Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Куда ведут следы преступления?

Куда ведут следы преступления?

Новый фильм «Убийство Романовых. Факты и мифы» будет показан 19 июля на телеканале «Россия 1»
Валерий Панов
12.07.2020
Куда ведут следы преступления?

Фильм начинается так. На экране, сменяя друг друга, появляются названия уральских городов и даты: Пермь, убийство 13 июня 1918; Екатеринбург, убийство 17 июля 1918; Алапаевск, 18 июля 1918. Именно в такой последовательности убивали Романовых. Мелькают лица, люди в одежде начала прошлого века, страницы, обложки архивных документов. Потом возникают неровные, будто написанные слабеющей рукой, буквы: «Убийство Романовых. Факты и мифы». И музыка, тревожная, рваная, бьющая по нервам. Оторваться от экрана невозможно… До окончания фильма.

Летом 1918 г. убили Царскую семью. Как вырезали. И других представителей Дома Романовых. И всех — на Урале. Именно там, в революционной вотчине Якова Свердлова, почти в одно и то же время были преданы мученической смерти: в Перми — великий князь Михаил Александрович; в Екатеринбурге — Царская семья во главе с Императором Николаем Вторым; в Алапаевске – великая княгиня Елизавета Фёдоровна, великий князь Сергей Михайлович, три князя императорской крови — Игорь, Иоанн и Константин Константиновичи и Владимир Палей.

В конце фильма звучат слова британского доктора истории Хелен Раппапорт: «Что я заметила, изучая Романовых, это то, что их всеобъемлющим и главным чувством была любовь к России. Все они, даже самые маленькие дети, действительно не хотели покидать Россию, разве что в случае крайнего принуждения или похищения. Это одна из причин, почему они решили погибнуть в России, вместо того, чтобы попытаться сбежать».

И хотя они пали на родной земле, многие обстоятельства их гибели по сей день сокрыты тайной. Неясным остается главный вопрос: кому было выгодно убивать Царя и его семейство, кто именно, в конечном счете, виновник этой русский трагедии?

Фильм не выносит приговор, вместе с тем достаточно аргументировано показывает, куда ведут следы преступления. Начало этому расследованию было положено много лет тому назад. «Столетие» уже не раз представляло киноисследования сценариста Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной по истории Русской революции. В 2018 г. это был документальный фильм «Цареубийство. Следствие длиною в век», тогда ответ Чавчавадзе «Столетию» поразил меня, а сегодня он получил подтвержденное новыми уникальными документами еще более сильное звучание. «Мы подготовили наш фильм для того, чтобы люди понимали, что происходило в мире. Что Россия была фактически приговорена. Что любой на месте Николая Александровича государь был бы приговорен, — говорила Елена Чавчавадзе. — И он это понимал, как никто. Ему главное было – сохранить душу. Его вынужденное отречение – это, прежде всего, нежелание, чтобы кровь соотечественников пролилась бы ради него».

Останки Царской семьи были захоронены в Петропавловском соборе, но, как известно, Русская православная церковь их подлинность пока не признала». Трагическая гибель Царской семьи на Урале, даже спустя более ста лет, продолжает волновать умы и, видимо, будет волновать еще долго.

Новый фильм Елены Чавчавадзе на основе уникальных документов проливает свет на неизвестные до сих пор обстоятельства убийств в Перми, Екатеринбурге и Алапаевске летом 1918 г.: в такой хронологии и в такой логической цепи.

Рассказать об этом многоплановом фильме сложно, почти невозможно. Но это не тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это случай, когда надо и смотреть, и слушать. Вот диктор говорит: «К лету 1918 года по решению большевистского руководства на Урале были сосредоточены члены Дома Романовых». И далее: «Из телеграммы Пермской ЧК от 13 июня 1918 года: Москва. Совнарком. Чрезком. Петроградская коммуна. Зиновьеву. Копия: Екатеринбург. Облсовдеп. Чрезком. Сегодня ночью неизвестными (в) солдатской форме похищены Михаил Романов и Джонсон. Розыски пока не дали результатов, приняты самые энергичные меры. Пермский округ. Чрезком».

