Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Кому на Руси учиться хорошо

Кому на Руси учиться хорошо

Социологи выяснили виды российской молодежи на высшее образование
Андрей Борисов
24.06.2008
Кому на Руси учиться хорошо

Главный вывод - планы нового поколения в отношении образования тесно связаны с ситуацией социального расслоения. Такой четкий и жесткий вывод сформулирован социологами в первый раз.

По данным опроса молодежи от 16 до 25 лет, проведенного специалистами Фонда «Общественное мнение», разрыв между «высоко- и низкоресурсными» группами населения очень явный. Так, почти две трети опрошенных молодых людей (63%) заявили, что для достижения своих жизненных целей им необходимо получить высшее образование. Однако показательно, что чаще о важности высшего образования говорят выходцы из семей, где хотя бы один человек такое образование имеет и достиг определенного положения в обществе (72%), а также молодые люди, не испытывающие материальных затруднений (70%).  

Реже всех о важности высшего образования заявляют юноши и девушки, имеющие материальные трудности (51%), а также молодые люди из семей с низким статусно-образовательным положением (46%).

Таким образом, больше половины молодых россиян – выходцев из семей с низкими доходами уже и не помышляют получить высшее образование. Кроме того, почти половина молодых людей из семей с низким образовательным уровнем родителей сегодня тоже не думают о получении вузовской подготовки для последующей жизни. Еще лет 30-20 назад в этой группе населения огромное число юношей и девушек мечтали поступить в вуз, и таким образом добиться более высокого социального и материального положения. Реалии теперешней жизни, увы, не побуждают больше эту группу молодежи стремиться к учению: обучение в вузе дорого, а семье и так жить не на что.  

О своем намерении ограничиться средним специальным образованием говорит каждый десятый участник опроса (10%). Чаще других такими планами делятся респонденты, испытывающие значительные материальные затруднения (18%), и выходцы из тех же семей с низким статусно-образовательным уровнем (16%).  

А вот о необходимости получить второе высшее образование или окончить аспирантуру чаще других говорят наиболее обеспеченные молодые люди (15% против 9% в общей выборке) и, что не удивительно, молодые жители Москвы (26%).  

Исследователи работали с 1500 респондентами, проживающими в 203 населенных пунктах 63 субъектов Российской Федерации. Кроме того, 18 фокус-групп проведено в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Магадане, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Краснодаре и Калининграде (по две в каждом из перечисленных городов). Респонденты отвечали на вопрос: «Когда Вы размышляете о завтрашнем дне, о будущем, то какие цели Вы для себя намечаете? Чего Вы хотите добиться в жизни?».  

Оказалось, что цели, которые ставит перед собой молодежь, можно разделить на несколько тематических категорий: работа и карьера, благополучие, положение и уважение в обществе, образование, семья, брак, личная жизнь.

 За шесть лет со времени предыдущего подобного исследования устремления молодежи кардинально не менялись. Собственно, они и не могли радикально поменяться, поскольку указанные цели носят универсальный характер, и никакие социально-экономические потрясения и социально-культурные встряски в обществе не могут их изменить.  

Однако исследователи отмечают, что все же некоторые различия в настроениях молодежи сегодня и шесть лет назад можно заметить.  

Так, стремление к хорошей работе, карьере, образованию сегодня более выражено, чем шесть лет назад. Чаще высказывается желание создать семью и воспитать детей, не столь явственно акцентируются материальные ценности. Сегодняшняя молодежь трезвее оценивает имеющиеся у нее возможности и ставит перед собой более реальные цели.  

Представители «поколения стабильности» ориентированы на материальное благополучие, но для них важно не столько богатство как таковое, сколько профессия и хорошая работа.  

Радует то, что сегодня успех и богатство рассматриваются молодыми скорее как результат планомерной, трудоемкой работы, нежели плод случайности или везения.

 Это говорит о том, что эпоха «хапкового счастья» и «МММэшной дури» в значительной степени в прошлом.  

Как исследователи и ожидали, высшее образование по-прежнему воспринимается как престижное, позволяющее найти хорошую и высокооплачиваемую работу («без высшего образования – никуда»). Немаловажные факторы выбора – и возможность самосовершенствования, развития личности («чтобы было интеллектуальное развитие»), и возможность «от армии как-то оттянуть время». Последнее обстоятельство (мотив) сказывается на том, что среди студентов вузов разной формы собственности довольно велика доля юношей, причем эта особенность в последние годы носит весьма стабильный характер  

Вместе с тем, некоторые молодые люди (как, впрочем, и в прежние годы) склонны выбирать высшее образование скорее по инерции, нежели рационально («все стремятся получить высшее образование – ну, есть такое клеймо»; «для родителей, ну так, для галочки»). Реализовать такой выбор, впрочем, могут в основном те, у кого семейный бюджет позволяет выделить средства на образование (из этой группы доля получающих «вышку» на платных отделениях государственных вузов, или в вузах частных довольно высока).  

Любопытно, что в ходе исследования опрашивались студенты и молодые активисты различных политических движений. Студенты давали в целом схожие ответы. Единственным заметным отклонением от общероссийских данных может служить большая, нежели у остальных, нацеленность на интересную и творческую работу, поиск своего места в жизни, самореализацию.  

А активисты молодежных движений, в свою очередь, отличаются от молодежи в целом и студентов ожидаемой нацеленностью на политическую карьеру и возможность приносить пользу обществу.

Хочется заметить, что Фонд «Общественное мнение» и калининградский Фонд социальных и маркетинговых исследований на самом деле проводят уникальное исследование «Поколение-XXI». Этот проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением президента РФ о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.  

Подведенные итоги первого этапа исследования свидетельствуют, что в российской молодежной среде стремление достичь социальной вертикальной мобильности во многом связывается с получением вузовской подготовки. Однако, планы нового поколения в отношении образования, увы, жестко детерминированы особенностями жизни, связанными с социальным расслоением населения.  

Высшее образование все более и более становится уделом «обеспеченного населения». Много ли его у нас? И что делать остальным? Неужели потенциальные Ломоносовы будут вынуждены «крутить баранку» или торговать китайскими шмотками на «барахолках»? Есть о чем задуматься министру образования господину Фурсенко. Интересно, волнуют ли его подобные «тонкости жизни»? Судя по всему, плодотворная деятельность министра не выходит за рамки дальнейшего «вколачивания» в школу ЕГЭ, которое объявляется универсальным средством борьбы с «образованием для богатых».  

Однако, как свидетельствуют результаты социологического исследования ФОПа, подобная «фурсенковская забота» о молодежи никак не сказывается на настроениях в ее среде. Молодежь все больше и больше убеждается, что в нашей жизни при любом ЕГЭ без денег в вуз соваться нечего. А жизнь-то – дорожает!  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.