Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Красный Вавилон

Красный Вавилон

Хоронить - так по чину и с музыкой
Николай Митрофанов
16.08.2007

Вот уже которую неделю подряд в СМИ муссируется вопрос о якобы готовящемся в правительственных недрах проекте VIP-ритуала для проводов в мир иной высших чиновников. Только вот ведь вопрос – выдержат ли нынешние почетные покойники суд истории?

Хоронить по чину на Руси было принято всегда. Правда, в разные времена делали это по-разному. Большевицкие хозяева жизни, например, стали развивать вполне, с их точки зрения, атеистический тезис, - гражданин СССР должен быть кремирован, чтобы с арены бытия уйти торжественно, оригинально и гигиенично. В 1919 году, по горло занятые Гражданской войной, они даже объявили конкурс на кремационный проект, его победителем стал тогда архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов.

Московские пионеры колумбариостроения

В Москве всячески стимулировался интерес к "трупосожжению". Прослышав, что за границей крематории и колумбарии растут как грибы, сверх меры стали активными чиновники, не желавшие по старинке упокаиваться в гробах.

В противовес традиционной точке зрения на обряд похорон появились и разные ее модернистские ответвления. Удивляться нечему, ведь только недавно состоялась кощунственная новация, противоречащая национальным традициям погребения — мумификация тела Ленина. Обнаружилось изрядное число своеобразных приверженцев загранновшества, якобы идеально вписывавшегося в практику "социалистического города", "красного столичного центра".

#comm#Сооружение Мавзолея Ленина и захоронение поблизости видных большевиков прекрасно служили долговременной идее вождизма. На центральном погосте страны положение каждого умершего определялось соответственно чину.#/comm#

Как организовать такое мероприятие — об этом начали думать еще при Ленине: у основания Сенатской башни похоронили председателя ВЦИК Якова Свердлова. Однако привлекательная идея — вставлять в ниши Кремлевской стены урны с прахом нового почившего революционера воплотилась уже при Сталине. По разряду, аналогичному свердловскому, хоронят, например, Михаила Фрунзе.

Но "руководящие" могилы у Кремлевской стены надо было обихаживать. Финансово-эстетический вопрос о них начал будоражить должностные лица уже в 1925 году. 15 декабря как раз того года заведующий Административным отделом ВЦИК Жиделев посылает письмо зампреду Моссовета Рогову, в котором вот что пишет:

"Учитывая расходы по похоронам тов. Фрунзе (например, за гроб, покрывала, колесницу и прислугу при ней уплочено (так в тексте — Н. М.) 3.350 руб., кроме венков, которые стоили от 675 руб. до 850 руб. каждый), подкомиссия нашла, что существующие в Москве частные похоронные бюро ставят слишком высокие цены по обслуживанию похоронных процессий, обогащаясь таким образом за счет этих процессий. Подкомиссия высказала пожелание, чтобы М.К.Х. организовало свое городское похоронное бюро…"

Да, был такой товарищ Жиделев, кто одним из первых сверху стал подталкивать Моссовет к "огосударствлению" похоронной службы. И "достал"-таки его. Хоронить, конечно, стали беднее, без кистей и глазета. Но зато дешевле.

Испепеление, как идея и профессия

Итак, МКХ-овснная мысль задышала полной грудью. Возник план по узкопрофильному использованию церквей. Выбирались подходящие храмы. Пусть даже действующие — это хороший повод для их закрытия. Земля кругом ничейная. Церкви стоят как бы на отшибе, никто в них "не проживает". Значит, отселять и расселять никого не надо. Вместо отпевания начинается сжигание. Хорошо бы еще под боком иметь место для захоронения праха сожженных…

Объекты внимания определили сразу. Церкви на Ваганьковском и Лазаревском кладбищах, в Донском монастыре. Но решение вопроса заклинило, нигде не обнаружили полного набора условий. И тогда вспомнили о церкви Большого Вознесения за Никитскими воротами.

#comm#В девять адресов полетела повестка, подписанная руководителем отдела благоустройства МКХ Э. М. Кнорре. Бумага извещала, что 14 августа 1925 года назначается комиссия "в целях выяснения пригодности церкви Большого Вознесения у Никитских ворот под устройство крематория".#/comm#

Прибыв же на место, члены комиссии усомнились в жизнеспособности этой идеи. "Возникло сомнение, — пишут они в акте, — в возможности поддерживать в необходимой температуре и чистоте столь значительные помещения самой церкви. Высказывались соображения, что расходы на это сильно увеличат стоимость трупосожигания". Стиль хромает, но уразуметь можно. Вот так судьба отводила угрозу, нависшую над храмом, где некогда Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой.

Решили через три дня поехать в Донской монастырь. Осмотреть церковь на его новом кладбище. При этом члены комиссии опять сделали в акте осторожный упор на собственное мнение: "…В смысле экономии средств и возможности устройства морга и помещений, захоронения урн с пеплом церковь Донского монастыря больше подходит к устройству крематория".

Общество любителей жаркого

Уж такая это была любопытная штука — "огненное" новшество советских коммунальщиков, что около нее многие захотели отметиться. Оригинальное словцо "колумбарий" замелькало в юморесках, в репликах театральных персонажей. Готовясь к открытию первого в стране крематория, деятели МКХ решили создать специальное общество развития и распространения идей кремации. Цель его для них была ясна: "пропаганда и популяризация идей кремации среди широких масс населения и содействие крематорному строительству нашего Союза". Членские книжки под первыми номерами послали Сталину, Калинину, Молотову.

Ну а льготы будут? — спрашивали со всех сторон создателей ОРРИК’а? Подумав, те пообещали будущим членам бесплатное посещение крематория при жизни и дармовое сожжение после смерти. На предприятиях и в организациях появились "уголки кремации". Самым первым обзавелись чекисты, разрешившие его деятельность при профсоюзной организации ОГПУ. Выпустили серию из 12 открыток на сюжеты кремации.

Однако поток вопросов не иссякал. Кто-то интересовался, а можно ли развеивать прах по ветру, где захочешь.

#comm#Кому-то было любопытно узнать, а не намечается ли сделать кремацию более зрелищной, демонстрировать вставание покойника в гробу, его корчи и пр. Обсуждались размеры окошка в двери камеры для наблюдения за динамикой процесса. Один почемучка задал сногсшибательный вопрос: "а на какую сумму можно получить от трупа каких-то полезных веществ". #/comm#

Пришлось особо обсуждать этот вопрос. Постановили обратиться за консультацией в утилизационный завод Мясохладобойни.

И, конечно же, стали обсуждать такой вопрос некоего большевика Дауге: а нельзя ли создать при крематории обособленный музей-колумбарий? И решили: надо создать. Не могут же люди с персональными заслугами положить свой пепел с кем попало.

Пробное испытание печей крематория состоялось 11 января 1927 г. Было сожжено тело рабочего Мытищинской водоподъемной станции Ф. К. Соловьева 53 лет. Сожжение, продолжавшееся полтора часа, засняли на кинопленку. А 6 октября 1927 года "красный погост" в Донском монастыре заработал во всю. Так продолжалось до 1997 года…

Чего потом только не было на разных выставках! Несгораемые номерки, мемориальные дощечки, гробы, сплетенные из лозы, капсулы для пепла.

И хотя, как говорят, строительство крематория окупается только через 10 лет его работы, дело испепеления процветает — вот уже образование Ассоциации крематоров России и стран СНГ подоспело…

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.