Великий князь Михаил Александрович погиб первым из Романовых. Он и его личный секретарь были убиты в Перми, куда были высланы из Петрограда после ареста в марте 1918 г. В ночь с 12 на 13 июня 1918 г. в гостиницу, где было разрешено поселиться арестованным, явилось несколько вооруженных людей, которые вывезли Михаила Александровича и его секретаря в лес и застрелили. Останки убитых до сих пор не обнаружены. Убийство было представлено как похищение Михаила Александровича его сторонниками или тайный побег, что было использовано властями в качестве предлога для ужесточения режима содержания всех сосланных Романовых: Царской семьи в Екатеринбурге и великих князей в Алапаевске.

В кадре Людмила Лыкова, доктор исторических наук (Москва) читает: «Это подлинник. Это протокол заседания Совета народных комиссаров, Вот эта выписка, она с оригинальной подписью Владимира Ильича Ленина. Перечислены здесь, в постановлении, все те, кто были арестованы и перевезены в город Пермь вместе с великим князем Михаилом Александровичем. Это были секретарь Николай Жонсон, который добровольно отправился в Пермь вместе с великим князем и полковник Знамеровский». Фильм точно показывает, что следы преступления ведут к Якову Свердлову и в ЧК. Далее Лыкова говорит: «13-го июня 1918-го года из Перми в адрес Москва, в два адреса в Петроград Зиновьеву, ушли телеграммы, в которых была информация о том, что великий князь Михаил Александрович исчез. Спектакль с телеграммой не только в Кремль, но и копия телеграммы была отправлена и председателю Уралоблсовета Александру Белобородову»; «Пермские чекисты действовали очень оперативно. В этот же день начинается следствие. В рамках этого следствия были допрошены, арестованы, и позже расстреляны 132 человека. В первую очередь, это окружение великого князя Михаила Александровича и другие жители города Перми, с которыми во время нахождения в Перми великий князь Михаил Александрович встречался».

Илья Папулов, член научного совета Пермского госархива, отмечает любопытнейший штрих, который характеризует участвовавших в убийстве чекистов как отъявленных негодяев: «Они поделили между собой некоторые из их вещей. Василий Алексеевич Иванченко получил золотые шестиугольные часы великого князя…»

А Нелли Зенкова (Пермь) добавляет: «15-го июня вышли «Известия» Пермского совета рабочих и солдатских депутатов, где было объявление, что Михаил Александрович сбежал, и ведутся энергичные поиски». И здесь следует обратить внимание еще на одну деталь. В фильме представлены преимущественно историки из тех городов России, где произошли преступления против Царской семьи. Там, в местных архивах, находятся первоисточники, которым можно доверять. И когда говорит Юрий Пыльцын, кандидат исторических наук (Екатеринбург), то его слова не вызывают сомнения: «В Екатеринбурге убийство и подготовка к убийству происходили в принципе по тому же сценарию. Тоже провокация. Якобы письма от офицера, которые были написаны на французском языке, правда, на ужасном французском языке. Писались они Войковым, писались они Родзинским (член коллегии Уральской областной ЧК)». А Папулов уточняет: «Возможно, здесь была какая-то некая срежиссированная акция по подготовке одновременного убийства и Николая, и Михаила здесь, в Перми. Но в последний момент что-то пошло не так, и из Москвы пришла команда остановить этот процесс».

Напомним, расстрел Царской семьи произошел в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Осуществлен во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавляемого большевиками.

«Я думаю, что главная фигура здесь — это Свердлов, который управлял большевиками в Екатеринбурге в качестве правой руки Ленина», — говорит Раппапорт. И подчеркивает особо: «Он знал, что там оплот большевизма, настолько политизированный, что, отправляя туда Романовых, Свердлов знал, что там их будут держать под постоянным контролем».

И когда Царскую семью решили спровоцировать на побег, то вот какой был получен ответ: «Мы не хотим и не можем бежать, мы можем только быть похищенными. Командир имеет много помощников. Они меняются часто и стали озабоченными. Они охраняют наше заключение, как и наши жизни добросовестно и очень хороши с нами. Мы не хотим, чтобы они страдали из-за нас, ни Вы из-за нас, в особенности, во имя Бога избегайте кровопролития».

