жемчужину Петербурга, но помешала грянувшая война. Взрывчатка понадобилась для других целей... Не будем говорить уже о том, что тысячи священнослужителей были расстреляны, а многие сгинули в лагерях.

И вот сегодня идейные внуки и правнуки тех, кто соборы взрывал, кто разграбил их сокровища, расстреливал священников, устроили галдеж по поводу передача Исаакиевского собора своему законному владельцу – Русской православной церкви! Почему же им так неймется? Ведь в принципе, ничего практически не изменится. Исаакий будет продолжать исполнять музейные функции. Сменится только юридический владелец. Государство, в соответствии с законом, передает его Церкви. Отчего же такие истошные крики протеста?

Все дело в том, что протесты против возвращения Исаакиевского собора Петербургской епархии – часть куда более широкой кампании. Инспирированная Западом, она направлена против Русской православной церкви.

Россия, возвращаясь к своим историческим корням – а это, прежде всего, православие – укрепляется, мощь ее растет. А сама наша Церковь – в авангарде борьбы против губительного глобализма, проповедник традиционных духовно-нравственных ценностей, чего уже больше нет на Западе с его культом «золотого тельца». Вот именно по этой причине ее и пытаются сейчас ослабить. Вовсе не музей отстаивают доморощенные либералы в Петербурге, а участвуют в антиправославной западной атаке.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Русский паломник
10.12.2018 20:50
(1) КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР ДО РЕВОЛЮЦИИ?
В дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви часто звучит такой тезис: Исаакий и до революции никогда не принадлежал Церкви, но был в собственности государства. А раз так, то нечего и огород городить. Если в царской православной России этот храм не принадлежал Церкви, то сейчас и подавно. Так ли это? Давайте разбираться.
Во-первых, независимо от того, в чьей собственности находился Исаакиевский собор до событий 1917 года, это был ХРАМ. ХРАМ, а не музей. А именно этот момент является и сегодня принципиальным. Так что если указывать на дореволюционную практику как на образец, то, опять-таки, надо поддержать превращение музея — в ХРАМ. Храм должен быть храмом – то есть, в первую очередь, местом для богослужения.
Во-вторых, до революции Церковь не была отделена от государства. Напротив, Церковь была государственной. Более того, Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший правительствующий синод, было фактически одним из государственных министерств – таково было тяжелое наследие Петровских реформ, устранивших Патриаршество. Наконец, в-третьих, кому же фактически принадлежал Исаакиевский собор? Действительно, до 1871 года — Министерству путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году храм передали в ведение МВД. Кстати, никаких дискуссий о передаче его Церкви в тот момент не было. А вот через пару лет ситуация еще раз изменилась.
Русский паломник
10.12.2018 20:49
(2) После освящения московского Храма Христа Спасителя специальное Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными соборами. Порядок был такой: "в хозяйственном отношении" соборы подчинялись Ведомству Православного Вероисповедания, а "в техническо-художественном" – МВД. А вот уже в 1883 году, действительно, была сделана попытка передать собор полностью в ведение Церкви, но она не была поддержана. После Особой Комиссии порядок управления был рассмотрен Государственным Советом. А 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было утверждено уже самим императором Александром III.
Иными словами в настоящее время, Церковь планирует получить Храм в пользование, а собственником его было и останется государство. Так стоит ли копья ломать?
"Смерч"
10.12.2018 11:03
Безусловно храмы должны использоваться по назначению, предначертанному, Всевышним, кто саботирует возврат храмов церкви - привлечь к уголовной ответственности. Музеев в храмах не должно быть, кроме церковных музеев, в крайнем случае, по возможности, оставить музейные экспозиции ПРИ ХРАМАХ!
Сторонний
10.12.2018 9:40

А разобраться автор не хочет?
Дело вот в чем.
1.Президент Владимир Путин в июне 2017 года публично указал деполитизировать проблему Исаакия, «обеспечив и музейную деятельность, и отправление религиозных культов». «Только не надо ничего здесь накручивать, спекулировать на этой теме, не нужно людей возбуждать и использовать это как инструмент мелкой внутриполитической возни», — подчеркнул тогда глава государства.
2.Что было дальше? Да вот что! РПЦ так и не прислала требуемой по закону официальной заявки на получение собора в свое распоряжение, соответственно, никаких действий со стороны властей также не производилось, а в самом соборе продолжилось спокойное соседство самого успешного городского музея и немногочисленного церковного прихода.
И вот на минувшей неделе Исаакиевский собор вновь оказался в топах новостей. Группа депутатов Заксобрания Петербурга от «Справедливой России», КПРФ, «Яблока» и «Партии роста» попросила действующего главу города Александра Беглова отменить распоряжение комитета имущественных отношений от 30 декабря 2016 года, где оговаривался план мероприятий по подготовке к передаче собора РПЦ. Этот план мог быть введен в действие только при поступлении заявки от церкви, а из-за ее отсутствия он фактически утратил своё значение, что уже признали в Смольном.
3.Либералы "подняли бучу"? Да, на ровном месте. Однако вопрос: а где официальная заявка РПЦ на передачу ей Исакия? Что случилось? Чего молчим?
Прав автор в своих антипатиях к либералам. Но категорически неправ, отказываясь анализировать ситуацию. "Клеймить позором" проще простого. Но вот объяснить позицию РПЦ - слабо? Вот так автор умалчивает главное.