А вечером 18 июля в Кремле состоялось очередное заседание Совета народных комиссаров. Присутствовали Ленин, Бонч-Бруевич, Чичерин, Милютин и Троцкий, который впоследствии утверждал, что он не знал о том, что произошло в Екатеринбурге. И Свердлов объявил, что «в Екатеринбурге по постановлению областного Совета расстрелян Николай… Николай хотел бежать». Никто не всполошился. Не дрогнул. Не стал задавать вопросы. Просто постановили: принять к сведению. Вроде как произошло самое заурядное событие, которое особого внимания не заслуживает. Людмила Лыкова: «Про семью не было сказано ни слова. Об этом не было сказано ни общественности города Екатеринбурга, ни общественности страны, ни мировой общественности». Евгений Пчелов, кандидат исторических наук (Москва): «И дальше большевистское правительство продолжало врать о том, что, якобы, убит только государь. Почему это происходило? Это было связано, конечно, с внешнеполитическими взаимоотношениями с Германией… Известна знаменитая фраза Ленина по поводу советского дипломата Иоффе о том, что ему не нужно говорить о том, что произошло в реальности, потому что ему так легче будет врать».

И снова Раппапорт: «Я думаю, что вся кампания по дезинформации шла из центра, большевикам нужно было продолжать держать своих врагов в состоянии замешательства, нужно было дать им противоречивую информацию или ложную. Потому что в течение следующих десятилетий все на Западе ходили по замкнутому кругу, пытаясь узнать, что же случилось с Романовыми, была ли убита Александра с детьми, смогла ли сбежать Анастасия». (Всего одномоментно лишили жизни 11 человек).

Большинство современных историков сходятся во мнении, что принципиальное решение о расстреле Николая II было принято в Москве (при этом обычно указывают на руководителей Советской России Я.М. Свердлова и В.И. Ленина). Елена Чавчавадзе значительно усиливает эту версию.

Но большевики были великие мастера мистификаций. Они, безусловно, понимали, что рано или поздно им за свои злодеяния придется держать ответ. А им так хотелось войти в историю эдакими благородными борцами за народное счастье. Кажется, «наш дорогой Ильич» говорил, что революции не делаются в белых перчатках?

Почти одновременно с расстрелом Царской семьи было совершено убийство великих князей, находившихся в городе Алапаевске, куда их перевезли из Екатеринбурга. Туда были доставлены великая княгиня Елизавета Фёдоровна, настоятельница московской Марфо-Мариинской обители милосердия; генерал от артиллерии великий князь Сергей Михайлович; князья крови императорской Игорь, Иоанн и Константин Константиновичи и князь Владимир Палей. В ночь на 18 июля 1918 г. арестованные были вывезены к заброшенной шахте в 12 км от города и сброшены в нее. В 3 часа 15 минут утра исполком Алапаевского Совета телеграфировал в Екатеринбург, что князья были якобы похищены неизвестной бандой, совершившей налет на школу, где они содержались. В тот же день председатель Уралоблсовета Белобородов передал соответствующее сообщение Свердлову в Москву, а Зиновьеву и Урицкому в Петроград. В фильме Пыльцын говорит: «По большому счету, как минимум в Перми и в Алапаевске, все было сделано по похожему сценарию …инсценировка похищения. Причем, если в Перми просто отметили, что Михаил был похищен, то в Алапаевске даже был разыгран настоящий спектакль».

Л. Лыкова вносит уточнение: «В тех статьях, которые были под заголовком «Похищение великих князей в Алапаевске», в обмене телеграммами алапаевского совдепа с уральским правительством упоминались великие князья, но среди этих имен не было названо имя великой княгини Елизаветы Фёдоровны». Ю. Пыльцын: «Долгое время официально советская власть не брала на себя ответственность за убийство членов дома Романовых. Только уже позже, осенью 18-го, появилась заметка в советской газете о том, что в Алапаевске были найдены тела Елизаветы Фёдоровны и других узников. Но кто их убил, там не говорилось. Там было сказано, что они были похищены, а впоследствии их нашли мертвыми. То есть всё, больше об этом ничего не говорилось».

Монологи ученых сопровождаются фотокадрами исторических хроник или происходят на их фоне, что в сочетании с удачно подобранным музыкальным оформлением производит сильное эмоциональное воздействие. Кстати, этим, а не только строгой документалистикой, отличаются все фильмы Елены Чавчавадзе. Их бы показывать в вузах и школах, но наша система образования до такого уровня явно еще не доросла. История у нас далеко не на первом плане. Может, соответствующие поправки в Конституции РФ вызовут давно назревшие изменения. Для этого надо, прежде всего, вернуться к исторической правде. И в плане духовного и национального возрождения деятельность Елены Николаевны Чавчавадзе и ее соратников носит поистине подвижнический характер. И — бескомпромиссный: правда может быть только одна, даже страшная.

В фильме Людмила Лыкова говорит (об убиенных в Алапаевске): «Они были сокрыты в заброшенной шахте, в 15 километрах, шахта Межная, на Синчихинском заводе, недалеко от города Алапаевск. То есть вот эти все обстоятельства убийство, сокрытие останков они прослеживаются во всех трех злодеяниях уральских большевиков. И всё рядом. Исполнителями, организаторами, убийцами становятся лица из уральских чекистов, большевиков, которые были связаны с Яковом Свердловым, еще начиная со времен первой русской революции». А Егений Пчелов как бы ставит точку в давнем споре с апологетами исторической школы Покровского, утверждавшими в общественном мнении тезис о «горячем сердце и чистых руках большевиков».

Историк говорит: «Но на самом деле, конечно, Ленин был совершенно в курсе этой всей ситуации. И Свердлов был в курсе этой ситуации, так что центральная власть абсолютно была в соотнесенности с местной большевистской властью на Урале».

И, что называется, вбивает гвоздь по самую шляпку: «Это часть единого целого. Это большевистская партия, советская власть, коммунистическая власть. Которая, конечно, ответственна не только за убийство Царской семьи, но и вообще за все то, что происходило в России в этот период времени. И, безусловно, государь и Царская семья пали жертвой вот именно этого коммунистического режима».

Так заканчивается фильм, который тем не менее не дает успокоения душе, наоборот, будоражит ее, рождая новые вопросы. Например — о роли военных. Меня, как офицера, затрагивает это в первую очередь. Стыдно мне, господа, ох, как стыдно!.. Не смогли офицеры защитить своего Государя. А как же воинская присяга? Жизнь — за Царя? Они клялись императору в верности, но не сохранили эту верность.

А что народ? Он ведь тоже присягал Царю. Напомню о Соборной клятве или, иначе говоря, об «Утвержденной грамоте Великаго Всероссiйскаго Собора въ Москве Церковнаго и Земскаго, 1613 Года (21 Февраля), О Призванiи На Царство Михаила Феодоровича Романова».

В этой клятве сказано: «Целовали все Животворный Крест и (Благочестивый) обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами». Эта клятва — бессрочная, никто снять ее с нас не может.

Так что прискорбно, но вина за гибель государя лежит и на нас. Сегодняшние русские люди уже не зовут себя верноподданными. Но все больше их приходит к убеждению, что лишь православные и самодержавные традиции могут спасти Россию, что стране нужна сильная централизованная власть, опирающаяся на Церковь. В фильме англичанка (!) Хелен Раппапорт говорила о великой любви семьи Царя к России!

Да, Николай II сознательно пошел на христоподобную (добровольную) жертву, предвидя свою судьбу и судьбу своей семьи, искупив этим грех клятвопреступления любимого им своего народа. Сегодня остановка, казалось бы, за малым — осознанием этой жертвы и покаянием. Нашим покаянием.

По сути, фильм призывает именно к этому. Отнюдь не к мести.


Фильм «Убийство Романовых. Факты и мифы» будет показан 19 июля на телеканале «Россия 1» после программы Владимира Соловьева. Автор фильма — Елена Чавчавадзе, режиссёр — Галина Огурная

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..