Русский паломник
07.12.2018 13:29
В одной из тем, ort пишет: - Посему вспомним слова блаженного мученика митрополита Филиппа Московского;" И у татар и у язычников - есть и правда и сострадание. Только в России (читай- у русских) нет его".
Быстров отвечая ort, написал: "Вы как обычно "соврамши", да и русофобия в Ваших сообщениях замечается неоднократно."
Вот это уж точно и эта "зоология" замечается не только у него.
Откуда такая патологическая ненависть ко всему русскому? Чаще всего по наследству, очень редко можно встретить русского человека, который ненавидит свою нацию. Но свою русофобию они тщательно скрывают - не комильфо. А открывается она, когда встаёт вопрос о передаче храма - Церкви и в отношении этих людей к РПЦ, Царю, Российской Империи и т.д.
Большевики - коммунисты с помощью частично инородческой Красной Армии захватили власть в стране и устроили массовое убийство десятков миллионов, и все лидеры Советской власти - Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов, Каменев - были поголовно патологическими русофобами. И поскольку современные так называемые "коммунисты" отказываются признавать коммунистические преступления против русского народа, наоборот, они их просто огульно отрицают все советские же документы, логически из этого следует, что все нынешние коммунисты - русофобы.
Отсюда и следует вывод и причина, нежелания передавать Исаакиевский Собор -
Русской Православной Церкви.
Тот ещё Магог
07.12.2018 11:18
Я бы не торопился с передачей Исаакия... Не такой это простой Храм... В нём от православия почти ничего нет. Ориентация не та, входные двери 6-ти метровой высоты для прохода гигантов и соответствующие этому росту ступени, в которых в последствии были выдолблены ступеньки для людского роста... Тщательно замаскированы места креплений для ручек на дверях, которые находятся на уровне головы человека... Исаакий был восставновлен Монфераном, как и Казанский - однотипный с многими такими же зданиями по всему свету. Эти соборы имеют солярную символику, и предназначались совсем другому церковному культу нежели православие. Вот можно увидеть, чей это был Храм: http://www.hellopiter.ru/image/DSC0989468768888.jpg Сравнительные размеры человека и гиганта в нишах музея Эрмитаж с атлантами. Это здание тоже рассчитано на их рост, как и много других.
суржик
07.12.2018 10:03
Я не либерал, но я против того чтобы передавать Исакий.
МЛ
06.12.2018 23:18
Президент же на эту тему высказывался вполне определенно. Давно бы передали Собор церкви и не тянули. Про то, что Собор никогда не был церковью - вот бы эти вишневские Государю Императору Николаю первому (глубоко верующему человеку) нечто подобное вякнули в глаза про "музей" вместо собора и прочее.
Ру-БИН
06.12.2018 21:29
Всё вроде правильно написано. Но в этом вопросе с либералами всегда союзники большевики ! Уже несколько было подобных статей на СТОЛЕТИИ и всегда наши КОБЫ С ОРТАМИ с пеной у рта доказывали что Храм не должен принадлежать Церкви ! Боюсь так будет и на сей раз - если поступит директива от их агитпрома.
Русский паломник
06.12.2018 20:14
Что же касается самой передачи собора, то в этом видится не только историческая справедливость, но и более высокая, мистическая справедливость. Стоит вспомнить некоторые факты из жития преподобного Исаакия Далматского, в память которого и был построен знаменитейший собор Российской империи, который до сих пор восхищает своей красотой и своей внушительностью.
Известно, что преподобный Исаакий жил в IV веке. Когда византийский император Валент, впавший в ересь арианства, начал закрывать храмы, гнать православных, то преподобный Исаакий пришел в Константинополь из своей пустыни и начал смело обличать императора. И главным требованием преподобного Исаакия к императору Валенту было:
«Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе».
С этим требованием преподобный обращался к императору, когда тот отправлялся на войну с готами. Разгневанный император, когда требования преподобного надоели ему, приказал бросить его в глубокий овраг, на дне которого было болото, и выбраться из этого болота было невозможно. При помощи Божией преподобный вышел из болота, догнал императора и предрек ему страшную смерть — он погибнет в огне, если не исполнит того, что говорит ему Исаакий. Император, видимо, смутившись таким пророчеством и удивившись смелости старца, приказал своим приближенным арестовать его и держать в заключении до его возвращения. Как известно, Валент погиб и погиб именно той смертью, которую предрек ему преподобный Исаакий. Войско его было разгромлено, а готы сожгли императора заживо в хижине. И пришедший ему на смену святой Царь Феодосий Великий, освободил Исаакия из заточения, принял его с великой честью, просил его святых молитв, естественно, прекратил арианскую ересь в Константинополе и возвратил православным храмы. Зная эти факты из жития преподобного Исаакия Далматского, можно сказать, что сам преподобный Исаакий возвращает для православных собор своего имени.
(Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»)
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
09.12.2018
Игорь Друзь
О вредных иллюзиях некоторых российских публицистов и экспертов.
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».